Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Все, кто читают Евангелие, хорошо знают притчу о сеятеле. Вышел сеятель сеять, и одно семя упало в терние, другое при дороге, налетели птицы и поклевали, третье – на каменистую почву, завяло, потому что не имело корня, и четвертое упало на хорошую почву, которая принесла добрый плод. И потом ученикам как людям, способным к слышанию (потому что есть разная степень чуткости человека и настроенности слышать), Он эту притчу разъяснил.
Когда зерно падает при дороге, это налетает дьявол с помыслами, своими технологиями. Он специалист по запудриванию мозгов. И он склевывает это доброе зерно. Другое семя, упавшее в терние, быстро взошло, но всякая суета, всякие страсти человеческие задавили его. Третье – на камне, его быстро человек воспринимает, но мешают заботы, житейские печали, многозадачность: «Ну когда мне молиться, когда в храм ходить? Мне еще и петь охота, а молиться некогда». Четвертое только принесло добрый плод.
Это серьезная проблема, потому что вера от слышания, а слышание от слова Божия. Семя − это слово Божие, но оно должно проникнуть в наше сердце. А наше сердце железобетонное, или ожиревшее, или нечистое. Туда, как в помойную яму, зерно сколько ни бросай, не прорастет… Должна быть определенная культура… Сердце − это почва, а инструмент − слышание. То есть в наше сердце слово проникает через слух. Но для этого наш слух должен быть настроен. Послушание − способность слышать и свою волю направлять к тому, что ты слышишь.
Часто сталкиваюсь с тем, что человек вроде заявляет: хочу жить духовной жизнью, хочу слушаться, слышать. И на Исповеди, например, говоришь какую-нибудь задачку: почитай такую книгу, сделай то-то... И в качестве небольшого экзамена через три минуты спрашиваю, как фильм называется, который надо посмотреть, или лекция, или книга… И видишь недоумение на его лице...
Недавно общался с одной женщиной, она разводится. Это всегда трагедия. Это ядерный взрыв, который все разрушает. И детям эта зараза прививается. Но о детях, конечно, особо никто не думает. Я говорю: «Почему? Ведь это же не сразу началось. Почему год назад не подошла? Все равно болезнь развивалась не за один день, можно было на каком-то моменте помочь, потому что есть разные специалисты». И чувствую: она приняла решение и абсолютно не сворачивает. Говорю: «Если нужна будет помощь, обращайся...».
Но трудно помогать человеку, если он на помощь не настроен, не спрашивает. Это я в юности, в молодости еще думал, что нужно человека подтянуть к церкви, и все у него пойдет. А теперь понимаю: нет. Если тебя не спрашивают, то не сплясывай. Если нет запроса, нет желания сделать шаг вперед, то бесполезно бросать семя в эту почву, это все там утонет и в асфальт закатается. Только когда появляется неутолимая жажда изменить свою жизнь, можно найти выход, а выход только один: у Бога, у Христа.
Одна история, которую Господь рассказал Своим ученикам и всему народу в форме притчи, заканчивается такими словами: «Отче Аврааме, у меня есть братья, пошли к ним Лазаря, чтобы они не пришли в это место мучения». А Авраам говорит богачу: «Есть у них Моисей и пророки, пусть слушают их». Он говорит: «Нет, отче, если кто-то из мертвых воскреснет, они тогда поверят». И тут Авраам отвечает: «Если они не поверили Моисею и пророкам, Священному Писанию, то даже если кто из мертвых воскреснет – не поверят».
Часто люди надеются на чудо: «Если бы что-то произошло, если бы мертвый воскрес, я бы поверил». Нет, не поверит человек, если с ним не случится покаяние – изменение ума, сердца. Просто рациональное признание факта чуда не меняет жизнь.
На богача сильно повлияло то, где он оказался. Вы же помните преамбулу этой истории. Было два человека. Богач, который каждый день пиршествовал блистательно (это, конечно, утрированный образ, потому что здоровья никому не хватит каждый день так пиршествовать), одевался красиво, дорого. И был нищий по имени Лазарь, который лежал у ворот его дома. Лазарь мучился, страдал, хотел насытиться хотя бы чем-то от трапезы богача, но никто не давал ему, только псы приходили и каким-то образом проявляли свою собачью любовь и сострадание, дезинфицируя его раны.
И вот оба умерли. Лазарь был отнесен на лоно Авраамово. Так в то время в Священном Писании и в сознании людей отражалось место утешения, хотя оно находилось в аду. Потому что рай был потерян Адамом, а ворота ада еще не были сломлены крестом Христа. Тем не менее, и в аду есть место, где человек может не мучиться.
И богач оказался где-то в глубине ада, в огне палящем. Надо понимать, что это не физический огонь. Просто мы в ту жизнь берем с собой то, что в этой жизни в свое сердце восприняли. Добрый берет доброе, злой берет злое. Но природа зла такова, что оно живет за счет уничтожения добра.
Почему бесы так истово нас разводят на страсти? Просто потому, что они питаются энергией наших грехов. Человек – это существо, которое вырабатывает энергию. Есть особый вид энергии – энергия зла: злые мысли, слова, действия. И это то, что, с одной стороны, очень радует падших духов, потому что они, как наркоманы, подсажены на эту энергию. А с другой стороны, это то, что жжет нас изнутри. Потому что любая страсть, любой грех, хоть чревоугодие, хоть блуд, хоть ненависть, хоть гнев – это энергия, разрушающая человеческую природу, которая в основе своей добрая.
И понятно, если мы переступаем порог вечности, прожженные страстями, они никуда не денутся. Если ты ненавидел, эта ненависть уходит с тобой туда. Если ты отчаивался, особенно если в отчаянии совершил страшный поступок, убив свое тело, это все переходит с тобой туда. А там есть один нюанс. Там нет тела до определенного этапа – до воскресения. Потому что наступит момент, когда Господь по нашей душе даст нам наши тела, только уже бессмертные.
Тела там нет, выпить, закусить нельзя, отвлечься на телевизор, на компьютерную игру нельзя, пойти пожаловаться кому-то нельзя. И вот тот огонь, который ты с собой туда унес, начинает тебя жечь. Это невыносимая мука – оказаться в этом огне без какой-то возможности его удовлетворить. Здесь-то мы еще хоть как-то можем посуетиться.
И вот этот богач взмолился: «Аврааме, пошли Лазаря, пусть он хотя бы прохладит немного язык мой, потому что я стражду сильно». И слышит в ответ: «Ты уже свое доброе, как тебе казалось, получил». Мы находимся в самообмане, нам кажется, что то, к чему мы сейчас стремимся, и есть счастье: вкусно есть, сладко спать, весело пить и все остальное. Но это не та пища, что необходима душе.
«Ты все здесь получил, а Лазарь получил злое». Но не за это он оказался на лоне Авраама. Потому что, прожив злое, он не стал злым. Зло не вошло в его природу. Если бы он перенес туда озлобление, он так же бы мучился, как богач. То есть Лазарь не озлобился, не отчаялся, он сохранил душу для Бога.
Дальше уже богач просит за своих и слышит такие слова: «Есть у нас Моисей и пророки…». Есть Священное Писание, Церковь, опыт, которым живут миллионы людей. И если человек, проживая жизнь, этот опыт не сделает своим, если он не вдохновится, не воодушевится, не переменит образа своих мыслей и действий, то бесполезно какие-то устрашающие действия применять. Он не изменится.
Очень серьезная притча, она касается каждого из нас. И нам дана целая неделя для того, чтобы мы ее осмыслили с разных сторон, продумали, себя примерили к ней: «А где я окажусь, если сегодня Господь меня позовет?»
Помогай нам всем Господь!
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-27-oktyabrya-2024
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-3-noyabrya-2024
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.