Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (1263) → Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: Бог помогает тем, кто Ему верит

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: Бог помогает тем, кто Ему верит

№30 (1263) / 12 августа ‘24

Архипастырь

Программу «Архипастырь» пригласил в гости митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. У нас не только праздник Казанской иконы Божией Матери, но и праздник радостной встречи. Казанская икона Божией Матери – святыня не только Русской Православной Церкви и православного мира, но и святыня, очень значимая для истории России. Мы привыкли историю воспринимать в категориях политики, экономики, каких-то внешних событий. Но у истории всегда есть духовная основа, она на первый, поверхностный взгляд не видна. В 1904 году икону Казанской Божией Матери украли. Потом был 1905 год, революция. Конечно, все эти события можно объяснять внешними факторами, но можно объяснить и духовным повреждением, которое было связано именно с тем, что к святыне отнеслись так, как отнеслись. Известна ее судьба?

– К сожалению, не известна, но надежда есть. Верующие Казани верят, что икона не пропала. Здесь это очень чувствуется среди прихожан, среди приходящих помолиться. Потому что она здесь присутствует в любом случае. Здесь было ее явление, здесь происходили многие видимые и невидимые чудеса от ее образа. К иконе притекали миллионы людей. Все это здесь сохранилось. Наша земля дышит этим. Она находится под Покровом Пресвятой Богородицы.

То, что нет образа, – беда для всех, скорбь. Но в то же время эти образы разошлись по миру в огромном количестве и каждый из них, наверное, просиял многими чудесами в каждой местности. Они же есть везде: Казанская Вязниковская, Казанская Ярославская и другие. Есть много даже таких икон. Мы же молимся первому образу, мы молимся Пресвятой Богородице. Она от нас никуда не уходила.

На Царские дни в Екатеринбург в этом году Владыка Роман Рубцовский привез Коробейниковскую Казанскую икону Божией Матери и рассказывал, как они с ней приезжали в Казань. В Казань со своей Казанской как-то неловко, но их очень тепло приняли. В интернете можно прочитать целый ряд версий о Казанской иконе Божией Матери. Какой из них придерживаетесь Вы? Если можно, с момента обретения.

– Я не очень осведомлен насчет версий, если можно так сказать. Потому что мы считаем, что место, где была явлена икона, само по себе чудодейственное. То, что здесь вопреки многому за очень короткое время вновь выстроен в прежнем виде Казанский кафедральный собор, – это как раз доказательство присутствия Богородицы в нашей жизни, Которая благословила людей, причем в большинстве своем не придерживающихся Православной веры, а более того даже не христианского исповедания, но которые с любовью вернули прежний облик замечательному собору, построенному еще в 1808 году.

Они его сделали таким, что он не только копирует миллиметр в миллиметр, сантиметр в сантиметр, но даже очень многие детали сохранены в самом соборе, включая пол. Этим я сначала был как-то очень огорчен, потому что стоять на чугуне мы уже давно отвыкли, а в Касли отлили такой же чугунный пол, на котором ты сейчас стоишь и в принципе даже забываешь об этом. Я знаю одного священника, кстати, из Екатеринбурга, он приехал и почти до слез умилился тому, насколько бережно все было сохранено, то есть восстановлено настолько, что ты как будто попадаешь в собор начала XIX века. Он действительно намоленный. Мы чтим Пресвятую Богородицу, и на месте явления регулярно совершаются богослужения в крипте храма. Освящен восстановленный предел. Сначала он был устроен по просьбе Великой княгини Елисаветы Феодоровны, она приезжала сюда к своему духовному наставнику преподобному Гавриилу Седмиезерному.

Удивительно, что Господь Бог дал моему предшественнику Владыке Феофану огромный талант, так что он в каждом месте строил храмы. Сегодня в Челябинске, например, достраивается собор, который закладывал Владыка Феофан. Во многих других местах, к коим прикасалась его душа, строились большие храмы. Но ни один из них он не достроил. А вот в Казанском соборе буквально уже к исходу строительства был освящен криптовый храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на месте явления этой иконы, и он его сумел освятить. В этом криптовом храме мы регулярно служим. Прихожане очень любят этот храм. Каждое воскресенье там совершается ранняя Литургия, а иногда по желанию или по просьбе людей богослужения совершаются и в другое время. Ты безусловно ощущаешь близость Царицы Небесной.

Кроме того, у нас есть очень чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, он в свое время как раз находился на месте ее обретения. Затем, после кражи, в 1904 году был перенесен на место подлинника. А затем уже был период закрытия и уничтожения храмов. Образ сохранили верующие, и сейчас он хранится в одном из наших храмов. Казанцы очень его почитают и любят. Тем более, что там риза осталась от прежней иконы. Это храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище. Он единственный не закрывался и до 1946 года был кафедральным собором. Он гораздо меньше, чем храм Иоанна Предтечи в Екатеринбурге, но пытался вместить всех верующих. Вокруг этого храма находится настоящий некрополь, где похоронено огромное количество святых людей и подвижников благочестия. Мы очень любим это место. Люди туда стремятся. Там пока что находятся мощи святителя Гурия, пока мы не сделали новую раку для его мощей. Туда как раз все святыни и сносились.

Там же похоронен Николай Ильминский, которого так почитают кряшены.

– Его почитают не только кряшены. Его очень почитают вообще люди Поволжья.

Практически как апостола.

– Да, совершенно верно.

Мы снимали храм Тихвинской Иконы Божией Матери, и там есть икона Николая Ильминского.

– Еще не икона, еще образ.

Если можно, расскажите о кряшенах. Как сейчас развивается это направление церковной деятельности, взаимодействие с ними?

– Непросто. Есть села с преобладающим кряшенским населением. У нас 202 населенных пункта, где проживают кряшены. В одних из них в основном проживают люди, относящие себя к кряшенскому этносу. Но все дело в том, что каждый хочет слышать свой родной язык. Сегодня на 202 кряшенских населенных пункта у нас только 28 священников-кряшенов. Это создает определенные сложности. Эти священники ездят по этим селам, проповедуют, исповедуют. Мы с радостью принимаем тех, кто хотел бы учиться в духовной школе, и принимаем тех, кто хотел бы заниматься кряшенской миссией. У нас есть отдел по созданию кряшенской миссии.

В эти места регулярно приезжают священники, совершают богослужения. Но там практически один священник приходится почти на 10 сел. Но они все распределены. Кряшены знают, когда они приезжают. В Чистополе достраивается кряшенский храм. Кряшенский храм строится в Набережных Челнах. Пока что это временный храм, примерно, как на Ботанике в Екатеринбурге.

Как мы ждали храм на Ботанике в Екатеринбурге! Но он пока временный.

– Было бы желание. Было желание построить храм Александра Невского в Алапаевске, и его построили. Если будет желание построить храм на Ботанике, тоже не вопрос.

Такое ощущение, что в Татарстане больше желания строить и восстанавливать храмы, и вообще как-то очень достойно относятся к тому культурному, духовному, историческому наследию, которое нам досталось.

– В Татарстане очень много внимания уделяется духовно-нравственному развитию, и религиозная составляющая находится далеко не на последнем месте. Здесь с большим уважением относятся к духовенству. Если даже ты встречаешься с мусульманским населением, в любом случае к тебе относятся с уважением, даже иногда подчеркнутым. С нашей стороны также проявляется уважение к местным имамам, мы взаимодействуем. Вы увидите, что на празднике к нам придут наши друзья из мусульманской уммы. Потому что мы всегда приходим друг к другу и поздравляем друг друга с праздниками.

Здесь все очень переплетено, и этот мир очень трепетно сохраняется как со стороны живущих в православной среде, так и с мусульманской, и со стороны власть предержащих. Все это очень поддерживается, и всегда есть такое взаимопроникновение людей, когда они дружески общаются. Безусловно, у каждого их нас свое видение Бога, свое видение Творца, но при этом мы молимся и уважаем молитвы друг друга. Поэтому нормально, когда у нас звучит азан, а в это же время начинается колокольный звон. Это очень естественно в нашей жизни.

А что такое азан?

– Это когда с минарета звучит призыв к молитве.

В июне по инициативе и при активной поддержке Генштаба России прошел Небесный Крестный ход «Крылья Победы». В течение недели они облетели девять военных авиабаз, облетели границы России и Белоруссии с иконами Божией Матери: Ченстоховская, Песчанская, которая уже была на фронте и на фронте явила чудо мироточения, мироточивая икона Государя Николая II и многие другие святыни. Военные не просто разрешили полетать со святынями и побывать на военных базах. Они дали ИЛ-18, два экипажа, которые сменяли друг друга. У Вас есть ощущение, что происходят какие-то перемены, которые сквозь скорбь, сквозь испытания, но все-таки ведут к чему-то такому, что должно было бы быть?

– Это непростой вопрос, на самом деле. Вы сейчас мне напомнили, как мы с одним добрым человеком Александром Павловичем Лапиным, тогда командующим Центральным военным округом, в самом начале пандемии в 2020 году взяли образ святителя Николая из Царского поезда, который верующие уральцы считают чудотворным, и другие наши святыни. Даже среди наших близких есть люди, которые получили исцеление от этого образа. Друзья наших друзей исцелились от онкологии, причем тяжелой степени. Этот образ стоит в храме Святителя Николая на Ганиной яме. С этим образом мы попросили его поддержки, и он вместе с нами облетал Екатеринбург на вертолете. Мы облетали еще и окрестности. В свое время мы тоже сделали такой крестный ход. А потом мы еще объехали по городу с духовенством. Это уже было. Это не единичный случай. Этот крестный ход Победы – тоже не единичный случай.

Другое дело, что болячки прежней жизни иногда выскакивают. Есть сознательное ущемление, насмешка или попытка надсмеяться над религиозными символами.

Это касается и христианских символов, и исламских, когда сжигают Коран, например, или пилят кресты, или пляшут на крестах, или еще что-то делают. Это вызов демонических сил, которые не отдают народ Богу, пытаются его задержать таким образом.

Духовная борьба никуда не уходила. Просто сегодня, благодаря средствам массовой информации, все сразу становится известно. Поэтому надо быть к этому готовым. Люди сегодня прекрасно понимают, что жизнь дана Творцом. Когда рухнули препоны, стало возможным свободно молиться, свободно исповедовать свою веру в Бога, перестали действовать внешние ограничители, люди стали более свободными в своих религиозных выражениях. Дай Бог, чтобы эта возможность укреплялась верой.

Сегодня эти моменты очень больно ранят душу, но, к сожалению, они естественны в нашей жизни. В этой борьбе силы добра должны одержать победу. По-другому не может быть, потому что с нами Бог. Борьба с Богом, борьба с Творцом в тех или иных формах выражается. С учетом сегодняшней сложной ситуации, кровопролития, которое происходит совсем рядом, когда возвращаются раненые бойцы или когда мы хороним молодых людей, которые еще не успели начать жить, а уже погибли в сражениях за Родину, – это раны на теле нашего общества. Надо пытаться исцеляться обращением к Богу, к Творцу. Потому что так просто ничего не происходит. И те болячки, которые сегодня прорываются на теле нашего общества, – это следствие больших болезней, которые мы переживали и переживаем сейчас.

Очень большой показатель – так называемое пандемийное время, когда люди добровольно отказались от хождения в Божий храм. Это свидетельство недоверия Богу. Бог помогает тем, кто Ему верит, доверяет. Если человек еще не знает об этом, то слишком трепетно относится к самому себе.

Да, было странно, что в какой-то момент нам сказали, что теперь главная цель жизни христианина – не умереть от ковида. Владыка, пользуясь случаем, передам Вам поклон от верующих людей Екатеринбурга за то, что Вы ни разу не сказали не ходить в храмы и ни разу не сказали о том, что теперь лжицу после Причастия будем спиртом обрабатывать. Сейчас, когда уже можно посмотреть на это со стороны, понятно, в какой морок мы попали. И очень важно, что были те, кто остался верен тому, что говорилось до пандемии, что это Тело и Кровь Христовы, что Господь – всемогущий, а не ковид всемогущий.

– Слава Богу, мы это пережили. Предполагаю, это не последнее наше испытание.

Но такой опыт уже есть. Я помню себя человеком без QR-кода: эфирный наряд я могла подготовить только каким-то партизанским образом. Мое платье, чтобы его подшили, в ателье сдавал Тима Обухов, а забирал Леша Черных, потому что у них были QR-коды. Такая вот анекдотичная ситуация. Но на самом деле это не смешно.

– На самом деле мы живем в самой свободной стране, что бы ни говорили. Потому что в других местах было очень жестко, доходило до тюремного заключения. Людей, которые могли себе позволить какие-то выступления против или еще что-то, государство жестоко наказывало. Думаю, что нам повезло. И Екатеринбург был, наверное, самый свободный город, совершенно без жестких мер. (Окончание в следующем номере)

Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Простая молитва, обращенная к Богу с верой, совершает чудеса

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Мы сегодня вспоминаем преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, которого называем чудотворцем, потому что как при жизни, так и после своей кончины он совершил и совершает многие чудеса. Все православные люди, в общем, знают его житие. Знают, что с человеческой точки зрения он был глубоко несчастен: в детстве упал с колокольни, чуть не разбился, стал инвалидом – низкого роста, согбенный, немощный… У нас таких сейчас отправляют на пожизненное пребывание в соответствующих учреждениях, где за ними следят, ухаживают. А преподобный Серафим Саровский, будучи глубоким инвалидом, практически неспособным к жизни в обществе, уходит даже из этого общества. Куда? В лес, чтобы там жить и молиться. А ведь в лесу и дикие звери, и дров нужно нарубить, чтобы костер или печурку разжечь, и продукты питания какие-то нужно иметь. А как все это в лесу? Все же самому надо делать – выращивать, ухаживать, заботиться, обеспечивать просто физически свое существование. И каково это для инвалида, который ни на что не был пригоден в обществе?

 
Архипастырь

Митрополит Томский и Асиновский Ростислав: Избегайте крайностей!

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс