Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Первый вопрос традиционный: «Как Вы пришли к Богу?»
– Это был 1988 год. Я служил в армии в горах, в Грузии. Было тысячелетие Крещения Руси, начали появляться статьи на религиозные темы. И меня это очень заинтересовало. Я начал читать статьи в газетах, которые привозили в часть почтой. Они шли с опозданием в пару месяцев, потому что высоко. Зимой бывали обвалы, и в часть можно было долететь только на вертолете. Я, как губка, впитывал все эти статьи. А уже после армии у нас в городе из кафе сделали храм, и я начал туда ходить, потихонечку воцерковляться. Не сказать, что все произошло быстро. Были и какие-то интересные научные статьи, которые доказывали инобытие. Нам же в школе говорили, что Христа придумали попы, чтобы обманывать бабушек, а тут, оказывается, есть какие-то научные факты, доказательства. Меня это очень поразило. Я старался поделиться этим со своими друзьями, но их почему-то это не особо касалось. Рассказываешь, что на самом деле есть Бог и та жизнь, а они оставались прежними. Это так поражало. Но некоторые друзья позже все-таки пришли к Богу.
А как к этому относились Ваши родители?
– Хорошо.
Они были верующими?
– Нет. Отец был коммунистом, но к этому относился спокойно. Мой младший брат сразу после окончания музыкального училища решил поступать в семинарию в г. Санкт-Петербург. А я тогда об этом даже и не помышлял.
Получается, младший брат быстрее Вас принял сан?
– Да. Он служит уже лет 28. Он мне и рекомендацию писал. Когда я поступал учиться, не знал, что останусь в Рязани, хотя город мне нравился. У меня глубокие рязанские корни по отцу. Можно сказать, потянуло на историческую Родину. Но все равно не было гарантии, что я пригожусь на Рязанской земле. И я думал, если что, после окончания вернусь к брату и буду служить у него диаконом.
Помогать ему.
– Да, помогать. В любом случае брат возьмет меня к себе.
А кто был первым священником, который встретился Вам на пути?
– Отец Лавр. Отец Киприан был моим духовным отцом в Новомосковске Тульской области. Они были монахами, у них я окормлялся. Сейчас монастырь разросся, и там уже другой наместник. Многое поменялось.
Мы говорим о поздних советских временах. Прошло много десятилетий. Как в Вас росла мысль о том, что нужно поступать в семинарию? Вы начинали воцерковляться в 1989–90 годах, а в семинарию поступали сравнительно недавно. Как Вы прошли этот путь?
– Путь был очень тернистый. Тогда у меня был продуктовый магазин, я занимался бизнесом. А по ночам работал сторожем в храме «Нечаянная Радость» в Новомосковске. Там я читал книги. Там мне захотелось написать икону. Я начал рисовать. Немного покупал литературу, читал, как это делается.
Вас никто не учил иконописи?
– Потом Господь послал хорошего преподавателя.
Значит, Вы ночью сторожили храм, будучи бизнесменом.
– Да. Все удивлялись, думали, может, не хватает денег. А я не ради зарплаты, она мне в общем-то была не нужна. Просто мне нравится ночью в храме. Меня не понимали ни родственники, ни знакомые. Ночью в храме очень хорошо: никто не мешает, можно спокойно почитать. У меня было свое небольшое помещение, где можно было и рисовать, и читать, и помолиться. Сотовых тогда еще не было, никто не позвонит, никто не дергает. Очень хорошо. Я с теплотой вспоминаю те времена.
Когда Вы дежурили в храме, то были уже активным членом общины? Исповедовались, причащались?
– Да, да.
Как росла идея поступить в семинарию?
– Однажды, не помню, какой это был год, мы поехали к отцу Николаю Гурьянову на остров. Каждый со своими вопросами. У меня были проблемы с жильем. Такие абсолютно мирские бытовые вопросы. Беседа была небольшая, буквально несколько минут, и во время нее отец Николай благословил меня на священство. Я удивился, тогда даже не помышлял об этом. Но мысль зародилась где-то внутри, сидела, вынашивалась. Прошли многие годы, прежде чем я оглянулся назад и задумался, что надо что-то делать, потому что не было удовлетворения от жизни. И вроде Господь послал такую профессию, и заказы есть, и очередь на два года вперед расписана, но на сердце все равно было как-то неспокойно. И сначала я поехал в Тулу, она была ближе, всего 60 километров, но там мне не очень понравилось. А когда я приехал в Рязань, прошел по коридорчику семинарии, зашел в эти небольшие аудитории, мне стало так хорошо. Я подумал, что хочу здесь учиться. И надеялся, что получится ходить на дневные занятия и работать. И был момент, когда я действительно до 12 ходил на лекции. Но потом график начал сыпаться, сроки, обязательства. Не получалось. И поэтому обучался заочно.
Вернемся к иконописи. Вы были ночным дежурным в храме, и у Вас появилось желание написать икону. Многие, когда испытывают такое желание, сталкиваются с тем, что не умеют этого делать. Берешь в руки карандаш, но толком ничего не выходит, какие-то детские каракули. А как получилось у Вас?
– Я взял карандаш, бумагу и икону. Кстати, первая икона, которую я срисовал карандашом, была Казанская икона Божией Матери. Она сохранилась. И я сейчас служу в Казанском храме. Случайностей не бывает. Господь ведет нас такими «имиже веси судьбами». Я сел и нарисовал ее карандашом, и получилось, хотя раньше никогда не рисовал.
Ничего не рисовали раньше?
– Наверное, в школе какие-нибудь карикатуры, но, чтобы серьезно рисовать, такого никогда не было. На самом деле творческий потенциал, мне кажется, есть у каждого человека. В детстве все рисуют. Просто потом в процессе жизни этот потенциал заглушается в суете, и люди от этого отходят. А так все могут рисовать, просто кто-то взращивает это в себе, а кто-то нет. Так же, кстати, как и пение. Все дети поют в детстве. И здесь так получилось, наверное, где-то спал этот талант, а после 30 лет проснулся. И Господь послал хорошего учителя.
Расскажите, пожалуйста.
– Есть такой город под Тулой – Богородицк. Я ездил в Тулу, привозил продукты, забивал свой магазин. А в свободное время вечером ездил в Богородицк и учился там писать иконы. Там уже было дано направление, какие краски, на что обращать внимание, чем каноническая икона отличается от неканонической. И вот так потихонечку. Потом появились заказы. И наступил момент, когда нужно было выбирать, чем ты хочешь заниматься: иконы писать или бизнесом. Там были перспективы открывать продуктовую базу и увязнуть в этом. Пришлось жестко подойти, полностью закрыться и только писать иконы.
Как Ваша семья отнеслась к этому?
– Хорошо. Моя супруга всегда мне во всем помогала. Когда мы занимались торговлей, она вела бухгалтерию. Начал писать иконы, она их золотит. В храме она выучилась на уставщика на клиросе. Очень активно мне помогает.
И после этого Вы стали уже стопроцентным иконописцем, занимаясь только этим?
– Да. Первое время еще был небольшой переход. Сразу резко не уйти, надо было семью кормить. Тогда у меня еще была «Газель», и я на ней занимался извозом. Писал иконы и немножко подрабатывал. А потом и от «Газели» избавился, полностью ушел в иконопись.
Несколько лет Вы были иконописцем, а потом уже пришло желание поступать в семинарию?
– Да. Даже не вспомню, как. Видимо, сидело где-то на подкорке. Ведь и старец благословил, а я иду против рожна. Поехал, посмотрел семинарию и там принял решение.
Решение оказалось судьбоносным, потому что потом Вы переехали в наш город.
– Да, переехали и всю семью перевезли сюда. И дочь, и сын здесь. Господь все так повел очень гладко. На самом деле главное – не сопротивляться воле Божией. Господь все устраивает, и даже становится интересно жить. Когда меня рукополагали, мы с женой думали, что где-то есть деревня, куда меня пошлют, куда мы поедем. Рассуждали, как нас там примут. С интересом смотрели в будущее.
Без боязни.
– Да, без боязни. Господь ведет. Казалось бы, когда начинал писать иконы, родственники не понимали, как так можно, особенно после голодных 1990-х, отказаться от продуктов. Если работа связана с продуктами, то ты всегда будешь сыт. И тут человек все закрывает, и не пойми чем собирается заниматься. С ума сошел. Мой отец, кстати, очень негативно относился к этому. У нас в родне был художник, писал картины. Он был очень бедным. Отец все время говорил, что рисовать что-то – вообще несерьезное занятие. Поэтому если бы он был жив и узнал, что я собираюсь писать иконы, это было бы для него шоком. Хотя оттуда, я думаю, он смотрит и радуется.
Мой отец тоже очень трудно воспринимал мой выбор. Он был человеком атеистического склада. Расскажите, каково принимать сан уже в сознательном, зрелом возрасте? Не трудно ли было начинать служить?
– Да, трудности были. И они даже больше связаны, наверное, с памятью, потому что уже все-таки возраст. Учеба дается тяжелее, чем в молодости. Какие-то вещи тяжело запоминаются. И приходилось общаться с большим количеством людей. Иконопись не предполагала этого, мы в основном с женой плечом к плечу работали. Такого большого общения не было. А здесь нужно и проповедь сказать, и вот сейчас интервью. Конечно, какая-то ломка происходила. Но на самом деле все было принято с радостью. Единственное, был такой страх, что вдруг появляется Священноначалие. Ведь больше 30 лет мы были на вольных хлебах, я сам принимал решения куда ехать, что делать, куда вложить деньги и так далее. А теперь, даже чтобы поехать в отпуск, нужно писать прошение.
И могут еще не утвердить.
– Ты как будто бы лишаешься свободы. Но на самом деле ничего не лишаешься. Настоящая свобода именно во Христе и со Христом. Но страх небольшой был.
Искушение, скорее всего.
– Да, искушение. Просто раньше мы могли решить поехать на юг, быстро вещи собрать, бросить в машину и поехать. И никто не запретит. Но это скорее номинальная свобода, а не реальная, потому что есть сроки, есть заказчики. В любом случае ты привязан к этому. Это кажется, что можешь делать, что хочешь, но на самом деле это не так. И я этой свободой в общем-то и не пользовался.
А так, конечно, была радость. Все поздравляли. Близкие знали, что я собирался стать священником. Все-таки была такая мысль, я ее обсуждал и немножко подавал во время обедов, разговаривал на эту тему. Поэтому они знали. И мечта сбылась.
Жена восприняла хорошо, а дети?
– И дети восприняли хорошо.
Не было бунта?
– Нет, нет. Они все-таки более-менее воцерковленные. Конечно, я мало времени уделял детям. Это сейчас сквозь призму времени смотришь. Дочь пела в детском хоре в храме. Сейчас они с зятем регулярно причащаются, исповедуются, ведут церковную жизнь. Поэтому все было воспринято хорошо.
А как удается совмещать священство и иконопись?
– Каким-то чудом, потому что служб много, а здоровье потихонечку уходит. Но Господь дает силы. Помогают и физические упражнения, баня. Так поддерживаю себя. Но и пишу сейчас значительно меньше, чем раньше. Но все равно удается работать. А как это получается, я даже не задумывался. Господь благословляет. Сегодня в деревне будет служба вечером, я возьму с собой маленькую икону и между службами поработаю. У нас там хорошее светлое помещение. Поэтому получается.
Сейчас часто говорят о том, что деревни вымирают, все переезжают в города, их становится все меньше и меньше. Каково это – быть сельским священником?
– Очень хорошо. На самом деле там живут замечательные люди, добрые, простые. И народ есть в деревне. Конечно, есть совсем вымирающие, но наше село нормальное, в длину километра три. Конечно, прихожан не так много, но есть. Летом приезжают москвичи. Много прихожан из Рязани. Летом в воскресной школе детишек становится больше. Зимой меньше. Службы идут вечерние, утренние. Люди молятся, приходят. Мне кажется, не нужно бояться деревни. Я знаю, молодым священникам это не очень нравится. Может, доход не такой большой, и с детьми проблемы, детские сады, школы. До Рязани от нас 45 километров. Многие возят детей в школу в Рязань. Каждый день туда, обратно.
Живут в деревне, а вся жизнь в городе?
– Живут в деревне, да. И нормально все у них складывается. Я уже сейчас привык. С одной стороны, 45 километров кажется много, с другой стороны – немного. Четырехполосная дорога, полчаса, и ты уже в городе. Есть люди, которые каждый день ездят на работу в Рязань.
По сравнению с Рязанью или городом, где Вы раньше жили, есть разница менталитетов? Или это все-таки условно?
– Разницу я заметил в виртуальном пространстве. Почему-то в Рязани очень много отрицательно, даже зло настроенных против Церкви людей. В Тульской области я не замечал ругани, злобы, которую изливают на Церковь и священников. А в Рязани очень сильно. Моя жена тоже заметила. Мне даже иногда не хочется читать какие-то чаты, потому что там очень много грязи выливается на Церковь. В этом есть отличие. Не знаю, с чем это связано, может быть, с советским прошлым, которое здесь пустило более глубокие корни. Хотя если взять Новомосковск, то это город, у которого вообще нет религиозного прошлого. Его построили зеки в 1930-е годы. Тогда строили химкомбинат и поднимали этот город. В нем никогда не было церквей. Кстати, первый храм, который построили с нуля после революции, был именно в Новомосковске, в Свято-Успенском монастыре. А так, в общем-то, все говорим на русском языке, люди одинаковые.
Сравнительно недавно в Рязань приезжал с визитом Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Но никто не порадовался этому историческому событию для нашего региона. Никто не порадовался тому, что город благоукрашается, помимо всего прочего, архитектурой. Ведь самая красивая архитектура всегда у храмов. Печально, что это не ценится. Начинаем ценить только, когда уже поздно.
Итак, Вы становитесь настоятелем храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Мечта многих священников стать настоятелем. Все думают, что настоятель – это тот, кто стоит первый, все ему кланяются, он всех благословляет, а на деле это человек, который за все отвечает, платит по счетам, ведет коммуникации со светскими и духовными властями. Не отдалило ли это Вас от внутреннего мира?
– Я об этом не задумывался. Особо ничего не изменилось. Когда меня назначили на приход, сначала был шок. Мне нужно было заканчивать очень большой иконостас, огромная ответственность. Надо было защищать дипломную работу. И сразу я еще стал настоятелем. С трех сторон это был тяжелый год. Но каким-то чудом я успел и иконостас написать, и принять все дела, стать настоятелем, и диплом защитить. У меня даже была мысль взять академический отпуск, думал, что не проглочу столько всего. Но Господь все устроил, все получилось.
Каких-то больших изменений не было. Общения стало больше, новый приход, новые люди. Были и негативные моменты. В частности, у моего брата. Его не принимали, потому что у предыдущего настоятеля были проблемы с паспортами, с ИНН.
Распространенная история.
– Да. И когда его сняли и поставили моего брата, то там чуть ли не баррикаду делали. То же самое в Октябрьском с отцом Александром. Тоже были проблемы. Поэтому сначала были сомнения, но слава Богу, приход нормальный, не испорченный. Конечно, первое время люди приходили просто посмотреть, что за священник. Своеобразные смотрины. А потом все потихонечку стало налаживаться. (Окончание в следующем номере)
Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Чурина
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Moe-kredo-Beseda-so-svyaschennikom-Valeriem-Picynym-Chast-1;
https://tv-soyuz.ru/Moe-kredo-Beseda-so-svyaschennikom-Valeriem-Picynym-Chast-2
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.