Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (1232) → Архимандрит Савва (Мажуко): Святые самовары

Архимандрит Савва (Мажуко): Святые самовары

№47 (1232) / 4 декабря ‘23

Свет невечерний

Моя монашеская юность прошла в тени самоваров. Наш самый первый настоятель архимандрит Антоний (Кузнецов) был из старообрядческого рода, человек традиционный, не признававший электричество, предпочитавший светильникам керосиновые лампы. Вместо обычных четок у него была лестовка, потому что его воспитывали старинные монахини и старообрядческие бабушки. Свои старообрядческие сундуки он привез в 1990 году из Троице-Сергиевой лавры, где прожил много лет, и у нас появились бесконечные самовары. Отец Антоний самовары коллекционировал, покупал, чинил, восстанавливал. Вся трапезная в нашем монастыре была уставлена самоварами. Летом после праздничных служб мы с братией непременно пили чай из огромного старообрядческого самовара.

Но с этими самоварами всегда была большая проблема, потому что их нужно было лудить. С виду самовар смотрится солидным: медали, краники, из трубы валит дым. Но, бывает, заливаешь воду, а оказывается, что самовар-то подтекает, его нужно срочно лудить, ремонтировать. И все эти истории страшно расстраивали отца Антония.

Монашеская самоварная традиция довольно большая. У Оптинских старцев в Оптиной пустыни даже существовал самоварный устав. Например, в целях поддержания скромности и монашеского достоинства монаху запрещено было выпивать больше пятнадцати стаканов чая за один присест. Я даже сейчас, будучи здоровым человеком, не в состоянии осилить такие подвиги, которые брали на себя Оптинские старцы. Вот такая была сила Православия в те времена.

Самовар, как и другие элементы монашеского обихода, непременно наталкивал монахов на духовные размышления и сам по себе превращался в метафору. Так устроены религиозные люди: они во всем видят какой-то урок. Казалось бы, какой урок можно извлечь из чаепития под самовар с душистым чаем?

Меня всегда тревожил образ прохудившегося самовара. У меня, например, хранится самовар Владыки Варфоломея (Ремова). Этот известный архипастырь был расстрелян в 1935 году. Он москвич, у него была большая паства пострижеников. Особенно монахини его почитали, многие даже дожили до наших дней. Так вот, Владыка тоже любил пить чай из самовара.

Берешь в руки этот прекрасный сосуд, который действительно внушает уважение: крепко стоит на своих ногах, конфорка с дубовыми ручками. Все это смотрится великолепно. Еще самовар хранит запах. Например, если его разжигали шишками, этот аромат потом очень долго самовар не покидает. Самовар хранит аромат чая, который заваривали. Солидное произведение искусства, шляпу хочется снять перед Иваном Ивановичем Самоваром.

Но вот вы решили попить чаю, заливаете воду в этот солидный сосуд – и видите, что он дырявый. Вот этот образ дырявого самовара меня всегда трогал. Потому что это портрет любого человека, особенно солидного, который, пока не наполнен чем-то, не обнаруживает свою прохудившуюся сущность.

Как часто бывает, например, такое: у вас есть друг, замечательный и талантливый парень, вы вместе учились, вместе шли по жизни. И вдруг случается прекрасное событие: вашего приятеля делают начальником. Он становится не просто самоваром, а самоваром, наполненным водой. И в этот момент вдруг обнаруживаются те дыры, которые в нем были, но почему-то казались незаметными, и он дает течь.

Власть на самом деле не портит человека; она, как вода, проникая во внутренность существа, выявляет его слабые стороны, показывает, что он прохудился. И, может быть, перед тем, как наполнять властью, надо было его починить, присмотреться к проблемным местам.

Или, например, вы благополучный человек, у вас ровная церковная жизнь, вы посещаете храм, у вас есть духовник, все прекрасно. Но вдруг вы сделали анализы – и вам приходит неутешительный диагноз. И куда делась вера? Почему рассыпалась церковная жизнь? Где молитва? Где надежда на Господа? Ничего нет. Вы были солидным самоваром, но пустым, без воды, просто украшали камин. Пришло искушение, вас наполнили водой – и оказалось, что у вас очень много дыр, которые надо было раньше залатать.

Или, например, случается с вами неприятное событие, и тот, кто был вашим другом, вашей надеждой, жестоко вас предает, просто уничтожает вас на глазах у других людей, беспардонно раскрывает ваши тайны, клевещет на вас (может быть, из карьерных побуждений или из денежного интереса). Вы христианин, ученик Того, Кто призвал всех прощать, но просыпаетесь по ночам от желания расправиться с этим человеком, ваше сердце переполняет ненависть, злость. Вы были солидным, красивым самоваром, у вас на фронтоне было выбито несколько медалей за победу на известных конкурсах. Как, например, на самоваре у отца Антония было выбито: «Поставщик двора его императорского величества». Вы были приближены к старцам, у вас все было прекрасно, но вдруг вас наполнили водой испытания, искушения – и оказалось, что совсем мало в вашем сердце доброты, и вера, и мудрость житейская, и добротность души оказываются очень вялыми.

Апостол Иаков в своем Соборном послании рассказывает о людях слабой веры и использует удивительный образ, говоря, что их вера похожа на человека, который подошел к зеркалу, посмотрелся и пошел дальше, забыв то, что там увидел. То есть ничего не отпечатлелось, оказывается, и сущность оказалась худой, дырявой.

Господь время от времени показывает, над чем нам надо работать. Ни в коем случае не надо отчаиваться, говоря: «Я дырявый самовар, что с меня возьмешь?» Потому что это тоже искушение. Господь показывает, над чем надо поработать, какую работу над ошибками провести. Ведь даже самые прохудившиеся, самые разбитые самовары наш отец Антоний, по любви к этому прекрасному произведению, никогда не выбрасывал, находил редких мастеров, которые лудили, чистили, подбирали ручки, какие-то конфорки, чтобы самовары восстановить. И даже если самовар совсем-совсем прохудился, отец Антоний его все равно бережно хранил.

Господь к нам тоже так относится. Мы, может быть, дырявые, прохудившиеся самовары и никуда не годимся, но Он нас жалеет и щадит. И именно поэтому доверяет нам пройти через поле искушений, чтобы мы собрались, привели себя в порядок, чтобы не расслаблялись, не давали слабину в своей солидной самоварной сущности.

Все искушения Господь дает не к отчаянию, а ради науки, с большой верой и доверием к человеку.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс