Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1236) → Архимандрит Савва (Мажуко): Фиктивная вера

Архимандрит Савва (Мажуко): Фиктивная вера

№3 (1236) / 15 января ‘24

Свет невечерний

Как много сейчас в нашей Русской Церкви замечательных священников! Чем чаще я путешествую по России, в том числе по Белоруссии, чем чаще встречаю наших батюшек, тем больше убеждаюсь, что на этих простых тружениках держится вера православная. И благодарю Господа всякий раз после знакомства с простыми, скромными тружениками, которые десятки лет трудятся на своих приходах.

Священники исповедуют, причащают, молятся, отпевают своих прихожан, крестят малышей и хранят замечательную важную традицию молитвы и благословения, в которой нуждается наша земля. Это открытие делает, наверное, каждый священник, когда вдруг понимает, что земля, люди и даже звери нуждаются в благословении от Господа. Это очень важная работа священника, и даже если кажется, что он не очень речист, недостаточно хорошо образован и, может быть, плохо разбирается в тенденциях современного богословия, тем не менее он благословляет людей, благословляет землю, на которой живет, и тем самым уже оправдывает свое служение. Потому что благословлять – значит ободрять к жизни, давать какой-то импульс к тому, чтобы жить, радоваться жизни и раздавать благословение тем, кто рядом.

На самом деле благословлять все вокруг себя – работа не только священника, но и каждого христианина. У апостола Павла есть замечательная фраза, ее невозможно читать без волнения, над ней задуматься. Часто бывает, читаешь Священное Писание, находишь какое-то место, которое много раз читал, но вдруг тебя как будто молния поражает. И сидишь в задумчивости. Может быть, даже несколько дней снова и снова вспоминаешь эту фразу. И понимаешь, как важно не упустить смысл апостольского Евангельского благовестия.

В Послании к Тимофею апостол Павел называет цель апостольского служения (это цель христианского служения, по большому счету). Звучит эта емкая фраза так: цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5).

То есть все, ради чего мы в Церкви трудимся, постимся, совершаем богослужение, благовествуем, проповедуем, пишем книжки, имеет одну цель. И очень важно понимать целесообразность своих действий. Ведь любой взрослый человек всегда задает вопрос (даже привычка вырабатывается): «Зачем я это делаю? А какой смысл?» Так вот, смысл и цель, к которой мы все стремимся, – любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры. У апостола Павла очень часто встречаются конструкции, состоящие из трех элементов. Мы помним, что именно ему принадлежит триада: вера, надежда, любовь. А здесь он говорит о любви, которая происходит от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры.

В латинском переводе фраза «нелицемерная вера» звучит как fide non ficta. То есть не фиктивная вера, а подлинная, настоящая. Апостол Павел говорит, что все, что мы говорим, собирая какие-то собрания, все наши моления, крестные ходы (это я от себя добавляю), преследует цель стать добрее (если очень сильно упростить), приобщиться к Божественной любви. А она – не эмоциональная взволнованность или некоторое настроение.

Знаете, как у нас бывает: покушал хорошо, ничего не болит, выспался – и всех люблю, переживаю приступ такого человеколюбия, что всех простил и всех обнял бы. А следующая ночь будет бессонной, вспомнятся все обиды и ситуации, которые были за годы жизни, и проснешься (если все-таки удастся заснуть) обиженным.

Не про такую любовь говорит апостол Павел, а про подлинную, которой отличались наши великие старцы и которая не зависит от настроения. Он говорит про доброту, которую невозможно искоренить и ничем поколебать и которой отличались, например, преподобный Серафим Саровский или преподобный Антоний Оптинский.

Кто-то скажет: «Ну это же старцы, это святые. При чем тут мы?» Это и нас касается. Мы хотя бы чуть-чуть можем приобщиться подлинной любви, стоящей на трех фундаментах, трех китах: чистом сердце, доброй совести и нелицемерной вере. Это вера, которая не является фикцией; совесть, которая не является лукавой. И об этом апостол Павел упоминал в Послании к Евреям. Каждый священник на Литургии молится о том, чтобы Господь избавил его от лукавой совести. Очень важно, чтобы совесть была доброй, а сердце было чистым, то есть бескорыстным, беспримесно, без задней мысли относилось и к Господу, и к ближнему.

Апостол Павел говорит об этом не для того, чтобы предаться некоторому богословскому упражнению. Он говорит, что осознание этой цели очень важно. Он продолжает свою мысль так: ...от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие (1 Тим. 1:6). И нам это очень понятно. Часто бывает, читаешь какую-нибудь церковную книжку, слушаешь проповедника, бываешь на богословской конференции или на большом церковном собрании и понимаешь, что все пустое. Думается: «Как вы не устали от болтовни?» Ведь если в наших речах, в наших книгах, в наших молитвах нет подлинного, чистого сердца, доброй совести, нелицемерной (то есть не фиктивной) веры, то все превращается в пустословие.

У апостола Павла здесь используется редкий глагол («астохео»), он означает «промазать». Люди не просто уклонились в пустословие, а промазали. Этот глагол имеет в корне существительное στόχος («стохос»), оно переводится как «цель». То есть можно промазать, не туда пойти. Огромные силы, в том числе церковные, тратятся на пустоту. И это удивительно!

И если мы отступаем от главной цели, подменяем цель чепухой, например политическими задачами, которые Церкви несвойственны, даже очень благородными (это может быть укрепление патриотизма, или желание увеличить число издаваемых календарей, или желание охватить своей проповедью побольше населенных пунктов, трудовых коллективов), если цель сбилась, то все это в пустоту. Становится грустно, когда понимаешь, что огромные средства и силы тратятся в пустоту, потому что есть забвение цели, мы промахнулись.

Апостол Павел далее говорит: некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают (1 Тим. 1:6–7). Как это грустно звучит!.. Апостол Павел говорит о кораблекрушении в вере – можно потерять все, потому что вера была фиктивная.

В конце своего Послания к Тимофею он призывает отвращаться негодного пустословия (см. 1 Тим. 6:20). И это не только пустословие наших богословских конференций, книг, отчетных церковных собраний, но и пустые дела. На них порой мы тратим очень много сил, забыв главную цель. Он пишет: ...отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6:20–21).

То есть фиктивная вера – это уклонение от веры, это подмена веры вместо чего-то подлинного. И тут очень легко промахнуться, если мы отступаем от Евангельской истины, к которой нужно себя возвращать каждый раз, перечитывая Писание с предельной честностью, с любовью к Господу, с большим смирением, понимая, что мы, скорее всего, эти самые законоучители, не разумеющие того, о чем говорят, и того, что утверждают. Возможно, так и есть. Но у нас есть Писание, есть апостол Павел, есть великие старцы, они не дадут нам промахнуться и пройти мимо цели. Это не наш путь. Нужно себе постоянно напоминать, ради чего все это: ради любви в Господе, ради подлинного охристовления и жизни в Господе.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс