Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (1256) → Радость на душе, потому что с Богом

Радость на душе, потому что с Богом

№23 (1256) / 10 июня ‘24

Размышление

В Церкви мы обретаем независимость и становимся свободными от греха, его последствий и смерти. Это тоже непросто – жить в воспевающем самые гнусные пороки мире по Законам Божиим. Приходишь на службу в храм, помолишься, и на душе становится радостно и тепло.

Независимость в Духе Святом

В прошлом году день Святой Троицы совпал с Днем независимости России. День независимости появился в нашей стране недавно, его стали отмечать через полгода после развала Советского Союза, а Россия потеряла больше 60% своих территорий, и было странно этому радоваться. До сих пор помню грустные шутки, что от обычных людей ничего больше не зависит. Сейчас этот праздник называется Днем России, днем ее суверенитета, суверенитет (или, по-русски, «самодержавие») – самостоятельность или возможность самим определять правила, уклад на своей земле. Это не просто независимость государства, это самостоятельность русской цивилизации, русского мира, нашего народа, опирающегося на свою веру и воспитанные ею нравственные ценности.

Это может нравиться или не нравиться, но вся история России, объединившая множество братских народов в единое сильное государство, создавшее великую и уникальную культуру, свидетельствует, что это был правильный выбор. В Церкви мы тоже обретаем независимость и становимся свободными от греха, его последствий и смерти. Это тоже непросто – жить в воспевающем самые гнусные пороки мире по Законам Божиим. Приходишь на службу в храм, помолишься, и на душе становится радостно и тепло. Вроде бы все как обычно – дела, заботы никуда не делись и отпуск еще не скоро, а радость на душе, потому что с Богом.

Про Петров пост

Иногда люди спрашивают, зачем нужен Петров пост. «Вроде бы недавно только постились – и опять. Что мы вообще такого плохого сделали, чтобы опять нас голодом стали морить?» Если смотреть на пост как на что-то тяжелое, неудобоносимое, вообще со знаком «минус», то вопрос правильный. Но если смотреть на пост, как смотрят на него святые, которые с началом поста поздравляли друг друга, для которых это было надежное и проверенное средство сделать душу более восприимчивой к общению с Богом, то, конечно, пост очень нужен.

Петров пост пришел к нам из глубокой древности, о нем упоминают святые отцы Афанасий Великий и Амвросий Медиоланский, Лев Великий, Феодорит Кирский. Этот пост был установлен для тех, кто по тем или иным причинам не смог поститься Великим постом, и чтобы им не остаться обделенными в плодах духовных, он был установлен. В это время уже поспевают овощи, на столе много зелени, обычно Петровым постом воздерживаются от скоромной пищи по средам и пятницам, в остальные дни воздерживаются только от рыбы. В субботу и воскресенье рыба разрешена, ее благословляется вкушать в день рождества Иоанна Предтечи 7 июля, а также в дни храмовых праздников. В пост верующие стараются удаляться от развлечений и праздности, посвящая время внимательной молитве, богомыслию и чтению Евангелия и Псалтири, а главное, стараются относиться к ближним с терпением и любовью, никого не обижать, не осуждать, не огорчать. Как говорят святые, это не очень обременительный пост, который могут понести даже немощные и дети, он угоден Богу и несет для души большую пользу.

Грузинская княжна схиигумения Фамарь

Схиигумения Фамарь, в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили (Марджанова), родилась в 1868 году в Грузии. Она рано лишилась отца, ее воспитанием занималась мать. Княжна получила хорошее образование, и планировалось, что она будет учиться в Петербургской консерватории. Когда девушке исполнилось 20 лет, ее мать умерла, вместе с группой молодых людей она приехала в женский монастырь святой Нины Бодбе и неожиданно для всех там осталась. Ее так поразила атмосфера в храме, что она после службы подошла к настоятельнице и попросила принять ее в монастырь. Родственники отговаривали молодую княжну, пытались развлекать, возили ее в театры и на концерты, но все было тщетно. Потом она вспоминала, что, сидя в театре, в руке перебирала четки. Поняв, что родственники не собираются ее отпускать, молодая девушка ушла в монастырь тайно, через некоторое время была пострижена в монашество с именем Ювеналия.

После перевода наставницы в Москву она заняла ее место. В 1905 году революционеры стали подбрасывать игумении Ювеналии письма с угрозами. В Синоде беспокоились за жизнь подвижницы и против ее желания перевели в Москву. Некоторое время она была настоятельницей Покровского монастыря и там сблизилась с преподобномученицей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Сама игумения Ювеналия тяготилась своим настоятельством, хотела поселиться в уединении в келье, однако получила откровение от Пресвятой Богородицы построить новый скит. Она доверила свое откровение преподобному Алексию Зосимовскому, преподобному Анатолию Оптинскому, настоятелю Троице-Сергиевой лавры архимандриту Товии. Все они единогласно повелели ей создавать новый монастырь.

В 1910 году недалеко от Москвы был заложен Серафимо-Знаменский скит, духовником сестер стал епископ Арсений. Он же постриг игумению Ювеналию в великую схиму с именем Фамарь. В 1924 году скит был закрыт и разорен большевиками. Схиигумения вместе с десятью сестрами стала жить в поселке Перхушково. Жизнь общины была монашеской. В 1931 году игумения Фамарь была арестована. В тюрьме вместе с ней была заключена ее послушница. В камере их держали с другими заключенными, в том числе уголовными преступницами. Те развязно, вызывающе вели себя, пели неприличные песни, но когда матушка просила их перестать это делать, сразу замолкали – все в камере уважали и слушались ее.

Игумения была приговорена к пяти годам ссылки и отбывала срок в Иркутском крае. За ней поехала ее послушница Анна, они жили в крестьянской избе, хозяин и его сын, маленький Иван, очень полюбили тихую монахиню и ее послушницу. Когда они вернулись из ссылки, то долгое время переписывались с ними. Местное начальство, поначалу строгое, также изменило к ней отношение. Современники вспоминали, что от игумении исходила необъяснимая духовная сила, которая буквально преображала окружающих ее людей. По возвращении матушка Фамарь поселилась в Подмосковье, к тому времени она тяжело болела туберкулезом, который получила в ссылке. Она умерла 23 июня 1936 года, ее похоронили в Москве на Введенских горах недалеко от могилы преподобного Алексия Мечёва. В 2016 году она была причислена к лику святых Грузинской Православной Церковью, а в 2017 году – к лику святых Русской Православной Церковью.

Такие дела.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Nezavisimost-v-Duhe-Svyatom–;
https://tv-soyuz.ru/Pro-Petrov-post–;
https://tv-soyuz.ru/Gruzinskaya-knyazhna-shiigumeniya-Famar

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс