Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1232) → Господь обязательно найдет нас

Господь обязательно найдет нас

№47 (1232) / 4 декабря ‘23

Размышление

Когда человек приходит в церковь, потом идет путем покаяния и молитвы, он познает свое «я», не того гордого и самовлюбленного эгоиста, каким привык себя видеть, а настоящего – немощного, несовершенного и ограниченного. Он познает эту свою немощь, отчего обретает смирение, а, смирившись, становится способным к искренней молитве к Богу.

Блаженный плач

Во второй заповеди блаженств мы читаем: блаженны плачущие, ибо они утешатся. Почему плачут? Мы, естественно, понимаем – от горя. А от чего еще плакать, чтобы потом утешаться?! Здесь, на земле, человеку неуютно, плохо, с ним наверняка несправедливо обошлись и обидели его, он страдает и плачет, мечтая о том, чтобы там, в будущей жизни, утешиться. Вроде бы все понятно, но в такой картине мира зачем бороться со злом? Например, защищать слабых, помогать обездоленным? Проще пройти мимо, потом умереть, а там, в будущей жизни, утешаться.

На самом деле плач, который обретаешь в Церкви, отличается от нашего, как Небо от земли. Когда человек приходит в церковь, потом идет путем покаяния и молитвы, он познает свое «я», не того гордого и самовлюбленного эгоиста, каким привык себя видеть, а настоящего – немощного, несовершенного и ограниченного. Он познает эту свою немощь, отчего обретает смирение, а, смирившись, становится способным к искренней молитве к Богу. Стены тюрьмы, куда он сам себя заточил своей гордыней, падают. Он, как ребенок к матери, бросается к Богу за защитой и помощью. Этот детский, доверчивый и смиренный плач угоден Богу. Господь немедленно подает человеку помощь и утешает его, от этого в сердце рождаются радость, мир, любовь, покаяние, смирение и другие дары Святого Духа, о которых говорит апостол Павел. Благословен и велик человек, плачущий перед Богом, потому что Сам Господь его утешение.

Молиться за убийц

Это история о том, как поэт Максимилиан Волошин спас от расстрела бывшего генерала царской армии Никандра Александровича Маркса, который во время революции поселился в Крыму и при большевиках заведовал отделом искусств в Феодосии. Летом 1920 года Феодосию заняли белые, бывшего генерала арестовали и повезли в Керчь, ему там грозил расстрел. Волошин, узнав об этом, немедленно отправился пешком из Коктебеля в Феодосию, а там вместе с женой генерала поехал в Керчь. Приехал. Не найдя места для ночлега, он знакомится с начальником местной контрразведки, славившимся своей жестокостью и кровожадностью, ротмистром Стеценко. Когда поэт попробовал ходатайствовать перед ним за генерала, тот категорично заявил, что с подобными господами расправа короткая – пулю в затылок.

Вот как об этой встрече написал сам Волошин: «Я уже знал, что в подобных случаях нет более худшего, чем разговор, который перейдет в спор, и собеседник в споре найдет массу неопровержимых доводов в свою пользу, поэтому не стал ему возражать, а сосредоточился на молитве за него. Это был мой старый, испытанный и безошибочный прием с большевиками. Молятся обычно за того, кому грозит расстрел, – и это неверно. Молиться надо за того, от кого зависит расстрел и от кого зависит приказ о казни». Его вера оправдалась. Когда запас жестоких, кровожадных слов исчерпался о молчаливую молитву Волошина, кровожадный Стеценко вдруг сказал: «Если Вы хотите его спасти, то прежде всего не должны допускать, чтобы он попал в мои руки». И неожиданно сам кровожадный ротмистр научил его, как это сделать. В результате отставной генерал был спасен благодаря молитве Волошина за его возможного убийцу.

Об осуждении Церкви и старых маминых занавесках

Для некоторых, считающих себя православными, стало чуть ли не признаком хорошего тона осуждать свою Церковь. Посмотрите, как у нас все плохо: и тут плохо, и тут. Просто мазохизм какой-то! Порой люди воспринимают церковь не как дом Божий, а как заведение духовных услуг, где их должны обслужить по первому разряду. Святость церкви от такого отношения не пострадает никак, а вот тот, кто приходит в храм с придирчивостью столичного ревизора, реально обкрадывает себя самым безжалостным образом, потому что вместо исцеления, которое ему Господь готов подать, он уходит из церкви опустошенным. Это как после долгих странствий приехать к родной матери и вместо того, чтобы упасть перед ней на колени, поцеловать натруженные руки, прижать к сердцу и обомлеть от счастья, начать придирчиво высматривать, какие у нее старые занавески, дом не очень модный, борщ слишком обычный, а сама мама какая-то несовременная. А ночью, пока она спит, выйти украдкой в сени и, млея от дьявольского восторга, строчить в социальных сетях, какая мать у него старая и глупая. А потом как ни в чем не бывало пойти сны досматривать до утренних маминых блинов с вишней. Она же мама, поймет и простит. А Церковь – это наша мать. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», – говорит священномученик Киприан. А священномученик Иларион (Троицкий), почти наш современник, добавляет: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств! А куда мы пойдем с нашими греховными болячками, где нас вылечат, кто утешит, кому мы нужны, кроме Бога? Здесь, в Церкви, Христос, и здесь наше спасение! Никогда нельзя об этом забывать.

Встреча со Христом

По преданию, Симеон Богоприимец был одним из переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык. Переводя Книгу пророка Исаии, он усомнился в словах, что Спаситель родится от Девы. Ему явился ангел и сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества. Симеон, как мы знаем, жил около 300 лет в ожидании исполнения Божия обетования, и в этот день по внушению Святого Духа он пришел в храм. Когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, старец Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Как написано, Симеон был человеком праведным и благочестивым, еще Дух Святой был на нем. Однако его высокие моральные качества – праведность и благочестие – не спасли его от сомнений, когда он прочитал обетование об Иисусе. Этот образованный и благочестивый муж наверняка мог получить бы ответ у известных мудрецов, израильских старейшин, но он этого не делает. Свои сомнения он хотел разрешить у Бога. Мы знаем, что Рождение Богомладенца ему возвестил ангел, вряд ли это произошло между прочим, когда он дорогу переходил. Надо понимать, что этому предшествовали его долгие и мучительные раздумья, испытание веры, ночные молитвы, сомнения.

Его вера и преданность были вознаграждены – он встретил Самого Бога. Такой личной встречи ищет каждый из нас, приходя в церковь. Как мы видим из примера старца Симеона, к этой встрече надо готовиться, ее надо желать, тогда Господь обязательно найдет нас. Как понять, произошла ли у нас личная встреча со Христом? Игумен Никон (Воробьев) говорил об этом так: «Кто видел солнце, тот никогда не перепутает его с фонарем».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Blazhennyy-plach-–;
https://tv-soyuz.ru/Molitsya-za-ubiyc-–;
https://tv-soyuz.ru/Ob-osuzhdenii-Cerkvi-i-staryh-maminyh;
https://tv-soyuz.ru/Vstrecha-so-Hristom-–

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс