Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Да будет воля Твоя» – так мы обращаемся ко Господу, желая вручить Ему свою жизнь. Но воля Божия – это крест. Готовы ли мы трудиться, чтобы понести его с благодарностью? И вообще, как понять волю Божию? Только через внутреннюю тишину и узкий путь послушания. Так слышать волю Божию много веков учат святые отцы, и так происходит сегодня.
Село Грязновское Свердловской области. Здесь живут и служат наши герои – отец Олег и матушка Ольга Шунаевы. Отец Олег – настоятель храма в честь Покрова Божией Матери. Служение матушки Ольги – дом и семья, семья не просто большая, а самая большая во всей митрополии. У Шунаевых – 12 родных и четверо приемных детей.
Матушка Ольга Шунаева: – Когда мы поженились, мне был 21 год, и я всем говорила, что у меня будет 10 детей, хотя в тот момент не осознавала, что говорю.
Наверное, осознать то, что чувствуешь интуитивно, действительно сложно, тем более Ольга – младшая из троих детей и единственная дочь у своих родителей. Родилась и выросла в городе Тавда Свердловской области. Когда ей было 13 лет, мама привела ее в храм.
м. Ольга: – Мама рассказывала о болезни, мне нужно было делать операцию. Бабушка посоветовала сходить в храм. Мы пришли, и получилось так, что обошлось без операции.
Настоятелем храма во имя Святителя Николая Чудотворца был в то время протоиерей Сергий Циммер – строгий священник и мудрый духовник, бесконечно уважаемый и любимый прихожанами.
м. Ольга: – Мы ходили в воскресную школу. Я запомнила, что в школе было скучно, мы хотели спать. Однако же потом заинтересовались, стали ходить на клирос, пели. Потом, когда нужно было поступать, отец Сергий сказал: «Будете поступать на теологию».
Несколько ее тавдинских друзей, тоже духовные воспитанники отца Сергия, учились в то время в Екатеринбургской духовной семинарии. С ними проходил обучение и Олег Шунаев.
Иерей Олег Шунаев: – Когда я поступал в семинарию, было такое задание, психологический тест: нарисовать рисунок, что вы хотите получить от жизни. Я был человек городской, вырос в квартире. На рисунке нарисовал коров, домики свои, такую как бы обитель.
Результат теста его самого поразил, ведь в семинарию его привело горячее желание служить Богу и помогать людям. Причем здесь коровы, сельские домики? Олег и Ольга встретились на выпускном вечере ее теологического факультета. Активная девушка готовила программу, и в тот день ей было не до знакомств. А на следующий день позвонил Олег и пригласил гулять.
м. Ольга: – Потом мы разъехались и все лето друг другу звонили, общались. Такое было ощущение, как будто это родной человек, ты его всю жизнь знаешь.
иер. Олег Шунаев: – Я просто молился, чтобы Господь дал то, что мне надо.
Они повенчались по благословению Владыки Викентия, главы Екатеринбургской епархии, в январе 2006 года.
м. Ольга: – Поженились и поехали на послушание к нашему отцу Сергию. Я сдала диплом на «отлично», и мы поехали. Я пошла работать, муж помогал батюшке – пел на клиросе, пек просфоры...
Благословение на рукоположение мужа в священство для Ольги было и ожидаемым, и неожиданным. Переживала, знала по опыту отца Сергия Циммера – у хорошего священника на первом месте не семья, а приход и прихожане.
м. Ольга: – Как откажешься? Человека Владыка ведет, а ты скажешь: «Я не согласна. Владыка, Вы не правы, мы не согласны». Это неправильно.
Молодая матушка Ольга поработала по специальности около года, потом ушла в ожидании рождения первого ребенка, потом второго, третьего. Вскоре любящие родители решили взять в семью ребенка, лишенного семейного очага. Решение не было спонтанным – бабушка и мама матушки Ольги тоже воспитывали приемных детей.
м. Ольга: – Мы хотели взять одну девочку, нам сказали, что есть две девочки из семьи, они не были в детском доме, спокойные, хорошие. Мы их взяли один раз на выходные (тогда можно было), потом решили взять совсем.
Примерно через месяц выяснилось, что у девочек одиннадцати и шести лет есть еще трехлетняя сестренка. Слабенькая здоровьем, она находилась в больнице. Написать отказ от нее у матушки Ольги рука не поднялась.
м. Ольга: – Она, видимо, ждала кого-то, говорит: «Ой, мама с папой». Юля нас сразу узнала, хотя первый раз увидела. Тем более батюшка у нас черный на вид, многие дети его боятся, а она повисла на нем: «Папа приехал за мной».
иер. Олег Шунаев: – Без благодати Божией это невозможно, потому как случаи разные бывают: сдают детей назад, потому что не хватает сил. Тут только с Богом. Проблем было много, особенно со старшими. Маленькие еще более или менее, а старшие уже укоренившиеся, поэтому были проблемы, но мы это пересилили.
м. Ольга: – Я себе дала такую установку, что надо год потерпеть, потому что год – это адаптация ребенка. Через год все становится на свои места. Год был тяжелым. Что бы ни было – надо терпеть. Год прошел, и как-то все улеглось, и мы решили: надо еще кого-нибудь взять.
И тогда Шунаевы взяли под крыло еще одну девочку, а потом в семье родился Николай, а за ним еще Гриша, Федя, Серафим, Петя, Тимоша, Аня.
м. Ольга: – Первое время было страшно, как справиться, как их вырастить. Я всегда шла в больницу и спрашивала: «У меня есть какие-то противопоказания?» Мне говорят: «Нет». На десятую девочку говорю: «Точно все нормально?» Говорят: «Приходи на десятую. Юбилейная девочка – десятая; конечно, приходи».
Три приемные дочери уже замужем. Старшая Юля – сама мама четверых детей. Все приходят в храм, воспитывают своих детей по примеру папы и мамы, которые постоянно в развитии, в движении. Перед назначением в село Близновское семья переезжала много. Для родителей это всегда испытание, для детей – восторг.
м. Ольга: – Мы, например, из хорошего, благоустроенного дома переезжали туда, где нет ни воды, ничего, а им это было весело – это как определенный квест, который надо пройти.
Впрочем, детям есть с кого брать пример. Папа и мама тоже любители своего рода квестов.
м. Ольга: – По жизни мы не ищем легких путей. Так получается, придет мысль: «А давай вот так – так интересней же. А давай коров заведем не простых, а таких, так интересней. Давай сыры начнем готовить». Потому что свои продукты лучше, вкуснее. Вот что-нибудь такое придумываем. Сейчас, когда я занялась сырами, прошла online-школу Олеси Шевчук. Взяла один курс и училась – нормально. На одной руке у меня ребенок, другой пишу – есть такие моменты.
Везде, где они жили, держали коров. Молочка, говорят, всегда была своя. Но только в Грязновском скрытая мечта отца Олега, которую он нарисовал при поступлении в семинарию, стала обретать реальность. Сейчас в хозяйстве семь дойных коров, в том числе редкой монбельярдской породы. Есть перепелки, домашняя птица, еще канарейка, чтобы веселей вставалось.
иер. Олег Шунаев: – Было какое-то на тот момент вдохновение. По вдохновению, по наитию Святого Духа нарисовал, потом это все начало происходить. Все, что я нарисовал тогда, когда поступал, сейчас в реальности.
Мычащее хозяйство всегда было вотчиной отца Олега. Теперь накормить, подоить, убрать за коровушками помогают старшие дети, а у матушки свой трудовой график.
м. Ольга: – В шесть встаешь – утренние процедуры, потом начинаешь собирать детей в садик. При хорошем раскладе, если всех уведешь, начинаешь прибираться по дому, поставишь молоко, если нужно – сепарация. У меня все рядом, поэтому мне проще...
иер. Олег Шунаев: – Я могу приставить к ней охрану к двери из детей – посадить охранника какого-нибудь, чтобы он ее охранял, чтобы никто к ней не подходил. Возможность отдохнуть у нее бывает. Бывает и такое, что изматывается.
м. Ольга: – Бывает так много дел, что и спать некогда. Я себя утешаю: а святые спали по три часа – не умер никто. И ты, наверно, не умрешь, если в неделю несколько раз не поспишь какое-то время. Каждое воскресенье мы ходим в храм, причащаемся – это дает силы. А так – сложно. Я не знаю, как живут другие многодетные. Мне кажется, только при храме есть такие семьи.
иер. Олег Шунаев: – Мы молимся, чтобы сохранять старые русские традиции – держать хозяйство, делать сыр по старым рецептам, печь хлеб на закваске. Я сам лично пеку хлеб на закваске, своими руками – это живой хлеб.
Отец Олег поступал в семинарию с горячим желанием помогать людям, и он был прав, делая такой выбор. Помогать людям – это суть служения священника. Отец Олег начинал служение в Ольховском реабилитационном центре, помогал попавшим в разного рода зависимости. И здесь это служение продолжает.
иер. Олег Шунаев: – У нас есть домики, есть обитель, есть монашествующие сестры, есть братия, живут здесь на постоянной основе. Не сказать, что у нас именно реабилитационный центр, но при приходе есть момент реабилитации.
Отец Олег считает свою семью идеальной. «Мы никогда не ссоримся», – говорит.
м. Ольга: – Это и учит – много детей, и ты на мелкие проблемы вообще никак не реагируешь. Чем больше детей, тем, мне кажется, спокойнее.
И дети учатся жить без ссор, договариваться между собой, проявлять внимание друг к другу и к родителям, которые заботятся об их будущем. Старший сын Игорь сейчас на СВО. Молитва за него в семье – ежедневная, ежеминутная. Он надеется вернуться, чтобы включиться в большое семейное дело.
иер. Олег Шунаев: – Нужно развить семейную базу, чтобы мы смогли детям предоставить и жилье, и работу, кто это захочет. Сейчас у нас грандиозный план. Мы арендуем, выкупаем землю, хотим построить ферму побольше, на пятьдесят голов, чтобы дети могли трудиться, сделать максимально автоматизированным, чтобы облегчить труд животновода.
«Да будет воля Твоя» – так обращаемся мы ко Господу, но понять волю Божию, понести крест, Им данный, с радостью может лишь человек, послушный этой воле и благодарный всегда.
иер. Олег Шунаев: – Я не могу даже найти слов, как можно благодарить Бога. Наша благодарность – это не просто наши слова, а наши дела.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.