Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (1251) → Матушка Людмила Кононова: Как пройти посередине?

Матушка Людмила Кононова: Как пройти посередине?

№18 (1251) / 11 мая ‘24

Канон

Сегодня Вы пришли с Юрием, Вашим давним товарищем по творчеству.

– Да, коллега, помощник, поддержка, плечо.

Поможет нам сегодня послушать хорошую музыку… У Вас есть замечательная песня: «Все, что свято было в детстве, вслух пытаюсь произнесть». Давайте мы с этого и начнем. Расскажите о своем детстве.

– Обыкновенное советское детство. К сожалению, отец, когда мне было пять лет, из семьи ушел. И я только сейчас понимаю подвиг моей мамы, как она вкладывалась в меня, чтобы жизнь была лучше, чем та, которой жили они: она – ребенок военного времени. Это музыкальная школа, это скрипка. У меня об этом есть песня «Девочка со скрипкой в руках». Если зрители захотят, ее можно найти в интернете.

Как-то Вы грустно о скрипке говорите. Не любили в детстве?

– Это была моя мука. Да, я очень хорошо понимаю Моцарта и Паганини, которых скрипкой мучили, но результаты у них были лучше, чем у меня. Скрипка, конечно, заложила нужный вектор и дала опору музыкальную. И я только потом оценила, что скрипка мне дала, а в то время было очень тяжело.

Вообще, заниматься музыкой нужно детям? Вы многодетная мама. Нужно ли заставлять детей?

– Это зависит от их способностей все-таки. Познакомить нужно. Я сожалею сейчас, что хотя бы начальное музыкальное образование сыновьям не дала. Дочка моя закончила колледж музыкальный, а сыновья нет.

Матушка, по биографии вашей семьи можно изучать историю нашей страны. Вы в одной песне поете о своем деде… В этих строчках чувствуются не просто тяжкие испытания Ваших предков, а такое ощущение, что Вы сами все это прочувствовали и увидели.

– Я много оби этом рассказывала и рассказываю в интервью. Дело в том, что моя мама родилась на советской каторге. Это город Магнитогорск, которого тогда не было, они как раз его и строили. Родители ее были туда сосланы, она там родилась. А я выросла под ее рассказы. То есть ей это надо было проговаривать. И для меня это была как бесконечная сказка, очень мрачная сказка. Но ребенок этого не понимает. Он это воспринимает как сказку про Кощея, иглу в яйце, Бабу-Ягу. У ребенка вообще другое восприятие, для него злодею голову отрубить это правильно, нет в этом ужаса. Я именно так и воспринимала, но это впечаталось в меня. Поэтому так много песен об этом. Из этого выросла и царская тема в конце концов, когда мы стали узнавать о реалиях гибели Царской Семьи, когда она еще не была прославлена. Я им очень сочувствовала. И тем, кто ушел безвестно, безвинно в 30-е, 40-е. Даже было сильнейшее ощущение, что они взывают к тому, чтобы быть услышанными через наши голоса.

Это прямо миссия Ваша, получается?

– Ну да, наверное, так надо было. Все благодаря моей маме. Уже когда мне исполнилось много лет, а мама была еще жива, перед своим уходом, за полгода, наверное, она снова и снова мне начала обо всем рассказывать. Снова и снова это проговаривала. Это очень важно для нее было – оставить память... Всегда интересно, хотя я слышала это миллион раз. С подробностями, с деталями, ведь очевидец рассказывает... И песни остались, стихи остались.

Матушка, подарите нам одну из своих песен. Что Вы нам можете исполнить сейчас?

– Песня называется: «Молись, мама, молись».

Молись, мама, молись,
когда радость вдали,
За ту взрослую жизнь,
куда дети ушли.
Забудь, мама, забудь,
что ты им отдала,
И неведомый путь покрой
взмахом крыла.
Любви вечной твоей врагу
не отменить!
Не лей слезы, не лей,
тяни тонкую нить:
Проси, мать, за детей,
когда мир, как война,
Благой Деве скорбей
шепчи их имена.
Зови, мама, кричи,
когда кажется – край!..
А коль рухнешь в ночи,
вставай, мама, вставай.
И верь, чья-то рука ведет
каждого ввысь,
И сил хватит пока, держись,
мама, держись. Молись.
Мама, молись, забудь.
Мама, забудь, держись.
Мама, держись, молись.
Мама, молись.

Удивительно, что в пору страшных испытаний, наоборот, ярче проявляется сила русского духа и сила веры. Сейчас у нас в стране тоже непростые времена, и я знаю, что Вы неоднократно выезжали в горячие точки, выступали для наших бойцов. Можете рассказать об этих поездках?

– В проекте «Ты супер! 60+» я участвовала во время пандемии. Концертов практически не было. Было очень трудно. А делать что-то нужно было. И я всегда чувствовала, как говорила Анна Андреевна Ахматова, что была с моим народом. Хотелось людей поддержать, ободрить каким-то своим малым вложением. И я подала заявку на участие в проекте. Хороший проект, человечный, я бы сказала… Это люди со всей страны, в основном мое поколение, которое, я считаю, вынесло на своих плечах 90-е и дало продолжение этой жизни. Я считаю наше поколение плодотворным во всех смыслах. Это люди состоявшиеся, глубокие, интересные. И вот из этого знакомства выросло уже в прошлом, 2023 году, приглашение в город на юге страны, куда войска приходят на отдых. К офицерам, солдатам приезжают туда семьи, они там встречаются. Для меня это были первые встречи с такими людьми. Меня поразили их лица, их глаза, их собранность, уверенность и какое-то спокойствие, – та мужественность, которую мы, казалось бы, потеряли.

Стоит мужчина намного моложе меня, но я вижу, что он прямо родной, защитник. За мной шел офицер, я думаю: «А что я так просто иду? Надо же что-то доброе сказать». Я поворачиваюсь к нему и говорю: «Мы за вас молимся». Он смотрит на меня и говорит: «А мы чувствуем». Вот и все, что между нами сказано было, но я увидела это.

Это о силе маминой молитвы?

– Да, о силе маминой молитвы. Было два больших концерта во Дворце культуры, полные залы, приезжали участники из проекта «Ты супер!». А потом мы уже выезжали по точкам – близлежащие границы, города. Поездка в бригаду спецназа оставила сильное впечатление. Знаете, так странно: ко мне подошел после концерта боец (не знаю солдат или офицер) спецназа, интеллигентнейшее лицо, речь, – поблагодарил за песню «Молись, мама, молись». Потом другой, как будто из былины богатырь. Я спросила, как их зовут и сказала, что буду за них молиться. Стараюсь.

Будем все молиться. Дай Бог, чтобы бойцы все вернулись живыми.

Матушка, как Вы сами нашли свою дорогу в храм? Вы рассказывали о том, что у Вас было простое советское детство. Мамины рассказы помогли?

– Мамины рассказы несомненно помогли. Я знала, что есть правда, которую нам не озвучивают, – это первое. А второе, как бы сказал Пушкин, что пройдет, то будет мило, это советское прошлое, которое прошло, и оно уже сейчас многим мило. У многих ничего плохого не было. Два сорта колбасы в Москве, сыр, масло, – все было как будто. Я-то жила в городе Перми на рабочей окраине, там у нас по-другому немножко было. Но дело не в продуктах, а было ощущение безвоздушного пространства не только у меня, а у людей, скажем так, более или менее тонкой душевной организации. Мы не понимали, почему это. Это поменялось тогда, когда я начала воцерковляться, это был 1983–1984 год. Был тупик: дальше что? смысл в чем? что дальше? ради чего живем? Русский человек волей-неволей задает этот вопрос себе, этому миру и не находит его.

Я благодарю Бога, что мне встретились люди, которые сказали: «А ты сходи в храм и постой у иконы Божией Матери». Пермь – огромный индустриальный город, в то время в нем был открыт один-единственный храм. Я туда пришла, а там большая икона Божией Матери на колонне. И вот я стою перед ней и думаю: «Ну доска, как с ней говорить?» Ну сказали поговорить, – ладно, поговорю. Я ей что-то сказала: «Матерь Божия, помилуй». Но это, конечно, накопление генетической памяти предков, это многие поколения моих глубоко верующих православных, которые веру пронесли и сохранили там, на той каторге, где многие ушли.

А когда, как Вы сказали, от этой доски стали поступать ответы в жизни? Когда Вы это почувствовали?

– Когда причастилась первый раз. Мне сказали: «Тебе надо причаститься». Я вообще не понимала, что это такое. Ну пришла... Я не знала, что надо правила читать, не знала, что такое Исповедь. Мне сказали – я пришла. Тогда не существовало индивидуальной Исповеди, ее еще запрещали (это был 1984 год), была общая Исповедь. Выходит достаточно молодой священник (как я сейчас понимаю), а нас собралось человек двадцать, и говорит: «Я сейчас буду перечислять грехи. Кто узнает свои грехи, кайтесь». И начинает перечислять длинный перечень. А в храме сумерки, свечи отдельные горят… Он говорит, а я понимаю, что и в этом грешна, и в этом, и в этом… И когда я поняла, что грешна во всех, у меня слезы градом просто хлынули, – у нехристя, который ничего не знает. Вы знаете, тогда и было пережито настоящее покаяние. Потом я еле выстояла службу. Меня ломало, болела спина, отпадывали ноги. И каждые пять минут я думала, что вот сейчас уйду. Нет, ладно, еще пять минут постою… В конце концов, достояла до конца, все пошли к Чаше, и я пошла. Причастилась, не понимая, что это такое. И вот я выхожу из храма и ощущаю, что на мне нет ничего, что тяготило меня. Оказывается, я с собой таскала мешок с камнями, с валунами, который меня гнул к земле. И вот этого ничего нет! Я не знаю можно об этом говорить по телевидению или нет, но это было ощущение, что я как будто бы над землей на несколько сантиметров плыву. Это ощущение абсолютной гармонии, легкости, радости детской.

Матушка, об этом не только можно, об этом нужно говорить по телевидению. Я предлагаю об этом еще поговорить в следующей программе. А этот выпуск давайте завершим Вашим музыкальным произведением. Чем Вы нас порадуете?

– Я спою песню из моего последнего по времени выхода альбома. Он вышел как раз перед самой пандемией, в 2020 году. Она называется «Как пройти посередине?» Человеку русскому очень трудно выбирать средний путь, золотую середину, потому что мы все помним слова Достоевского: «Широк русский человек, слишком даже широк, я бы сузил».

Как пройти посередине –
Не по краю, не по льдине?..
Что услышу я в гордыне?..
Как пройти посередине?
Где дорога с крестным
древом,
Между робостью и гневом,
Между прелестью и чревом,
Между правым, между
левым...
Как пройти тропою царской
Между лестью
и коварством,
Между внутренним
и внешним,
Торопливым и неспешным?
По шажочку, по шажочку,
То вдвоем, то в одиночку –
Побрели да полетели
То бегом, то еле-еле,
Босиком и в экипаже –
К воротам Небесной
стражи...

(Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс