Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (1265) → Протоиерей Евгений Попиченко: Сохраняйте верность Ему

Протоиерей Евгений Попиченко: Сохраняйте верность Ему

№32 (1265) / 26 августа ‘24

Благая часть

В Священном Писании, в Апокалипсисе, есть слова, которые Господь обращает к одной из Церквей: ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Человек – существо переменчивое, это касается и физического, и эмоционального, и духовного состояния. И это возможно как в одну сторону – к свету, правде, истине, так и в другую. Вспомни свою первую любовь. За много лет церковной жизни наблюдаю такие истории: когда человек открывает для себя Бога (точнее, когда Бог открывает Себя ему), происходит встреча, влюбленность в Него, в Церковь, в духовные аскетические опыты. Первые годы своей церковной жизни человек проходит на вдохновении. Обычно этот период продолжается три года или чуть больше. Все интересно, все как в первый раз: первые службы, первые паломничества, первые духовные беседы и прочтенные книги. И неофит живет этим вдохновением.

А потом наступает период пустыни, когда нужно идти к цели, когда душа иссыхает, когда не хватает сил и необходимо волевое усилие, дисциплина, порядок. И этот период занимает большую часть жизни по сравнению с начальным. В это время мы являем Богу свою веру.

Но то, что было когда-то в юности, в период влюбленности, – было настоящим. Это никуда не делось, просто пришло время, когда нужно доказать верность. В Священном Писании есть слова: Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. Богу важно, чтобы мы обращались к Нему не только тогда, когда грянет гром или пришло вдохновение.

Иногда говорят, что было время, когда молиться было легко, радостно, когда слезы на молитве, когда каждый раз чувствуешь наполненность. Но в этом же нет твоей личной заслуги. Ангел молился вместе с тобой, был рядом, и ты это ощущал, но здесь не было твоего усилия; следовательно, не было духовного роста. Богу важно наше усилие ради Него.

Исповедание по-другому можно назвать верностью. Когда сохранил верность своей первой любви в течение времени, когда казалось, что она иссякла, что Бог оставил, что Он далеко, но, тем не менее, помня моменты встречи, ты продолжал идти, делать усилия, преодолевать страсти, уныние, расслабленность. Ты делал это ради веры.

Когда Иоанн Креститель был в тюрьме, находился в тяжелейших условиях, хотя всю жизнь проводил в подвиге, его душа заколебалась, и он спрашивает: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? Господь ему не отвечает. Он оставляет ему подвиг веры, верности. Христос говорит посланникам: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.

Претерпевший же до конца спасется. Этот период важно прожить, помня, что есть благодать Божия и ты лично ее проживал.

Эта история возможна и в семейных отношениях. Был период, когда вы встретились, но любовь никуда не ушла. Бывает, что быт немножко все присыпает. Но если верить и идти, то наше сердце имеет возможность меняться.

Бог в какой-то период прикасается к нашей душе, к нашей жизни, и происходит преображение. И это последний период нашей жизни. Кто-то им питается как плодами осенью, кто-то этими плодами насыщает других, а у кого-то он бывает уже за пределами этой жизни. Но та верность, с которой человек шел к цели, всегда будет вознаграждена Богом, ибо это и есть исповедание, сохранение верности Ему.

В предыдущих передачах мы коснулись темы построения отношений. Отношения строятся в семье, между сотрудниками, между личностями, свободными и желающими быть друг с другом в отношениях.

Точно так же и с Богом: отношения могут быть построены, а могут быть расстроены. Потому что Бог тоже свободное Существо, и у Него есть то, что Он любит, есть то, чему Он противится. Получается, если для человека что-то важно, для Бога это может быть противно, мерзко. Помните такие слова в Священном Писании? Что высоко у людей, то мерзость перед Богом (Лк. 16:15). И мы можем дезориентироваться, то есть собирать в течение жизни для себя какие-то сокровища, кажущиеся таковыми нам или людям, которые на нас смотрят, аплодируют и говорят, что мы супер. И мы в этом растем, думаем, что приобретаем что-то. А на самом деле для Бога это отвратительно, мерзость.

Чтобы строить отношения, нужно иметь горячее желание, нужна некоторая жажда. Поэтому Господь и дает нам переживать определенные чувства, которые приносят нам какую-то величайшую радость, чувство влюбленности, когда мы парим над землей и нам хочется совершать хорошие, добрые, героические поступки. Это то, что дает человеку импульс становиться лучше.

В семейных отношениях обычно все начинается с этого импульса, а потом он как-то гаснет. Очень важно сохранять и развивать отношения, а для этого требуются усилия. Александра Феодоровна Романова в своем дневнике пишет, что любовь супругов друг ко другу складывается из ежедневных незначительных знаков внимания, ласкового взгляда, приветливого слова, нежного обращения, каких-то действий, которые не так важны, но близкому человеку от них становится на сердце хорошо.

Причем очень важно узнать, на каком языке понимает тебя твой близкий. Бывают ситуации, когда мы вообще говорим на разных языках...

И с Богом бывает точно так же. Ведь у Бога тоже Свой язык. Он нам об этом говорит. Все буквами записано, что для Него важно, какие вещи Он любит, что Он от нас ожидает. И чтобы научиться языку другого человека, другой личности, нужно иметь, во-первых, желание узнать эту личность, а во-вторых – внимательное сердце, чтобы прислушиваться, быть сосредоточенным на другом человеке. Как в период влюбленности молодой человек ловит каждое слово, запоминает много разных особенностей девушки, чтобы потом при случае подобрать те песни, книги, мороженое, фрукты, которые она любит. И он учится настраиваться на другого человека.

Мы точно так же должны научиться настраиваться на Бога. Конечно, это непросто. Потому что нас очень многое в жизни отвлекает. Но если хотя бы сосредоточиться на Его имени, если в течение дня в свободную минуту с внимательным умом и сочувственным сердцем произносить: «Иисусе, Боже спасения моего, Господи, помилуй», – это будет очень серьезный вклад в то, чтобы как можно чаще сосредотачиваться на удивительной Личности нашего Бога и пытаться почувствовать, что Ему важно. И, конечно, нужно читать Его слово, потому что там об этом написано совершенно конкретно.

Помогай нам всем Господь!

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://rutube.ru/video/f5a8cea284dbc295bde0a97300db343f/;
https://rutube.ru/video/c7a8a6cc0e2ee2f9012e49b11513634d/

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс