Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Казалось бы, мы люди, так или иначе живущие в Церкви, не можем не быть заинтересованными. Но что же такое заинтересованность? С одной стороны, да, в Церкви столько всяких событий, праздников, крестных ходов, богослужений и так далее. Но это только внешняя сторона дела.
– Попробуем разобраться вместе. Когда я был неофитом и еще не был священником, мне тоже очень хотелось привести своих товарищей в Церковь. И я пытался по-своему объяснять, что именно им надо делать, как я себе представлял жизнь в Церкви. Рассказывал про богослужения, про праздники, которые нужно посещать, про Причастие. И дальше человек, предположим, начинал каждое утро и вечер читать молитвы, ходить в храм и причащаться. И я упирался в то, а что же дальше? К чему все это должно привести? На каком-то этапе все новое, неизведанное, будоражащее вызывает интерес. Но потом интерес пропадает, потому что вроде как ты уже знаешь в Церкви все: и молитвы наизусть, и строй богослужения, и праздники. И наступает такая как бы усталость. Ну, а дальше-то что? Отчасти это, наверное, компенсируется тем, что есть какая-то социальная составляющая, какое-то служение, воскресные школы, нужно детям объяснить, что это такое и для чего мы ходим. Такая мотивация. Но и она на каком-то этапе тоже начинает сбоить. И тогда встает очень серьезный вопрос о том, что форма уже сформирована, и теперь надо ее наполнить содержанием. Для чего мы ходим в Церковь? Для чего это все? Что я хочу для себя найти в Церкви? А точнее Кого? И вот эта встреча со Христом, личное соприкосновение с Богом – это вопрос, который встает в полный рост, что называется.
Встреча бывает в разных вариантах. Я слышал много разных рассказов о том, как это происходит, как человек ощутил, что Господь рядом, что Он ведет его по жизни. Мне кажется, что, каким бы ни были разнообразия этих случаев, тем не менее, это личное соприкосновение с Богом – самое главное, это самая большая мотивация, которая есть, и уже от нее строится все остальное. Мы можем наладить лучшую богослужебную, социальную жизнь в каком-то отдельном взятом храме, можем наплодить волонтеров, помогать болящим – все, что угодно, но при этом, если нет этого внутреннего, глубинного ощущения для Кого ты это делаешь, все это так или иначе выхолащивается и превращается в рутину. И ты все равно упираешься в вопрос «Зачем?»: зачем я сюда пришел? что мне здесь делать?
У меня был один товарищ, с которым мы сталкивались по работе еще до священства. И вот я стал священником. Еще такое новоначальное пылание, только-только рукоположен. И, видимо, я заразил его своим огнем. Он пришел ко мне: «Я хочу креститься». Я поговорил с ним со всем своим пылом, подготовил ко Крещению. Я же его и крестил. И он один раз пришел в храм, второй. Я объяснил, как надо молиться, как ходить на службы. И он честно, искренне ходил. И в какой-то момент подошел ко мне и сказал: «А дальше что? Я делаю все, как ты сказал». И вы знаете, на тот момент при всей моей пылкости я не нашелся, что ответить. Для меня это тоже было загадкой. Я сказал человеку все. Обычно, знаете, как бывает: поговорил с человеком, дал ему начальные данные, и он исчез. И ты не знаешь, начал он так делать или не начал. Может, иногда проявляется, встречаешь его в церкви, значит, когда-то ты заронил семечко в его душу. И в общем-то все, дальше ты не отслеживаешь его судьбу. А тут я за человека как бы поручился. Это был практически первый такой осознанный человек, который начал буквально делать все, что я ему говорю: молиться утром и вечером, ходить в храм по воскресеньям, причащаться раз в месяц. А дальше что? И тут я понял, что, наверное, надо как-то по-другому начинать.
Я, честно признаюсь, до сих пор для себя не очень ответил на этот вопрос, как заинтересовать. Потому что проще всего, как это ни странно звучит, организовать какие-нибудь кружки, чтобы люди, которые приходят в храм, занимались каким-то делом. Это хорошо. Но тоже приходилось сталкиваться с тем, что в это все и упирается. Вся моя христианская жизнь сводится к тому, что я исполняю какое-то послушание, зачастую тоже какое-то неосознанное. Я волонтерю где-то и еще что-то, и я молодец. Это тоже не то. То есть такая глубинная заинтересованность не на этом зиждется. Это все такое внешнее.
Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Разбойник, который был распят справа от Христа, ни в какой Церкви не состоял, но оказался первым в раю. Может быть, для того чтобы найти эту связь со Христом? Главное, что он сделал? Поверил Христу. Может, это и есть самое главное: именно поверить Богу?»
– Спасибо за ремарку. Действительно, очень весомый аргумент в пользу того, что, скажем, такая кипучая социальная деятельность вовсе не является обязательным атрибутом и условием для того, чтобы войти в Царство Небесное. И разбойник тому пример. Он всю жизнь был разбойником, а в праведность ему вменилось то, что он, будучи в таком беспомощном состоянии, умирая, сумел разглядеть Бога в таком же, как он, беспомощном умирающем человеке. Тогда как его товарищ как хулил, так и продолжил хулить и ничего такого не увидел. Это вменилось разбойнику в праведность. Да, бывают случаи, когда спасает одно какое-то действие. В истории Церкви такое было, когда, например, человек вел не самый праведный образ жизни, а потом пострадал или умер за Христа. Такой единичный шаг.
Севастийские мученики.
– Да, и тот охранник. Или в пользу того, надо ли часто причащаться и ходить в церковь, самый яркий пример – Мария Египетская. Причастилась два раза в жизни.
А Иоанн Кронштадтский причащался каждый день.
– Да. Нет какого-то единого образца для всех: делай так, и будешь спасен. Понятно, что надо верить Христу и верить во Христа. Но как проявляется эта вера? В чем она заключается? И если для кого-то эта вера проявляется в том, что он развивает активную деятельность вне Церкви, миссионерскую, или волонтерскую, или обучает детишек, то для кого-то другого, условно говоря, интроверта, который не умеет так делать, актом веры является, предположим, отречение от каких-то своих страстей, когда он борется с самим собой. Это не видно для других. Они совершенно могут не замечать того, что с ним происходит, но тем не менее он взял на себя этот подвиг. И это является его мотивацией нахождения в Церкви. Это делает его заинтересованным. Потому что в какой-то момент он начинает понимать, что сам по себе без Христа, он этого сделать не сможет.
Два разных человека: один – кипучая деятельность, другой уходит в лес, и никто его не видит, но и тот, и другой по-своему спасаются. Я приводил пример, когда к одному старцу пришел ученик, послушник, и говорит, что авва такой-то очень добрый, всех гостей принимает, со всеми улыбается, смеется, а авва такой-то постник, от всех убегает, строгий, кто же из них святой? А старец ему говорит, что из добрых подвижников получаются добрые святые, а из строгих строгие. То есть тут нет такого критерия по отношению к подвигу. В фильме «Остров» отец Анатолий пьет с паломниками чай с сахаром. А другой пошел и донес игумену на своего брата за это.
Тут самое главное не классифицировать, как это бывает у других, а для себя понять: «Что ищу в Церкви я? Зачем хожу в нее я?» Потому что если найдешь в ней свое место, соответственно, все остальные, кто вокруг тебя, тоже найдут свое.
Важен подход к каждому человеку: когда человек приходит со своими проблемами, одного надо, условно говоря, поругать, а другого – приголубить и утешить. Кто-то настроен на то, чтобы пробивать лбом все препятствия, и его надо к этому как-то подстегнуть, а кто-то от препятствий может опустить руки и впасть в уныние, и его надо приголубить, сказать: «Не волнуйся, Господь все управит». Как для каждого подобрать свое – это, конечно, вопрос. Но, слава Богу, Господь живой, Он всегда рядом, и всегда находится ответ.
Вы сейчас сказали, на мой взгляд, очень важные слова: Господь живой. Мы довольно часто воспринимаем Христа как икону. Есть разные иконы Христа: икона Спасителя, Вседержителя, Спаса Нерукотворного. Но если только мы понимаем, если вдруг до нас доходит, что Христос живой, то все меняется. Но очень многим людям нужен Христос, простите, неживой. Потому что, если Он живой, тогда надо менять свою жизнь. Но Он посреди нас, посреди людей. Там где двое или трое собраны во имя Его, там и Он посреди них. Как можно донести до человека, что Христос живой, что Он здесь?
– Я думаю, Он это прекрасно делает Сам. Знаете, иногда к нам, священникам, обращаются со странным вопросом: «Какую молитву читать в таком-то случае?» Или: «Как сделать так, чтобы Господь сделал то-то и то-то?» И я всегда привожу следующий пример. Представьте, что в вашем присутствии разговаривают два ваших знакомых и говорят о вас в третьем лице. Например, говорят: «Что сделать, чтобы он начал улыбаться?» Или: «Что ему подарить, чтобы ему было приятно?» Это вместо того чтобы повернуться к вам и спросить именно вас, попытаться понять, чего вы хотите.
К сожалению, очень часто мы себя ограничиваем тем, что поступаем по сложившейся практике, считая, что, если мы так-то сделаем, Богу будет приятно.
Или, например, другой вопрос часто задают: «А считается ли вот это грехом?» Кем считается? К сожалению, очень укоренился взгляд на грех с юридической точки зрения, как на состав преступления, который содержит объективную сторону, объект, субъект и субъективную сторону. То есть, если все условия соблюдены, то это преступление. Если хоть одно из условий не соблюдено, – это не преступление, то есть не считается, не судится.
Вот этот юридический подход, к сожалению, настолько утвердился, что очень тяжело человеку объяснить, что с грехом все иначе. Например, сделал ты какую-то гадость, хотя внешне все было очень благопристойно и тебе за это стали даже аплодировать, хлопать по плечу, говорить: «Ты молодец, правильно сделал». Но если у тебя на сердце тяжесть, знай, что ты сделал что-то совсем нехорошее. И смотреть надо не на то, как квалифицируется это уголовное преступление, а на то, как твоя совесть отреагировала.
Важно понимать, что имеешь дело с Личностью, с живым, условно говоря, Человеком (Христос – Богочеловек), с Которым можно общаться. И, чтобы не обидеть Его (не сделать Ему приятно или угодить), нужно не просто знать, что можно делать, а чего нельзя, но очень тонко чувствовать, что за этими «можно» и «нельзя», которые написаны в законе, очень большая глубина.
Господь обозначил: …сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5:21–22). Сказано: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:27–28).
Это такая глубина, такая тонкость, которая открывает огромное поле для деятельности. И тут как раз прямая заинтересованность. Потому что не бывает в Церкви так, что ты все сделал до конца и больше тебе делать нечего. Дескать, я знаю все молитвы, и пощусь правильно, и все праздники праздную – мне в Церкви больше делать нечего. Если человек к этому пришел, значит, он шел не туда.
Когда мы только пришли в Церковь, сразу после Крещения, мы очень неравнодушные люди. Потом проходит время, и мы можем превратиться из горящих людей в потухшие факелы.
Вопрос телезрителя из Воронежа: «Конечно, Христос живой. Батюшка сказал, что многие подходят и спрашивают, как и кому молиться. Мы обращаемся друг к другу. Кто-то подходит с вопросами к священнику в храме. У каждого своя форма общения, своя степень расстройства, загруженности. Может быть, в трудных ситуациях надо сразу ко Христу обращаться? А то получается, мы думаем, как обратиться, а обращения нет».
– Молитвы, которые нам оставили святые отцы в качестве образца, – это некие подпорки, шаблон, который нас научает тому, что должно просить у Бога. Если мы будем просить то, что хотим, то у нас все будет сводиться к какому-то набору житейских проблем. И тогда исчезает глубина. Поэтому для нас есть такое напоминание, что люди, которые по-настоящему познали Бога, обращались к Нему с такими просьбами, с таким славословием. И, ориентируясь на них, мы тоже пытаемся нащупать глубину.
Феофан Затворник, например, рекомендовал своим духовным чадам в письмах так: если, исполняя свое келейное правило, ты вдруг почувствовал теплоту и готов молиться своими словами, на время отложи правило и молись. Потом эта молитва отходит, и ты возвращаешься к правилу. Тогда ты начинаешь понимать, что молитва – это не просто произнесение какого-то непонятного религиозного текста, а горячее состояние души.
Поэтому, когда ко мне подходят и спрашивают, какую молитву надо читать, подразумевая, что, если они прочтут некий текст, все произойдет само собой, я пытаюсь донести такую вещь: молитвословий достаточно много – есть акафисты, каноны, Псалтирь и так далее, – и надо постараться для себя найти такую молитву (или такой акафист), от которой начинает теплеть сердце. Это надо искать опытным путем. Потому что какие-то тексты читаешь, а они никак не задевают. Например, акафист «Слава богу за все»: он новый, но многим людям он ложится на сердце. Многие знают наизусть акафист «Взбранной Воеводе победительная», самый древний акафист Божией Матери, и говорят, что от него сердце теплеет. Значит, читайте его.
Не обязательно читать акафист, посвященный какому-то событию. Например, нужно вымолить здоровье – читать акафист за здравие. Нет. Нужно почувствовать молитву как движение души. Как только человек начинает хоть как-то ощущать молитву (такое бывает очень редко) – вот и заинтересованность, вот и основа. И тогда вопрос о том, что я делаю в Церкви, вообще пропадает, потому что я в Церкви делаю именно это. Несу ли я какое-то послушание, или занимаюсь волонтерством, или дома молюсь – я ищу Бога. Я не просто знаю о Нем.
Что такое знать Бога? Есть знание о человеке, и есть знание человека. Знание о человеке – это знание его привычек, какой у него цвет глаз, какие его любимые цветы; все что угодно. Но мы не узнаем человека, пока не соприкоснемся с ним, пока с ним не пообщаемся. Только в общении происходит узнавание человека. Это в полной мере относится и к узнаванию Бога.
Общение с Богом – это тема очень тонкая, потому что могут быть всякие перегибы. Можно и в прелесть впасть; кто-то с ангелами общается и летает. Тут надо быть очень осторожным. Святые отцы предупреждают, что Господь открывается только людям с чистым сердцем. Это означает, что, если ты вдруг стал свидетелем чего-то чудесного, при этом чувствуешь, что еще далек от святости, то лучше от этого откреститься, потому что это может быть враг, который очень удачно ловит на желании духовного восторга.
Знаете, когда газон косишь, мало пройтись газонокосилкой, иногда нужно потом еще вручную все сорняки вырывать. И этот процесс может занять триста лет, пока вырвешь все сорняки, потому что они имеют очень хорошую корневую систему. Корни нельзя состричь. Поэтому, действительно, мы каемся все время практически в одном и том же, но, получается, мы вырываем сорнячки...
– Есть хорошее уподобление, я у кого-то это вычитал, и мне понравилось. Господь тебе открывает твои грехи по мере того, как ты готов увидеть себя таким, какой ты есть, а не белым и пушистым. Например, когда-то ты встал перед зеркалом, посмотрел на себя и сказал: «Я хорош». Теперь ты уже другой, уже скукожился, а в душе все еще держишь ту картинку, которую когда-то увидел в зеркале.
Как только ты начинаешь видеть свои грехи, представляется такая картинка: огромное поле в миллион гектаров, тебя выводят на это поле, дают пинцет и говорят: «Выпалывай». Ты понимаешь, что сделать это невозможно даже за миллион лет, а тебе надо за свою жизнь хотя бы что-то выполоть. И тут одно из двух: либо ты бросаешь пинцет и говоришь, что вообще этим не будешь заниматься, либо говоришь: «Если Господь сказал, то я буду это делать. Квадратный миллиметр хотя бы выполю – уже хорошо». Ты начинаешь полоть – и происходит чудо: выпалываешь одну грядку, и вдруг раз – и целый гектар освобождается...
Потому что Господь даже намерение целует.
– Потому что Господь видит, что ты хочешь, и начинает тебе помогать. А если думать, что будешь лежать на диване, просто попросишь, а все сделается само: заснешь раздражительным, а проснешься смиренным и кротким, как овечка, – так не получится.
Записали:
Анна Вострокнутова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.