Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Батюшка, в этом году мы отмечаем замечательную дату – 30-летие Южно-Сахалинской и Курильской епархии, с чем Вас сердечно поздравляем. Расскажите, в связи с чем было принято решение о создании отдельной епархии.
– В советское время самая крупная по территории епархия была, наверно, Дальневосточная. Ее центр находился в Хабаровске. На Сахалине в советское время не было ни одного храма, туда не мог приехать ни один священник, потому что это была пограничная территория. И только в 1989 году открыли первый приход. Первым священником, который приехал на остров из Хабаровска, был будущий протоиерей Константин Островский, он сейчас служит в Подмосковье. А тогда на некоторое время приехал для того, чтобы организовать церковную жизнь, поддержать ту общину, что появилась в Южно-Сахалинске. С 1989 года, можно сказать, начинается возрождение Православия на Сахалине. Затем Дальневосточная епархия разделилась на несколько частей. Была выделена епархия, куда входили Магаданская область, Камчатка, Сахалин и Курильские острова.
Первым епископом этой епархии стал Владыка Аркадий (Афонин). Благословением Святейшего Патриарха Алексия 23 февраля 1993 года была образована самостоятельная Южно-Сахалинская и Курильская епархия в границах Сахалинской области. Для нас это, конечно, стало серьезным шагом, этапом в развитии, возрождении Православия на Сахалине и Курильских островах. К тому моменту на территории Сахалинской области уже действовало несколько приходов: в Южно-Сахалинске, Холмске, Углегорске. Наверное, большинству зрителей названия этих населенных пунктов ничего не говорят, но приходы стали появляться во многих районах Сахалинской области. Образование отдельной епархии стало важным шагом.
А до революции были ли приходы, храмы на территории Сахалинско-Курильской епархии?
– Появилось Православие на Сахалине и Курильских островах еще в XVIII веке. Казаки с Камчатки начинают осваивать Курильские острова. Приезжая на эти острова, общаясь с коренным населением (айнами), они рассказывают о Православной вере и предпринимают усилия для того, чтобы айны приняли Крещение. Действительно, эта миссия пользуется успехом, айны принимают Крещение, Православие. И на одном из островов появляется первый приход в честь Святителя Николая Чудотворца, на острове Шумшу. Там также была организована школа при храме, при часовне, где айнов обучали Закону Божию, грамоте. Таким образом, мы видим, что и российское правительство, и Русская Православная Церковь заботились о том, чтобы коренные народы Сахалина и Курильских островов были приобщены к Православной вере и к нашей цивилизации.
Но после того, как был заключен Санкт-Петербургский договор, по которому весь Сахалин становился российским, а Курильские острова переходили к Японии, политика в отношении айнов меняется. У айнов появился выбор: либо уехать на Камчатку, оставив свои исторические места, либо остаться на Курилах под властью японцев. Тех, что остались на Курилах, депортировали на остров Курильской гряды Шикотан. Там тоже несколько лет действовала православная община. К сожалению, постоянного священника там не было. Но если внимательно читать дневники святителя Николая Японского, он как раз заботился о том, чтобы к айнам регулярно приезжали священнослужители, их окормляли, чтобы те имели возможность сохранить свою православную идентичность.
Нужно сказать, что японцы старались их обратить в буддизм, старались давать им японские имена, полностью их ассимилировать. Но благодаря тому, что православная миссия в Японии заботилась об айнах, они там сохраняли веру. В 1946 году на Курильские острова пришли советские войска, и есть памятная фотография: айнское кладбище, где православные кресты. Те айны, которые еще в XVIII веке приняли Православие от русских миссионеров, на протяжении более 100 лет сохраняли Православную веру.
Есть ли святые, которые особо почитаются на Сахалине?
– Мы считаем Небесным покровителем всего Дальнего Востока, Сахалина и Курил святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Он, как известно, закончил свою земную жизнь на Московской кафедре, а большую часть своей жизни провел именно на Дальнем Востоке и был первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. В 1861 году он побывал на Сахалине при очень сложных обстоятельствах. Корабль, на котором он из Николаевска плыл на Камчатку, попал в сильный шторм в районе поста Дуэ (это первый населенный пункт Сахалина, основанный русскими людьми, откуда началось освоение острова). Там корабли останавливают для того, чтобы заправиться углем. Начался сильный шторм, команда корабля и пассажиры были готовы к тому, что они погибнут. Но произошло чудо, и так святитель Иннокентий оказался на земле Сахалина. Какое-то время он пробыл там.
Нужно сказать, что эти события мы знаем из воспоминаний другого человека, также находившегося на этом корабле. Это миссионер Симеон Казанский, он по благословению будущего святителя Филарета отправился на Дальний Восток помогать Владыке Иннокентию. Оказавшись на этом корабле, плывшем в Японию, он также попал на остров Сахалин. Через несколько лет он вернулся на остров и стал первым сахалинским священником. Его приход находился в двух частях острова – на севере, в районе поста Дуэ, и на юге, там, где сейчас город Корсаков. Даже в наше время, проезжая по этой местности (действительно сложная поездка, она занимает около 10 часов, не везде есть асфальтовая дорога), чувствуешь определенную усталость. А тогда, в XIX веке, это требовало очень больших усилий. Отец Симеон героически, жертвенно служил Богу, служил людям на острове. За несколько лет он все свое здоровье там оставил и вынужден был вернуться на родину, где закончил свою земную жизнь. Мы сохраняем о нем память как о первом сахалинском священнике.
Антон Павлович Чехов в своей книге «Остров Сахалин» рассказывает о своем общении с иеромонахом Ираклием, приехавшим на Сахалин из Бурятии. Этнический бурят, он однажды дал обет Богу, что если в очень сложной ситуации останется жив, то дальнейшую свою жизнь уже полностью посвятит служению Церкви. Стал монахом, священником, приехал на Сахалин, несколько лет служил на острове и там как раз встретился с известным писателем... Они вместе возвращались на материк, общались. Антон Павлович Чехов очень тепло отзывается об этом священнике.
До революции на острове существовало несколько храмов. Приведу такой пример. Есть духовный писатель Иван Ювачев, он известен своей книгой о паломничестве на Святую Землю. Но перед этим, участвуя в революционном движении, он оказался на сахалинской каторге. Находился там несколько лет. Когда он прибыл на каторгу, то вспомнил о своем детстве, – о том, как учился в духовном училище, как участвовал в богослужениях. На острове помогал проводить службы, был старостой в одном из храмов Сахалина и даже пел на клиросе.
Батюшка, какие особенные события произошли за 30 лет возрождения Православия, какие, возможно, самые интересные проекты были в это время?
– За 30 лет проделана большая работа. 1989 год – построен первый храм. Сегодня же на территории Сахалинской области действует более 70 церковных общин. Представляете, какой большой, серьезный рост… Если раньше на Сахалине не было ни одного священника, то сейчас здесь служат более пятидесяти священнослужителей. За это время Южно-Сахалинской и Курильской епархией управляли несколько замечательных владык, и каждый из них внес свой вклад в возрождение Православия на Сахалине.
Мы стали свидетелями очень важного события – строительства кафедрального собора в Южно-Сахалинске на площади Победы, оно стало возможным благодаря приезду в город Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 2010 и 2016 годах. До этого Перво- иерарх Церкви на Сахалине никогда не был. В первый свой визит он благословил строительство собора, а уже в 2016 году собор освятил, и теперь у нас есть замечательный храм – настоящее украшение Южно-Сахалинска.
Приезжающие в город люди могут увидеть на площади Победы и музей, и исторический парк, и собор, и все это напоминает о том, что Сахалин – это не окраина России, что здесь, собственно, Россия начинается, здесь восходит русское солнце.
Если говорить о нашей каждодневной работе, мы стараемся посещать отдаленные населенные пункты, прилагаем усилия к тому, чтобы на Сахалин регулярно привозили различные святыни. При каждом храме, при каждом приходе действуют воскресные школы, и это требует немалых усилий. Мы надеемся, что с Божией помощью Церковь и дальше будет развиваться, и люди будут приходить в храмы.
Должен сказать, что за десятилетия жизни на острове люди привыкли как бы разделять свою духовную жизнь на две части. В советское время на Сахалине не было храмов, не было священников, и когда люди приезжали в какую-нибудь область России на свою малую родину, там они крестились, исповедовались, венчались, и отчасти это сохранилось и до сих пор.
Иногда я спрашиваю человека: «Вы крещеный, почему же вы не ходите в храм?» И в ответ слышу: «Я стараюсь ходить в храм, когда бываю в отпуске на своей Родине, а здесь мне как-то неудобно». Для того чтобы изменить этот менталитет, эту его психологию, необходимо прикладывать очень большие усилия – регулярно служить, проповедовать, общаться с людьми. Конечно же, каждый сахалинский священнослужитель несет это жертвенное служение, и дай Бог, чтобы все батюшки сохраняли свою силу и стойкость.
А с какими трудностями сталкиваются сахалинские священнослужители?
– Численность населения Сахалинской области небольшая, а населенных пунктов очень много. Асфальтированные дороги есть не везде, поэтому иногда приходится предпринимать длительные поездки по грунтовой дороге, чтобы совершить службу, духовно поддержать людей, живущих в отдаленных населенных пунктах.
В 90-е годы стали открываться приходы в разных приспособленных помещениях – в бывших клубах, детских садах. Часто эти здания передавались Церкви в аварийном состоянии, и требовалась большая работа по их реконструкции, чтобы там можно было проводить службы. А уже в 2000-е, в 2010-е годы начали строить настоящие храмы, и сегодня практически в каждом районном центре есть храмы, которые стали украшением этих населенных пунктов. Конечно, это служение требует жертвенных миссионерских усилий, и мы не случайно говорим о том, что епархия у нас миссионерская.
Батюшка, Вы руководитель миссионерского отдела. Расскажите о Ваших проектах, о Вашей деятельности.
– В этом году мы отмечаем 30-летие Южно-Сахалинской и Курильской епархии. В рамках праздничных мероприятий провели несколько выставок, встреч с населением, на местном телевидении подготовили целый цикл передач об истории Православия на Сахалине. Наш Южно-Сахалинский и Курильский Владыка Никанор благословил нас заниматься координацией всей этой работы. Каждый год мы встречаем какие-то святыни, и для того, чтобы люди имели возможность прийти в храм и помолиться перед ними, тоже необходима определенная организационная работа.
Несколько лет назад мы пережили пандемию коронавирусной инфекции. Мы организовали «горячую линию» и выезжали на дом к людям, которые просили совершить таинства Причастия, Исповеди, Соборования. Иногда не совершали богослужение, а просто привозили продукты, предметы личной гигиены, потому что люди не могли выйти из дома. Мы координируем работу волонтеров, добровольцев нашего Миссионерского отдела.
При нашей епархии действует общественная организация «Братство Александра Невского», которая в 2024 году будет отмечать свое 20-летие. Это достаточно большой срок работы общественной организации не только в рамках нашего региона, но, я думаю, и всей России. За эти годы несколько тысяч молодых людей приняли участие в проектах, мероприятиях организации «Братства Александра Невского» и через эти мероприятия приобщились к Православной вере.
Совместно с Фондом Андрея Первозванного несколько лет мы проводили городской лекторий, приглашали ведущих специалистов из разных регионов России, чтобы они выступили с лекциями в вузах Южно-Сахалинска и на разных общественных площадках. Пообщавшись с этими специалистами, люди имели возможность узнать что-то новое о Православии.
Встречаетесь ли Вы с трудностями в осуществлении молодежной и миссионерской деятельности? Может быть, Вам нужна какая-то особая помощь?
– Для нас сейчас самая главная трудность – нехватка литературы, и помочь в этом может каждый неравнодушный человек, заинтересованный в развитии миссии на Дальнем Востоке, на Сахалине. Если у кого-то есть возможность передать Миссионерскому отделу Сахалинской епархии книги, брошюры, которые мы затем будем распространять, это будет иметь очень важное значение.
Несколько лет назад у нас были такие благодетели, и мы получили брошюры и книги, и не только распространяли их в библиотеках и воинских частях, но и раздавали во время общения в рамках уличной миссии. С ребятами из «Братства Александра Невского» мы часто проводим на улице такие просветительские мероприятия, поздравляем людей с большими церковными праздниками. Конечно, это тоже важно.
Но сложностей здесь все же еще очень много, потому что миссионерская деятельность непростая и очень затратная. А если говорить о том, чем может помочь обычный человек, то, наверное, в первую очередь какими-то книгами, которые можно прислать в адрес нашего храма: 693006, Сахалинская обл. г. Южно-Сахалинск, ул. Пограничная, 38. Мы будем этому очень рады.
Я думаю, что это поможет нашей миссии на таких далеких от Москвы, но вместе с тем духовно близких островах – на Сахалине и Курилах. Тем более что нас объединяет святой равноапостольный Иннокентий, который был первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, а закончил свою жизнь митрополитом Московским.
А что можно посмотреть паломникам на Сахалине, Курилах?
– У нас уже было несколько таких паломнических поездок. Приезжали гости и из Москвы, и из регионов Дальнего Востока. Возможно, программа паломнической поездки не слишком продолжительная, но у нас есть достаточно много интересных мест. Во-первых, это первая столица Сахалина – город Александровск-Сахалинский. Там есть возрожденный дореволюционный храм, есть прекрасный музей, рассказывающий о временах каторги и о том, как развивалось Православие на Сахалине.
У нас есть пост Дуэ – первый населенный пункт Сахалина, где была построена памятная часовня, и она тоже может представлять определенный интерес. На Сахалине есть два монастыря – мужской Свято-Покровский и женский Свято-Успенский. Паломники часто приезжают туда, трудятся там и молятся, и это тоже очень важно и интересно.
Есть несколько храмов и в Южно-Сахалинске, и среди них прекрасный собор Рождества Христова. То есть у нас есть что посмотреть, и самое главное – можно совместить паломническую поездку с ознакомлением с прекрасным островом Сахалин. А, может быть, кто-то сможет доехать и до Курильских островов, и это тоже будет интересно и полезно.
Вопрос от телезрителя: «Нужно ли в молитве усердно просить о чем-то необходимом, вымаливать это или можно просто положиться на волю Господню и успокоиться?»
– Если есть силы положиться на волю Божию, то это хорошо и правильно. У Иоанна Златоуста есть молитва, его жизненный гимн: слава Богу за все. Мы знаем, что Иоанн Златоуст прожил очень непростую жизнь, особенно тяжело ему пришлось в конце жизни, но он все время повторял: слава Богу за все.
Если и мы научимся так говорить, то это будет очень хорошо. Но если у нас так не получается и все равно есть какое-то желание, то, наверное, стоит помолиться и попросить у Бога: «Господи, я желаю этого, но пусть будет Твоя воля». Даже апостол Павел просил у Бога, чтобы Господь избавил его от недуга. То есть даже святые апостолы иногда просили о чем-то Господа, но просимое они получали не всегда.
«Для чего Бог дал жизнь людям? Ведь все равно все умрут. Для чего некоторые проживают всю свою жизнь в мучениях?»
– Жизнь – это школа, ее мы проходим, чтобы подготовиться к вечной жизни. Наша земная жизнь – это подготовка, поэтому мы должны так проводить время, которое дается нам в нашей земной жизни, чтобы наши дела действительно приносили пользу и нам, и окружающим.
Если мы будем понимать период нашей земной жизни как время обучения, то у нас не будет уныния, грусти, а будет желание с пользой проводить время, которое Господь дает нам для подготовки нашей души, нашего сердца к вечной жизни.
«Не грешно ли исповедоваться и причащаться в разных храмах или лучше придерживаться какого-то одного храма?»
– Очень хороший, серьезный вопрос. Это можно сравнить с обращением к врачу. Как вы считаете, что лучше: постоянно ходить к разным врачам или все-таки приходить к одному доктору, который знает историю Вашей болезни, которому не нужно постоянно рассказывать одно и то же и он может поставить правильный диагноз и назначить правильное лечение?
Иногда бывает так, что у человека нет доверия к священнику (у него такая особенность характера – никому не доверять), поэтому он ходит в разные храмы. Это проблема. Мы знаем, что есть понятие: духовный отец. Сам священник не может о себе сказать, что он чей-то духовный отец. Он говорит о себе – иерей, протоиерей или игумен, но люди обращаются к нему так: «Батюшка, отец, подскажите, пожалуйста...».
А что значит – отец? Отцов не может быть много. У нас есть только один отец. И если мы признаем отцом какого-то священника, это говорит о том, что мы ему доверяем, что у нас с ним складываются доверительные отношения. Мы уже не бегаем по разным храмам, стараемся быть прихожанином одного храма, стараемся заботиться о церкви, куда ходим, и налаживать отношения с тем священником, которого мы можем назвать своим духовным отцом.
Записали:
Ольга Смирнова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.