Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (1239) → Протоиерей Александр Березовский: «Вера должна гореть»

Протоиерей Александр Березовский: «Вера должна гореть»

№6 (1239) / 5 февраля ‘24

Беседы с батюшкой

23 января Церковь чтит память Феофана Затворника. Русскому человеку святитель Феофан известен больше по своим трудам, нежели по житию. Давайте поговорим об основных моментах жизни святителя Феофана.

– Я очень рекомендую почитать его жизнеописание. Оно назидательно, как и богословские и проповеднические труды святителя. Много что можно взять из жизни святого человека. Сейчас доступно и краткое описание его жизни, и полное.

Святитель родился в семье священника, был воспитан в Православной вере, окончил семинарию, затем духовную академию. Много потрудился на поприще именно просвещения, заботясь о духовном состоянии людей. Под конец жизни, как все мы знаем, приблизительно за 20 лет до своей блаженной кончины, уже будучи на покое, он ушел в затвор. Мы именуем его: епископ Феофан, затворник Вышенский.

Он был в затворе в Успенском Вышенском монастыре. Сам он говорил, что это не совсем затвор, ведь затвор – это когда человек непрестанно пребывает в богосозерцании, богообщении. «Я же, – писал святитель, – говорю с Евдокимом, хожу по балкону и вижу всех, веду переписку. Ем, пью и сплю вдоволь». Святитель получал в день по двадцать и больше писем, много трудился в писании богословских поучительных книг.

Конечно, мы больше знаем его труды, хотя и жизнь Феофана Затворника, как любого святого человека, есть путь к Богу. Мы с вами тоже пытаемся двигаться к Богу, и хорошо, когда есть живой пример движения к Богу. Поэтому очень рекомендую найти его жизнеописание и прочесть со вниманием и умилением. Оно очень назидательное, интересное, многообразное.

Как обычно, Господь испытывает Своих угодников на разных поприщах, поэтому святитель Феофан был и студентом, и преподавателем, а потом и ректором Санкт-Петербургской духовной академии. То есть он прошел много этапов. Стал ректором, еще будучи архимандритом. Затем был поставлен в епископы. Сначала был епископом Тамбовским и Шацким, потом побыл на Владимирской кафедре и уже с нее попросился на покой, чтобы полностью посвятить себя именно письменному труду во славу Церкви.

Что заставляет человека уйти в затвор?

– Желание быть ближе к Богу, потому что все, что в мире, отвлекает от этого. Господь говорит: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2:15). Имеются в виду именно те страсти, которыми живут мирские люди. Они уводят нас от Бога. И, желая быть ближе к Богу, люди устраняются от всех мирских страстей. Так, собственно, в свое время и возникло монашество. Не просто же так люди взяли и стали селиться в пустынях и труднодоступных местах и изнурять себя. Желание быть ближе к Богу заставляло их бороться и с внешними обстоятельствами, и с внутренними страстями. Это первая и самая главная причина.

У святителя Феофана было желание посвятить всего себя именно письменным богословским трудам. Еще будучи студентом-семинаристом, он отличался литературным даром. Один сокурсник про него писал, что никто так хорошо не писал, как Феофан Затворник. И проповеди он писал именно так, что иной и сказать-то так не мог. У него был Божий дар, и он хотел развить его во всей полноте, чтобы таким образом послужить Церкви.

Вопрос от телезрителя: «Феофан Затворник говорил: воздержание от страстей лучше всех медикаментов и дает долгоденствие. Какую литературу Вы порекомендуете читать тем, кто решил бороться со страстями? Феофан Затворник говорит о воздержании от страстей, но, я так понимаю, под этим имеется в виду полное искоренение страстей. Но возможно ли это?»

– Нет, он говорит именно о воздержании. Потому что спасение – от Бога. Человек может себя удерживать, не давая страсти действовать, а Господь благодатью Своей может очистить от нее. Очищение – это когда даже и чего-то не хочется. Воздержание – это когда хочется, но я себе не позволяю. А искоренение – это когда уже никакого желания нет. Раньше видение возбуждало в человеке некую страсть, некое желание, а когда этой страсти нет, то и желания не возникает. Поэтому мы стараемся воздерживаться. Бог же видит все наши труды и молитвы.

И как Господь говорил о бесовском роде? Сей же род изгоняется только молитвою и постом. Молитва – призывание имени Божия на помощь в наших трудах, а пост и есть то самое воздержание. Поэтому как раз очень полезно воздерживаться от всего, что возбуждает в нас те или иные страсти.

Можно привести такой пример: когда люди смотрят новости по телевизору или в интернете, это возбуждает в них состояние возмущения, иногда даже какой-то ненависти и неприязненности, и они этим живут. А дух возмущения противится Духу Божию. Человек говорит: «Мне же надо быть в курсе событий. Я же все-таки живу не в пустыне, не в монастыре, а среди людей. Я должен знать, что происходит». Но на самом деле это все страсть. Ему очень-очень хочется (есть такое выражение: «страсть как хочется») в это погрузиться, все это перемалывать, читать одну и ту же новость из разных источников... Почему он все это читает? Не потому, что что-то новое узнает, а потому, что это возбуждает в нем некую сладостную страсть. Иногда это недоброе чувство. Например, говорится о каком-то злодеянии, кто-то что-то сотворил, многие пострадали, потом злодея поймали, ему грозит наказание. Какие у нас чувства рождаются от таких новостей? И чувство злобы, и осуждения, и злорадства: ну, сейчас ему достанется.

Поэтому хорошо воздерживаться от всего того, что возбуждает недобрые чувства. Лучше приобщаться к тому, что возбуждает ревность о Боге. Кстати, об этом очень часто в своих письмах пишет святитель Феофан. Он рекомендует духовным чадам возбуждать в себе именно ревность о Боге. Она привлекает Божию благодать, которая как раз и очищает человека, и освобождает.

Вы спрашиваете, что почитать. Все творения святителя Феофана духовно полезны. Причем они так здорово написаны, что современному человеку, не искушенному в духовном чтении, это чтение не будет в тягость. Но если вы еще ничего не читали из творений святителя, то советую начать с книги «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Многие люди хождение в храм, чтение домашней молитвы, не очень строгий пост два раза в неделю уже называют духовной жизнью. Отнюдь. И если кому-то интересно, что такое на самом деле духовная жизнь и как на нее настроиться, как к ней приобщиться, эта книга будет в помощь.

Также у него есть очень интересная книга «Библейская история», где он в хронологическом порядке располагает Евангельские события. Евангелисты не всегда последовательны в изложении событий. И конечно, очень интересно проследить за тем, как все развивалось, как все было взаимосвязано и почему. Много чего есть в его творениях. Все, что нужно для понимания духовной жизни, о путях к ней вы найдете в творениях святителя Феофана.

Давайте поговорим о тишине. Насколько она важна для духовной жизни.

– Она просто необходима. Например, когда человек говорит, он в этот момент не слышит, о чем его спрашивают. Он увлечен говорением, сосредоточен на этом и не воспринимает то, что говорят ему. Бог никогда не кричит в ухо человеку. Он всегда тихо в душе человека возвещает что-то очень важное.

Почему так важна тишина и внешняя, и внутренняя? Потому что одной внешней тишины недостаточно. Может человек быть в тишине, но внутри кипеть какими-то событиями, о которых он прочитал или услышал, какими-то диалогами с людьми, выяснениями отношений, постоянным ропотом, недовольством. Можно вообще всю жизнь прожить во внутреннем состоянии неутихающей бури и не услышать Бога. Можно при этом читать Священное Писание и ничего из него не уразуметь. Можно даже какие-то места наизусть уже знать, но при этом не понимать их смысла.

И чтобы понять смысл и как-то приобщиться к тому, что есть действие Духа Святого, очень важна тишина. Ее нужно искать. Люди, которые хотели быть с Богом, искали уединения и тишины. Я уже упоминал, почему возникло монашество в свое время. Древние города – постоянная ярмарка, где все веселились, кричали, продавали, покупали, что-то привозили, увозили, это была постоянная суета. И в этой суете, конечно, Бога было услышать невозможно. Люди уходили в тихие места, чтобы Его услышать.

Например, если человек пришел в лес, воткнул в уши наушники и включил погромче музыку, он не услышит шума леса. Будет ходить между деревьями, а в ушах у него будет греметь музыка. А ведь лес имеет тоже свой голос. И чтобы услышать голос леса, нужно выключить музыку, остановиться и замереть. И вы услышите много-много интересного. Лес полон разных звуков. И они бывают интересные, необычные, а еще и созвучные друг с другом – они сливаются в симфонию леса. А так можно пройти и вообще даже не заметить, что там было, если человек погружен в шум.

Поэтому старайтесь избегать шумных мест, шумных компаний, шумных событий. Сейчас же как принято: корпоратив собирают, концерт какой-нибудь или выступление... Все просто тонет в грохоте. Это даже не музыка, а какой-то подавляющий грохот. Сначала это кажется ужасно, потом немножко слух адаптируется, но все равно человек выходит разбитым из этого грохота. А в тишине, наоборот, просветляются и душа, и ум. Так что хорошо бы полюбить тишину.

Вопрос телезрителя Владимира из Воронежа: «Мы ходим в храм, верим в Бога. И есть такое выражение: верить Богу. То есть мы что-то просим и как бы сомневаемся, что Бог нас услышал... Борются помыслы то ли маловерия, то ли сомнения. Верить Богу… А мы верим?»

– Верить Богу мешают сомнения. Верить Богу – следовать Его заповедям. Когда нам кто-то говорит: «Давай руку, я знаю дорогу», – ты даешь руку и идешь, куда тебя поведут. Можно даже глаза закрыть и довериться, а можно постоянно спрашивать: а мы туда ли идем? Вот с нами так происходит. Бог начинает нас вести по жизни, и нам поначалу радостно – это состояние новоначального. А потом начинаются сомнения, потому что Господь нас ведет по жизни совсем иначе, не так, как нам привычно. И у нас начинаются сомнения: а действительно ли это надо, так важно?

А потом мы начинаем потихонечку своевольничать. Горение новоначального заключается именно в том, что он беспрекословно исполняет то, что ему передано. Научили его, сказали: «Смотри: очень важно утром помолиться, днем Евангелие почитать, вечером помолиться. Очень важно, чтобы слово Божие звучало почаще, и в храм в воскресенье приходить». И он неукоснительно все это делает. Говорит: «Батюшка, я тут Евангелие прочитал за неделю целиком, и просто для меня откровение – я на крыльях летаю, это такое счастье, такая радость…». А потом куда что девается? Потом как-то все начинает угасать, уже нет такого доверия, как было изначально. Да, мы продолжаем верить в то, что Бог есть, что Он Вседержитель, Вездесущий, что все в Его руках. В теории все правильно. А на практике очень много своеволия появляется. Можно не помолиться, можно себе что-то позволить, можно расслабиться. И потихонечку мы сами умаляем значение слов Божиих. Мы перестаем им верить.

Господь сказал: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7:1). Ведь знаем, но позволяем себе судить. А почему? Так привычно, так все делают. А о чем еще говорить? А как мне быть, когда вокруг все осуждают? «Да я не осуждаю, а рассуждаю». Много чего люди себе в оправдание придумывают. И этим самым свидетельствуют о недоверии Богу. А там, где есть недоверие Богу и своеволие, там и вера наша рушится. Люди даже иногда превращаются в суеверных. Для них важнее народные приметы, чем слово Божие. Вот так деградирует вера человека по мере его охлаждения в исполнении заповедей. Так что вера Богу, собственно, зиждется на исполнении Его воли.

Господь сказал: Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!ˮ, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21). Если мы исполняем волю Божию, тогда наша вера крепнет. И ревность в нас пламенеет. Святитель Феофан говорил как раз об этом: очень важно, чтобы наша вера горела в нас, а не просто как фотографический отпечаток где-то на нашей душе сохранялась. Она должна гореть. Потому что благодать Божия – это огонь, который может гореть только в душе, любящей Бога. Если душа не любит Бога, этот огонь может попалить саму душу. Не грехи, которые в ней, а саму душу.

Батюшка, как стяжать внутренний покой в условиях мегаполиса?

– Вообще, мирный дух есть дар Божий. Как и благодать Духа Святого, она не приобретается человеком как результат неких упражнений. Это есть дар Божий ищущему. Господь сказал: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Лк. 11:9). Главное, чтобы была цель – стяжать Дух Святой. Об этом очень хорошо говорит преподобный Серафим в беседе с Мотовиловым – о цели христианской жизни, стяжании благодати Духа Святого и удержании ее. Так что тех, кто интересуется этим вопросом, отсылаю к этой беседе. Она очень назидательна, поучительна, изложена простым языком, но очень и очень полезна каждому на любом этапе воцерковления. Там еще и очень хорошо раскрывается, что такое добрые дела ради Христа. Люди думают, что любое доброе дело уже само по себе хорошо и благодатно. Оказывается, нет. Так что очень советую вам эту беседу почитать.

Господь сказал: Не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас (2 Кор. 6:17). Вот и наблюдай за собой, чтобы ни умом, ни мыслью, ни желанием, ни глазами, ни ушами не прикасаться к нечистому. Так Бог велит. И по мере того, как мы будем исполнять повеления Божии, в нас будет увеличиваться и благодать Духа Святого. А это и есть тот мирный Дух, который, если вселится в нас, и сотворит в нас обитель Пресвятой Троицы.

Чисто внешне можно запереться в комнате со звукоизолирующими стенами, куда не проникает ни один звук извне, и все равно быть в состоянии немирности, а можно среди людей быть в совершенно мирном и умиротворенном духе. Никого не осуждать, никого не обличать, не вступать ни в какие споры, не высказывать своего мнения по поводу тех или иных событий... Вообще лишнего не говорить. Это очень важный момент, если хотите стяжать мирный дух. Меньше говорите, устраняйтесь всего праздного. Праздность растлевает душу человека, поэтому бегайте всего Богу противного. Господь нам сказал: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29).

Нам нужно взглянуть на Самого Иисуса Христа. Читайте Евангелие, обратите внимание, какой образ Он нам являет в Самом Себе. Посмотрите: Он разве с кем-то спорит? Он разве где-нибудь в шумных собраниях? Нет. Он всегда тих, сдержан, терпелив. И если видит, что человек способен Его слушать, Он с ним беседует. Если видит, что человек хочет чего-то своего, Господь от него удаляется. Вот так бы и нам с вами тоже научиться не искать своего, а искать Божия. Спастись человеку невозможно. Ни самому спастись, ни другого спасти невозможно. Мы можем ближнему предложить руку помощи, но спасти его невозможно. Люди очень любят друг другу пересылать всякие душеполезные видео в надежде, что это каким-то образом кого-то приблизит к Богу. Но так не бывает, поэтому возложите все упование на Бога и наблюдайте за тем, чем живет ваша душа.

Вопрос телезрительницы: «Мы знаем, что на Украине сейчас очень серьезная ситуация. Когда присылают какую-то чушь, мы не реагируем. А иногда присылают молитвы за наших ребят. Вроде бы хочется и помочь молитвенно нашим ребятам (я понимаю, что не молитвенники все, конечно). Как к этому относиться? Это с благословения нашей Церкви Православной или это люди придумывают?»

– Люди придумывают. Слова-то хорошие. Но дело в том, что обилие этих пересылок уже просто зашкаливает. У нас есть молитва, которую благословил Патриарх. Она всеобъемлющая, и мы ее возносим Богу на каждой Литургии вместе с дополнительными прошениями на просительной ектении... У людей рождаются какие-то слова, и люди хотят, чтобы другие тоже этими словами помолились, но я, например, противник всяких рассылок как можно большему количеству людей. Уже сейчас нет человека, не знающего о происходящем на Украине, и неравнодушные люди уже давно молятся. Они уже давно собрались в какие-то сообщества и по соглашению молятся, и отдельно молятся, этого уже предостаточно. А эти рассылки просто засоряют память телефонов.

События требуют сугубой молитвы: «Прошу, братья и сестры, давайте помолимся». А как молиться, какими словами, пусть каждый решит для себя сам. Почему обязательно нужно какой-то текст рассылать?! Этих текстов уже предостаточно. Тем более что все-таки не все тексты хорошие. Иногда люди от избытка чувств включают в молитву то, чего там не должно быть. Поэтому, если у вас есть некое небольшое сообщество, вы друг с другом договорились молиться и вдруг у кого-то появился новый текст молитвы, – можете предложить ее этому небольшому кругу. Но всем не надо рассылать. Тем более настаивать: «Вы обязаны, вы должны, вот это сделайте…». На мой взгляд, так не нужно делать.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс