Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (1275) → Зачем воспитывать в детях любовь к красоте?

Зачем воспитывать в детях любовь к красоте?

№42 (1275) / 4 ноября ‘24

Учимся растить любовью

Максим Андреевич Раздобурдин, декан факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, профессор: – Раньше она называлась Императорской академией художеств. Это одно из старейших учебных заведений в нашей стране, старше только Московский университет. Академия была организована в 1757 году, официально, по документам, запущена в 1758 году. В 1764 году ее торжественно открыла Екатерина II.

Еще Петр I, желая обогатить жизнь народа искусством, за год до своей смерти издал указ об академии, в которой бы языкам учились, а также прочим наукам и знатным художествам. Екатерина II этот замысел воплотила. С тех пор художественная академия занимается не просто образованием, но и художественным просвещением. Зачем ученикам воскресной школы знакомиться с искусством – вопрос лишний. Затем же, зачем и всем остальным. А вот как связать культурологическое и религиозное образование, зачем нужен и такой способ, когда есть гораздо более простые, об этом непременно поговорим. А пока прогуляемся по залам и коридорам, где ходили великие художники, заглянем в учебные мастерские.

Сотрудница мастерской: – Краска наносится на валик тонким слоем, чтобы хорошо напечаталось все, что здесь вырезано. С помощью валика краска равномерно наносится на линолеум (валиком как раз получается очень ровно наносить), потом сверху кладется бумага и все прокатывается под прессом. Все заготовки вырезаются вручную штихелями...

Первая остановка – мастерская гравюры. И тут же, как бы между делом, с детьми заводится разговор об эстетическом восприятии. А что это, как не способность души, которую тоже нужно воспитывать?

М.А. Раздобурдин: – Насколько многогранна художественная часть восприятия! Это как в музыке, как в литературе. Возьмите любое произведение Александра Сергеевича Пушкина: там не просто звучат слова, но это образ.

Художественная академия – это не только кисти и холсты, но и станки. Пробираться к ним приходится узкими коридорами и путаными ходами. Без провожатого не обойтись. И вот вторая остановка – мастерская офорта.

М.А. Раздобурдин: – Все, что здесь происходит, в основном связано с работой на металле. Если в предыдущей мастерской мы с вами говорили о высокой печати, то здесь все цветные и черно-белые изображения создаются чуть-чуть в другой системе. Здесь находится руководитель офортной мастерской, и про офорт я попрошу рассказать Романа Сергеевича.

Роман Сергеевич, руководитель офортной мастерской: – Как сказал Максим Андреевич, это глубокая печать. В чем особенность глубокой печати и почему она так называется? При глубокой печати мы получаем печатную форму с углубленным изображением. То есть изображение вытравливается на доске, и таким образом мы получаем выгравированное на доске изображение. При печати краска в эту доску забивается, как мы сейчас видим, а затем излишки краски удаляются тряпочками, бумагой, чтобы краска осталась исключительно только в штрихах на гравюрах.

Меццо-тинто, акватинта, сухая игла и мягкий лак – все это техники гравюры, лишь часть из них. Тем временем представление детей о деле художника ширится.

Роман Сергеевич: – Эта базовая техника называется «Травлёный штрих». Собственно, это первая появившаяся манера офорта. Одними из первых значительных мастеров офорта были Лука Лейденский, Альбрехт Дюрер, Рембрандт. Эти художники сделали эту манеру знаменитой.

Впереди еще одна мастерская, где юные любопытные умы обнаруживают, что художники на протяжении всей истории трудились не только ради чистой красоты, но и ради общей пользы.

М.А. Раздобурдин: – Мы находимся в третьей учебной производственной мастерской. Это учебная лаборатория, где мы изучаем разные техники, работаем с ними не только в теории, но и на практике. Сейчас перед вами литографский камень. Большой тиражный процесс в мире появился именно благодаря этой технике. Раньше не было фотографии. Во время промышленной революции во Франции и Англии, после Кромвеля, появились газеты, и вся реклама шла через газеты. Большой тираж получали именно за счет изображений. Не только текст набирали, но и картинки были нужны. Литография выделяется среди всех печатных техник тем, что у нее самый большой тираж картинок.

Экскурсия подходит к концу, а урок для воскресной школы продолжается. Разговор с ребятами о Воскресении Христа начинается с картины, точнее – с эскиза к фреске Михаила Нестерова «Утро Воскресения» из Марфо-Мариинской обители в Москве.

М.А. Раздобурдин: – В триптихе Михаила Нестерова мы на самом деле видим Великую Субботу. Первыми, кому явился ангел, были жены-мироносицы.

Санкт-Петербургская академия художеств имени Репина – заведение светское, но в ней исторически был и есть храм, верующие преподаватели и серьезная церковно-историческая школа. Говоря об этом детям, мы перебрасываем мост от светского к церковному, чтобы дети не ощущали себя островитянами внутри Церкви.

Архимандрит Александр (Федоров), настоятель храма Святой Екатерины в Академии художеств, искусствовед, профессор: – Я думаю, что эпиграфом для занятий церковным искусством, которое для нас не просто набор отдельных интересных вещей, а целая система, отражающая удивительную красоту и гармонию, могут быть слова из «Повести временных лет» о том, как послы князя Владимира выбирали веру. Они смотрели, что где, а потом рассказывали князю о том, что видели и пережили. Их переживания в Софийском соборе Константинополя очень необычны, ведь там апелляция не к логике или каким-то философским рассуждениям, а только к красоте. Если такая красота и такая гармония, значит, Бог пребывает с этим народом. И они настолько вдохновились, что передали это князю. Это действительно эпиграф для начала наших занятий по истории церковного искусства и зодчества. С другой стороны, то начало, которое тогда было положено, в этих же словах и базировалось. Это очень важный момент. А у нас еще и храм в честь Святой Екатерины в Академии художеств. Святая Екатерина одновременно являет образ и твердой веры, и мудрости (она победила в споре философов в Александрии), и красоты, сразу все вместе. Для Академии художеств это очень важно. Но это важно и в целом для всех нас, православных. Важно, чтобы мы чувствовали красоту и со вкусом подходили к благоукрашению храмов и так далее.

М.А. Раздобурдин: – Человек имеет дар жизни. При рождении он совершенен. Понятно, что в силу возраста, разных этапов своего развития человек научился ходить, говорить, видеть, писать, читать. Но невозможно получить гармоничное видение этого мира, не имея образования. Неважно, изо- бразительное ли это искусство или музыкальное. Замечательно, что сейчас у нас получается все больше внимания обращать на духовно-нравственное воспитание детей. Когда в каких-то православных школах знакомят детей с историей Церкви, с православной культурой России, это очень хорошо. В других регионах страны есть другие национальности, другие вероисповедания (кстати, у нас свобода вероисповедания), и уникальность нашей страны в том, что люди, разные по культуре, по национальности, имеют единое начало. Много примеров взаимодействия этих культур можно привести. Это наша большая ценность, за что мы держимся. Это наша великая страна. И у каждого этноса, у каждой культуры есть своя история. А как без истории жить? Без нее нельзя жить. У нас всегда были дружеские отношения, контакты и с татарским народом, и с чувашским народом. Много можно перечислять.

Этика, эстетика как таковая, просто как направление бессмысленна, но в общем объеме воспитательной, познавательной работы это неотъемлемая часть, и мы не можем отделить одно от другого. Роль культуры, я бы сказал, градообразующая, а ко всему остальному можно уже технически подходить. Это как дерево, на котором растут все остальные ветки и рождаются листики. Это называется культурным кодом русского человека. И русский – это не национальность, человек русский по духу.

Господь Бог дал нам дар. Мы видим замечательную природу, слышим замечательную музыку, читаем замечательную литературу, и все это помогает нам не просто жить и развиваться, а быть в этом мире. Мы люди, у нас разное настроение, мы по-разному себя чувствуем, сегодня нам хочется этого, а завтра захочется чего-то другого. Но есть еще такое понятие, как работа над своим внутренним миром.

Как такового светского образования не бывает. Как такового правильного духовного направления тоже не бывает. Если мы возьмем за основу образование в духовной семинарии или академии, то можно спросить: зачем изучать древнегреческий язык? Давайте будем смотреть только икону Московского княжества и только XV века, а Новгородскую не будем смотреть. Но хотелось бы шире и глубже изучать возможности. Без античной культуры невозможно понимание Древнего мира. Никто в Константинополе и не знал, что их культуру назвали Византийской. И так далее. Можно долго об этом дискутировать, но образование многогранно.

Оказывается, осмысление православных праздников вместе с детьми возможно через знакомство с мировыми шедеврами живописи. Увидев в этом большой потенциал, группа специалистов разработала программу «Путешествие в мир традиций». Над ней трудились и педагоги, и художники.

Татьяна Владиславовна Коваленко, автор программы «Основы Православной веры для всей семьи»: – Один мудрый человек сказал, что духовное развитие – это движение. Движение к святости или движение к культуре. Но будет замечательно, если мы будем двигаться в обе эти стороны, потому что духовное – это о духе, а душевное – о чувствах, эмоциях. В нашей программе «Основы Православной веры для всей семьи» дети с маленького возраста вместе с родителями начинают изучать догматику. И за 1–2 года они довольно хорошо начинают разбираться во всех Евангельских сюжетах и могут грамотно использовать это в своей жизни.

В свое время все важные основы мы поместили на одну карту. Здесь у нас 109 уроков, и каждый из них – это какой-то фрагмент Евангельской истории или житий святых, они соединены в одну систему, одну картину. Таким образом, дети уже стоят на православном фундаменте. Но эти же дети посещают школу, детский сад, и очень важно, чтобы друзья были близкими по духу, по душевным качествам.

Одна из сфер вокруг верующего ребенка – душевная культура. Это прежде всего мировые шедевры живописи. Их творцы (тоже верующие люди) в разные века вложили в эти произведения свою душу, свой талант. Когда мы выстроили всю Священную историю через Евангельские сюжеты, мы ее повторяем через отечественные и мировые шедевры живописи. Оказывается, каждый Евангельский эпизод за прошедшие столетия уже прописан великими художниками. И точно так же, как мы рассказываем наши уроки детям по Евангельским сюжетам, мы можем рассказывать и по библейским сюжетам этих художников.

Многие из этих художников учились в Санкт-Петербургской академии художеств. Когда мы с детьми были на экскурсии, видели работы Васнецова, Нестерова. Но очень важно не просто посмотреть, как потребители, а вдохнуть атмосферу того пространства, где это создается. Сегодня с нами говорили люди, любящие свое дело. Мы видели студентов, которые влюблены в свое дело и готовы работать три ночи подряд, чтобы сделать длинный пояс с буквицами. И мы пришли в Академию художеств, чтобы в нас вдохнули любовь к культуре, но не потребительскую, а глубокую...

Каждый студент академии изучает и исторические жанры, и мифологические, и обязательно библейские. В Академии дается универсальное, широкое образование. Каждый культурный человек, находясь в любом музее мира, должен уметь прочесть картину. Библейские картины невозможно прочесть просто душевным состоянием, нужно знать тайны, которые содержит картина, понять, о чем она говорит и как художник это прожил. Я считаю, что сегодня нам это удалось сполна, потому что мы повстречались с людьми, которые несут этот дух.

Антоний Сурожский говорил, что любви можно научиться только у человека, умеющего любить. Вере можно научиться только через сияние глаз другого человека. Поэтому каждый раз, когда мы собираемся на так называемую экскурсию для знакомства с миром внешним, мы очень внимательно подходим не к тому музею, куда идем, а к тому, кто будет с нами разговаривать.

Когда художник понимает свое место в мире и свою ответственность, знает, из какого источника исходит его талант, и творит не из себя, а через себя, тогда и передать детям можно нечто большее, чем просто хороший вкус.

М.А. Раздобурдин: – Талант дается как дар. Из библейской истории мы знаем, что кому-то больше талантов было дано, кому-то меньше. Но Господь Бог дал каждому человеку свой талант и несение своего креста. И каждому Он дает по его силам. Талант может быть изобразительным, или человек может создавать музыкальные произведения, или литературные. На самом деле мы находимся в одном измерении, и язык изобразительный очень схож с языком музыкальным. Вы замечательно сказали, что в древние времена людям нужно было что-то добывать. Но я считаю, что в древние времена человек был совершенен, был в замечательном месте. Но в силу человеческой судьбы он потерял так называемый Эдемский сад и в поте лица своего стал добывать хлеб. Но дар-то у него остался. Было тяжело жить, выживать, но дар остался.

Когда у человека дар, как мне думается, он не просто где-то на стенке что-то рисует, а делает это потому, что жить без этого не может. Другое дело, сейчас, в силу того, что информационный поток очень большой, нужно обращать внимание на то, чтобы дар был направлен именно на созидание. Ведь можно дар и в другую сторону направить. Нужно постараться объяснить, показать нашим детям, чтобы они знали, где край, за который не надо переходить.

Говорить может и человек, и картина, и художник, и Господь через него.

Т.В. Коваленко: – Мы были у картины Васнецова «Распятие»: страшный, злобный разбойник, который хулил Христа; второй разбойник, чем-то похожий на Христа в свои последние минуты жизни; горе Богородицы. Огромная картина, и она сама разговаривает. Эта картина содержит частицу души художника и помогает ребенку быть уверенным в том, что великие художники, великие ученые были верующими. Рафаэль, Леонардо да Винчи были глубоко верующие люди, и это видно на их полотнах.

У нас дети занимаются с трех лет, смотрят видеоуроки. Казалось бы, что можно понять в три года? Словами – пока ничего. Но когда они видят видеосюжет, видят шедевры фресок, иконопись, слышат слова преподобных, это проходит не через мозг, а через сердце. Сердце у современного человека еще не закрыто. У некоторых оно, может быть, временно затмилось, но у детей оно не закрыто, и до них еще можно достучаться. Но для этого нужно, чтобы что-то живое исходило от другого человека. Совершенно недостаточно, чтобы мы изучали энциклопедии. И очень важный момент – чтобы не было «перекармливания». Когда ребенка с маленького возраста начинают каждые выходные водить в музеи, на выставки или еще куда-нибудь, это обесценивается. А когда ты один раз пришел и увидел такое, что тебя потрясло, тогда сразу идет развитие. Нельзя договаривать все до конца. У каждого должна оставаться свобода движения, развития. Интерес, любознательность – это самое драгоценное, это нельзя растоптать.

Для нас камертоном являются слова преподобных. Я очень люблю святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святой Иоанн Кронштадтский приезжал в Леушино, любовался природой и в каждом цветке видел Творца. Умение видеть вокруг себя красоту Божия творения и Творца в этом – это то, к чему мы стремимся. И это главное, для чего нам нужны занятия.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс