Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1261) → Матушка Алена Топычканова: Главное – присутствие Бога в жизни

Матушка Алена Топычканова: Главное – присутствие Бога в жизни

№28 (1261) / 29 июля ‘24

Вторая половина

Что Бог сочетал, того человек да не разлучает, – читаем мы в Евангелии. А кого сочетать на всю жизнь, Господь выбирает Сам во исполнение Своего замысла о том, что брак должен быть прочным и счастливым. Ради этого Господь дал много мудрых советов, которые помогают справляться с любыми трудностями и сохранять священный союз.

Микрорайон в поселке Кременкуль Челябинской области, куда мы приехали, называется «Идиллия». Микрорайон строящихся коттеджей в окружении лесов, похоже, намерен во всем оправдать свое название. Дома здесь стоят, к примеру, в переулке Тихом или, как у наших героев, на улице Приятелей. Разве не романтично? Мы в гостях у клирика челябинского храма преподобного Сергия Радонежского иерея Сергия Топычканова и его жены, матушки Алены. В их семье действительно «семь Я»: папа, мама и пятеро детей. Семейный союз отца Сергия и матушки Алены в свое время состоялся не благодаря, а вопреки многим обстоятельствам – внешним и внутренним. Прежде всего вопреки включению своей воли каждого из них в принятии серьезного решения. Не напрасно же говорится: «Хочешь насмешить Господа, расскажи Ему о своих планах».

Алена родилась в Челябинске, в семье мамы – педагога и папы – кадрового военного, была единственным ребенком в семье.

Матушка Алена Топычканова: – Дисциплина однозначно была, задали сразу направление – отличница, надо учиться хорошо и так далее. С серебряной медалью я окончила школу.

Алена училась в Физико-математическом лицее №31 в Челябинске. Математику она любила, предмет давался ей легко, но по природе своей девочка оказалась все-таки гуманитарием. Это проявилось уже в детстве.

м. Алена: – Каждое лето я проводила у бабушки в деревне – это были прекрасные, незабываемые дни. Я туда стремилась, 1 июня уезжала и практически до 31 августа там жила. Первые мои стихи родились там и посвящены деревне.

А в старших классах в ее жизнь вошла классическая литература, причем не только и не столько как школьный предмет.

м. Алена: – Через Достоевского в мою жизнь вошли такие понятия, как покаяние, искушение.

Преподаватель литературы Ирина Геннадьевна Третьякова, ни слова не говоря о Православии, через высокую литературу помогала детям открывать вечные истины. Эти открытия заставили Алену после окончания лицея отказаться от престижных профессий, в которых видели ее родители.

м. Алена: – Плюс хотелось получить такую профессию, которая бы немножко привнесла в этот мир хорошего.

Алена поступила на филологический факультет Челябинского государственного университета и уже на первом курсе решила во время практики поработать в православной гимназии. Школьные открытия духовных истин жили в душе и звали идти дальше.

м. Алена: – В тот момент мне начала открываться Церковь. До этого затеплилась в душе вера, начала что-то понимать, чувствовать, но порог храма не переступала.

Раз пришла, два, а вскоре уже не могла без храма. Дело в том, что после лицея, с его атмосферой, привычным кругом общения, в университете Алена переживала достаточно серьезный духовный кризис. Был период, когда она каждый день по дороге из университета домой заходила в храм, чтобы поговорить с Господом. Только Ему она могла открыть душу. Этот период нашел отражение в ее стихотворении, которое она назвала «Разлом». Вот фрагмент из него:

м. Алена:
Вот было время,
ушло куда-то,
Мы жили логике вопреки.
Не было скейтов
и самокатов,
А были роликовые коньки.
На них по парку навстречу
ветру
Мы мчались мимо ларьков
пустых –
Последняя порция
Страны Советов,
Подростки дерзкие нулевых.
А в это время где-то звенели
колокола,
И в кровь по каплям
живая вода текла.

Иерей Сергий Топычканов: – Игры на улице, речка, лед, лодка, рыбалка, костер, лазание по деревьям.

Таким было детство отца Сергия. Оно прошло в селе на границе Челябинской области и Казахстана.

иер. Сергий Топычканов: – Если кто говорит, что несчастливый, что его недолюбили и все вокруг виноваты, мне кажется, это попытка скинуть с себя ответственность за то, что есть. За то, что было, нужно поблагодарить.

Родители будущего священника развелись, когда он вступал в подростковый возраст. Драматичное событие стало для него серьезной трудностью, но одновременно началом осознания, что человек сам ответствен за свою жизнь.

иер. Сергий Топычканов: – Если он идет созидать – созидает, несмотря на то что у него происходило, есть родительский дом или нет. Понятно, если бы у меня не было Церкви Христовой, то я бы потерялся.

После окончания девяти классов Сергей уехал в Златоуст, получил профессию электромонтера, начал заходить в храм, но пока только заходить. В 19 лет, уже работая на селе, он впервые поехал на Рождественскую службу в село Николаевка. Настоятелем там служил отец Афанасий Фархутдинов, в будущем игумен Богоявленского монастыря в Челябинске. Именно он заменил молодому человеку отца, стал его духовником. Когда же отца Афанасия пригласили в Башкирию, он позвал с собой своего верного помощника.

иер. Сергий Топычканов: – На тот момент для меня не было ничего важнее Церкви Христовой. Я, конечно, согласился.

Башкирия, село Крымское, храм Преподобного Серафима Саровского. Оттуда духовный путь привел отца Сергия к священническому служению. Первым шагом на этом пути стало Челябинское духовное училище.

м. Алена: – На втором курсе я пошла в воскресную школу к отцу Ярославу, два года отучилась в воскресной школе. Начал складываться какой-то круг общения с верующими людьми. Когда училась на пятом курсе, отец Ярослав организовал молодежное общество «Держись». Мы решили так назвать, потому что это многозначное слово: держись за Бога, за веру, за друга, не сдавайся.

Алена была активисткой молодежной организации, принимала участие во всех мероприятиях, читала свои стихи, проводила экскурсии по собору. Там, в соборе, впервые и увидела своего будущего мужа.

м. Алена: – Мы сейчас вспоминаем – смотрели друг на друга через иконы. Он постоянно был в соборе, я тоже часто приходила, к иконам прикладываешься, а в стекле отражается то, что сзади. Так ходишь, прикладываешься к иконе, смотришь: он тоже прикладывается.

Они начали встречаться, и примерно через месяц Сергей предложил Алене быть его женой. Несмотря на скоротечность отношений, девушка в итоге согласилась, но...

м. Алена: – В последний момент я сбежала из-под венца, поняла, что слишком быстро все развивается, надо остановиться, и первую свадьбу мы отменили. Для меня это было шоком, очень сильно переживала, тем более что мы на тот момент уже сходили к Владыке Иову, благословились. Он благословил нас на брак и спросил: «Вы точно не передумаете?» Мы сказали: «Да, точно». Это было очень сильное искушение.

Сергей, сердечно и глубоко верующий, отличался от молодых людей, которые окружали ее в лицее и университете (уверенные, прагматичные, нацеленные на карьеру и материальный достаток). Пожалуй, эта несхожесть ее и смутила, но в итоге и расположила. А этот случай стал уроком для обоих.

м. Алена: – Я увидела, как он это переживает. Люди ведь проявляются в том числе в таких обстоятельствах. Насколько достойно он это все воспринял и пережил, продолжал добиваться нашего общения...

иер. Сергий Топычканов: – Наверное, интуитивно понимаешь, что это твой человек. Я думаю, что должна быть непрестанная самокритика, непрестанный анализ своего духовного состояния, потому что порой мы находимся не в прелести, но в прельщенном состоянии о себе.

Круг душевных страданий закончился преодолением своих страстей и Венчанием.

м. Алена: – Мы в ЗАГСе расписались, устроили небольшое застолье для самых близких людей. Прямо после застолья поехали на поезде в Питер венчаться у святой Ксении Петербургской, поскольку она нас свела, мы считали ее своей Небесной покровительницей.

После университета Алена преподавала в православной гимназии, заняла второе место во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Скорее всего, ее ждала блестящая карьера, но Господь сочетал ее с Сергеем.

м. Алена: – В один момент я все это бросаю, выхожу замуж и уезжаю в какой-то Карабаш. Для родителей это был шок.

Карабаш был первым местом служения отца Сергия в сане иерея – хорошая школа жизни для семьи во всех смыслах: становление новых взаимоотношений, рождение детей, проблемы со здоровьем у старшего сына, начало служения Церкви Христовой.

м. Алена: – У меня не было никаких сомнений, ни разу я не засомневалась: «Может быть, стоило остаться жить в Челябинске?» Для меня было очевидно, что теперь я за мужем везде.

Два года в Карабаше, потом семь лет в селе Багаряк Каслинского района.

м. Алена: – Там родились Дуня, Настя, был совершенно другой период семейной жизни, наступило умиротворение, спокойствие – деревенское счастье.

В тот период отец Сергий окормлял несколько приходов, с одним из которых отношения не сложились. Ситуация, знакомая многим молодым настоятелям: батюшка должен, батюшка обязан.

иер. Сергий Топычканов: – Партработники ушли, а я, священник, должен занять их место. Во мне это вызывало протест. Конечно, сейчас, немножко набравшись опыта, я бы смог как-то варьировать... На тот момент меня это обижало.

Отец Сергий тогда обрел болезненный, но полезный опыт – надо быть над ситуацией, уметь договариваться с разными людьми, уповая только на Божию волю. Этот опыт священник успешно применил в другом приходе и понял, насколько благодатно собственное внутреннее преодоление.

иер. Сергий Топычканов: – Важно не останавливаться. Ты благодаришь Господа за то, что Он тебе помог от этого избавиться, и порой замечаешь, что это тебя воодушевляет на то, что ты все-таки меняешься.

Пятый ребенок, дочь Танечка, родилась уже на новом месте служения – в Челябинске. Старшие дети Топычкановых учатся в Русской классической школе «Родное слово». Матушка Алена проводит там внеклассные мероприятия, связанные с литературой, – это ее стихия. Недавно она окончила литературные курсы при Челябинском университете, участвует в литературных мастерских на выездах. Ее стихи начали попадать на конкурсы, ведь со временем они обретают новое звучание.

м. Алена:
Детские сердца ищут
моей любви,
Жмутся как воробьи –
ближе, ближе и ближе.
Быстро проходят дни,
ночи же так длинны...
Месяц сквозь окна мне
старую рану лижет...

Матушка Алена говорит, что отличительная черта их семьи – спонтанность. Могут незапланированно собраться и всей семьей поехать на природу. Или, к примеру, устроить пикник во дворе. Да мало ли возможностей семейного отдыха для любящих людей...

м. Алена: – Мне это нравится, я считаю, что это какая-то открытость – обстоятельствам, миру. Нахождение перед Богом в любой момент жизни. Если я о Нем помню, если себя привожу в порядок, стараюсь жить в соответствии с Божиими заповедями – это главное, присутствие Божие в жизни.

иер. Сергий Топычканов: – Путь всем вместе к Богу. Он, безусловно, наполняет радостью всю семью.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс