Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (1238) → Протоиерей Василий Гелеван: Верный путь – служение ближнему

Протоиерей Василий Гелеван: Верный путь – служение ближнему

№5 (1238) / 1 февраля ‘24

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Протоиерей Вадим Буренин: Зачем живем?

Вопрос от телезрительницы Елены: «Периодически бываю в монастыре на вечернем богослужении; во время окончания читается акафист перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица». Я онкологическая больная и всегда стараюсь, когда есть такая возможность, на нем присутствовать. Кроме того, что есть собственная молитва, матушки обращаются с просьбой о прочтении большого количества имен тех, кто требует поминовения. И тем, кто присутствует во время акафиста, выдают такой «талмуд» с именами. Соответственно, я его принимаю, читаю. Может быть, это очень даже и хорошо: не молиться, а перечислять имена тех людей, которые просят об этом. В монастыре эти списки довольно большие. Но если дали послушание, поручение на время чтения акафиста, нужно принимать эту задачу?»

– В монастыре есть такое понятие – послушание. И есть такая поговорка: послушание выше поста и молитвы. Это такая форма молитвы, она еще больше соответствует Евангельскому духу. Ведь что есть Евангелие? Это когда ты не ищешь своего, а ищешь, как бы помочь другому. Христос Сам дал нам пример служения ближнему, служения роду человеческому. Даже жизни не пожалел, а взошел на Крест ради других. Сам не имел ни одного греха, но был распят за человеческие грехи и погребен, Воскрес в третий день. В подражание Господу Христу мы служим друг другу. У святого апостола Павла в Послании к Коринфянам написано, что любовь не ищет своего. И замечено, когда человек настроит себя на служение ближнему, тогда и Господь дает ему еще больше, чем он мог сам заслужить своими добрыми делами, молитвой и постом. В этом смысле как раз есть простая мудрость: дали послушание – молись за другого.

Еще одна цитата из Священного Писания: носите бремена друг друга, и таким образом исполните Закон Христов. Это же чистой воды заповедь Божия. Тебе дали – помолись за других. В алтаре священники всю жизнь делают это. И я верую, что Господь обязательно даст и мне, и моим ближним что-то за то, что я в алтаре поминаю незнакомых, как бы сейчас сказали, посторонних людей, но тех, с кем меня связывает вера во Христа, кто так же, как и я, сейчас пришли в храм. Я полагаю, что в этих, как вы сказали, «талмудах» имена как раз таких же людей, как и вы, которые несут крест онкологической болезни. Вы с ними в одной лодке. Здесь как раз это работает: носите тяготы друг друга, молитесь друг за друга, и Господь будет между вами. А где Христос посреди вас, там и благодать.

Кстати, вопрос о молитве и послушании, именно в контексте, когда дают некое послушание на богослужении, актуален и для священнослужителей, и для алтарников. И наша телезрительница попала на такое послушание в монастыре. Ведь когда ты находишься на богослужении, то должен не просто погрузиться в молитву, сосредоточиться и вести беседу, обращаясь к Богу, но надо выполнять и определенные действия как бы по чинопоследованию. Это тоже может отвлекать от молитвы.

– Это тоже молитва, предстояние, пускай не в алтаре, не у престола перед чудотворной иконой, но предстояние за своих ближних или незнакомых людей. Но не посторонних, потому что все братья и сестры во Христе, все пришли в едином порыве молиться одному Богу, одному Христу. Поэтому нисколько не сомневайтесь, вы делаете доброе дело, которое поможет другим и вам будет во спасение. И чем больше ты помогаешь другим, тем больше к тебе возвращается.

Бог же смотрит на намерение в первую очередь. Тебя попросят о помощи, дадут какие-то важные задачи, но если ты пришел с намерением помолиться, то это тоже можно считать молитвой.

– Враг рода человеческого всегда найдет еще много поводов уклониться от молитвы. Раз что-то идет со скрипом, значит, дело Божие; чем труднее, чем больше этот коэффициент, тем вернее, что вы стоите на правильном пути. Этот верный путь – служение ближнему.

Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «В Послании апостола Павла говорится, что Ходатаем перед Богом является только Христос. Там нет ни слова ни о святых, ни даже о пророках. Почему?»

– Только Христос может взойти на Крест и принести Себя в жертву, искупить род человеческий Своим крестным подвигом, потом сойти в ад. Только Он имеет власть извести оттуда и примирить с Богом Адама и Еву, все человечество. Такую власть имеет только Бог. Но это мы говорим о богословском ходатайстве как искуплении, спасении рода человеческого.

Но слово «ходатаица» традиционно укрепилось в нашей номенклатуре, в нашем словаре по отношению к Богородице. Это началось еще в Кане Галилейской, когда через Нее была исполнена первая просьба ко Христу. Во второй главе Евангелия от Иоанна очень ясно написано: что скажет Он вам, то сделайте.

Когда стоишь перед иконой Божией Матери, то веруешь, что Она действительно Ходатай рода человеческого. Пользуясь своим материнским положением, особым подходом к Своему Божественному Сыну, Она может прямо подойти и попросить о тебе, грешном, о целом городе, о народе. Она – Заступница рода христианского. Святая.

Точно так же мы приходим к святым угодникам. Мы веруем: то дело, которым они занимались во время своей земной жизни, не умирает. Возьмем недавно жившего какого-нибудь уважаемого священника, на память мне сейчас приходит имя архимандрита Кирилла (Павлова), к которому и я приходил и просил молитв, благословения, совета. И он, исполненный любовью ко мне, давал мудрые советы, молился обо мне, благословлял меня. Я вижу, что это были дела любви. Равнодушный, бессердечный человек никогда бы так не поступал, как этот пастырь. Это были дела любви.

А любовь, как мы знаем, не умирает. Об этом говорится во Втором послании к Коринфянам: любовь никогда не перестает. Итак, дело любви не умрет. Видите, как все последовательно? Дело молитвы, благословения и любви продолжается даже после того, как человек перешел из этого мира туда. Больше вам скажу: там у него еще больше шансов молиться за нас, ведь там он еще ближе к Престолу Божию, потому что уже очищен от плоти, от греха. Святой, канонизированный Церковью, то есть его жизнь исследована специальной комиссией, и обратная связь от его мощей уже неоднократно возникала. Мы почитаем и древних, и современных святых именно по тому принципу, что любовь никогда не умирает.

Действительно, слова апостола Павла больше говорят о Ходатае Христе в контексте нашего спасения от греха, обретения вечной жизни во Христе, благодаря Ему. Как мы стоим у иконы Богородицы, например, и обращаемся к Ней, так и Она, и святые стоят перед Христом. Наверное, мы так и представляем себе это в бытовом плане, что мы подходим и разговариваем, просим Пресвятую Богородицу передать Сыну какую-то просьбу от нас, как это было в Кане Галилейской.

– Все просто. Все так и было. Все так и происходит. Потому люди и берут в руки молитвослов и становятся у иконы Богородицы. Мы верим, что Она Предстательница перед нами, что Она стоит впереди. И, конечно, там сонм святых угодников Божиих. И чем крепче будет наша вера в это, чем глубже осознание этого войдет в нас, тем более плодотворной будет молитва.

А всякое сомнение нужно отметать. Когда будет искренность, тогда Бог откроет нам и тайны богопознания. Только искренность и честность перед собой. Когда открываешь книгу или Священное Писание, ты должен быть честен. Ты не должен заранее программировать себя на поиск каких-нибудь казусов, как это делали фарисеи или законники, когда приступали ко Христу, искушая Его. Это путь бесполезный и бессмысленный. Делом надо заниматься и молиться о себе, о своих ближних и веровать, что Господь близко, что Он рядом и ждет, чтобы мы к Нему обратились. На самом деле Он уже давно знает, что мы будем просить. Эта веревка связывает нас с Богом. Мне очень нравится слово «веревка», оно созвучно слову «вера». И мы по этой веревке, как по канату, забираемся ближе к Богу. Каждый раз вот так. Но это дело напряжения. Вера – это не какой-то одноразовый подвиг. Это постоянно: раз ухватился, потом надо ухватиться еще раз, повыше. И так всю жизнь идти по направлению к Богу – трудиться и укрепляться.

Вопрос от телезрительницы: «Я бы хотела знать, как умер Иосиф Обручник, муж Девы Марии».

– Некоторые данные не написаны в Священном Писании, мы можем прочитать о них где-то в житиях святых. Но конкретно об этом я в детстве читал в книге «Земная жизнь Богородицы». Там написано, что он был уже глубоким стариком. Мы знаем, что, когда Христу было 12 лет, они были в Назарете и участвовали в переписи, Иосиф был тоже в этом путешествии. И после он скончался тихо, мирно, в своей семье. Это не было еще пока никаким исповедничеством или мученичеством. Но если я забыл что-то, то буду благодарен, если вы сейчас позвоните в студию и поправите меня.

Я так понял вопрос: как Иосиф мог быть мужем Богородице, если мы веруем и исповедуем, что Она, во-первых, Дева, во-вторых, родила Сына Своего Иисуса Христа от Бога Отца, что Он воплотившийся Бог Слова, Сын Божий, Вторая Ипостась Святой Троицы, а тут Иосиф, муж?

– Это не совсем муж в том отношении, как мы сейчас понимаем супружеские отношения. Там не было супружеских отношений. Мы потому и называем Иосифа Обручником, что было обручение. По закону необходимо было совершить обручение Девы Марии с Иосифом (или с другим мужчиной). Мария поставила одно условие, чтобы тот, кто будет Ее мужем, соблюдал Ее девственность, уважал Ее чистоту. Она с четырех лет в храме и решила, что будет всю жизнь девственницей. Это было Ее решение, Ее воля, и только на этом условии Она согласилась выйти замуж.

Напомню, что тот муж, обручник, целый год еще жил в отдельном доме после свадьбы. Я не могу вспомнить современные истории, такие семейные пары, которые готовы еще целый год жить в разных домах родительских. А потом, уже будучи мужем, он узнает весть о том, что его супруга зачала и ждет ребенка, хотя сам-то знает, что не трогал Ее. Это, знаете, большой подвиг для него: принять на веру, что это ангел Господень снизошел. И это искушение. И это отражено в Евангелии от Матфея: Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее (Мф. 1–19). Что значит «отпустить»? То есть не придавать огласке тот факт, что Она забеременела без его участия, а просто пожалеть Ее, иначе Ее должны были побить камнями. И он уже хотел это сделать, тогда явился ему ангел Господень и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 1–20).

И это искушение иконописец даже смог выразить в иконе. Это очень интересно. Представьте, друзья, сюжет Рождества Христова: вертеп, ангелы, пастыри и волхвы идут. И здесь Мария Дева, в самом центре Младенец, Иосиф сидит... А рядом стоит благообразный старичок, елейный весь из себя. Дьявол принял вид благообразного мудрого старичка, и вот он Иосифу в эту минуту как раз шепчет: «Отпусти Ее тайно».

Я, когда смотрю на такую икону, думаю: каким бесцеремонным надо быть, чтобы в самое святое событие вторгнуться... Дьявол прямо в самое сердце, принципиально, в Рождество Христово, вторгается с этими сомнениями. Я надеюсь, что мы это все видим, все это понимаем: что – от Бога, что – от дьявола. Вопрос по поводу Обручника или непорочного зачатия должен остаться еще в детстве. Это должно быть предметом нашей веры и благочестия.

Вопрос от телезрителя: «Очень люблю, обожаю читать батюшку Иоанна Кронштадтского. До чего ж он просто пишет, наставляет: просто молитесь. Хотела бы спросить у Вас, слышит ли батюшка меня, что я ему задаю вопросы? Как? И второй вопрос: а Господь слышит мои ничтожные молитвы, как батюшка советует? Я так не могу, из сил уже выбилась, не получается... Как дите малое».

– Все как дети малые. Сказал же Господь: будьте как дети (Мф. 18–19). Вот мы и пытаемся по мере сил довериться Ему так же, как ребенок доверяет своим родителям. Любить Его и бояться Его обидеть. Просто нам самим больно, если мы вдруг чем-нибудь оскорбили, обидели своего отца или свою мать, нам самим неприятно, мы стараемся избежать этой ситуации. Надо, конечно, надеяться на то, что Он заступится, что Он защитит. Мать всегда поможет: споткнулся – поднимет тебя, на руки возьмет, ночью к тебе придет. Вот эти чувства детские по отношению к своим родителям еще в большей степени нам принадлежат по отношению к Богу. И душа человеческая доверяет Богу, молится Богу, ждет встречи с Богом. И мы верим, что Господь нас видит и слышит.

Он не просто видит и слышит, Он здесь, сейчас присутствует и между нами. Он сказал так: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18–20). Святой, писатель, праведный Иван Кронштадтский оставил нам свои дневники, свои книги, письма, и голос его звучит. Причем звучит, как Вы сами только что подтвердили, с той же ясностью, с той же звонкостью, как и сто лет назад. Он звучит, и близки нам и его слог, и его вера, она нас укрепляет. Думаю, это уже продолжение его дела. А какое у него дело? Он как-то однажды сказал, что хотел бы поехать миссионером куда-нибудь в дальние веси, потом оглянулся вокруг, а в Кронштадте столько людей обездоленных... Путиловский завод неподалеку, там тоже люди. Такие потерянные все... И говорит: «Вот где пахота, остаюсь здесь». И он до сих пор продолжает заботиться о нас.

Мы исповедуем, что душа бессмертна, а умирает только тело. У святого Иоанна, как и у любого святого, канонизированного Церковью, даже уже не тело, а мощи. И он этими мощами продолжает пребывать здесь, и мы можем прийти и приложиться к его мощам физически, облобызать его, почтить его. Но, подчеркиваю, душа бессмертна, она не терпит никаких перемен. Только что она была в теле, а теперь она вне тела. Только что она была ограничена географией, холодом, жаром, болезнью, ночью, днем и так далее, а теперь снимаются все ограничения: она может переместиться отсюда, из этой студии в Москве, в Екатеринбург во мгновение ока. Как мысль. Я думал о том, как она движется. А как моя мысль? Я прямо сейчас вдруг оказался на берегу Атлантического океана, где-нибудь у подножия статуи Христа. И с такой же скоростью, как моя мысль, переносится моя душа. Она не ограничена ничем. Как же мы можем сейчас думать, что там какие-то препятствия? Нет, я уверен, глубоко убежден: Христос посреди нас, и святые тоже – и видят, и слышат.

Вопрос от телезрителя: «Один священник по интернету сказал, что нельзя читать акафисты в пост. Будет ли это грех?»

– Существует устав церковных богослужений, и он гласит, что акафисты во время Великого поста не читаются. А потом приходит время, когда их начинают читать. Это еще и связано с тем, что акафист – это «не сидячая песнь», там нужно еще место положения выбирать особенное. Но в основном это связано с тем, что мы уже подходим к Страстной седмице, и здесь уже акафист приближает нас к этому времени. А это уже один из признаков окончания Великого поста и начала особого времени Страстной седмицы.

И ведь сам акафист, получается, тоже духовная песня по своей сути? Особенно когда он поется в храме, нараспев всеми людьми...

– Да, это прекрасный жанр, который очень любим верующими. Люди с удовольствием где-нибудь в середине всенощного бдения, в праздник того или иного святого вставят еще и акафист и споют, это придает торжественность службе. Это соборное пение. Концертное песнопение нам трудно петь, у всех разные вокальные способности и знания теории музыки различные – у одних больше, у других совсем нет. А вот акафист – это такая простая форма литургическая, она не требует почти никаких знаний. Эта мелодия всем хорошо известна. Остается только открыть нужную книжку, нужный акафист и на эту мелодию петь его, и она прекрасно ложится, с детства всем хорошо известна. И бабушки, и люди среднего возраста, мужчины, женщины – все с большой радостью поют акафист.

Это такой жанр, в котором есть слово «радуйся». Но изначально это было приветствие Архангела Гавриила Богородице. Они так приветствовали друг друга. Мы говорим: «Здравствуй». А в Греции говорили: «Радуйся». В русском языке как приветствие это теряется, но все равно слово «радуйся» осталось. То есть мы всегда радуемся. Это торжественная песня. А потом «аллилуйя».

Собственно, акафист и любят поэтому больше всего; в отличие от концертных произведений на богослужении у акафиста очень простая мелодия, и его действительно легко освоить.

– Я думаю, стоит еще сказать нашему телезрителю, что состояние такой радости мы прибережем для Пасхи. Будем радоваться, когда будем отмечать победу Христа над смертью. А сейчас период брани, борьбы, поста, воздержания... Это смешивает чувства. Раз уж мы постимся, то уже больше чтений в храме, мы даже отменяем большинство рядовых песнопений. И звучит резонансно, если бы пел кто-нибудь «радуйся». Это неуместно.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс