Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (1235) → Протоиерей Александр Трушин: Евангельские слова надо выполнять

Протоиерей Александр Трушин: Евангельские слова надо выполнять

№2 (1235) / 6 января ‘24

Беседы с батюшкой

Есть такая цитата в Евангелии от Матфея, которую часто просят объяснить: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44). Как ее растолковать?

– В этих словах Господа Иисуса Христа отражено, наверное, высшее проявление любви. И сказано об этом не в общем, а конкретно. Нам порой расти и расти до этого. Это, кстати, хорошо, что у нас есть возможность и цель, куда расти. Трудно? Несомненно, трудно. Молиться за гонящих нас очень непросто. Люди иногда не выдерживают даже в стенах храма. Толкнули плечом, задели неудачно или что-то сказали не то – и люди срываются тут же, стоя перед иконами, только что к ним приложившись.

А вот иметь по жизни такую цель, как молиться за гонящих нас… Просто хочется сказать: в Евангелии нет ничего того, что мы не могли бы достигнуть, что могли бы отмести как ненужное. Поэтому дай Бог нам с вами добираться до этого состояния не показушно, а именно душой. Потому что здесь еще встречаешься с такой проблемой: может ли молиться солдат на поле боя за своего врага? Может ли полицейский молиться за преступника?

После того, как поймает, может быть?

– Я думаю, что он тоже по-человечески переживает непростые состояния по отношению к тому, кого ловил.

Мы поем в тропаре: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя». В какое время создавался тропарь? Там же конкретно говорится, кто эти «сопротивныя». Это враги Византийской империи.

– Нередко в период постов люди заменяют духовный рост не подвигами, а телесными подвижками, мягко выражаясь. Они просят благословения не есть масло, обойтись без мороженого... Чувствуется, как мы зажаты своим вниманием в отношении тела. А вот духовный рост – например, простить – это для них сложно. Многие своим родителям никак простить не могут, всю жизнь помнят обиды.

А сейчас, увы, встречаешься с проблемой, когда психологи поддерживают эти состояния. «Помните, вас в детстве папа обидел или мама сказала не то, что вы ожидали?» И дальше у человека на всю жизнь обида на маму. Уже на пенсию вышел, у самого растут внуки, а он начинает говорить о том, как он обижен на маму.

Разве так не бывает?

– Так мы и говорим о том, что это именно есть. Культивировать это недопустимо. Как необходимо, чтобы все-таки у нас был духовный рост! Поэтому почаще заглядываем в Евангелие, перечитываем. Я с радостью слышу, как многие проповедники говорят: не торопитесь прочитать его от корки до корки, останавливайтесь на тех строчках, которые задели ваше сердце, заинтересовали вас. Может быть, они непонятны или ставят слишком высокие цели, как вы сейчас процитировали из Евангелия от Матфея. Но очень важно, чтобы мы переживали Евангелие не эмоционально, а сопоставляли его со своей жизнью и строили ее по Евангелию. Вот то, что хотелось бы сказать в отношении этой цитаты.

И дай Бог нашим военным осознать и то, что матерщина у нас процветает со страшной силой. Я понимаю, что она заменяет некоторые длинные термины и команды. Но все равно очень тяжело с людьми общаться, когда мат становится их повседневной речью. А уж когда имеешь дело с детьми и от них слышишь матерщину – это вообще ужасно. И тоже понимаешь, что у детей это становится нормой. То есть они могут не осознавать значения очень многих слов и выражений. Но для них это становится ступенькой к взрослости.

Они (подростки от 10 до 15 лет) сейчас еще свои слова говорят, у них своеобразный сленг, что можно вообще не разобраться, о чем разговор. Даже мне уже непонятны некоторые термины типа «кринж», «краш» и так далее. Там не только матерные слова, там своя атмосфера, которую, наверное, стоит изучить. Дети растут, а мы иногда не поспеваем за ними вообще.

– Мы с вами перед началом передачи начали разговор о том, что сленг так же, как и мат, способствует деградации человека.

Меньше думать приходится. Заменяешь мысль простым словом.

– Несомненно. Слова из сленга могут заменить целые понятия. Кстати, совсем недавно у меня была встреча – разговор с пятиклассниками. И один из пятиклассников взялся описывать кино. Он сказал: крутой фильм. Я его спросил: что значит «крутой»? Интересный, захватывающий, страшный или, наоборот, веселый? Парень замялся, хотя я знаю, что он хорошо учится, и говорит: «Что объяснять? Крутой и есть крутой». То есть он не смог подобрать никакого описания к содержанию фильма.

Нам хотелось услышать такое описание: главный герой переживает такие-то моменты, в связи с этим его подруга говорит об этом, и сюжетная линия разветвляется на четыре части, и они пересекаются так-то...

– Ну или хотя бы описание, что это фильм про войну, предположим, и там солдаты выполняют сложные трюки, в главной роли… (может быть, даже назвал бы фамилию актера).

А кто виноват, что они не могут это описать?

– Вечные русские вопросы: что делать и кто виноват?

Мы должны решать вопросы сейчас, но эти проблемы рождают предыдущие поколения. И мы сделаем ошибки, которые будут решать наши дети, мне так кажется.

– В разговоре с одним детским психологом (очень профессиональным) я спросил, работает ли она с родителями, поскольку многие проблемы у детей – это на самом деле проблемы родителей. Она сказала: «Нет, батюшка. Я работаю с детьми, а с родителями работать очень трудно, а порой бесполезно». Кстати, это был ответ на нынешний наш вопрос, кто виноват. Участвуют все. Несколько поколений участвует. То есть в каждом ребенке мы видим его родителей, бабушек и дедушек и, конечно, современную культуру. Если бы не было сквернословия и матерщины на каких-либо каналах интернета или где-то еще, я думаю, что люди искали бы правильные пути выражать свою мысль.

Люди очень боятся и много говорят об искусственном интеллекте, но при этом свой интеллект не развивают совершенно. Что ты боишься того, чего сам не развиваешь?

Вопрос телезрителя: «Паисий Святогорец говорил, что надо молиться за весь мир, за всех людей. Наш почивший митрополит Филарет Минский тоже, насколько я знаю, молился за весь мир людей и мир животных. Но существуют неоднозначные мнения. Некоторые священники говорят: помолись за себя, за родных – и хватит, иначе надорвешься. Но есть люди, которые уже умерли, но жили неблагочестиво, Церковь явно не знали. За них тоже хочется помолиться. Каково Ваше мнение по поводу дерзновения в молитве?»

– Хорошо, что есть разный опыт молитвы. Когда мы говорим, что надо молиться за всех, хорошо бы, если бы мы все и молились так. Мы приходим в храм, звучит мирная ектенья – и тут мы молимся за всех.

«Миром Господу помолимся».

– Да, привычные слова. Когда человек отработал день, находится дома и у него подходит время келейной молитвы, порой он едва-едва собирается своим вниманием, чтобы более или менее вычитать вечернее правило или хотя бы небольшую его часть.

Вы готовы молиться за весь мир? Я скажу свое личное мнение. Ни в коем случае не пытаюсь спорить с духовниками или опытными молитвенниками. Мне кажется, что опыт моления должен быть индивидуальный, согласно благословению его духовника. Если человек монашествующий, он может дерзнуть и молиться за весь мир. Если же не может собраться вниманием и помолиться даже за своих близких (или считает, что он помолился, написав целую простыню и отдав ее в храм (пусть там батюшка читает), а сам в это время занимается своими личными делами) или собрался молиться, а потом гадость сделал одному, другому сказал что-либо обидное, то есть ведет себя недостойно, – простите, тогда что это за дерзость – молиться за весь мир и при этом вести себя как свинья?

Мы вспоминаем слова наших российских подвижников, которые говорили о такой молитве: пустое сотрясение воздуха. Это что – не к нам относится? Поэтому давайте со вниманием отнесемся к понятию «молитва». Знаю случаи, когда о чем-то молишься для того или другого человека, просишь, например, чтобы он поступил в институт, и вдруг к тебе приходит совершенно другой человек (тоже из твоего окружения) и говорит: «Батюшка, я даже не ожидал! Так легко поступил в институт на бюджет, даже не предполагал, что получится!» И ты понимаешь, что Господь внял твоей молитве, только направил ее тому, кому она нужнее. Иногда у меня такое впечатление создается.

Поэтому скажу еще раз. Я не такой хороший молитвенник, чтобы сказать, как надо всем молиться. Но я очень прошу, чтобы не дерзили Господу. Берешься молиться хотя бы за нескольких людей, тогда и веди себя достойно или подвизайся в каком-либо подвиге, то есть делай то, что будет Богу угодно. А то сегодня напился, завтра протрезвел, а послезавтра взялся молиться за весь мир. А через день пошел обкурился или блудил, а потом опять решил помолиться за весь мир. Что это такое? Разве так можно? Это не дерзость, а просто хамство.

Как священник в данном случае могу только предложить: давайте научимся молиться за своих близких, а дальше возложим печаль на Господа. «Господи, пусть воля Твоя будет, а не моя». И тогда будет видно, насколько наша молитва Богу угодна. Не надо путаться в этом, чтобы нас гордыня не разъедала (тайная или явная), что мы спасаем мир. У некоторых создается такое впечатление, и они прямо любят об этом сказать: «Вы знаете, мы молились за вас!» Молился – и помолчи про это.

Дай Бог нам спасения в молитве. Апостол напоминает, чтобы мы молились постоянно. И дай Бог нам с вами сил пребывать в молитве.

Вопрос телезрительницы: «Всегда ли исполняется то, на что благословил духовник?»

– Что значит «исполняется»? Духовник благословляет нас исполнять то или иное. И мы с вами стараемся это исполнить. Есть случаи, когда духовник благословил – и человеку оказалось не под силу исполнить то, на что благословил духовник. Приходим к духовнику и говорим: «Батюшка, прости, ты благословил, а у меня нет возможности это исполнить. Никак не складывается, прошу снять благословение. Или дай мне другое, более легкое. Или давай пока подождем, пройдет немного времени, и я тогда заново возьму благословение».

Потому что есть благословение, которое люди берут на что-то простое. Допустим, человек уезжает отдыхать: «Батюшка, благословите, еду к морю». А если батюшка не благословит, ты что – не поедешь? И другое дело, когда кто-то просит благословения на какой-либо тяжелый подвиг и батюшка может не благословить или благословить на что-то более простое.

Исполняется или не исполняется благословение – это зависит от нас с вами в данном случае, смотря на то, какое было благословение. Не бойтесь вступать с духовником в диалог (не в спор) и просить благословения на посильные вещи, на то, что доступно нашему пониманию. И если что-то не ладится, не получается, то нужно прийти к духовнику и объяснить ситуацию.

Давайте честно: жизнь есть жизнь, и в ней разное происходит. Один из примеров: духовник благословил человека идти в монастырь. Тот прожил в монастыре год, выскочил оттуда как пробка и говорит: «Не могу, не мое это! Не мое – и все!» Что, духовник не видел и не понимал этого? Нет, он ему предложил, может быть, лучший путь в своем понимании. То, что монастырская жизнь оказалась не по характеру этого человека, не по его сущности и устроению – уже другой вопрос.

Пожалуйста, приди к духовнику и скажи: «Батюшка, я пытался выполнить ваше благословение, у меня не получилось. Прошу вас освободить меня от него, дайте мне другое благословение». Я думаю, что ничего в этом страшного нет.

А зачем мирянину просить благословение? В каких ситуациях не состоящему в церковном клире простому прихожанину можно просить у духовника благословения на жизненный путь? Это слишком сложный момент, мне кажется, даже для духовника.

– Берут благословение на начало пути в духовной жизни. Здесь задача духовника, чтобы человек, по неразумию своему, не взялся за какие-либо подвиги, превышающие его духовные и физические силы.

Просто многие преувеличивают, как мне кажется, значение духовника. Понимают его как святого на земле, а ведь он тоже человек и может ошибаться.

– Он человек. Духовник должен быть собеседником. Помните такое очень хорошее сравнение, что духовник – это указатель, куда тебе идти, но не тот, кто тащит тебя за руку в том или ином направлении? Он тебе предлагает тот или иной путь: ты можешь пойти туда или сюда. Думаю, это самое правильное исполнение обязанностей духовника.

Вопрос телезрителя: «Как объяснить детям, что можно любить врагов и благотворить проклинающим и ненавидящим нас?» Дети порой очень жестоки бывают. Как им это объяснить?

– А давайте не будем ничего им объяснять, а будем просто любить их. Наверное, это будет самым живым примером. Потому что по мере возрастания многие из нас понимают, какими были мерзавцами по отношению к своей маме, своему отцу. Нередко слышишь уже от взрослых мужчин (или женщин), у которых уже свои дети, такие слова: «Как меня отец не пришиб за то, что я вытворял?» Пришло время, ничего объяснять не надо, человек сам понял, что такое любить ненавидящих вас.

Особенно в подростковом возрасте ребенок порой ненавидит своих родителей, потому что они не пускают его ночью гулять или не купили ему новый телефон. Сохранить любовь к этому подростку или малому ребенку очень важно. Поэтому Евангельские слова требуют не объяснения, а выполнения. Это гораздо труднее. И все остальное, что мы читаем в Евангелии, легче объяснить и труднее всего выполнить. Наверное, те, кто пытается это выполнить, молчат.

Еще один вопрос пришел. На прилавках магазинов есть такие продукты, которые сделаны из какого-то растительного компонента, но имитируют собой блюда из мяса. По идее, ты вроде бы и не ешь мяса, а ешь, допустим, сою, из которой сделаны эти продукты. Это пост или нет?

– Сам себя обманываешь. Вы знаете, что по традиции в церковь не положено приносить искусственные цветы и ставить их под иконы. Хоть в ряде церквей на это не очень обращают внимание, но так делать не положено. Потому что это вроде как цветок, но вроде и не цветок. То же самое в период поста.

Я думаю, что по мере духовной крепости человека, по мере его воцерковления ему нет необходимости дурить себя и окружающих. Если я воздерживаюсь от отбивных, то из чего бы они ни были сделаны, я просто не касаюсь этого продукта. Для меня принципиально, что идет пост, – и отбивную я не трогаю.

Все это напоминает тех, кто пытается бросить курить и начинае сокращать курение: сначала по одной сигаретке в день курят, потом – по одной в два дня. И тянется этот процесс чуть ли не по нескольку лет. Но ты же все равно продолжаешь курить. Хочешь бросить курить – брось совсем. Я знал одного замечательного схимника, который принял Крещение в преклонном возрасте. Когда священник его окрестил, между прочим сказал: «Учти, ты теперь не должен ни пить, ни курить». И все. Он говорит, что курил и пил до этого очень много, но с момента Крещения больше никогда не взял в руки ни сигарету, ни рюмочку. Просто ему сказали, что крещеному нельзя пить и курить. Это был прямо образец человека, который всю жизнь и пил, и курил, но прекратил, когда услышал, что этого делать нельзя.

Давайте попробуем в период поста сделать такие же вещи: решил не есть мясо, не ешь. Тогда действительно будет проявляться твердость характера. Господь принимает по сердцу твоему. Даже если ты очень старался и вдруг сорвался, съел натуральную отбивную, – поверь, Господь простит, видя твое намерение и старания, что ты какое-то время держался молодцом Христа ради, а не ради фигуры.

Господь по сердцу нашему судит, а не по тому, как мы дурим себя и окружающих. Нам важно не перепутать эти вещи. Мы иногда сами себя пытаемся обмануть: внешним проявлением заменить истинные порывы нашего сердца.

Давайте вспомним Евангелие, когда Господь исцелил согбенную, и возмущенный старейшина синагоги говорит: шесть дней есть у вас – приходите и лечитесь в эти дни, а не в субботний день. Понятное дело, что сердце его было жестоко. Недаром Господь ему говорит: лицемер, ты беспокоишься не о том, чтобы выполнялось установление о субботнем дне, а говоришь это от своей зависти, гордыни, злости. То есть из сердца-то у него совсем другое исходит. Поэтому, друзья мои, давайте постараемся сделать что-то по своему сердечному намерению. Чтобы именно от сердца сказать: «Господи, прости!»

Несите Богу свое сердце, а не какие-то внешние проявления поста. Это труднее всего, но и радостнее всего. Хочется пожелать этого всем и самому себе тоже.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс