Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (1242) → Священник Олег Патрикеев: Готовность встретить Бога

Священник Олег Патрикеев: Готовность встретить Бога

№9 (1242) / 1 марта ‘24

Беседы с батюшкой

Мы будем говорить о готовности встретить Бога и о празднике Сретения Господня. В этом дне есть несколько событий, так радующих сердце, что просто невозможно не улыбаться, не смеяться, не радоваться. Сретение – это встреча. Нужно быть готовым, чтобы встретить Бога. Это праздник Богородицы, праздник обновления, праздник, в котором убеленный сединой и измученный жизнью старец находит покой. Кроме того, это еще Всемирный день православной молодежи. Первый вопрос будет о встрече, о готовности встретить Бога. Насколько вообще в нас культивируется это чувство и можно ли его потерять?

– У нас должна состояться очень интересная беседа, потому что, наверное, это самое главное в жизни человека – встреча с Богом. Первые строки Библии: в начале было Слово. Мы должны обращаться к Библии, потому что часто человек, может быть, и ждет этой встречи, даже готовится к ней, но встречается сам с собой, со своими мыслями, страхами и потому наделяет Бога какими-то чувствами, всевозможными человеческими эмоциями. Чтобы с Ним встретиться, надо хотя бы немножечко о Нем узнать. Мы читаем отзывы о враче перед тем, как с ним встретиться. Когда мы идем к священнику, тоже ищем такого, кто будет нас понимать, и так далее. Но тут бывают и ошибки. Например, человек ищет строгого священника, а приходит ко мне, и вдруг никакой строгости, одна любовь.

Поэтому мы должны понять, что такое встреча с Богом. Кто такой Бог? Для нас это понятие непостижимое. И даже если мы соберем все знания о Боге, они будут равняться нулю. Бога не познать, поэтому встреча с Ним должна произойти через веру. Сначала должна проявиться вера, потому что только верующий может встретиться с Ним. Неверующий, в принципе, тоже может, потому что вера в то, что Бога нет, – это тоже вера, и, наверное, даже более сильная.

Возьмем Библию: когда же Бог встречается с человеком? Самому человеку нереально назначить Ему встречу. И чтобы Он пришел вовремя. Он – Руководитель встречи. Заглянув в Библию, мы видим, что такие встречи можно пересчитать по пальцам.

В Ветхом Завете первый сотворенный человек, Адам, встретился с Богом. Когда? Когда открыл глаза. Бог сотворил его по Своему образу и подобию, и вдруг Адам открыл глаза и увидел перед собой Живого Бога. Мы не можем понять, какая тогда была встреча, потому что не были в теле Адама. Наверное, она тоже была радостная, потому что Адам радовался и пел хвалебные песни, давал имена животным и так далее. Практически он был пастухом, то есть пас и овец, и коз...

Вторая встреча происходит, когда он встречает Еву и в ней узнает себя. И все это происходит в присутствии Бога, поэтому Адам чувствует себя абсолютно свободно. Только когда Адам падает, нарушая заповедь, он боится встречи с Богом. Это уже грехопадение. Бог возлюбил мир и ждал ответной любви к себе от Адама и Евы. В этой любви и проходили встречи.

После грехопадения Бог даже встречается с Каином, объясняя ему, что тот может переступить через грех. Это ведь тоже диалог. И потом мы видим, что Бог не оставляет человечество. Некоторые думают, что Бог создал какую-то программу, матрицу и оставил ее на самоуправление. Нет. Бог через пророков встречается с человечеством, объясняя им задачи, рассказывая о том первом Евангелии, которое было еще в начале бытия. Первое Евангелие прозвучало еще в раю, когда был суд. Вражду положу между тобой и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Моисей встречается с Богом сначала в пламени огня из тернового куста, потом на горе Синай. Иов встречается с Ним в буре. Илия – в веянии тихого ветра.

И это всегда радостная встреча с Богом. В Ветхом Завете Бог – Судья, Он строг. Бог дает человеку направление. Но всегда, когда человек встречается с Богом, происходит его изменение. Это и есть как бы понимание того, встретился он с Богом или нет. Он меняется полностью. Изменение ума происходит в Ветхом Завете и продолжается в Новом, когда Сам Бог как Второе Лицо Святой Троицы является на землю Сыном Божиим.

Вопрос от телезрителя Димитрия из Гатчины: «Господь говорил: ищите, и обрящете. Искреннее желание искать Господа ведь говорит о том, что мы Его обязательно найдем. Что Вы скажете, батюшка?»

– Мы начали с Ветхого Завета и должны постепенно приблизиться как раз к этой фразе, которую добавил наш телезритель. Видите, как действует Дух Святой? Мы просто добавляем слова Димитрия, потому что на самом деле это и есть кредо человечества, его задача и программа – найти Бога. Но в Ветхом Завете это были только пророки. Моисей после встречи с Богом надел покрывало на лицо, потому что оно сияло от радости. Оно было таким ярким, что люди не могли на него смотреть. Он понял, что они не смогут с ним даже разговаривать, и покрыл голову большой паранджой, чтобы особо не сиять.

В Новом Завете мы все можем и должны так сиять, потому что встреча с Богом теперь как бы уже входит в нашу жизнь как самое основное в ней. Это наша основная задача, потому что Христос уже Сам пришел в мир.

Получается, что в Сретение Ветхий Завет встретился с Новым?

– Да, эта встреча как раз и произошла. Переход. И теперь всем возможно встретиться с Богом, а не только пророкам. Уже не только избранный народ Израилев имел знание о Боге и мог с Ним общаться через пророков. Свет к просвещению язычников. А ведь это мы. Свет дошел и до язычников, то есть до нас. А значит, мы теперь в этом свете можем ходить. Только ходим ли? Теперь это главная задача человечества, когда уже прозвучало: «Покайтесь». Сначала был вопрос Адаму: где ты? Он испугался: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Тогда Господь посылает Сына Своего, чтобы человек не боялся встречи с Богом. Как можно бояться? Но и этот вариант прихода Христа испугал людей. Испугал, потому что Он стал говорить правду о жизни, о Боге, о Самом Себе. Он показал истину, но не все ее приняли и не могли принять, потому что были рабами тьмы. Истина хотела сделать их свободными: познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Но многие не хотели познавать истину, ведь проще жить в темноте. В темноте легче делать темные дела, вроде как все слепые, никто ничего не видит. Истина кого-то ослепила. Как сказал пророк старец Симеон: Он будет на падение и на восстание многих. То есть одни восстали в этом свете, а другие пали. Многие ослепли от этого света, как бы еще больше ушли во тьму. Но нет ни одного человека, который не смог бы войти в Царство Небесное посредством Одного. Теперь Господь говорит: «Покайтесь». На что Он намекал и Адаму. Если бы Адам тогда покаялся, то не было бы этой истории. Но историю изменить невозможно, значит, теперь нам, детям Адама, нужно сделать то, что не сделал он. Это Покаяние, Крещение и Причастие. Как подготовиться к этому? У нас есть множество вариантов. Например, молитвы ко Святому Причащению. Но человек никогда не сможет сказать о себе лично: «Да, я готов встретиться со Христом».

Митрополит Варсонофий говорил, что есть только один способ понять, есть в твоей жизни Бог или нет: если ты молишься и испытываешь от этого радость.

– В десятку.

Видите, все довольно просто: если испытываешь радость от того, что молишься, значит, Господь здесь, а если у тебя угрюмый вид и все как-то ужасно, значит, тут что-то не то...

– Потерял.

Вопрос от телезрительницы Галины из Санкт-Петербурга: «У нас была беседа о том, как можно встретить Бога. Если человек верующий, у него Бог в сердце, и тогда он может встретить Его даже на улице. Например, в том, кто чем-то помог или сказал доброе слово, или даже в нищем, который попросил милости. Может, это Господь послал его? И это будет встреча с Богом. А если в сердце нет Бога, нет молитвы, то и встреча с Ним, как мне кажется, невозможна».

– И снова Галина добавляет в наш разговор как раз те моменты Евангелия, которые мы должны были произнести. Галина их уже раскрыла. А в каком виде может явиться Господь? Ведь Христос теперь для нас досягаем. Он принял нашу человеческую природу, стал Человеком. Поэтому мы и можем увидеть Его как человека, не только на иконах, но и в этом мире. Он Вездесущ. Он как Сын Божий имеет полноту Божества. Он являет нам Бога Отца, Его имя, Его знание.

Знание о Боге раскрывается нам только через Иисуса Христа, поэтому должна быть школа. Увы, часто это немножко отходит на второй план, а на первый выходит обрядовость. Нужна воскресная школа для взрослых и в особенности для детей. Не надо бояться учиться, надо понимать, что именно в учении, в изучении Библии нам будет открываться Господь. Только там Его правильные слова, которые станут в нашем уме как бы платформой, фундаментом.

Мы сейчас говорим не о верующих. Мы говорим о том, возможна ли такая встреча с Ним, как у Симеона. Давайте рассмотрим икону. Икона – богословие в красках. Сегодняшние стихи из Евангелия от Луки полностью прорисованы на иконе. Многие художники писали картины, которые раскрывают их чувства. Во многих художественных картинах мы видим отражение самого художника. И он подсказывает нам, что в иконе мы должны найти себя. А кто я на этой иконе?

Кто-то скажет, что Симеон. Правильно. А почему он так долго ждал Христа? Потому что засомневался. Он читал Библию и вдруг засомневался. Сомнение в Библии привело к тому, что он не просто жил 300 лет, а ждал. Это было ожидание встречи, и Господь мог бы открыться ему чуть раньше. Почему же он так долго ждал? Потому что не был готов. Господь встречается с людьми только тогда, когда они уже готовы сказать: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Или полностью измениться, как апостол Павел, или дать уже нужный прогресс в своей жизни. То есть должна быть метанойя, должно быть изменение ума – полный переворот и в духовной, и в телесной жизни. Человек полностью изменяется при встрече с Богом. Если изменения не произошло, значит, он не встретился с Ним. Человек может ходить в храм, даже причащаться, но, если у него брови все время хмурые, он все время чем-то недоволен, значит, еще не встретился со Христом. И не надо его осуждать, а просто подсказать ему, где находится Христос. Для этого как раз есть священники. Мы как знаки на дороге стоим: «Туда – Христос, а туда – антихрист». Пожалуйста, выбирайте, куда вам идти.

Вопрос от телезрителя Евгения из города Белгорода: «Мы судим обо всем с высоты своего человеческого мировоззрения. И я думаю: а хочет ли Бог встречи с нами? Где гарантия того, что все те встречи, которые мы описываем, были с Богом, а не просто человеческая галлюцинация?»

– Именно об этом мы и начали говорить. Если человек не изменился в своей жизни, значит, он встретился с галлюцинацией, со своим умом, с людьми, которые как бы хотят показать ему Бога, но на самом деле показывают совсем другого бога. Богов с маленькой буквы и идолов очень много. Но Истинный Бог один. И встреча с Ним полностью изменяет человека.

Это можно познать по его поступкам. Когда не верите Мне, верьте делам Моим, – говорит Христос. Ведь Он тоже доказывал Свою Божественную природу, что Он и Отец одно. Люди с ума сходили от таких слов: «Как это возможно? Что Ты ересь несешь?» А Он говорит: Когда не верите Мне, верьте делам Моим; Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали в ответ: за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Христос ответил: Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? То есть надо всегда доказывать. Как? Во-первых, самому себе, что ты встретился со Христом. Мы говорим о Христе, потому что с Богом Отцом нас познакомит только Иисус через Богородицу.

И вы сейчас сказали очень хорошую фразу о том, что Богородица принесла Младенца старцу. Не все ли иконы Богородицы пишутся именно с Богомладенцем на руках? Ну, за некоторым исключением. Основная мысль здесь в том, что Она вручает Сына человеку. Человечеству. Через Симеона мы получаем в руки Самого Христа. Вот так Она доверяет нам, что мы Христа не уроним, не опозорим, а прижмем к себе. Ведь это даже похоже на Причастие. Посмотрите, Симеон причастился: принял на себя Христа, увидел в Нем Божественную природу, увидел Спасителя.

Такой веры не хватает нам перед Причастием, потому что часто мы, может быть, забываем, Кем причащаемся. Я перед каждым Причастием напоминаю людям про их ответственность, потому что в этом мгновении Сама Богородица снова передает нам Своего Сына. Мы ведь целуем икону не просто для того, чтобы нам было приятно, а потому что Она доверяет нам Младенца. И мы, принимая в себя Причастие, начинаем быть Симеонами, становимся богоносцами, у которых на руках Христос. Но уже не на руках, а внутри нас. Вот какая ответственность у человечества. Поэтому самая, наверное, главная задача человека перед смертью – причаститься Святых Христовых Таин. Как Александр Сергеевич Пушкин и многие другие люди, перед смертью причастившись, просветлели, их лики стали другими. Конечно, это должно было быть пораньше. Но видите, Господь терпел. Он встретился с Симеоном именно в этот момент, так как тот уже готов был с Ним встретиться, потому что страсти уже отошли, уже не было человеческого чувства и представления о Боге, что Он, как мы.

То есть незнание Бога не дает человеку с Ним встретиться. Мы не знаем Его, поэтому Он с нами встретиться не может. Как Ему это сделать, если мы не хотим встречаться с Ним по-настоящему? Ведь это смерть. Однажды ко мне пришел человек и говорит: «Я хочу креститься прямо сегодня, я готов». – «А вы готовы сегодня умереть?» – «Умереть?» – «Да. В Крещении вы получите смерть». И он начал размышлять. Потом, конечно, я добавил, что он еще и воскреснет, а не только умрет. Ведь встреча со Христом происходит именно вот в таких таинствах, которые открыты Церкви Самим Христом, открыты Духом Святым. И, следуя этим таинствам, человек познает Бога.

По-другому познать Бога невозможно. Если только будут совсем откровения, как у апостола Павла, который не искал Иисуса Христа, а гнал Его. Почему же Господь не мог явиться ему чуть раньше? Тогда, может быть, не было бы смерти Стефана. А ведь Он ждал определенного момента. И об этом знает только Бог. Апостол Павел об этом не знал, он был еще Савлом, но именно тогда, когда возмущению уже не было предела, вдруг является Воскресший Христос. Вот это я понимаю. Вот точка соприкосновения, когда человек уже не сможет отступить. И мы видим, как апостол Павел полностью меняется. Он крестится, ослепнув от этого видения.

Вопрос от телезрительницы Валентины из Ленинградской области: «Хочу оставить комментарий по поводу высказывания Евгения о том, хочет ли Господь принять нас. Говорится: хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Главное, осознать эту истину, и мы будем верить в то, что Господь примет нас».

– Конечно, Евгений задал вопрос не от того, что сам так считает. Он вопрошает для того, чтобы зрители услышали и поучаствовали в диалоге. Поэтому я благодарю Евгения и вас. Как раз именно этих слов нам сегодня не хватало: о том, что Господь хочет всех спасти. Абсолютно. Он и пришел спасти мир. Не судить мир, а спасти. Поэтому естественным образом Он ждет, но долготерпит. Он не всегда готов открыться человеку сразу, потому что знает, что это повредит ему. Ум его может возгордиться, и встреча со Христом или каким-то чудом может изменить его, но в худшую сторону. Он может измениться в сторону тьмы. Например, станет использовать это как медиум и так далее. Такие вроде бы получили дар, но считают его своим достоянием. Здесь нет покаяния, а Господь открывается нам только через покаяние. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Эта благодать и открывает нам истину, потому что энергия благодати – это как раз Дух Святой, Который ждет. Господь ждет у каждого сердца. Мы помним картину, на которой Христос стоит у дверей, а с другой стороны человек. Но ручка есть только со стороны человека. Дверь открывается только изнутри.

Мы живем в Новом Завете, и Христос посреди нас, – и есть, и будет. Отче, благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит вас, дорогие мои братья и сестры, на доброе начинание, на желание как можно чаще встречаться с Христом и не расставаться с Ним. А если мы по своей человеческой природе забываем о Нем, теряем Его, то у нас есть таинство Покаяния, которое снова направит нас на общение с Богом. Желаю всем этого поиска Христа в жизни.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс