Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Когда мы со Христом, грех теряет свою силу и реально исчезает из нашего сердца. Как писал преподобный Иустин (Попович): «Только Христос требует быть в мире зла, но без зла, среди злых людей, но без зла, в грязи, но не оскверняться, быть в злом мире, но не быть злом, – вот сила, которую дает Христос».
Про Фаворский свет
Когда на горе Фавор Господь преобразился перед Своими учениками, сначала они могли видеть Божественный нетварный свет, а потом их объял страх – и они перестали воспринимать происходящее вокруг. Как пишет святитель Григорий Палама, сила Божественного света на Фаворе постепенно возрастала и увеличивалась. Сначала ученики видели преобразившегося и воссиявшего, как солнце, Христа, затем они погрузились в облачные явления Святого Духа, а после к ним обратился Бог Отец. Явление Святой Троицы было настолько сильным, что в конце концов апостолы просто потеряли сознание. Благодать – это сила и слава Божия, которая подается Духом Святым очищенному покаянием и смиренному сердцу. В заповедях блаженств Христос говорит, что только чистые сердцем Бога узрят. Когда преподобного Исаака Сирина спросили, каким образом человек узнает, что его сердце достигло чистоты, тот просто ответил: тогда, когда будет считать всех людей добрыми и никто не покажется ему нечистым и оскверненным.
Посмотрим на мир вокруг, он кажется таким несовершенным, лежащим во зле, но это только видимость. Когда мы со Христом, грех теряет свою силу и реально исчезает из нашего сердца. Как писал преподобный Иустин (Попович): «Только Христос требует быть в мире зла, но без зла, среди злых людей, но без зла, в грязи, но не оскверняться, быть в злом мире, но не быть злом, – вот сила, которую дает Христос».
Для начала надо постараться видеть в людях хорошее, доброе, то, что в них вложил Бог, а в себе то, что мешает видеть такое чистое, неосуждающее сердце. С этого на земле начинается наше духовное преображение, а заканчивается на горе Высокой – с Господом в раю.
Картошка от отца Порфирия
Вечером в трапезной Преображенского Каменск-Уральского мужского монастыря настоятель спрашивает у троих загорелых трудников: «Целый день вы были на огороде и только половину картошки окучили?» Те грустно пожимают плечами и начинают долго и нудно рассказывать про жару, сухую землю, забытый в машине квас, тупые тяпки, отсутствие нужных навыков… Настоятель их слушает, а потом спрашивает у сидящего рядом со мной монаха: «Отец Порфирий, можешь завтра с нашими трудниками съездить на огород проконтролировать их работу?» Тот пожимает плечами и отвечает: «Как благословите, отче. В прошлом году я один оба поля картошки окучил». Я смотрю на отца Порфирия, и мне немного не по себе – у него на обеих руках нет пальцев, одни культи, и этими культями он сделал больше, чем трое здоровых и крепких мужиков.
У каждого из нас в жизни своя картошка, которую нам дает Господь возделывать, а возделывать не хочется – лень, устал, жарко или, наоборот, холодно, проблемы разные, тяпки тупые, отговорки – и дальше по кругу до бесконечности. Придешь потом к Богу, начнешь рассказывать, почему поле, которое Он тебе дал, ты не возделал. А в это время появится вот такой отец Порфирий, которому в миллион раз было хуже, чем тебе, но, несмотря на свои беды и проблемы, он не роптал, не ленился, не оправдывался, а просто делал то, что должен, и с Божией помощью у него получилось. Что тогда скажем, как оправдаемся? Страшно это.
Первые русские святые князья страстотерпцы Борис и Глеб
Князья-страстотерпцы Борис и Глеб – первые русские святые, прославленные в нашей Церкви. Их отец, святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, прославлен в лике святых позже своих сыновей, он был великим правителем и выдающимся общественным деятелем. Его младшие сыновья Борис и Глеб не сделали и сотой доли того, что сделал их отец, но стали для народа первыми и любимыми святыми. Они с детства воспитывались в Православной вере, а когда подросли, великий князь отправил Бориса править в Ростов, и он, несмотря на свой молодой возраст, правил с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и отправил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и старший сын Святополк захватил трон.
Что должен был сделать Борис по законам того времени? Собрать войско и жестоко расправиться с братом-узурпатором. Но святой Борис поступил по заповеди Христовой любви – он распустил войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще старшего, которого мне следует почитать за отца». Но кровожадность и жажду править старшего Святополка миролюбие брата нисколько не остановило, наоборот, он испугался, что брат когда-нибудь передумает, и послал к нему убийц. Когда Борис узнал о страшной угрозе, не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Борис на слабеющих ногах, израненный, окровавленный, вышел из шатра и сказал убийцам: «Подходите, братья, кончите службу свою, да будет мир брату Святополку и вам». Тогда те снова пронзили его тело копьями. Святополку было мало одних убийц – чтобы действовать наверняка, вслед за первыми он послал еще двоих варягов. Когда те встретили первый отряд, князь был еще жив, варяги добили святого Бориса ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и втайне ото всех положили в храме Василия Великого.
Кровожадный Святополк послал убийц и к младшему брату. Глеб тоже заранее знал, что к нему были подосланы убийцы, но отказался поднять оружие на брата. Убийцы настигли его в устье реки Смядыни рядом со Смоленском. После убийства родных братьев Святополк, прозванный в народе Окаянным, правил недолго и закончил свои дни в изгнании, всеми ненавидимый и презираемый. Мученическая кровь братьев, отдавших жизни ради мира на родной земле, принесла обильные плоды – междоусобные войны на Русской земле постепенно сошли на нет. Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их рядом с мощами его брата, святого страстотерпца князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.
О страстях
Что такое страсти? Страсти – это когда лавочку в парке надо обязательно сломать и фонарь разбить? «Чего он светит? Сам виноват». Когда на праздник нужно обязательно напиться и упасть лицом в салат? Вообще, главное, – ни в чем себе не отказывать. Вот что такое страсти.
Если человек начинает жить исключительно своими желаниями, не замечая других, он становится нечувствительным к чужой боли, прямо до полного игнорирования или еще того хуже. Помню в новостях сюжет, где водитель дорогой иномарки сбил человека, а потом набросился на него с кулаками, потому что тот ему красивую машину испортил. Такой вот парадокс.
Человек становится совершенно равнодушным к боли других, но удивительным образом становится гиперчувствительным к своим собственным переживаниям. Малейший дискомфорт в своей жизни он воспринимает как катастрофу. Неудачи или трудности причиняют ему невыносимые страдания, любая проблема становится неразрешимой. Он буквально колосс на глиняных ногах: с виду сильный, умный, современный человек, реально не очень способный решать простые, бытовые, обычные проблемы.
Это прямое следствие равнодушия к другим. Человеку кажется, что, забывая о них, он находит себя. На самом деле все как раз наоборот: в это время он себя теряет. А что может быть ужаснее тюрьмы своего собственного одиночества, куда человек сам себя добровольно запирает?
Такие дела.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pro-Favorskiy-svet–;
https://tv-soyuz.ru/Kartoshka-ot-otca-Porfiriya–;
https://tv-soyuz.ru/Pervye-russkie-svyatye-knyazya-strastoterpcy;
https://tv-soyuz.ru/O-strastyah–
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.