Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (1250) → Протоиерей Григорий Григорьев: Душа возвышается тем, к чему стремится

Протоиерей Григорий Григорьев: Душа возвышается тем, к чему стремится

№17 (1250) / 1 мая ‘24

Беседы с батюшкой

Наша тема традиционно звучит так: «Ветер Радости». Мы уже знаем ключевую причину, по которой Вы у нас в гостях. Расскажите, пожалуйста, об этом и нашим телезрителям.

– Начиная с 2019 года, то есть пятый год, я работаю над циклом художественных книг «Ветер Радости». «Ветер Радости» – по-гречески paraclete – Параклит, Святой Дух. Тот, кто бежит на крик, чтобы оказать помощь. И моя задача в этом цикле на примере своей жизни показать людям, как научиться думать о хорошем, когда плохо, как преодолевать все трудности, приближаясь к Богу, как не ожесточиться, не раздражаться, не осуждать.

Некоторое время назад, в 2022 году, на телеканале «Союз» мы показывали первую книгу «Ветер Радости. Городокское приволье». Она о моем детстве. Суть в том, чтобы преодолеть амнезию детства. У всех людей из детства очень много светлых воспоминаний, но 95% из них забываются. В нейрофизиологии это называется «амнезия детства». Моя книга помогает преодолевать ее. Читая, люди начинают вспоминать все лучшее, что было в их детстве. А физиология головного мозга устроена таким образом, что мозг одинаково реагирует на происходящие события, на воспоминания и даже сны. Причем доказано это было еще в XIX веке профессором И.М. Cеченовым.

Сейчас уже вышел третий тираж первой книги. Ее прочитали многие, и к ним вернулась радость жизни. Когда плохо, надо научиться думать о хорошем. Детство у меня было идеальное. Не у всех оно было таким. Но Федор Михайлович Достоевский писал, что даже если и одно только хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то и оно может послужить когда-нибудь нам во спасение. Одно светлое воспоминание детства может спасти человека в трудные моменты жизни.

Вторая книга: «Ветер Радости. Что приносят нам сны». Это период моего обучения в Военно-медицинской академии. Книга рассказывает о старейшем лечебном и научном заведении в России. Это, конечно, не просто автобиография. Это автобиографичные фантазии. Факты, приведенные в этой книге, имели место, но их интерпретация литературная, сказочная, фантастическая. Если угодно, это сгусток светлой энергии того времени.

И теперь вышла третья книга – «Ветер Радости. Три дня в лунном свете». Она посвящена роману Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Многие слышали об этой книге, она включена в школьную программу. Совсем недавно вышел фильм, и продажи романа возросли в четыре раза. И в такое удивительное время вышла моя третья книга «Ветер Радости», которую я написал еще в 1978 году, когда учился в академии. Последние годы ушли на переработку этой относительно небольшой книги.

Собственно говоря, моя задача была показать светлую мистическую часть романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Совсем недавно вышел фильм, который многие посмотрели. Люди иногда спрашивают мое мнение о нем. А мнение у меня следующее: авторы удалили все светлое, что было в романе, сгустив темные тона и краски. Этот фильм о некоем царстве мрака и тьмы.

Конечно, где нет Бога, там появляется Воланд, сатана. Но где преизобилует грех, там преизо- билует и благодать. Там всегда есть Бог. А в этом фильме Богу вообще не оставили места. Поэтому сейчас особо важна задача показать, что все-таки роман Михаила Булгакова – это дорога к Богу атеистических поколений, которые проходят через темные подземелья, метеоритные потоки. Но душа человека все равно стремится к Богу. Если угодно, евангелие, которое изображено Булгаковым и также сообщается Воландом, формально не соответствует нашему Евангелию, но духовная составляющая, светлая часть, благодать Святого Духа Евангелия все равно передавалась в то атеистическое время через эту книгу в сердца и души людей. Лично меня роман «Мастер и Маргарита» привел к чтению Евангелия, а его изучение привело к Богу.

Эти три книги о времени, когда я еще не был крещен. На выходе четвертая книга – «Ветер Радости. Призрак звезды Полынь». Она о службе на подводных лодках, куда я попал после Военно-медицинской академии. Это аварии, безвыходные положения, из которых Господь дает выход, и в конечном счете это моя дорога к Крещению. Мне было очень интересно проанализировать события самых главных аварий, которые у меня были. Например, мы столкнулись с другой подводной лодкой на Пасху, чуть не утонули на Воздвижение Креста, когда у нас была пробоина на глубине 120 метров, чудом пережили взрыв в день Покрова Пресвятой Богородицы. И когда я начал анализировать события, происходившие со мной, оказалось, что все значимые события происходили в Богородичные праздники, – Успение, Рождество, Казанской иконы и другие. Мне было очень интересно увидеть, как Бог вел меня к Себе, когда я Его еще не знал и не понимал. Я надеюсь, эта книга поможет многим людям прийти ко Христу.

Вопрос от телезрителя Александра: «Я очень рад увидеть отца Григория, потому что 32 года назад я был его пациентом. Слава Богу, у меня все в порядке. Первый вопрос как к психиатру: какие признаки отличают человека душевного от духовного? И второй вопрос по Евангелию от Луки, 14-я глава, 28-й стих, где говорится о человеке, который хотел построить башню. А какой смысл был строить эту башню?»

– Я очень рад встрече с вами на телеканале «Союз». Мне очень приятно, что милостью Божией вы 32 года не пьете. Меня это действительно радует. Прошу молиться обо мне, поминать в своих молитвах.

Башня – это то, что человек пытается построить на земле в поврежденном мире. Город Солнца. Башня – это наше стяжание материальных ценностей на земле. Конечно, мы можем собрать ценности на земле, единственное – успеем ли ими воспользоваться?

Я бы сказал так: разница между душевным и духовным человеком достаточно незаметна, потому что душевный человек, который, так скажем, больше ориентирован на видимый мир, в любой момент может стать духовным, для него важнее станет мир невидимый, а навигация его души будет направлена на вечность. Равно как и человек духовный, идущий ко Христу, в любой момент может превратиться в человека душевного и удариться в строительство башни на этой земле.

Ведь на самом деле, когда апостолы спросили Христа, что главное в духовной жизни, Бог ответил очень странно и непонятно: ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Они были простыми галилейскими рыбаками, им было непонятно, где именно искать Царство Божие. Возможно, это какой-то город, или гора, или пещера. И тогда Христос сказал еще более непонятную вещь: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Царство Божие – это когда мы живем у Христа за пазухой в этом мире. И происходит это тогда, когда навигация нашей души направлена на вечность.

Главная разница между человеком духовным и душевным в том, что для духовного самое главное направление – вечность. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Для этого мы ходим в храм. Когда человек причащается Тела и Крови Христа, священник говорит ему: «Во оставление грехов и в жизнь вечную». Для духовного человека главным является вечность, а для душевного – башня. Эта грань очень тонкая, зыбкая, невидимая, постоянно переходящая.

«Ветер Радости» помогает встретиться со своим духовным «Я» в глубинах собственной души. Царствие Божие внутрь вас есть. Сирийские мистики V–VIII веков говорили, что в глубине нашей души есть такое место, где в своей молитве мы растворяемся в Боге. Я бы сказал, это место, куда мы уходим от всех штормов моря житейского. Когда на море начинается шторм, корабли уходят в тихие гавани, а подводная лодка опускается на глубину, на глубине 100 метров ее практически не качает. Когда мы оказываемся в эпицентре бури, то погружаемся в светлые глубины своей души и там всегда встречаемся со Христом. Вот это и есть духовный человек.

Раньше я часто бывал на Афоне. У меня там ученик по духовной академии, монах Василий, строит келью Патриарха Александрийского Матфея II, который жил на Афоне. Он был пострижеником монастыря Кутлумуш. Келья находится чуть выше кельи преподобного Паисия Святогорца. И раньше, когда я приезжал, он встречал меня и возил по Афону по всем монастырям. Однажды мы были на северо-восточной оконечности острова в том месте, где гора резко обрывается в глубину. Глубина уходит на километр. Яма не очень большая, а вокруг 30–40 метров. И когда начинается штормовой ветер, там возникают водовороты и засасывают корабли в глубину. И везде на скалах остатки пещер, где когда-то жили схимники. Я спросил отца Василия, нет ли их сейчас. Он говорит, что сейчас практически никого на это не благословляют, так как психика современного человека не выдерживает такого одиночного нахождения в камере.

В момент нашего разговора, когда я стоял на этом обрыве, из одной такой пещерки вышел монах, увидел нас и принес воду, соки, начал нас угощать. Я спрашиваю: «Кто это?» – «Это монах Иосиф. Он грек». Монах говорит: «Я в этой келье нахожусь 33 года. Время исчезло для меня. Для меня важно направление, вектор движения, навигация». Смотрит и улыбается.

Когда я вернулся в храм, разговаривал с прихожанами. Они спросили, как восстановить навигацию. Я ответил: «Надо иметь понятные ориентиры. Представляйте меня, а я буду представлять монаха Иосифа». У него навигация такая, как надо. То есть я увидел реального человека, который 33 года находился в келье, где основоположник монашеской жизни в этом месте, Афанасий Афонский, едва выдержал шесть месяцев. Он уже уходил с Афона, когда ему явилась Богородица и сказала, что это Ее дом. На этом месте была создана лавра Афанасия Афонского. Это место находится совсем недалеко от нее.

Вопрос от телезрительницы Софии из Санкт-Петербурга: «Когда говорят: „суть человека”, – имеют в виду душу или дух?»

– Святой Дух, Параклит – это то, что мы стяжаем в этом мире. Преподобный Серафим Саровский говорил, что главная цель православного человека – стяжание Святого Духа. То есть каждый из нас может быть домом Святого Духа, Третьей Ипостаси Святой Троицы. Святой Дух приходит и живет в нашей душе. И когда это происходит, у нас возникает особая потребность бежать на крик, чтобы оказать помощь. Если современный человек побежит на крик, то вызовет странное отношение к себе, его воспримут как Ивана-дурака из русских народных сказок. Дух Святой живет в нас до тех пор, пока мы не раздражаемся и никого не осуждаем. Как только мы кого-то осуждаем, Он уходит, мы как бы Его изгоняем. То есть душевный человек изгоняет духовного. Нужно все это понимать. В духовной жизни, как считал и преподобный Серафим Саровский, главное – справиться с осуждением. Ни один человек сам не справится с осуждением и обидами, но мы можем просить Бога перед Причастием: «Господи, дай нам благодать неосуждения, забери от нас духа осуждения, чтобы никого не осуждать ни за хорошее, ни за плохое». Не осуждать даже духов злобы поднебесной. Ко мне, как и ко всем людям, приходят разные прилоги, искушающие мысли. Я всегда говорю: «Слава Тебе, Боже. У вас свое, у нас свое. Если ко мне есть претензии – в Небесную канцелярию к маме с папой. До меня доведут, покажут все мои немощи». А что такое немощи? Грех – это талант минус Святой Дух. Душевный человек – это грех. А как только приходит Святой Дух, то все грехи становятся талантами. Исцеление от греха – это встреча с Параклитом, Святым Духом, Третьей Ипостасью Святой Троицы.

Великий пост особенно подходит для этого времени. И в «Ветре Радости» на конкретных жизненных примерах я стараюсь показать людям эти дороги, показать, что нет безнадежных ситуаций, что, когда мы оказываемся в эпицентре любой бури, рядом с нами всегда Христос, Который идет по Галилейскому морю и преодолевает любые волны.

Апостолы приходят в ужас, и Петр говорит: «А я могу пойти?» – «Иди». И Петр идет по воде, но, видя высокие волны, испытывает сомнения и начинает тонуть. И Господь нас поддерживает. Но самое главное не то, что мы идем по водам или тонем, самое главное – чтобы мы хватались за руку Божию в эпицентре любой бури. Господь всегда рядом с нами, и помощь всегда приходит от Бога тогда, когда мы уже теряем всякую надежду.

Скажите несколько слов православным родителям, у которых дети в том возрасте, что уже могут прочитать «Мастера и Маргариту». Как разрушить стереотип, что эта книга бесовская? Есть же у нас такой стереотип, особенно в православном сообществе. Родители прячут от детей эту книгу и говорят: «Тебе это читать не нужно».

– Бесовская книга, в конце которой бесы превращаются в прах, – в моем сознании это не вяжется. Помните слова из Евангелия: если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Но разрушение стереотипов – дело неблагодарное. Возможно, кому-то и в духовной жизни необходимы стереотипы. Я даже не против Православия головного мозга. Возможно, оно тоже является защитным барьером, и не надо его разрушать.

Апостол говорит: об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто… И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Если у кого-то есть какой-то мистический страх, не надо читать эту книгу. А дети сами решат, нужно ли им это читать, захочется или не захочется.

Для православных людей главное – любить своих детей и подавать им пример радости, чтобы дети, глядя на православных родителей, сказали им: «Хотели бы и мы быть такими, как вы». А если дети, глядя на православных родителей, не хотят быть такими, как они, то это большое горе, большая беда. Еще раз повторяю: не нужно ломать стереотипы. Как я вижу сегодня, стереотипы тоже носят определенный защитный механизм, и кого-то это защищает. Но то, что спасительно в духовной жизни для одного, может быть губительно для другого.

Это очень важное замечание. Батюшка, когда ждать следующую Вашу книгу?

– Я надеюсь, к осени, может быть, даже к концу лета. Книга «Призрак звезды Полынь» – это подводные лодки, аварии, в общем, невероятные истории. Эта книга ни на что не будет похожа. Прошу всех, кто любит «Ветер Радости», молиться обо мне, чтобы Господь дал мне силы, и самое главное – чтобы у меня было для этого время.

Время – самая ценная категория, ведь я настоятель храма, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, профессор, член двух ученых советов, декан факультета РХГА. Прошу молитв за меня, грешного, недостойного.

Благословите нас, пожалуйста, на оставшуюся половину поста.

– Я 17 раз был на Пасху в Иерусалиме, когда была такая возможность. Я уже вижу отблески Благодатного огня. Они уже светятся в наших душах. Пасха приближается с огромной скоростью. Вдох-выдох – и придет Пасха Христова, когда весь мрак разрушится и упадет в пропасть, как в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», когда Воланд с его свитой провалились в тартарары и исчезли в этой пропасти.

Пасха приближается, держава смерти будет разрушена. Я желаю всем нам, чтобы мы действительно пришли к Пасхе наполненные Ветром Радости, Святым Духом, Параклитом и у нас окрепла наша способность бежать на крик, чтобы оказать помощь. И не так важно, что о нас подумают. Важно, что мы будем жить по внутреннему комфорту, по внутренней благодати. Вот это и будет взращивание духовного человека во время Великого поста.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс