Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
После Недели о Закхее – это Неделя о мытаре и фарисее, подготовительная к Великому посту. В воскресенье мы слышали историю, в которой Церковь обращает наше внимание на важнейшие условия отношений с Богом.
Два человека вошли в храм помолиться: один – фарисей, другой – мытарь. Фарисей, встав, молился так: «Боже, благодарю Тебя за то, что я не такой, как прочие человецы, – воры, прелюбодеи или как тот мытарь; пощусь как положено, отдаю, что причитается, для храма». А мытарь, стоя у входа в храм, не смел поднять глаза и, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже, милостив будь мне, грешному». И далее Господь подводит итог: «Говорю Я вам, что сей последний вышел из храма более оправданный, нежели фарисей».
Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Греховна ли была молитва фарисея? Ведь и сегодня мы, люди верующие, благодарим Бога за то, что сохранили веру, за то, что ходим в храм. Мы благодарим Господа за дар веры. И если бы фарисей ограничился благодарением, то, наверное, он бы не оказался участником этой истории, о которой сегодня, в преддверии Великого поста, нам повествует Слово Божие. Но фарисей был уверен в своей жизненной правоте, а значит, в своей святости, и эта уверенность проявилась в удивительных словах, которые он обратил к Богу: „Благодарю Тебя, Господи, за то, что я не такой, как прочие люди”, – и далее он перечисляет все, что делает. И если бы все ограничилось упоминанием о себе как человеке особенном – в силу того, что предписания закона исполняются им в точности! Но фарисей сказал нечто большее. Он сравнил себя с другим человеком, с презираемым мытарем, который тоже вошел в храм, и произнес: „Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие люди, и не такой, как этот мытарь”. Вот это сравнение себя с другими (в том смысле, что другие хуже) и было причиной осуждения фарисея. Он ушел менее оправданным из храма, чем мытарь, который себя ни с кем не сравнивал, но в полной мере сознавал свою греховность, свою неправедность. И не было у него никаких слов, которыми бы он мог оправдать себя пред Богом, да и слова такие он не хотел произносить, но от чистого сердца говорил только одно: „Боже, будь ко мне милостивым, помилуй меня!” И за эту молитву, исполненную глубокого и искреннего покаяния, осознания своего полного недостоинства, мытарь вышел из храма, как говорит Слово Божие, оправданным более, чем фарисей».
Часто, когда люди видят человека, пришедшего в храм, о котором было известно, что он неправедной жизни или имеет коммунистическое прошлое, говорят: вот пришли подсвечники, свечи подержать. Казалось бы, к пришедшим нет никакого доверия. И за счет этого люди даже себя как будто немного приподнимают. Вообще, когда кто-то осуждает, он пытается приподняться за счет уничижения ближнего: «Я не такой». Он или так думает, или так говорит: «Он грешник, а я живу по-другому, я праведный». Или так хочется ему это осознавать.
В том-то и дело, что Бог смотрит на сердце человека. А если в сердце он смог осознать свою вину, ошибки, заблуждения, грехи, то и молится от этого чистого сердца, как сказал Святейший Патриарх. Потому что чистота сердца проявляется в умении увидеть себя настоящим, не в камуфляже, не с тем пресловутым имиджем, который мы другим показываем. А сердце у всех одинаковое. Оно поражено тяжелейшей болезнью греха, смерти. В нем гады, имже несть числа, как говорит Слово Божие.
И когда человек это прочувствовал, осознал, он понимает, что ему никакого спасения нет. Нет у него надежды ни на его дела, ни на посты, ни на милостыню. Все это ничтожно по сравнению с бездной черноты его души.
Но осознание себя дает ему внутреннюю реакцию. Что-то такое происходит с душой, и она начинает обращаться к Богу. И рождается именно та молитва, которая Богу угодна. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50). И тогда возможны покаяние, изменение, преображение. Потому что не своими силами человек меняет свою жизнь, но милостью и благодатью Божией.
Только бы мы смогли по-настоящему увидеть себя такими, какие мы есть в глазах Божиих. Только бы это видение не ввергло нас в печаль и отчаяние, а родило бы самую прекрасную и самую сильную молитву: «Боже, милостив буди мне, грешному».
«Весна идет – весне дорогу!» Вот и дожили мы с вами, дорогие мои, до календарного начала весны. Пережили зиму. У нас, на Урале, зима долгая – начинается где-то с октября и длится до апреля. Но мы не можем не радоваться теплому солнышку, которое уже топит снежок, и тем календарным датам, которые мы видим на листках календаря, и тому настроению, которое к нам в связи с этим приходит. И, конечно, тому, что очень скоро наступит весна души – Великий пост. И мы к нему постепенно готовимся.
Дабы не подражать высокопарной праведности фарисея, который говорил, что постится два раза в неделю, Церковь дает нам возможность немного смирить себя, расслабиться – она дает нам сплошную неделю. Это удивительно, что наша Мать Церковь настолько внимательна... Если ее слушать, любить, чувствовать, то наша душа обязательно будет развиваться и раскрываться в познании Бога Отца.
Помните выражение: кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец? Это важнейший принцип духовной жизни. Без погружения себя в церковный быт, в церковную атмосферу невозможно пропитаться Духом Божиим. Поэтому так неполноценны и ущербны бывают души тех, кто пытается с Богом выстроить отношения вне Церкви, они не стремятся узнать ни ее законы, ни ее принципы жизни, выработанные потом и кровью многих наших предшественников, подвижников, святых людей, дороживших Церковью и созидавших ее.
Был такой старец – схиархимандрит Зосима (Сокур). Интересно наблюдать, как формировалась его жизнь, как он от юности возлюбил Христа. И как, оказавшись в тяжелейших условиях на территории Украины, где проходили церковные реформы, раскол, государственное давление, смог удержаться в Православии и в верности Церкви. Он всегда это подчеркивал: держитесь Русской Православной Церкви: только в ней спасение.
Он рассказывал, что ему давало жизненные силы, твердость и устойчивость. Любовь к церковному богослужению, к церковному Преданию. Он был погружен в молитву, очень любил ход нашего богослужения – чтения, пение. Он знал многих святых опытно, молитвенно, знал их жизнь и говорил, что это важнейшее условие поддержания веры – читать жития новомучеников и исповедников, жития святых. Чтобы 12 томов житий святителя Димитрия Ростовского стояли в каждом доме и были в постоянном пользовании.
Он совершал литию в субботу вечером, накануне воскресного дня. Мы обычно совершаем этот чин раз в год, в день памяти всех русских святых. Этот синодик читается, наверное, часа полтора, перечисляются все святые земли Русской. А он читал его каждую неделю. И каждый раз, когда он называл имя того или иного святого (например, равноапостольного князя Владимира, равноапостольной Ольги, Бориса и Глеба), то произносил его так, как будто его видел и прямо призывал прийти. Это было потрясающее ощущение, когда такой огромный сонм святых как бы входил в храм и вместе с тобой присутствовал на службе.
То, что называется церковным Преданием, – это важнейшее условие воспитания этой верности Церкви. Ты дорожишь им, любишь всем сердцем и готов жизнь свою положить не только за други своя, но и за свою Мать Церковь.
Условие твердости, веры и верности Богу и Церкви – это связь с церковным Преданием. Любите Церковь, живите ею, слушайте ее, напитывайтесь ее богослужением, словом, Преданием. И тогда любовь к Богу будет такой, что ни ветры, ни скорбь, ни смерть настоящая или грядущая, ни ангелы, никакая иная тварь не смогут отлучить от любви Божией, которая есть во Христе Иисусе, Господе нашем.
Помогай нам всем Господь!
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.