Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1267) → Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Молитва в храме всегда слышится Богом!

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Молитва в храме всегда слышится Богом!

№34 (1267) / 9 сентября ‘24

Первосвятитель

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья, сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с этим замечательным днем, когда мы в этом благолепном недавно построенном храме имели возможность вместе молиться, обращаться с покаянием ко Господу, как это всегда бывает, и чувствовать поддержку друг друга. Потому что, когда мы вместе молимся, то даже если кто-то ослабевает в молитве или отвлекается умом, то благодаря тому, что рядом стоящий молится, невидимый духовный огненный столп молитвы возносится ко Господу.

Именно поэтому молитва в храме всегда слышится Богом, и Господь отвечает на эту молитву – конечно, по нашей вере. А вера – это часть процесса, который соединяет Бога и человека. Бог, имея власть, может помочь человеку, и когда человек просит Господа с верой, совершаются дивные чудеса Божии, которые нередко даже самому черствому человеку открывают духовные очи и помогают увидеть Божественное присутствие в его жизни.

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 14:22–34) содержится повествование о том, как апостол Петр чуть не утонул. Во время бури Господь подошел по водам к лодке, в которой были Петр и апостолы. Можно себе представить реакцию рыбаков, которые хорошо знают, что такое вода, знают, какие опасности она несет, особенно в непогоду. Видя это чудо – приближающегося по водам Господа, они, конечно, были поражены Его силой. И в ответ на эту Божественную силу, явленную в шествии Спасителя по водам, Петр обращается к Господу и просит Его: дай мне возможность прийти к Тебе по водам. Господь сказал: иди. Вступил Петр на воду и пошел, но как рыбак, понимающий всю опасность того, что происходит, ведь вода, особенно во время шторма, может с легкостью погубить человека, испугался и стал тонуть.

Что же означал этот испуг? Страх перед стихией стал более сильным, чем вера в силу Учителя, Господа и Спасителя. А ведь это очень странно. Спаситель шел по водам, Он не откуда-то с берега сказал: иди ко мне; тогда вроде бы и усомниться можно – Он на берегу, а я здесь, в этой пучине. Но Господь Сам шел по водам, давая знак, что имеет власть над этой стихией, и все равно страх перед стихией мира стал сильнее, чем созерцание Божиего чуда.

Конечно, это повествование имеет отношение к каждому из нас. Ведь все мы верующие люди, молимся, просим Господа, но иногда возникает дилемма: поверить или, может быть, не поверить; с точки зрения веры надо бы так поступить, а с точки зрения якобы здравого смысла – пожалуй, это было бы рискованно... И нередко мы, даже не отдавая себя отчет, поступаем в жизни так, как поступают неверующие, будто бы для нас и Бога нет, и чудес Его нет, будто силы молитвы не существует и будто связи с Богом нет. И это состояние богооставленности – не осознанное, а скорее инстинктивное, когда мы обращаемся за помощью к кому угодно, но реже всего к Богу, и приводит к тому, что возникает опасность нашего потопления – не физического, ведь не о хождении по водам идет речь в нашей жизни, но духовного потопления, когда ослабевает вера, когда Бог уходит куда-то на периферию жизни, когда становится необя- зательным даже посещение Божиего храма хотя бы раз в неделю, в воскресенье, к чему и апостолы призывали, собирая общину первых христиан в день воскресный.

Иногда мы делаем все что угодно: в магазины пойдем, на некие ярмарки, которые нередко именно в воскресенье открываются, а кое-кто может и ремонт в доме затеять, и уборку, и даже полы мыть. А что это означает? А это означает, что Бог, даровавший нам жизнь, всемогущий Бог – на периферии нашего сознания. Мы в первую очередь отдаем предпочтение тому, что прямо касается нас в этой личной, земной жизни, и оставляем Господа далеко-далеко от нашего внимания. Ну, а бывает и так, как сказала одна моя соседка, когда я еще жил в Петербурге, тогдашнем Ленинграде, в обычном доме. Она жила рядом и порой заходила поговорить, зная, что я священник. Однажды приходит вся заплаканная и говорит: «Слушай, что ж это происходит? Я все молилась-молилась, Ксении Блаженной носила-носила свечки, а Ваську моего, вора, взяли да и посадили! Я ж просила – так почему его посадили?» Я говорю: «Ну, Ваську-то посадили за дело». – «Да, конечно, за дело». – «Что ж ты тогда просишь Господа? Ты что, хочешь, чтобы Он Своей милостью покрывал беззаконие твоего Васьки? Пускай Васька посидит, ничего страшного с ним не произойдет, может, ума наберется». Так оно и произошло, но вот пример бытового отношения к Богу, будто Он непременно нам что-то должен. Не зря же мы в храм ходим, а еще и свечечку поставим, и денежку положим, – Он точно нам должен, ну а как иначе??

Господь нам ничего не должен! Мы Ему обязаны своей жизнью, своим здоровьем, своим благополучием, одним фактом мирного неба над головой – можно перечислять до бесконечности, что Бог дарует нам. А в ответ что Он от нас просит? Ничего! Он только просит веры в Него. Потому что как Богу отдавать что-то и даровать что-то, если человек в Него не верит? В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в теле, повинном греху (Прем. 1:4), учит нас Слово Божие. Не может в злохудожную душу приходить благодать Божия, не может злохудожная душа обретать Божественное благоволение. А если злохудожная душа приносит покаяние и изменяет свою жизнь, то Господь любовью Своей, милостью Своей покрывает все ее грехи, и та обретает надежду на спасение и Божественный ответ на свои молитвы – нередко проистекающие от действительно греховного человека, но все-таки даже эти молитвы, основанные на вере в Бога, становятся спасительными.

Всему этому мы научены сегодняшним Евангельским чтением о спасении Петра. Господь спас сомневающегося апостола, но ведь так Он и нас спасает, даже несмотря на наши сомнения, на нашу духовную расслабленность, на нашу немощь. Однако есть одно непременное условие – это вера в Господа. А если не верим, то что нас соединяет с Богом? Ничего. И если нет связи с Богом, то почему Он должен нас спасать? Не будет ли это тем, о чем Он сам сказал: Не мечите бисер свой перед свиньями, потому что они могут наброситься на вас? (см. Мф. 7:6). Вот поэтому Господь и не помогает тем, кто не верит в Него, отрицает Его, а тем более борется с Ним на разных уровнях – на политическом, на идеологическом или просто на бытовом. Ну, не хочу я верить в Бога – уж слишком много всяких ограничений. Но Господь нас учит сегодня тому, как апостол Петр был спасен, несмотря на свое неверие, в самый, быть может, последний момент, когда уже стал утопать. Вот так у каждого из нас – даже у тех, кто не очень крепко верит в Бога, может быть, не всегда храм посещает, не исполняет других Божественных предписаний, которые Церковь нам дает. У каждого остается надежда на спасающую руку Божию, которую Он протянул утопающему Петру. И каждому из нас Он может протянуть руку, если мы сами этого захотим. Ведь Петр протянул руку Господу, и Тот взял ее в Свою руку. То есть движение это в обе стороны. Движение от Бога к нам Его милостью и щедротами, и от нас к Богу чистой, искренней верой и добрыми делами. И да поможет нам Господь именно так строить свою жизнь, дабы обрести радость и мир в жизни земной и спасение в жизни вечной. Аминь.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс