Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (1234) → Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «Слушай всех, а делай то, что Бог велит»

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): «Слушай всех, а делай то, что Бог велит»

№1 (1234) / 1 января ‘24

Беседы с батюшкой

Первый вопрос: «Правда ли, что Христос исполнял все заповеди?»

– Да, правда. Все. Послушлив быв даже до смерти, делает акцент апостол Павел. И Господь о Себе сказал: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17–18). То есть самопожертвование было даже до смерти.

Что такое любовь? Любовь – не только чувство. Любовь – это прежде всего действие. В данном случае действие заключалось в отдаче самой жизни. Господь говорит: заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 13:34). А Он возлюбил до смерти.

Сейчас люди говорят, что им не хватило терпения. Проживут пять, десять, двадцать лет в браке, а потом говорят: «Мое терпение лопнуло». Но надо настраиваться на всю жизнь, ты за человека должен жизнь отдать.

В таинстве Венчания есть слова: «пока смерть не разлучит». А люди поспорили из-за дачи, или машины, или вообще неизвестно из-за чего – и все, терпения нет. Господь жизнь отдал, а мы потерпеть не можем. Сказано: друг друга тяготы носите (Гал. 6:2).

Вопрос: «Как нужно себя вести после Причастия?»

– Старец Амвросий говорил: «После Причащения читайте Евангелие от Иоанна, Апокалипсис или Послание к Ефесянам; все они таинственные». Причастие, когда человек находится в благодати, будет помогать познавать Священное Писание. Совет старца Амвросия в том, чтобы, пользуясь моментом особой благодати, дальше углублять свое христианство. То есть не надо сразу устраивать обеды, пикники...

Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Дорожи этим временем. Тебе дали свечу, фонарь – узнай, как дальше идти.

То есть прочитать хотя бы несколько глав?

– Мысль такая: побыть под благодатью Причастия как можно больше времени, насколько от тебя зависит. К примеру, если женщина – мама, она причастилась и идет в семью готовить, кормить.

Нет, в воскресенье мы не стираем, не убираем. Все-таки нужно попробовать откинуть все рабочие дела, совещания и сделать этот день днем души, но не днем тела.

Вопрос: «Как бороться с зависимостью от ставок на спорт?»

– Надо понимать, что всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Здесь работает такой закон: сколько заработаешь – столько и проиграешь. Это иллюзия, что на ставках можно что-то заработать. Русская поговорка говорит: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». А тут захотелось заработать, не работая. В этом уже грех. Надежда, ничего не посеяв, что-то пожать. Но это иллюзия.

В продолжение темы вопрос: можно ли покупать лотерейные билеты, играть в «Спортлото» и так далее?

– Лотерейный билет, наверное, можно купить. Если вдруг что-то выиграешь, потратить на добрые дела.

Следующий вопрос: «Как не „геройствоватьˮ (в кавычках) новоначальным христианам?»

– В Священном Писании есть такие слова: «Обретший друга обрел сокровище» (см. Сир. 6:14). «Своя воля и учит, и мучит – сначала помучит, потом чему-нибудь научит». У новоначального христианина обязательно должны быть друзья, которые предостерегут от крайностей.

К примеру, человек хочет сдать на права. Прочитал инструкцию, прочитал про движок, прочитал о правилах дорожного движения, но ездить без инструктора он все равно не может. Если он сядет в машину и скажет: «Я все понял, все знаю, надо просто ездить по правилам», – обязательно куда-нибудь врежется.

Хорошо, когда есть священник, с кем можно посоветоваться (и надо придерживаться его совета), друзья-христиане, которые что-то подскажут. В основном какие у людей проблемы? Пост, или необщительность, замкнутость в общении, или неряшливость в одежде, или семья побоку. Все это крайности. Старец отец Иоанн (Крестьянкин), с которым я имел счастье лично общаться и о котором написал небольшую книжечку «Всероссийский духовник», говорил: «Найдя Христа и Церковь, начав воцерковляться, ничего резко не меняйте во внешнем…». Обычно как происходит? Женщина надевает платок, перестает краситься, за собой ухаживать. То есть была леди, стала «монашкой»...

Через год, два – развод, потому что муж нашел другую. А кто виноват?..

Надо иметь внутренний мир. Пока я не пришел к вере (до 17 лет я никакого отношения к вере не имел), был поиск, чему посвятить свою жизнь. Когда я прочитал Евангелие, все открылось. Но это длинная история. И я сам себя спрашивал: «Павел, с чего должно начаться твое христианство? Вот ты надел крест. С чего начать?» И первая мысль: перестать ругаться матом.

То есть внутренне надо меняться. Христианство начинается с внутреннего: с мыслей, посылов.

Вопрос: «Как правильно преодолевать трудности в семье?»

– Терпение, терпение и еще раз терпение. Друг друга тяготы носите. Я молодоженам и семейным людям говорю: как не бывает рыбы без костей, так не бывает человека без недостатков. Мы кости у рыбы выплевываем, мясо съедаем. Мы не рассматриваем кости, не делаем на них акцента. Ты прощаешь ее медлительность, она прощает твое сумасбродство. Ты прощаешь ее неряшливость, она прощает твою гордость и вспыльчивость. Все время друг другу приходится что-то прощать.

Всегда надо ставить себя на место другого человека. Если это твоя половина и ты ее обижаешь, получается, сам себя обижаешь. Кто-то из муд- рых людей сказал: победа над близким человеком – это твое поражение. Ты перекричал, переубедил, перетащил на свою сторону. Доволен? А на душе кошки скребут. Да, тебе уступили. Почему уступили? А что с дураком спорить, бодаться? Всегда надо стараться прийти к общему решению. Не получилось сразу – значит, потерпеть.

У меня есть друг – Владимир Горбик, замечательный композитор, дирижер классического симфонического оркестра. Он был регентом на лаврском подворье. Они с супругой (кстати, они вместе 30 лет) как-то были у меня в гостях, и я спросил у них секрет счастливой семейной жизни. И он мне сказал потрясающую вещь, я таких советов еще не слышал. Он супруге уступал во второстепенных вопросах, в мелочах давал ей право выбора, чтобы она решала: например, какие шторы купить, куда поехать, что приготовить. Но когда дело касалось вопросов серьезных, настаивал на своем. Уступчивостью в мелких вопросах он зарабатывал банк доверия. И жена уже не могла сказать: «Все время по-твоему». Какая мудрость!..

Я потом этим советом воспользовался. Когда я уезжал из Оптиной пустыни в Москву, отец Леонтий Никифоров, знаменитый батюшка, который прослужил 60 лет на одном месте (в селе Нижние Прыски, рядом с Оптиной), мне сказал: «Запомни, бабушки любят послушных батюшек. Слушай всех, а делай то, что Бог велит».

Например, у нас в храме недавно было голосование. Наш регент, идя вечером в храм на всенощное бдение, упал на брусчатку и сильно разбился (три шва накладывали). Когда сейчас (особенно ноябрь, декабрь) идешь на вечернюю службу, уже очень темно. И мне пришла мысль, почему бы всенощную не сделать в 16 часов, когда еще светло. Мне показалось, что это во всех отношениях удобно (сейчас не буду перечислять, в чем удобство), и это решение я отдал на совет. Попросил всех оставить в свечном ящике бумажки, выбрав время, которое удобно: 16 или 17 часов.

Когда мы подвели итог, за 16 часов проголосовало в два раза больше людей. Это голос народа, народ это принял. Кстати, прошел уже месяц, и в 16 часов на всенощную ходят столько же, сколько и раньше. Люди говорят, что приходят домой и еще можно что-то успеть сделать. В основном ведь приходят на службу жены, бабушки. Потом еще можно ужин сделать, с семьей посидеть. Самое главное, служба начинается засветло. Поэтому надо всегда советоваться.

Вопрос: «Что делать, если стесняешься сказать о каком-то грехе священнику?»

– Надо написать. Об этом Оптинские старцы говорили. Во-первых, трудно сосредоточиться, когда начинаешь исповедоваться. Не все могут выразить свои мысли. Поэтому можно записать грехи заранее, на Исповеди лучше их читать самому, но, если стесняешься (особенно если первая Исповедь, когда вспоминаешь грехи блудной, развратной жизни), отдать священнику. Самое главное понимать, что священник – не судья, священник – свидетель твоей Исповеди...

Отцы говорили: лучше один раз постыдиться на Исповеди, перед Крестом и Евангелием (потому что через покаяние Господь прощает грех), чем потом стыдиться перед всем белым светом. На Страшном Суде все про всех узнают все.

Вопрос: «Стоит ли вмешиваться в семейную жизнь других людей, чтобы указать им на их ошибки?»

– Слово «указать» свидетельствует о том, что человек хочет именно указывать. Посоветовать можно, а указывать не надо. Если у вас есть тенденция указывать, то лучше помолчите. Если спросят совета – скажите, не спрашивают совета – не лезьте.

Вопрос: «Как можно помочь родственникам, страдающим алкоголизмом?»

– Во-первых, когда вы что-то вместе отмечаете, сделайте себе сухой закон. А то мы хотим, чтобы они не пили, а сами в праздник на стол ставим и говорим: мол, понемножку. Нет, чтобы в семье категорически этого не было. Алкоголизм – страшная вещь... И никакой крик, никакая истерика здесь не помогут. Только слезы Богу.

Вопрос: «Возможно ли по одной встрече определить, что человек тебе не подходит для серьезных отношений?»

– Достаточно бывает и одной встречи. Все зависит от того, как он себя ведет. Если совсем дуралей, хам, циник, сексуально озабоченный или в нетрезвом виде, то достаточно и одного раза. И наоборот: абсолютно недостаточно одного раза, чтобы узнать человека. Есть такое выражение, что пуд соли надо съесть.

Если собрались с кем-то связать жизнь, изменить свою судьбу на всю жизнь, отец Иоанн (Крестьянкин) советовал: годик святой дружбы. Почему годик? Потому что пройдет цикл: зима, весна, лето, осень. Бывает весеннее обострение, бывает осеннее обострение. За год дурь обоих будет видна, что-нибудь обязательно вылезет. Или, наоборот, за целый год люди станут только более дружными.

Вопрос: «Как Церковь смотрит на браки с большой разницей в возрасте между супругами?»

– В письмах отца Иоанна (Крестьянкина) говорится о разнице в пять лет (в ту и другую сторону). Духовник может еще пять лет добавить. Большая разница в возрасте все-таки не приветствуется. Разве супруг хочет оставить свою жену вдовой на много лет? Особенно не рекомендуется, когда старше жена. Чаще всего муж старше.

Вопрос: «Почему нельзя говорить слова: „Пусть земля тебе будет пухомˮ»?

– Дело в том, что это сокращенная римская поговорка. Звучит она так: «Пусть земля тебе будет пухом, чтобы псы быстрее раскопали твои кости». На самом деле в Риме это было проклятие. У нас сейчас осталась только часть пожелания: пусть земля тебе будет пухом.

Какая разница покойнику, пухом или не пухом, или в камнях его похоронили? В Израиле, например, одни камни. В Грузии одни камни. Про Хованское кладбище говорят, что там сыро будет лежать...

Кстати, поговорку «Век живи, век учись» тоже сократили. Она звучит: «Век живи – век учись тому, как жить». Жить как? Добродетельно.

Еще говорят: «Истина – в вине». И добавляют: «А здоровье – в воде». На самом деле фраза звучит: «Истина в вине не раз тонула». Или еще говорят: «О покойниках или хорошо, или ничего». Это придумали коммунисты в советское время. Оказывается, фраза звучит так: «О покойниках либо хорошо, либо ничего, кроме правды». Даже если это горькая правда.

Поэтому надо знать контекст. Федор Михайлович Достоевский предостерегал: не дай Бог кого-то осудить, не зная обстоятельств жизни человека. Важен контекст. Что стоит за поступком, за словами, что человека подвигло...

Вопрос: «Может ли женщина, которая использует внутриматочную спираль, причащаться?»

– Нет, конечно, до тех пор, пока ее не уберет. Дело в том, что это одно из страшных абортивных средств, и женщина в этом не кается, потому что даже не знает количество зачатий, сколько зигот было разрушено. Зигота – это клетка, которая образуется при слиянии мужской и женской половых клеток. Зигота не может прикрепиться к матке вследствие спирали, и происходит разрушение уже зачатого ребенка: когда слились две клетки (мужская и женская), это уже будущий ребенок. Василий Великий сказал: «Тот, кто должен стать человеком, – уже человек».

В данном случае женщина не кается, даже не зная, какое количество жизней прекратилось из-за спирали. Поэтому нужно сказать об этом на Исповеди священнику, потом убрать спираль, вести покаянную жизнь, и только потом можно причащаться.

Женщины, совершившие аборт, каются, страдают. А в данном случае человек не страдает, не кается и даже не понимает, что происходит.

Вопрос: «Как начать верить в Бога?»

– Это вопрос целой жизни... Кстати, атеисты – тоже верующие. Нет неверующих. Только мы верим в бессмертие, в Творца, в воскресение мертвых, что мы – творение Божие и все идет по закону и со смыслом, а атеисты верят, что жизнь зародилась сама, неизвестно для чего, и все мы в конце концов умрем. Перспектива – тупик и смерть. Человек в это верит и свою веру навязывает.

У нас есть Бог Троица, Второе Лицо Святой Троицы – Господь наш Иисус Христос, в Которого мы веруем всем сердцем, всей душой. А у атеистов – бог «само»: все делается само, все произошло само собой.

Федор Михайлович Достоевский говорил: если человек не будет верить в Бога, он будет вынужден верить во все. Кстати, атеисты почему-то мистики. Нумерология, знаки зодиака, шаманизм, какие-то амулеты... Но если вы верите в мистику, то почему же не верите, что над нами Творец, Который нас создал по любви к нам, чтобы мы приобщились к Его жизни, Его любви, Его радости? В этом есть смысл. И мы бессмертны. Смерть – это временное расставание человеческого тела с душой. Будет воскресение мертвых. Христос вновь явится на эту землю, и все воскреснут. Это же всерадостнейшая перспектива! Смерти нет. «Смерть есть к жизни приближенье, к жизни той, где смерти нет».

У всех (и верующих, и неверующих) самый любимый день в календаре – воскресенье. Для верующих это самый любимый день, потому что богослужение, Причастие; для неверующих – можно отоспаться, поехать на шашлыки...

Когда я у школьников спрашиваю, что означает слово «воскресение», они сначала говорят, что это выходной, когда в школу не надо идти. И только потом начинают соображать, вспоминать, что Воскрес Иисус Христос. Я им объясняю, что этот день недели, когда Он Воскрес, стал именоваться в разных народах по-разному: у греков это день Господень, в англоязычных странах это день Солнца (но не как у японцев, у которых даже на флаге страны изображено солнце). Солнце (с большой буквы) – это Христос.

Как начать верить в Бога? Если человек искренне ищет Бога, надо просить: «Господи, помоги мне Тебя почувствовать».

Спасибо Вам!..

– Федор Михайлович Достоевский говорил, что человек обязательно должен разобраться, есть Бог или нет, есть вечность или нет, есть Воскресение или нет. Это наиглавнейший вопрос, из него проистекают все остальные. Мы счастливые люди, что в этом разобрались, и Господь всем нам в этом помог. Быть верующим человеком – это уже счастье.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-18-11-2023;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-25-11-2023

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс