Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1264) → Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: Бог помогает тем, кто Ему верит

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: Бог помогает тем, кто Ему верит

№31 (1264) / 19 августа ‘24

Архипастырь

Окончание. Начало в №30, 2024 г.

Горненский монастырь, храм Казанской Иконы Божией Матери, матушка Георгия (Щукина) (Царство ей Небесное), к которой у Вас трепетное отношение. Расскажите, пожалуйста, о ней и о том, почему Вы именно так к ней относились.

– Вы бы тоже так относились, если бы увидели живого ангела. Матушка Георгия – это ангел. Не знаю, может, сестры обители могут другие случаи рассказать, но это ангелоподобный человек. Я привозил туда абсолютно светских людей, которые при виде ее немели, не могли даже говорить, у них было ощущение прикосновения к святости. Матушка Георгия имела не только ангельский вид, но и ангельскую душу. Она чудом выжила, блокадница. К ней блокадники всегда приезжали, когда было более-менее свободное время (ведь там много паломников, она всегда всех принимала).

Чудо, что мы вообще можем соприкасаться со святыми людьми. И матушка Георгия свидетельствовала о том, что святые люди есть в нашей жизни. На нее достаточно было просто посмотреть. Раньше святые друг к другу приходили, молча друг на друга смотрели и уходили; так в патериках рассказывается о старцах. Здесь примерно то же самое: можно было просто посмотреть на мать Георгию и уйти абсолютно утешенным, не говорю уже о том, когда она могла поговорить или сказать слово назидания. Слава Богу, что мы имели возможность человеческого и духовного общения. И желаю нынешней игумении Екатерине и сестрам обители укрепления в вере и помощи Божией. Они святые люди, живут на Святой Земле. Чтобы жить на Святой Земле, нужно иметь невероятное мужество, чтобы переносить и тяжести, и сложности. Желаю, чтобы Царица Небесная помогала им в их трудах. Их молитвами мы живем.

Владыка, у Вас на Святой Земле есть любимые места, особо дорогие сердцу?

– Да. Я впервые посетил Святую Землю в 1990 году, когда еще не было много паломников, даже наоборот. Это было время, когда в течение года одна группа от Русской Церкви выезжала на Афон, и одна группа от Русской Церкви выезжала на Святую Землю. Потом уже рухнули границы, и появилась возможность свободного общения, свободного приезда. Тогда у нас не было дипломатических отношений с государством Израиль, и мы летели через другие страны.

В 1990 году почему-то сорвалась поездка, которая должна была быть в определенное время, и мы попали туда в конце июня – начале июля. Было очень жарко. Нас было 12–14 человек, мы были разделены на два микроавтобуса. С нами был священник Георгий Иванов, он был клириком Богоявленского собора в Елохове. Нас возили по разным местам, привезли к Сорокадневной горе в Иерихон. Дикая жара, полдень. Все измучились, потому что утром служба, а потом хождения при 50-градусной жаре. Нас привезли к Сорокадневной горе и сказали: мол, кто хочет, может пойти. Тогда не было никаких транспортеров, просто тропочка, дорожка. В нашем автобусе все сказали, что не пойдут, сил нет. В автобусе хоть кондиционер был. И вдруг этот батюшка, которому тогда было лет 80, сказал: «А я пойду». И вышел первый. Я подумал, что, если дедушка выходит, мне стыдно не выходить. Тоже пошел. Кто-то еще согласился. Несколько человек пошли, часть осталась в автобусах ждать. И чудо: с каждым шагом пути вверх становилось легче. А когда поднялись наверх, я был полон сил, здоровья, радости. Мы помолились. Спустились радостные, веселые, одухотворенные, с новыми силами, как будто окунулись в источник. Пришли в автобус, где нас ждали другие паломники, а они все измученные, усталые.

Верю. Мы же много снимали на Святой Земле. В автобусе кондиционер, а выходишь на улицу – и когнитивный диссонанс наступает: ощущение, что вошел в парилку. И это не преувеличение. Вроде бы вышел на улицу, а ощущение, что шагнул в закрытую хорошо протопленную баню. При этом надо еще как-то двигаться, что-то делать.

– Да, это правда. Это первое впечатление. А потом Тиверия, Галилея, места, где Христос ходил: от каждого места невозможно отойти, есть очень тихие уголочки. В этом году мы ездили, народу нет, паломников, туристов нет, все святые места свободные – и какой-то совсем другой жизнью дышишь. Особенно у Гроба Господня, в Гефсимании. Мои друзья очень любят монастырь Марии Магдалины, прямо с аэропорта идут туда, сидят на скамеечках. Самое главное – не бежать. У нас, русских людей, есть желание за три дня оббежать все святые места. Мол, я посетил 120 мест, а вы сколько? Главное, что ты пришел на святое место, и у тебя есть возможность просто постоять, помолиться, побыть в этой тишине. Мы каждый день ходили ко Гробу Господню просто постоять у Кувуклии; там сразу переключаешься, совершенно иное мироощущение: жизнь перед тобой, а все остальное, житейское очень сильно меркнет. Помню, когда первый раз возвратился со Святой Земли, я был в таком потрясении, недели две не мог войти в обычную колею. Представьте, из Верхнечусовских городков Пермского края – и вдруг оказался на Святой Земле в Иерусалиме. Это сейчас туда каждый может поехать.

Был период, когда каждый мог. Сейчас, пожалуй, все сложнее и сложнее.

– Сейчас сложности. Очень дорого, так сказать, для нормального человека лететь, билеты дорогие, что-то еще подорожало. Не всегда знаешь, что закроют в связи с военными действиями. На Святой Земле все время какие-то столкновения. Недаром же мы читаем в Великую Субботу молитву о мире в Иерусалиме. Это уже традиция – именно в Великую Субботу читать эту молитву.

Вы сказали про Тиверию, про Галилейское море, и я вспомнила свой любимый момент из Евангелия, который очень утешительный. А какие у Вас любимые Евангельские строки, которые Вас утешают, вдохновляют?

– Когда Христос спит в лодке во время бури. И второй очень назидательный момент, когда люди из Гадаринской страны просят Христа уйти от них, после того как Он исцеляет двух бесноватых, и бесы просят вселить их в стадо свиней. Надо понимать психологию ближневосточных людей: свиньи – это все-таки не то, в чем они должны были находить себе пропитание. Поэтому это очень показательный момент. Простите, но можно сказать очень грубо, что у нас нужда в свиньях больше, чем в Боге. И это очень важный момент.

Человеку иногда бывает очень тяжело принять Бога. Но, знаете, когда в машине турбодвигатель, она идет гораздо быстрее. Так и у человека, который принимает Бога, есть такая сила благодати, что, даже болея, он болеет не так, как другой человек: и мировоззрение, и мироощущение другое.

Вы сказали про военные действия на Святой Земле. Все эти месяцы, пока было возможно, у нас были репортажи о православном приходе, который действует в секторе Газа. Это просто героические люди, и, пользуясь случаем, еще раз о них напоминаю, за них надо молиться. Это Владыка Алексий Тивериадский, иеромонах Сила, прихожане, которые там остаются, живут, спасаются на территории прихода.

– Когда мы встречаемся с блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом, он с этого начинает говорить: сколько их православный приход оказал помощи. Когда мы приезжали в феврале, он говорил, что свыше четырехсот семей живут и питаются при этом храме, потому что оказались без крова, без еды, без всего. Все наши скорби – это ничто по сравнению с тем, как выживают другие люди.

У православных арабов в традиции крестить ребенка после года. Они исходят из того, что мама причащается, мама кормит ребенка, значит, пока можно и так. А после года совершается Крещение, и это большой праздник (на наш взгляд, даже немножко преувеличенный). Совершается таинство, а потом все наряженные, народные гуляния. Но был момент, когда они ожидали ракетного удара; об этом было сказано заранее. Они собрали всех некрещеных малышей и крестили всех вместе. То есть, если что, они были готовы. Очень пронзительный момент.

Мы заговорили про Храм Гроба Господня. Сейчас очень много каких-то версий про Благодатный огонь. Какой версии Вы придерживаетесь?

– Я придерживаюсь традиционной версии, что это великое благо. Я был там один раз в 2012 году. Владыка Викентий в свое время организовал эти традиционные стремительные полеты на Святую Землю: прилетел, помолился, получил Благодатный огонь, вернулся. И все это практически за сутки (чуть побольше). Эта традиция, слава Богу, до сих пор сохраняется: из Екатеринбурга всегда летает самолет, отец Максим 21 год подряд летает за Благодатным огнем.

Я тоже был там в 2012 году. Охватывает чувство необыкновенной восторженности: вдоль купола храма стреляют молнии, торжество людское. Просто надо видеть людей, которые получают этот огонь. Извините, от спички такой радости не будет, если каждый раз будет кто-то что-то зажигать. Радость действительно благодатная, это Небесный огонь. И каждый раз это необыкновенное торжество, которое предвосхищает праздник Светлого Христова Воскресения, потому что после этого уже ощущаешь Христа Воскресшего. Являясь традиционалистом, я традиционно отношусь в том числе и к этому явлению. Мы несколько раз пытались блаженнейшего Патриарха расспросить, как и что, но из-за перевода сложно понять какие-то нюансы. Он обязательно читает определенные молитвы, молится. А что там дальше – пусть это будет таинство.

Я, например, не могу принять, когда идет съемка из алтаря. Не все могут войти в алтарь, а через экран телевизора даже человек, не относящий к Церкви, может видеть таинство. Таинственность, сакраментальность должна сохраняться. Таинственность должна быть, и она присутствует в нашей жизни. Не все можно выносить на поверхность. У человека и в обществе должно сохраняться некое благоговение к чему-то таинственному. Мы молимся пением, песней и тайными службами.

Почему люди любят, например, приходить на ночные Божественные литургии? Потому что в них есть доля таинственности; когда нет света паникадил, горят только лампадки, полумрак церковный, человек попадает в состояние таинственности. Отношения с Богом – это таинство. Ведь сколько людей, но у каждого индивидуальные отношения с Богом. И ты не можешь в Telegram-канале либо на экране телевизионном все это выложить и рассказать. Это невозможно.

Абсолютно согласна. Я, например, никогда не беру при монтаже кадры, если снят сам процесс Причастия, когда человек подходит к Чаше. Это нельзя. Со спины, очень деликатно можно снять сам факт, что люди причащаются.

– Снимают в основном люди светские или невоцерковленные. Они делают свою работу, находят интересные кадры. Наше дело – сказать «стоп», чтобы этого не было.

В июле у нас было открытие выставки, посвященной 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, его трудам на кафедре первосвятителей Московских. И там только одна фотография с Причастием, но она все-таки достаточно скрытая, то есть там не показано лицо младенца, которого причащают, а показано лицо Патриарха, который причащает. Отец Игорь Палкин, руководитель фотослужбы пресс-службы Святейшего Патриарха, придерживается такого же мнения: они не снимают, когда идет таинство Причащения. Кто не видел выставку, можно сходить, она работает у нас в Национальном музее и будет открыта еще почти месяц.

Горненский монастырь, о котором мы уже поговорили, находится на месте встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы. Обе носили под сердцем дитя. Я из программы в программу возвращаюсь к этому моменту и думаю, очень важно при малейшей возможности об этом напоминать. Именно эта встреча является богословским обоснованием в документе, который был принят Священным Синодом, о защите жизни человека с момента зачатия. То есть уже в названии документа сказано, что с момента зачатия – уже человек. Так вот, во время этой встречи Иоанн Предтеча, находясь в животике у своей старенькой мамы, чувствует приближение Девы Марии, Которая носит под сердцем Христа. Его реакция и реакция матерей говорят о том, что какой бы младенец ни был (маленький или чуть побольше), это человек. Мне думается, что, когда мы в самом начале СВО получили страшные кадры, что одни люди могут делать с другими, как могут осознанно калечить, это в принципе, визуализация того, что происходит в абортариях. Мы же этого не видим. Может быть, Господь до нас таким образом хочет достучаться? Потому что какое же может быть счастье, какой мир и какая радость, если в нашей стране происходит то, что происходит, абсолютно на законных основаниях? Мало того, еще и оплачивается государством.

– Первое, от чего мы должны абсолютно отказаться, – от осуждения любого человека. От осуждения мамы, которая это делает; папы, который заставляет или не возражает; доктора, который этим занимается. Понимаете, не только мы, но и наши родители выросли, когда это было законом и нормой. То есть генетически это впитано поколениями. Люди сегодня живут совершенно в другом восприятии мира. Например, разводы. Я застал время, когда развод был страшным показателем, это было трагедией для семьи. Сегодня для многих это само собой разумеющееся явление. Точно так же действия по умерщвлению ребенка во чреве являются само собой разумеющимися. Здесь надо подходить с любовью. Одни только запреты ни к чему не приведут. В Церкви, безусловно, есть запреты. Но у Церкви должна быть прежде всего любовь к человеку.

Недавно мы зашли в один монастырь, и там монахиня рассказывала про духовника. У них сначала появился духовник, потом уже стали собираться сестры. И духовник им сказал: главное, чтобы вы никого не отталкивали; например, если пришел человек в шортах в храм или девушка без платочка зашла. Сначала нужно проявить к людям любовь, а уже потом требовать исполнения чего-то внешнего.

Только лишь запретность не приведет к желаемому результату, если не будет любви к человеку. У нас сегодня нет уважения и любви к человеку в целом. Если мы выйдем на улицу и проедем разок в общественном транспорте, то о всякой любви забудем тут же, потому что люди живут в каком-то другом мире. Вот это отношение надо искоренять. И человек к человеку должен проявлять любовь, и государство должно проявлять любовь к своим гражданам, внимание, заботу. Это очень сложно.

Вот мы сейчас говорили о Святой Земле. Сколько раз там приходилось стоять в очередях? Стоишь в очереди час, иногда больше, потому что народу много, сложно. Но граждане государства Израиль проходят мгновенно...

В аэропорту.

– Вернетесь в Российскую Федерацию – тоже будете стоять час в очереди. Много всяких нюансов есть в нашей жизни, они создают определенную картину и ощущение, что ты никому не нужен. Женщина (будущая мама) и ее супруг должны понимать, что их ребенок и они сами нужны обществу, стране, государству, своим близким. Когда кроме запретов будет параллельно работать и какая-то общественная система внимания в широком понимании, тогда, может быть, что-то изменится. А пока у нас будут разводы и аборты, какие могут быть духовные изменения? Это должно быть результатом естественного подхода, а не работой карающих органов. Должно быть естественное желание родителей, чтобы у них была большая семья; они должны быть уверены, что у них будет дом, работа, обеспеченное будущее для них и их детей, что их дети, если будут хорошо учиться, спокойно поступят в какой-нибудь вуз, потом станут зарабатывать, помогать своим родителям и так далее. Все это взаимосвязано.

Владыка, но Ваша мама родила всех вас и воспитала в вере. Какие имелись перспективы? Верующая семья на отшибе всех этих благ, которые полагаются неверующим в советском государстве.

– У наших родителей даже мысли не было по-другому что-то делать, они жили в другой системе ценностей. Хотя это влияние уже было, но у них было религиозное восприятие жизни, соответственно, по-другому они не могли поступить. Сегодня религиозное восприятие жизни далеко не у всех. Многими Церковь воспринимается как золотые купола, церковнославянский язык, еще что-то, а не естественная приходская жизнь, когда все друг друга знают и заботятся друг о друге.

Мы хотим, чтобы наши приходы были большой семьей, чтобы было внимание, забота. Например, человек не пришел на службу в воскресенье, а всегда ходил. Почему не пришел? Надо сходить к нему, узнать, может, заболел или еще что-то случилось. Такие приходы есть, и священники есть. Слава Богу, есть добрые люди. Благодаря таким, как мать Георгия, и живем, потому что они молятся, вымаливают. Есть ангелы среди нас, просто нужно их иногда увидеть.

Владыка, спасибо большое! Если можно – какое-то напутствие в конце программы.

– Жить, Бога благодарить, радоваться и молиться Господу, чтобы Он дал нам возможность и здесь прожить правильно, и с Ним встретиться так, чтобы совесть была облегчена перед этой встречей.

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс