Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема передачи: «Церковь и мы, современность и прошлое». Когда мы задумываемся о взаимоотношениях внутри Церкви, часто забываем, что Церковь – это и мы тоже. Бывает так, что мы это разграничиваем. Церковь в этом случае для нас бывает неким вызовом для нашей собственной личности. Иногда мы теряем свою ориентированность на Христа. Как выстраиваются отношения между человеком и Церковью? Как они должны выстраиваться? Второй вопрос нашей передачи – современность и прошлое Церкви. Насколько они взаимосвязаны? Насколько мы можем ассоциировать себя с той Церковью, которая была раньше, которую мы не знаем, и той Церковью, которую мы видим сейчас?
– Прежде всего благодарю вас, возлюбленные братья и сестры, за вашу помощь телеканалу «Союз» и напоминаю, что ваши пожертвования телеканалу просто жизненно необходимы. Поэтому смиренно и кротко прошу вас жертвовать. Кроме всего прочего, способствуйте продвижению телеканала, подписывайтесь на него, принимайте самое непосредственное, деятельное участие в жизни телеканала. Это очень важно и необходимо. Да поможет вам в этом Господь!
Когда мы говорим о том, что в нашей жизни должен присутствовать Христос, мы говорим о христоцентризме. Когда мы говорим о том, чтобы прийти в церковь, мы прежде всего говорим о здании. Это может быть храм при монастыре, приходской храм, большой городской собор. Когда мы приходим на богослужение, то непосредственно участвуем в том, что для нас очень важно и необходимо. Если мы участвуем в богослужении и причащаемся Святых Христовых Таин, мы тем самым становимся настоящими, полноправными членами Церкви, и Христос для нас – не отвлеченное понятие, а действительно то, что составляет суть, смысл нашей жизни.
Когда мы говорим о церкви непосредственно как о здании, то необходимо отметить, что на территории нашей страны есть и храмы домонгольского периода, и храмы, построенные недавно. Люди, приходя в намоленные храмы, ощущают свою сопричастность истории, тому прошлому, которое для них не абстрактно. В качестве примера приведу наш храм в честь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове. Этот храм построен цесаревичем Павлом, будущим императором Павлом I. Он приходил в храм и постоянно в нем молился, причем деятельно. Мы знаем, что он даже по ночам приходил молиться. Он пел в хоре. Он поощрял людей, которые приходили петь в хоре, раздавал им деньги. В этом храме молился и император Александр I. Получал вдохновение и молился в этом храме Александр Сергеевич Пушкин. Уже в советский период в конце 1920-х годов в храме молились известнейшие люди того времени. Например, летчик Чкалов.
Все это говорит о том, что у нас есть определенная сопричастность той молитве, что была в разные периоды времени. Но она была! И та Литургия, которая совершалась при постройке храма 245 лет назад, и та Литургия, которая совершается сейчас, – это одна и та же Литургия, потому что Христос – один и Тот же. Как тогда те, кто приходили и просили помощи, получали любовь от Бога и распространяли ее на других прихожан храма, так и сейчас люди приходят и получают от Бога любовь, в которой они нуждаются. Это для нас естественный процесс, он остановится только в том случае, если храм закроют. В советский период храм закрывался. В храме не было молитвы. Но, слава Богу, храм сохранили. Когда в храме молитва возобновилась, она стала совершаться точно такой же, как и до момента его закрытия.
Когда мы чувствуем свою сопричастность нашей богатой истории для нас это величайшая милость Божия. А те, кто сейчас приходит в храмы, построенные недавно, намаливают эти храмы, и это тоже большая милость Божия. Когда я в Москве посещал Сретенский монастырь, я был в новопостроенном прекрасном соборе и видел, как огромное количество людей приходит и молится в нем. Видно, что людям там очень благодатно, что они там действительно чувствуют себя достаточно хорошо в плане духовной жизни. Это тоже свидетельствует о том, что молитва, которая совершается и в новых храмах в том числе, идет на благо людей. Потому что Христос – один и Тот же. У новопостроенных храмов тоже в будущем будет своя богатая и интересная история.
Когда приходишь в храм, которому не один десяток лет, и знаешь, что вот здесь, например, молился Павел I, то думаешь о том, где он стоял, как молился, что, может, его молитва до сих пор слышна у Господа. Вы говорили о закрытых, поруганных, заброшенных церквях, о церквях, где до сих пор находится фитнес-зал или склад. Но когда мы говорим «Церковь и мы», под «мы» могут подразумеваться очень разные люди. Мы – это народная общность, люди, которые сами (или их родные), может, и гнали Церковь. Это тоже очень большая проблема.
Мы – общность, в каком-то смысле семья. И мы молимся как о здравии живых, так и об упокоении усопших. Когда мы произносим слово «мы», появляется понимание, что мы (как живые, так и уже отошедшие к Господу) – как семья. Какая ответственность лежит на нас за это слово «мы»?
– Колоссальнейшая ответственность. Каждый раз, когда необходимо проявить свое единение во Христе, мы все вместе единым сердцем и едиными устами молимся в храме Божием. Александр Васильевич Суворов, например, перед каждым сражением обязательно молился в храме, и все войско молилось. Когда было нашествие на Москву, из Владимира переносилась икона Владимирской Божией Матери, и народ во время движения иконы стоял на коленях и молился, прося: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Это было деятельное единение. И каждый раз Матерь Божия проявляла Свою любовь, по Ее милосердию Господь устраивал так, что разорения, которое могло бы быть, не происходило. Это очень важное и благодатное свидетельство того, что Господь с нами.
Вопрос телезрителя из Гатчины: «Многие, я уверен, сталкивались с такой проблемой, что хотят своих родных привести в храм, но не удается, не получается. Зачастую за этим стоит страх переступить порог храма. Как можно убедить своих родных, что бояться нечего, что Господь есть любовь и храм – это только благо для человека?»
– Может, они не боятся, а просто не хотят брать на себя ответственность? Потому что тот, кто становится членом Церкви, живет по заповедям Божиим, ему нельзя то, нельзя это. То есть человек должен постоянно контролировать свое поведение.
Живущий вне Церкви считает, что ему можно поступать так, как он захотел. Если, конечно, в той или иной ситуации его не поймают и не объяснят, что существует, к примеру, Уголовный кодекс или Административный.
Человек думает, что, если он приходит в храм Божий, это налагает на него определенную ответственность. Если вы задумываетесь о том, как помочь своим родным и близким, то прежде всего это можно сделать собственным примером, своей жизнью, она должна быть такой привлекательной, чтобы они тоже захотели стать членами Церкви.
Вспоминая Александра Васильевича Суворова, надо сказать о том, что он старался объяснять солдатам и офицерам Закон Божий, христианское вероучение, способствуя тому, чтобы те или иные солдаты не совершали проступков. Дисциплина в армии была прекрасной, и взаимоотношения между солдатами и офицерами говорили о том, что Александру Васильевичу удавалось достичь цели, которую он ставил. И это очень важно.
Стремитесь жить так, чтобы ваша жизнь была не просто чистой, но такой, чтобы близкие чувствовали, что то, что вы делаете, приносит благодатные плоды как вам, так и им. Человек, который живет по-христиански, способствует тому, что вокруг него люди начинают тоже жить по-христиански...
Ни в коем случае не надо проявлять раздражительности, нетерпения в данной ситуации, но быть кротким, терпеливым, смиренным. Если вы достигаете этого состояния, у вас в дальнейшем появляется и смиренномудрие. В какой-то момент люди увидят вашу жизнь, которая вокруг все преображает, и потихонечку сами станут такими же.
У нас масса примеров из современной жизни, когда те или иные праведники, наши современники, способствовали тому, что вокруг все преображалось. Таких примеров достаточно много. Поэтому прежде всего – ваш собственный пример и, конечно, ваша любовь. Потому что любовь все вокруг преображает, когда вы кротко, терпеливо относитесь к тем, кто рядом с вами.
Один мой хороший знакомый, отец Игорь Илюшин, ездил по храмам, где служили его родные, прадеды, и снимал небольшой материал по этому поводу. В одном храме все в порядке: его более-менее восстановили, там идут богослужения. Но есть и совершенно брошенные храмы, где практически одни стены. И отец Игорь в этих храмах оставлял икону в том месте, где был алтарь. Возникает вопрос. Люди разрушили храмы. И таких храмов множество. Мы же должны каким-то образом ситуацию исправлять. Если в свое время государство разрушало храмы, то, может быть, теперь государство должно помочь и восстанавливать их? Тогда фраза «Церковь и мы» будет звучать по-другому.
– Конечно, мы не должны сидеть сложа руки, мы должны принимать самое деятельное участие в восстановлении поруганных святынь. Насколько я знаю, за последние десятилетия очень много храмов восстановлено. В нашей области некоторые разрушенные храмы наши петербургские батюшки, настоятели петербургских храмов, стали восстанавливать. Некоторые храмы восстановили, они сейчас в прекрасном состоянии. Некоторые еще восстанавливаются. Если прикладывать усилия, то эти храмы тоже будут восстановлены. Конечно, при участии людей, считающих, что нужно восстановить поруганные святыни.
Я был настоятелем храма в поселке имени Морозова Ленинградской области. Храм на сегодняшний день стоит на месте разрушенного, тот был достаточно большого размера, и, чтобы его восстановить, необходимо государственное участие или участие какой-то очень крупной компании, которая могла бы профинансировать такого рода проект. Пока есть небольшой храм, приходят люди и молятся. И слава Богу! Я надеюсь, что придет такое время, когда и этот храм будет восстановлен. Что называется, не все сразу.
У нас восстановлено очень много храмов, очень много храмов построено. Все это благодаря тому, что есть понимание и со стороны государства, и со стороны верующих необходимости восстановления поруганных святынь. В этом отношении можно, нужно и должно делать все возможное.
Поэтому еще раз призываю, возлюбленные братья и сестры, быть более внимательными ко всему тому, что происходит вокруг нас, и оказывать помощь. Вот сейчас, например, очень серьезный снегопад и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Можно помочь разгребать снег. Это будет ваш посильный вклад, он тоже очень важен. Кто-то же должен это делать. Не везде есть снегоуборочная техника. Поэтому вы можете непосредственное участвовать.
Как правило, настоятели объявляют, что в той или иной ситуации нужна помощь, и вы помочь можете. Было бы очень хорошо, если бы каждый верующий чувствовал свою сопричастность к приходу, куда приходит молиться. Настоятель знал бы, что у вас есть возможность помочь (исходя из ваших конкретных возможностей). Не у каждого такое здоровье, которое позволяет разгребать снег. Вы чем-то другим можете помочь.
Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Я раньше ходила в церковь в Александро-Невскую лавру, сейчас хожу в новый храм, который выстроили рядом (я уже старый человек). Господь сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. И это Церковь. Я хожу в храм с удовольствием. Если я не могу попасть в храм по болезни, то скучаю, мне плохо. Для меня Церковь – это Господь Бог в моей душе. Правильно я говорю или нет?»
– Я очень рад тому, что вы приходите в церковь и молитесь. Такие ситуации, как ваша, нередки. Неоднократно ко мне подходили прихожане моего храма с просьбой благословить их посещать открывшийся рядом с домом храм. Конечно, я с большой радостью благословляю людей, чтобы они посещали другой храм, молились в нем. Например, в Петроградском районе не так давно построили храм в честь Святой Блаженной Ксении (на Лахтинской улице), и некоторые мои прихожане теперь стали прихожанами этого храма, чему я очень рад. Конечно, с духовной точки зрения появляется определенная привязанность к людям, когда молишься с ними не один месяц, не один год, даже не одно десятилетие, а потом они становятся прихожанами другого храма. Но я понимаю, что это для них важно. Дай Бог, чтобы, посещая этот храм, вы намаливали его.
Вы сказали очень правильные и нужные слова о том, что постоянно посещаете храм и чувствуете потребность приходить и молиться в храме. У кого есть свободное время, если вы, например, пенсионер или у вас какая-то инвалидность, – приходите в храм, молитесь там. Тем более сейчас такое время, которое должно заставить всех нас задуматься, что мы можем сделать в данный момент. Прежде всего мы можем прийти в храм и помолиться все вместе, единым сердцем и едиными устами. Помолиться и за наши власти, и за наше воинство, и за тех, кто болеет, и за тех, кому нужна помощь. Мы можем молиться и должны это делать.
Не скрою, когда у меня есть возможность, я всегда стараюсь совершить богослужение. Я регулярно молюсь, совершаю молебны, панихиды, литии. И для меня каждый раз, что называется, бальзам на душу, когда люди приходят в храм и просят послужить благодарственный молебен. Например, в связи с рождением ребенка в семье. Или в день памяти усопшего родственника просят отслужить панихиду. И мы все вместе молимся.
Бывают ситуации, когда у кого-то из прихожан нет возможности в данный момент прийти в храм, и меня просят помолиться. Тогда мы молимся в храме и просим Господа, Божию Матерь, святых угодников Божиих, чтобы они помогли, не оставили в той или иной ситуации.
Братья и сестры, я искренне надеюсь, что жизнь в Церкви для вас будет естественной потребностью, она поможет вам в повседневной жизни, как помогала нашим предкам. Жизнь была и есть исключительно с Богом. Вспомните любого святого. Например, Александр Невский постоянно молился. На иконах святой благоверный князь Александр Невский изображается как монах в схиме, что говорит о его молитвенном настрое, и это тоже очень важное напоминание. Или, например, Даниил Московский, основатель Москвы, – тоже молитвенник. Каких бы праведников мы ни рассматривали, все они были молитвенниками. Поэтому я призываю не упускать шанса посещать храм и молиться в храме.
Подводя итоги по теме «Церковь и мы», можно сказать, что мы – это и те преподобные, святые, которые в свое время были обыкновенными людьми, но обожились, пришли к Богу и стали преподобными. И мы тоже вместе с ними можем прославлять Господа. И тогда выражение «Церковь и мы» звучит по-другому.
– Каждый раз, когда я прихожу на Никольское кладбище Александро-Невской лавры и вижу, как люди приносят цветы, зажигают лампадочки, свечи на могилках служителей Церкви и тех людей, которые трудились на благо Церкви, меня переполняет радость. Я чувствую, что есть полноценная духовная жизнь...
Записали:
Таисия Зыкова
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.