Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В рамках социального съезда, который недавно прошел в Москве, одна из секций называлась «Православный приход как основа социального служения». У меня там был небольшой комментарий, буквально несколько предложений. Эту секцию вел Владыка Пантелеимон очень глубоко и интересно. Когда я готовился, набросал некоторые тезисы и хочу вам сейчас их предложить.
Я глубоко убежден: для того чтобы община появилась, должен появиться пастырь, он – ключевая личность. Я сейчас не говорю о важности Церкви как таковой, о центре церковного служения – Литургии. Это само собой разумеется. Но, чтобы родилась община, должен появиться пастырь.
Какие его отличительные черты? Во-первых, пастырь знает цель; он знает Христа и очень хочет попасть к Нему, в Его Небесное Царство. Во-вторых, он деятельно ищет святости, то есть не просто выполняет какой-то регламент духовных работ, а стремится к святости. И третья характеристика – он имеет способность вести за собой то стадо, которое он собирает или которое ему Господь дает. Важная характеристика – пастырь добрый. Доброта притягивает, она должна ощущаться во взгляде, в словах, в манере общения... Пастырь зовет овечек. Господь говорит, что овцы слышат Его голос. У пастыря есть голос; он говорит, потому что вера – от слышания. Если ты не говоришь о Христе, ты не свидетельствуешь о своей вере.
Я семь лет учился говорить. Это было мучительно, это было тяжело, со скрипом, с болью, скорбью, но я для себя взял как закон: если выходишь к людям, ты обязан что-то сказать. То, что откликнулось в твоем сердце: Евангелие, служба, история какая-то. Терпение, молитвы, труд все перетирают. Овцы должны иметь способность и желание слышать голос пастыря, слышать голос Церкви. Бывают такие истории иногда. Приходит человек и говорит, что хочет креститься или крестить ребенка. По наводящим вопросам я понимаю, что он ничего не знает о духовной жизни, Церкви, о вере, Христе. Я говорю: «Хорошо, давайте мы с вами немножко позанимаемся, поговорим. Есть такой порядок – огласительные беседы. Вы узнаете про Христа, что такое жизнь христианская». И я чувствую, что вот прямо стена: «Мне этого не надо. Мне нужно покреститься. Куда денежки заплатить?» Ну как такой человек может стать частью общины, если не хочет слышать о Христе, если ему нужно просто совершить ритуал, который ему даст какие-то, как ему кажется, бонусы.
Овцы глас… слышат. У них есть потребность слышать. Дальше: «Своих овец, – говорит евангелист, – называет по имени». То есть пастырь не просто говорит какие-то общие проповеди, а лично знаком с каждым. Он знает всех по имени, знает обстоятельства их жизни… У нас 600 прихожан. Наверное, 500 точно я по имени знаю. Причем знаю и какие-то обстоятельства жизни семьи. Это значит, что тебе человек интересен, лично интересен...
Говорит Господь, что пастырь душу свою полагает за овцы. То есть он не просто службу закончил и через дверку к матушке, за стол. У него есть время жизни, которое он отдает людям. И если овечки знают, что они нужны пастырю, если это чувствуют, слышат, они будут собираться в стадо и будут с благодарностью совершать Литургию после Литургии. После Причастия они будут хотеть помочь приходу, помочь друг другу, помочь тем, кому трудно. То есть ту любовь, которую они получили у Чаши, они от избытка будут разносить вокруг. Вот примерно такой алгоритм.
У преподобного Иоанна Лествичника есть такие слова, что мы на Божием Суде будем осуждены не за то, что мы не совершали чудес и не видели ангелов, а за то, что мы не плакали о грехах своих. Духовная жизнь на каждом этапе имеет определенные признаки. Но как понять, что человек движется в нужном направлении? Каковы признаки правильного созревания души? Может случиться так, что человек жизнь проживет, а плодов никаких не принесет. Сколько угодно таких историй и внутри Церкви, когда люди десятилетиями ходят в храм, приходят к пожилому возрасту, а страсти не то чтобы не уходят, а, наоборот, расцветают. Человек становится раздражительным, ропотливым, брюзжащим, сплетником, осудителем… Получается, что результатов духовных никаких нет.
А какие результаты должны быть? Начало исцеления человеческой души – это видеть свои грехи, как песок морской. Петр Дамаскин так говорит. Нормальный, здоровый признак духовного развития, духовного здоровья – это начать видеть себя настоящего. Мы же все время в камуфляже, все создаем свой имидж и сами часто начинаем верить, что «на свете всех милее, всех румяней и белее…». Это наша беда, потому что из этого состояния невозможно заплакать о грехах своих.
Для того чтобы сердце наше сокрушилось, должно что-то кардинальное с нами произойти. Есть такая заповедь: блаженны плачущие, ибо они утешатся. Мы к этой заповеди блаженств должны прийти, если хотим идти дальше. Блаженны кротции, блаженны алчущие и жаждущие – это все те состояния, которые человека подводят к святости. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах. Если вы воспитали в себе те же чувствования, что и во Христе Иисусе, тот же дух Христов, то вы становитесь наследниками тех благ, которые Бог уготовал любящим Его. Но невозможно перескочить через ступеньки. Ступенька, с которой начинается плач, звучит так: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Небесное. Нищета духовная, то есть осознание своей гибели, своей падшести, своего недостоинства, неспособности без Бога что-либо сделать, побуждает человека сокрушаться сердцем, и рождается плач. Мы стали очень богатыми в физическом плане, несмотря на то что многие недовольны жизнью. Но в любой двор невозможно пройти – по две машины на семью. У всех – и стиральная машина, и микроволновка, и не по одному телевизору.
Один батюшка из Луганска рассказывал, когда во время Великой Отечественной войны немцы подступали к Луганску, там был храм, где собрались женщины, старики, дети, и они так рыдали, так плакали о собственной погибели, о том несчастье, которое пришло, что не надо было носить воды для того, чтобы вымыть пол. Пол был залит слезами, и можно было этими слезами убирать грязь. Вот то, чего от нас ждет Господь, это то, что может принести победу. Победу не в смысле покорения одного народа другим, а прекращение братоубийственной войны. Как во Влахернском храме, когда, ожидая нападения скифов с моря, народ собрался, и так Бога просили, так плакали (потому что поняли, что наде- яться на оружие невозможно), что Господь попросил Божию Матерь заступиться, и сверхъестественным образом корабли были рассеяны бурей, пришедшей с моря. Константинополь был спасен, потому что плакали.
Плакать о своей гибели, плакать за народ, плакать за своих детей – это то, что делает Бога милостивым в отношении плачущих. Они утешатся. Конечно, весь народ не сможет плакать, но хотя бы часть людей так должны к Богу обратиться и так молиться. Плач приходит, приступает к сердцу где-то после 300-й молитовки Иисусовой. Поэтому берем четочки, зажигаем лампадочку перед иконой Спасителя – и «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Четочка – одна за другой, и к какому-то моменту к сердцу приступят мысли сокрушительные и придет радостотворный плач.
Помогай нам всем Господь!
Записала:
Ксения Комарова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-24-noyabrya-2023;
https://tv-soyuz.ru/Blagaya-chast-28-noyabrya-2023
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.