Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (1236) → Архимандрит Александр (Федоров): «Санкт-Петербург – Екатеринбург»

Архимандрит Александр (Федоров): «Санкт-Петербург – Екатеринбург»

№3 (1236) / 15 января ‘24

Беседы с батюшкой

Существует множество тем, которые с Вами можно обсуждать, наверное, бесконечно. Но я бы попросила Вас рассказать о храме Святой Екатерины. Ведь это первый вузовский домовый храм в Санкт-Петербурге. А меня как жительницу города святой Екатерины это особенно интересует.

– Спасибо за внимание к этой теме. Мне она действительно очень дорога. Из всего, чем мне милостью Божией приходится заниматься, это самая радующая сердце тема. Так получилось, что я когда-то заканчивал архитектурный факультет Академии художеств. Уже когда стал священнослужителем, возникла идея оживить домовый храм в здании академии и вернуть ему богослужебную жизнь. Это чудо свершилось. Причем получилось так, что наш храм – первый из вузовских в России. Даже не в новой России, а в Советском Союзе. Потому что это был 1990 год, еще до развала большой страны, когда мы получили документы на возможность совершения богослужения в храме. Так началась совершенно новая жизнь этого старого прихода, который до революции был сердцем академии.

Интересно, что сначала храм не был посвящен Святой Екатерине. Его хотели посвятить Иоанну Дамаскину как защитнику икон. Потом там был временный храм в честь Сошествия Святого Духа. Это был походный, войсковой храм. А уже в 1837 году освятили тот храм, что существует сегодня. Естественно, он освящался повторно уже в наше время, но то освящение было в 1837 году. Получилось, что от закладки до освящения прошло много лет, ведь строительство здания академии было начато в 1765 году. Это не значит, что там не было служб, не было церковной жизни. Все было! Там даже по уставу, который Екатерина Великая дала академии, был монашествующий клир.

Почему? Там учились не просто студенты. Там ребята жили на полном пансионе практически с детсадовского возраста до студенческого, и их старались оградить от дурного влияния города. Конечно, все было внутри этих стен, и то, что там были монашествующие священники и дьяконы, было очень логично. А вот уже в XIX веке сама академия стала больше похожа на светский вуз в нашем понимании, поэтому там и священство было уже белое. Но зато храм к тому времени уже завершили, и он стал настоящим сердцем академии. В воспоминаниях многих выпускников о нем сказано очень много теплых слов.

Вообще, о Синодальном времени иногда неправильно думают. Мы думаем, что в отличие от древнерусского периода это слишком секулярный период. На самом деле, если посмотрим, как был устроен быт учащихся академии, даже на примере одного этого учебного заведения видно, что Церковь занимала огромное место в жизни ребят. Это не только ежедневная молитва, не только частые службы, но еще и встреча с клиром храма на занятиях. Потому что там преподавали Священную историю, Закон Божий, историю Церкви, и все это делалось не просто так, а как часть той церковной жизни, которая связана с храмом. Так и было до революции.

Потом преподаватели и студенты попытались попросить власти сохранить им храм, но в 1919 году его все-таки пришлось окончательно закрыть. Он долго стоял в законсервированном состоянии. Потом стали все громить, и там были и физкультурный зал, и кинозал, и зал для партсобраний, и клуб. А в начале 1990-х годов как раз было очень удобно попросить вернуть нам храм, и его вернули. Тогдашний президент академии Борис Сергеевич Угаров, ранее бывший ректором ленинградского института, а потом ставший в Москве президентом академии, написал очень интересную резолюцию на прошении от инициативной группы. Это некий словесный памятник. Он написал примерно так: «Хорошо бы подумать о восстановлении интерьера академической церкви и придании ей впоследствии соответствующих функций». Вот как хочешь, так и понимай, но именно на этой резолюции были основаны дальнейшие действия администрации вуза. А вскоре мы начали служить. Вот такое чудо произошло!

Это было в 1991 году?

– Да. Конечно, много всего можно раскрыть о том, сколько было всяких бытовых (и не только бытовых) препятствий. Было явно, что силам зла не хочется, чтобы храм открывался. Но когда уже отслужили первую Литургию, то все это, как какие-то оболочки, рассыпалось, все стало хорошо. Сейчас храм уже намоленный. Первое время было трудновато, но сейчас все совсем по-другому. Действительно, это дышащее сердце академии. Конечно, я не могу сказать, что в академии все люди церковные. Все люди свободные, как и в стране. Примерно какая пропорция по стране, такая же и в вузе. Во всяком случае, все к нам очень дружелюбно относятся, а мы к ним. Поэтому много хороших дел получается даже помимо собственно богослужебной жизни.

Мне кажется, не только у нашего храма, но и у других домовых храмов есть много плюсов. Во-первых, получается хороший резонанс профессионально-духовной жизни. Когда студенты и преподаватели хотят свою профессиональную жизнь совместить с духовной, то храм этому очень помогает, и получается великолепный резонанс и чудные результаты. Это совсем необязательно. Никто никого не заставляет. Но если человек это делает, получается очень хорошо. Это касается не только художников и архитекторов, а любой профессии – и педагогов, и медиков.

Второй плюс к апологии домовых храмов заключается в том, что у нас все-таки нет такого потока, как на улице, поэтому нам нужно быть ответственными. Никто с нас ответственности не снимает, и мы не можем халтурить. Это не значит, что в других местах можно халтурить. Халтурить нигде нельзя. Но с нас особый спрос. Раз мы не имеем необходимости все делать в ускоренном темпе, значит, должны делать все тщательно. Получается и подготовить человека ко Крещению с нормальной катехизацией, и подготовить пару к браку, к Венчанию, и более тщательно и аккуратно провести первую Исповедь. Даже если взять такой деликатный момент, как отпевание, у нас есть возможность, не особо сокращая, все нормально сделать. Я сначала думал, что светские люди будут переживать из-за длинных отпеваний, но вот вдова одного из наших ректоров как-то мне даже сказала: «Отец Александр, Вы его отпевайте подольше, чтобы все было тщательно и аккуратно». Я думаю, это как раз пример того, что хоть люди и светские, они очень правильно воспринимают наличие тщательной церковной жизни в стенах вуза.

Но это не все. Я бы добавил еще третий пункт к этой апологии: мы все-таки живем в основном силами нашей общины. Мы же не имеем богатейших спонсоров, какой-то государственной программы или чего-то еще, что могло бы нас поддерживать. Это в основном доброе отношение самой академии, ее толстые стены, которые нас защищают, а дальше жертвенность труда самих членов нашей приходской общины. В результате приходят люди со стороны и говорят: «Отец Александр, наверное, у Вас богатые спонсоры?» Откуда? У нас просто нормальная церковная жизнь. Другой вопрос, что, может быть, это чуть медленнее получается, чем в ситуации, когда есть богатые спонсоры. Но все-таки все получается, и в результате все аккуратно, красиво. И есть не только богослужебная жизнь, но и жизнь, связанная с взаимопомощью членов нашего прихода. Есть возможность еще какие-то вещи делать уже вовне. С академией очень много интересных начинаний – и выставок, и разных публикаций. Они получаются профессиональными, церковно-академическими и, в общем, с хорошим, интересным результатом. Так что тут получается много хорошего и интересного.

К такой апологии, наверное, можно и еще что-то добавлять, но мне кажется, что даже вот этих трех пунктов достаточно, чтобы сказать: слава Богу, что сейчас у нас открывается много вузовских храмов в разных городах. А то, что мы были первыми, так это к нам была такая милость Божия.

Святая Екатерина еще и покровительница студенчества. Она же была высокообразованной девушкой.

– Да. Я по своей наивности сначала предложил Владыке Иоанну, который благословил нам начало приходской жизни, освятить храм в честь Святого Луки. Потому что он же был первым иконописцем. А Владыка Иоанн благословил все-таки восстановить старое название, чтобы храм был в честь Святой Екатерины. Хотя у нас в городе много храмов, посвященных святой Екатерине, причем не только православные, но есть и инославные церкви, которые были связаны с памятью императрицы. Конечно, можно было бы по-светски думать, что патронесса-императрица стала покровительницей и нашего храма. Но на самом деле все гораздо глубже.

Святая Екатерина олицетворяет сразу несколько добродетелей, которые, соединив вместе, можно понять как нечто особое. Во-первых, это твердость в вере, она ее проявила как мученица. Во-вторых, это мудрость, потому что до того, как это все произошло, она успела обратить к вере даже философов, с ней споривших. В-третьих, это красота. Для Академии художеств это важно. Вот эти три составляющие являют собой единое целое.

Не случайно когда-то послы князя Владимира умилились красоте службы в храме Святой Софии. Когда я веду занятия по древнерусской архитектуре, я говорю студентам, что эти слова из «Повести временных лет» можно было бы поставить как эпиграф вообще ко всем нашим занятиям. Потому что апелляция к красоте – вещь непростая. О чем тут идет речь? Наши посланники прибегли не к философским аргументам, а просто увидели красоту, которая для них засвидетельствовала подлинность связи Бога с греческим народом, и захотели, чтобы у нас было так же.

Святая Екатерина являет нам свою красоту вместе с мудростью и твердостью в вере, это тоже очень значимо. При этом каждую из них можно развивать по-разному. Если мы говорим о твердости в вере, это раскрывается еще и в других вещах. Дети должны быть и патриотически правильно настроены, и понимать нашу историю, понимать наше место в ней и место нашей веры в нашей жизни, в нашей истории и, наоборот, наше место в самой вере. Это такие вещи, на которые наводят размышления о святой Екатерине и молитва ей. В этом смысле приятно, что первый вузовский храм был посвящен именно святой Екатерине, и он сейчас активно действует и приносит плоды.

Если обратиться к ее житию, то я иногда удивляюсь, почему правозащитники не считают ее своей Небесной покровительницей. Ведь она пошла защищать неправедно гонимых. Она могла просто верить тихонечко, но она выходит в общественное пространство и идет к императору именно с требованием или с просьбой прекратить гонения на христиан. И она выбирает Христа, поэтому мы ее и знаем. Если бы она выбрала нечто другое, то сейчас ее имя кануло бы в Лету. Мне кажется, каждый, кто защищает неправедно гонимых, может смело обращаться к святой Екатерине за помощью.

– Наверное, это так.

Еще хочу сказать про 1991 год. Он знаковый и для Санкт-Петербурга, и для Екатеринбурга, потому что было возвращено имя и городу святого Петра, и городу святой Екатерины. У наших городов очень много точек соприкосновения: во-первых, оба петровские. Правда, наш был позже основан (в 2023 году отметил 300 лет).

Город на Неве назван в честь Небесного покровителя императора. Город на реке Исети на Урале – в честь Небесной покровительницы императрицы. Первая мировая война – и возникает вопрос о переименовании, чтобы убрать это вражеское, немецкое «бург». У нас, правда, оставили. Хотя были предложения – Уральск, еще как-то, но остался Екатеринбург. С 1924 года на Урале – это Свердловск, а здесь – Ленинград. С 1991 года: Санкт-Петербург, Екатеринбург. А области остались – Ленинградская, Свердловская. Столько общего...

– Да. И с Царской Семьей, наверное, тоже можно эти параллели увидеть.

Раз заговорили об истории Санкт-Петербурга, нельзя не сказать и о Петропавловском соборе, тоже знаковом для города святого Петра.

– Да, у нас в городе целый ряд таких больших соборов, которые не сразу были возвращены Церкви, но, слава Богу, сейчас они уже ожили. И в Петропавловском соборе тоже проходят богослужения, хотя он сохраняет в то же время и музейный статус. Очень важно, что совершается бескровная жертва, совершается молитвенная память о императорах и Великих князьях, с именами которых связаны определенные события в истории нашей страны. Какие-то моменты сегодня нам кажутся очевидными, а они свое начало имеют в связи с деятельностью того или иного императора. Или даже деятельностью того или иного Великого князя, которому какая-то сфера была поручена. Поэтому память о них возвращает нас и к сегодняшнему дню и заставляет лучше вникать в нашу историю. Поэтому молитвенная память очень живая, на панихиды приходит много народу. Больше всего на панихиды по Павлу Петровичу. Светские люди, наверное, больше почитают Петра Великого, а церковные – императора Павла.

При сложности разных задач музея и прихода все-таки нам удается найти баланс. И я всегда говорю, что у нас отношения очень хорошие. Ведь разные ситуации бывают в разных местах, а у нас отношения очень хорошие. Стало доброй традицией на праздник Петра и Павла не просто совершать богослужения, а ожидать Святейшего Патриарха. Святейший Патриарх Кирилл приезжает к нам почти каждый год, совершается патриаршая служба в соборе, который был основан в Синодальное время. Тогда невозможно было представить себе патриаршую службу, а сейчас она есть. И это то дополнение, без которого, наверное, чего-то бы не хватало. И архиерейская служба всегда по-настоящему украшает храм, а уж патриаршая тем более. То, что у нас проходят на Петра и Павла патриаршие богослужения, это замечательно. Это меняет окружающее пространство, оно становится совсем другим.

Что касается музейно-приходских отношений, они действительно выровнялись, давно уже стабильные и благоприятные. Спасибо музейному руководству, это уже третье поколение музейной администрации, и каждый раз у нас бывают какие-то интересные, новые повороты событий. Здесь все действительно благоприятно. Но есть сложности, связанные с соборным статусом. Собор вызывает интерес, многие приезжают сюда в связи с какими-то событиями: и простые люди, и высокопоставленные лица. Это факт. Но есть еще такая тема, как екатеринбургские останки, они находятся в бывшем Екатерининском приделе. Здесь тоже есть проблема, потому что и в церковном, и в светском обществе по-разному относятся к этой тематике. Нам очень важно быть всегда гостеприимными в соборе. Независимо от того, какие взгляды имеет человек по этому вопросу, ему должно быть комфортно.

Церковь не признала подлинность останков, поэтому мы совершаем молебны, посвященные Царской Семье, в день памяти Государя и его августейшей семьи (день их убиения). Кто хочет, всегда может подойти к Екатерининскому приделу, здесь нет никаких препятствий. Но есть такие мнения, что хорошо бы было там что-то делать. Но я четко могу сказать: во-первых, Церковь не признала подлинность останков; во-вторых, очень важно, что сейчас там еще не замурован пол. Этим вопросом занимается Следственный комитет, поэтому Екатерининский придел находится не только в ведении музея, но и Следственного комитета. Приход к этому не имеет отношения. Надо все это понимать, поэтому предложения о том, чтобы что-то там делать, будут категорически отрицательно встречены с нашей стороны.

На Екатерининские дни приезжал в Екатеринбург Владимир Романович Легойда, и во время встречи с главными редакторами средств массовой информации первый вопрос был по екатеринбургским останкам, по тому, когда планируется Собор, кто уполномочен принимать решения. Владимир Романович ответил, что только Архиерейский Собор Русской Православной Церкви может поставить точку в этом вопросе. Когда он будет и какая повестка будет определена, на данный момент неизвестно.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс