Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1236) → Иерей Василий Равлик: Рождество Христово

Иерей Василий Равлик: Рождество Христово

№3 (1236) / 15 января ‘24

Беседы с батюшкой

В этот светлый праздник в первую очередь хотелось бы поговорить о воплощении Бога Слова и Его пришествии к людям. Что мы вообще празднуем? Каково значение Рождества?

– Отчасти вы уже ответили на этот вопрос. Действительно, мы говорим, что Рождество – это воплощение Бога Слова. Бог пришел на землю. А причина и цель этого – наше спасение. Без преувеличения можно сказать, что в эти дни мы отмечаем одно из величайших событий в человеческой истории, оно стоит на втором месте после Воскресения Христова.

Рождеством начинается история нашего спасения. Так можно сказать и о празднике Благовещения, но Рождество в этом смысле более значимо. О смысле Рождества святые отцы говорили так: Бог стал Человеком, чтобы человек стал как Бог.

А почему для спасения людей Богу пришлось стать Человеком?

– Вопрос непростой. С момента грехопадения первых людей, Адама и Евы, человек оказался в очень незавидном положении – стал подвержен болезням, страстям и смерти. И Бог, принимая этот выбор, а человек, безусловно, сделал его сам, вкусив запретный плод, все же хотел, чтобы тот вернулся в рай. Для этого его нужно было спасти, вернуть ему рай.

Бог всегда был готов это сделать, но нужен был шаг и со стороны человечества. Так уж вышло, что мы все-таки существа не столь могущественные, чтобы самим осуществить свое спасение. Как любящий родитель, видя, что его ребенок не справляется с испытанием, искренне желает ему помочь, так и Бог приходит к нам на помощь. Господь воплощается и Сам становится Человеком.

Безусловно, можно было, как по щелчку пальца, просто всех нас простить, но мы, уже единожды вкусив грех, вероятнее всего, поскользнулись бы снова. И тогда Бог был бы вынужден нас спасать до бесконечности, а мы бы каждый раз оступались и отступались. Христос, чтобы нас спасти, идет иным путем. Бог приходит на землю и, по сути, указывает нам путь, по которому мы должны идти, если сами хотим спастись, если проявляем к этому желание и искренне хотим попасть в рай и снова быть с Ним.

Главная идея – не нарушать нашу свободу, а для этого нужно создать условия, руководствуясь которыми, мы могли бы идти ко спасению, сделав выбор. Господь приходит на землю, страдает, приносит искупительную жертву на Кресте и созидает Церковь Христову как корабль спасения. И вся эта история начинается с Рождества Христова.

А можем ли мы объяснить, почему Христос не воплотился раньше?

– Да, мы можем это объяснить тем, что, как я уже сказал, Бог сделал Свой шаг навстречу нам фактически еще в раю: Он дал обетование первым людям, что та ситуация, в какой они оказались, продолжится не всегда. Он сказал пророчество, что семя жены сотрет главу змия, то есть наступит время, когда родится Некто, Кто победит силу зла, захватившую человеческий род. И отныне Бог ждал, когда человечество сделает свой шаг ко спасению Ему навстречу. И мы говорим, что первый шаг сделала Пресвятая Богородица, став Той самой обетованной Женой, Которая должна стереть главу змея, нравственно достигнув такой высоты, чтобы Богу можно было бы воплотиться на земле через Нее. На протяжении тысячелетий человечество совершенствовалось, делало эти попытки, но до времени Пресвятой Богородицы их было еще недостаточно. В лице Пресвятой Богородицы мы достигли этой возможности, и Бог пришел на землю.

А что поменялось в мире с воплощением Христа?

– Можно сказать, поменялось все. Мы это слышим из Рождественских песнопений. Бог принес на землю надежду, ведь люди с момента грехопадения Адама и Евы умирали и попадали в ад. Мы воспитаны Новым Заветом, в детстве родители учили нас, что хорошие люди после смерти попадают в рай, а плохие в ад. Но, если мы посмотрим библейский текст, в той вере, которую хранил из поколения в поколение еврейский народ, все после смерти нисходили в ад. Все. Не было выбора. И это мы можем заметить не только в иудаизме, ветхозаветной религии, но и в греческом язычестве. Все люди после смерти попадают в царство Аида.

Понимание того, что после смерти нас ждет ад, очень сильно угнетала и даже отчасти заставляла бояться смерти. А с пришествием в мир Христа, когда воскресение еще не произошло, врата рая еще не отверзлись снова, на горизонте уже появилась надежда, засиял свет в конце тоннеля. И это почувствовали все, даже ад вострепетал, что на земле что-то меняется не в его пользу. Такое великое событие мы начинаем праздновать в эти дни.

Какие подробности о Рождестве Христовом нам говорит Евангелие?

– Как мы знаем, четыре евангелиста оставили нам свои Евангелия. Церковь приняла их как канонические. Сведения о Рождестве Христовом мы встречаем только у двух апостолов – Луки и Матфея. Причем между ними даже есть небольшие расхождения. Они несущественные и еще в древние времена были истолкованы святыми отцами.

Мы читаем, что в правление кесаря Августа вышло повеление по всей земле, то есть по территории всей Римской империи, совершить перепись. Этому предшествовало Благовещение Пресвятой Богородицы, когда Архангел явился Ей и возвестил, что Она родит Спасителя мира. Пресвятая Богородица в этот момент жила с Иосифом Обручником, своим дальним родственником, в городе Назарете.

В связи с тем, что была объявлена перепись, каждая еврейская семья должна была переписаться в своем отечестве. Отечеством Пресвятой Богородицы и Иосифа был город Вифлеем, они были из колена Иудина, поэтому они из Назарета совершают шествие в Вифлеем. Ветхозаветное пророчество говорило о том, что Спаситель должен родиться именно в городе Вифлееме. И, как мы видим, такими вещами, как перепись населения, Господь невидимо все устраивает, чтобы Ему родиться именно там, как было указано в пророчествах.

Пресвятая Богородица оказывается в Вифлееме, и подходит срок рождения Богомладенца. Как мы знаем из тех же Евангельских событий, многие евреи пришли в Вифлеем в эти дни, и когда туда пришли Иосиф с Марией, в гостиницах не оказалось мест. Поэтому Христос рождается в яслях в пещере, где держали скот. Царь мира рождается в убогих условиях, что в очередной раз подчеркивает то, на что был готов Господь ради нашего спасения.

Какие сведения подтверждают Рождество Христово, кроме Святого Евангелия?

– Евангелие – основной источник сведений об этом. В Евангелии нет четкого описания, где после рождения Младенца пребывали Мария и Иосиф. Конечно, они со временем все-таки переселились в гостиницу или в какой-то дом, куда потом и пришли волхвы, принесшие богатые дары Богомладенцу.

Мы знаем, что христиане с древности свято берегли места, связанные с первыми годами жизни Спасителя. До сегодняшнего дня в Вифлееме есть храм, где особым образом отмечено место Его рождения. Такие места есть и по пути в Египет, куда почти сразу после рождения пришлось спасаться бегством Иосифу и Марии. Христиане хранили их с древности.

Но многие нецерковные люди могут нас обвинить, что мы, христиане, все же внутри своей организации могли как-то все эти вещи фальсифицировать, потому что мы опираемся только на свои источники.

Первый внешний источник, свидетельствующий о Христе, – Иосиф Флавий, иудейский историк I века. Он первым упоминает о Христе. Со временем это делают языческие писатели, и никто из них, в отличие от многих современных атеистов и борцов с христианством, никогда не ставил под сомнение сам факт прихода в мир Христа, сам факт Его существования.

Возможно, точных свидетельств Рождества мы не найдем, но есть множество свидетельств, подтверждающих, что Христос был на земле, что Он был в Палестине, проповедовал, пострадал. Язычники хоть и ставили это под сомнение, но, ссылаясь на христиан, говорили, что Он еще и Воскрес.

Сам факт того, что Христос был на земле, встречается и у внешних свидетелей, но не сам факт Его Рождества. При этом эти свидетельства немаловажные, мы пользуемся ими, опровергая всех, кто пытается доказать обратное.

Как давно возник этот праздник именно в Церкви? Праздновали ли его первые христиане?

– Первые упоминания датируются примерно II веком. Праздновали Богоявление, то есть событие явления в мир Бога. К IV веку этот праздник разделился на два: на Рождество Христово и Крещение Господне, но мы понимаем, что оба эти праздника – события Богоявления, только в случае с Рождеством Христовым Бог приходит в мир как Богочеловек, принимает на Себя нашу человеческую природу, а в событии Крещения Господня нам является Пресвятая Троица. Бог Отец глаголет, Бог Сын крещается, а Бог Дух Святой в виде голубя сходит на Него.

Затем эти праздники были разведены, и, если посмотреть на их структуру в богослужебном плане, на песнопения, на сам порядок этих особых служб, окажется, что они очень похожи между собой как раз в силу того, что их развели, но многие вещи они себе усвоили. И теперь это сопровождает и первый, и второй праздник.

У святителя Иоанна Златоуста мы уже встречаем упоминание празднования Рождества Христова. В Римской Церкви этот праздник изначально был именно Рождеством.

Почему Рождество Христово в западном мире празднуется 25 декабря, а у православных 7 января?

– Это различие в 13 дней возникло на самом деле не так давно. В прошлом веке набежал еще один день. Это разница между григорианским и юлианским календарем. Важно отметить, что в России 7 января – это гражданский календарь. Русская Православная Церковь придерживается юлианского календаря. И если мы возьмем церковную книгу или церковный календарь, то обнаружим, что Рождество тоже отмечается 25 декабря. Мы называем это «старый стиль».

На гражданский григорианский календарь перешли большевики в начале прошлого века. Такое решение было принято после Октябрьской революции. Но Церковь так и не перешла на него, поэтому в Русской Церкви все сдвинулось относительно гражданского календаря, но по нашим церковным книгам мы празднуем Рождество тоже 25 декабря.

Кстати, интересно заметить, что не только западный мир празднует Рождество 25 декабря, но и 10 из 15 Поместных Православных Церквей, в основном греческих, перешедших на так называемый «новоюлианский календарь». Их особенность в том, что Пасху они празднуют вместе с нами по юлианскому календарю, а вот эти неподвижные двунадесятые праздники, в том числе Рождество, вместе с западным миром по григорианскому календарю.

Как появилась традиция отсчета времени от Рождества Христова?

– Эта традиция восходит к VI веку. К этому времени христианство уже стало государственной религией Римской империи, а Церковь вела свое летоисчисление от времен императора Диоклетиана, одного из самых ярых гонителей христиан. В городе Риме был такой просвещенный муж Дионисий Малый. Он обратился к римскому епископу с предложением, что неправильно вести отчет от времен фактического врага Церкви, что гораздо более логичным было бы считать летоисчисление от Рождества Христова, ведь оно действительно положило начало новой эре в истории человечества.

Он лично провел определенные подсчеты и установил приблизительно дату Рождества. Мы все-таки говорим, что приблизительно, потому что точно не знаем время Рождества Христова. Но вот эти указания, собственно, у евангелиста Луки, у Матфея, имена римских императоров историей подтверждаются, и годы их правления нам известны, и год переписи, которая имела место по всей Римской империи.

По таким маленьким крупицам удалось примерно восстановить дату Рождества Христова. С тех пор мы говорим: год такой-то от Рождества Христова. Что характерно, в России на летоисчисление от Рождества Христова перешли только на 1700 год, на стыке веков. До этого у нас была традиция вести летоисчисление по византийскому образцу – от сотворения мира. Идея считать от Рождества Христова появилась на Западе и очень-очень медленно проникала в восточном направлении. И когда мы приняли христианство от Византии, они по-прежнему не пользовались датами от Рождества Христова. И уже только во времена Петра I получилось, что мы примкнули к этой традиции празднования от Рождества Христова. В Церкви мы можем встретить и то, и другое летоисчисление. Мы всегда подписываем: год такой-то от Рождества Христова и такой-то от сотворения мира.

Как правильно праздновать Рождество? Что это за период – святки?

– Святки начинаются именно праздником Рождества Христова и продолжаются до Крещенского сочельника, то есть с 7 по 18 января. Конечно, самый важный акт празднования Рождества Христова – участие в богослужении и Причащение Святых Христовых Таин.

Период святок так называется еще и потому, что в это время отменяется пост в среду и пятницу. Мы называем этот период «сплошной». Преодолев Рождественский пост, мы снова возвращаемся к нашему привычному праздничному меню. И именно в период святок это меню не накладывает ограничений на возможность Причащения Святых Христовых Таин, то есть люди, которые разговляются после Рождественского поста и вкушают мясную, молочную пищу, могут, не стесняясь, принимать участие в богослужениях и причащаться.

Это наилучший вариант празднования Рождества. К нему следовало бы присовокупить дела милосердия. В Церкви в древности и на Руси была такая традиция: в эти дни особо почтить вниманием неимущих или одиноких людей, кто нуждается в нашей поддержке, не только материальной, но и просто во внимании. Это возможность навестить близких, провести с ними время, разделить радость великого торжества. Вот ключевые вещи.

Может, есть какие-то традиции?

– Традиций, связанных с Рождеством Христовым, множество. Какие-то мы, к сожалению, утратили за сложный семидесятилетний богоборческий период, но они потихонечку возрождаются не просто в Церкви, а именно в русском обществе.

Во-первых, это традиция, которая сегодня привязана и к Новому году, и к Рождеству, – украшение елок. Она пришла к нам в Россию с Запада, и даже были попытки в дореволюционные времена ее отменить как инородную, но все же именно ель является символом жизни, вестью о жизни, о бессмертии, что приносит Христос на землю Своим пришествием. Есть традиция украшать огоньками наше жилище. В древности для освещения чуть большее количество свечей зажигали, чем обычно, а сегодня это различные лампочки, гирлянды, то есть все то, что привносит праздник в нашу жизнь. Но это вещи материальные. Мы знаем еще замечательную традицию петь колядки, славить Христа. Детишки в основном это делали, да и многие взрослые собирались вместе и в замечательных духовных (без преувеличения) песнопениях представляли весть о рождении Спасителя.

Что можно еще добавить из Рождественских традиций? Первое на память приходит – дарить подарки детям. Это важный момент. Так как волхвы принесли дары Богомладенцу Христу, эта замечательная традиция распространилась, чтобы в этот праздник, в период святок, дарить подарки маленьким детям. Мы знаем, что на Западе их дарит так называемый Санта-Клаус, то есть святой Николай. И у нас была традиция (и даже сохраняется еще во многих местах) – дарить подарки в день памяти святителя Николая, который мы совершаем 19 декабря. На примере нашей семьи могу сказать, что мы предпочитаем дарить подарки и 19 декабря, и на Рождество Христово – дважды отмечать это событие.

Батюшка, а что нельзя делать на Рождество? Мы знаем, что есть древняя традиция в эти дни гадать на суженых своих...

– Собственно, это и запрещено. Когда происходила христианизация общества, дни, которые были отмечены какими-то языческими праздниками, Церковь предпочитала заменять праздниками христианскими. И в силу этого какие-то языческие обычаи, предшествовавшие появлению христианских праздников, усвоились. С этим Церковь боролась на протяжении многих лет своего существования. Конечно, в очередной раз можно только призвать ни в коем случае к таким вещам не прибегать. Но и в целом важно здесь заметить, что в дни празднования Рождества Христова, когда мы переходим от поста к вкушению скоромной пищи и увеселениям, важно не впадать в крайности, то есть не переусердствовать в праздновании Рождества Христова изобильным чревоугодием или винопитием, потому что смысл этого праздника духовный в первую очередь, а не телесный, и акценты должны быть расставлены правильно.

Батюшка, благодарим Вас за беседу, просим поздравить наших дорогих телезрителей, дать им наставления на святые дни.

– Дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Рождества Христова. Призываю вас эти святые дни провести с подлинной духовной радостью, не лишиться ее, а приумножить, чтобы слова святых отцов о том, что Бог стал Человеком, чтобы человек стал как Бог, стали частью и вашей жизни, чтобы и ваша жизнь преобразилась по образу Божественному, как это лично о каждом из нас задумал Господь наш Иисус Христос, ради чего Он и пришел на землю.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Хранить веру мы можем только тогда, когда свидетельствуем, что жив Господь и жива вера православная в нашем народе

Ваши Высокопреосвященства! Досточтимый отец Сергий, настоятель сего святого храма! Дорогие отцы, братья и сестры!Всякий раз, когда я молюсь в храме, построенном сравнительно недавно, сердце мое наполняется радостью. И не только потому, что стены прекрасные, интерьеры замечательные и храм Божий построен с большим вкусом и в правильном стиле, – но прежде всего потому, что он наполнен народом.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Михаил Зазвонов: Только в кротости мир и счастье

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс