Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1230) → Иерей Кирилл Сладков: С открытым сердцем встречаем всех

Иерей Кирилл Сладков: С открытым сердцем встречаем всех

№45 (1230) / 1 декабря ‘23

Беседы с батюшкой

Отец Кирилл, как ответственного за молодежное служение в Московской епархии не могу не расспросить Вас о нынешних проблемах Церкви и молодежи. Что молодежь может делать в Церкви, что Церковь делает для молодежи, и как они могут сосуществовать? Ведь издавна есть предубеждение, что Церковь для пожилых. Чем старше человек, тем больше он открывает для себя Бога, тем больше нуждается в пастырском попечении о своей душе. Чем ближе к смерти, тем больше задумывается о жизни вечной. В молодости больше интересна жизнь земная. Интересно, может ли Церковь найти подход к молодежи, подросткам? Что-то показать, открыть Церковь с интересной стороны, показать, что Церковь и для молодежи может быть полезной?

– В первую очередь, Александр, я хочу поблагодарить и лично вас, и телеканал «Союз» за интерес к работе нашего отдела, в целом к молодежной проблематике и некоторым успехам в той деятельности, что ведет Русская Православная Церковь. На мой взгляд, успехи есть, но о них мы поговорим чуть позже, а сейчас давайте начнем с самого, может быть, больного. С тех проблем или сложностей и тех стереотипов, которые уже годами выдают за проблемы, видимо, не обращая внимания на то, что мы уже ушли далеко вперед.

Хотелось бы начать со слов Самого Господа, обращенных к апостолу Петру, да и ко всем последователям, ученикам Христовым: Следуйте за Мной, Я сделаю вас ловцами человеков. Действительно, идя за Христом, мы одновременно несем свет Христов миру, некогда приобретя его. Когда я еще был молодым человеком, также пришел в храм и искал для себя Христа, и после этого принял решение стать священником. Так и мы сегодня проповедуем о том, что Христос пришел на землю, был распят, умер и Воскрес. Силу Своего Воскресения и победу, которую Он для нас заслужил, Он передает всем нам. О победе Воскресения Христова мы проповедуем всем, не только молодежи. Это ключевое. Не нужно представлять Отдел по делам молодежи как место, где разрабатывается план «захвата» молодежи: что нужно сделать, куда нужно пойти, какие практические действия нужно применить для того, чтобы поймать молодежь и отвести в Церковь. Такого нет. Мы все стараемся жить по-Евангельски, по-христиански и тем самым показывать всем остальным и тем, кто ищет путь ко Христу, что вот она, дорога спасения. Это первый момент.

Но чем же тогда занимается Отдел по делам молодежи? Он создает пространство, создает возможности для православной молодежи. И большинство проблем связаны в первую очередь с некими техническими вопросами по созданию этого пространства, проектов и возможностей. Но милостью Божией понемногу, потихоньку мы их преодолеваем. Если сказать о внутренних проблемах, один из острых вопросов, – о важности уделять особое внимание молодежному служению. Об этом в последний месяц дважды сказал Святейший Патриарх.

В первый раз перед праздником Покрова Божией Матери в Покровском монастыре он сказал о том, что для священника молодежная работа приоритетна. Даже панихиды можно отслужить позже, но на молодежную работу у священника всегда должно быть время. И для него это не должно быть обузой. Это очень правильные слова. Мы, священники, как и миряне, все те, кто неравнодушен к жизни православной молодежи, должны это для себя усвоить. Как только мы поймем, что молодежь наша – не только настоящее, но и будущее, то многие акценты и приоритеты в нашей жизни сместятся в нужном направлении.

И еще слова, которые сказал Святейший Патриарх (мне кажется, они тоже имеют важное значение для нас как ответственных за работу с молодежью): чтобы молодые люди, да и все прихожане не сталкивались со сморщенными лбами на лицах тех ответственных или духовенства, которые встречают их в храме. В храме нужно встречать с радостью. Святейший Патриарх напомнил нам слова апостола Павла из Послания к Римлянам о том, что церковь – это пространство мира и радости. Мир и радость молодые люди должны встречать в храме. И мы, священники и ответственные за молодежное служение, ответственны за создание такого духовного, мирного и радостного пространства внутри самой церкви. Это, наверное, ключевые, фундаментальные моменты. Основываясь на них, мы и должны двигаться дальше.

Когда началась специальная военная операция и другие события, ставшие следствием этого, то в информационном пространстве, общественном дискурсе появились такие тезисы, что современная молодежь – потерянное поколение. Мы не уделяли много внимания молодежи, в результате молодые увлеклись западными неправильными ценностями, и у них не сформировались духовно-нравственные и патриотические ценности, столь важные для нашей страны. Как Вы считаете, это правда?

– Слушая вас, я сразу вспомнил слова Сократа, который говорил примерно то же самое, но несколько тысяч лет назад... Мне кажется, это история отцов и детей, взаимоотношения поколений. Она вечная. Вечный вопрос и вечные проблемы в этом взаимодействии. Но при этом сейчас многие молодые ребята находятся в зоне СВО, стоят плечом к плечу, насмерть, погибают. Какое же это потерянное поколение? А те, кто боялся… Это обычное человеческое чувство, всегда кто-то боится, всегда кто-то с чем-то бывает не согласен. Но сказать о том, что у нас поколение потерянное?.. Да, оно не такое, оно меняется, уже даже я отношусь к другому поколению, да и вы, Александр, относитесь уже частично к другому поколению.

Для каждого поколения свое время, свои вызовы, свои задачи, но и свои формы диалога. И мы стараемся видеть эти формы, находить правильные подходы. Принципиальные, фундаментальные вещи не меняются. Это всегда нужно делать с любовью, с желанием услышать собеседника, не только навязать ему свою точку зрения или внушить, что он должен слушать только меня и делать то, как я благословляю. Важно быть в диалоге с ним, важно его слышать и понимать, слышит ли он меня и хочет ли меня слышать. На диалоге, основанном на любви и взаимоуважении, может строиться межпоколенческая работа. И даже когда я буду глубоко седым, надеюсь, тоже смогу найти необходимый подход во взаимодействии с уже, может быть, совершенно другим поколением.

Вы говорили про пространство для молодежи. Это очень важная тема не только на епархиальном уровне, но и для каждого прихода. Было бы очень полезно понимать, как на приходе можно создать такое пространство, чтобы не просто привлечь молодежь, но еще там ее как-то задержать, чтобы она продолжала в этом жить, развиваться и помогать в том числе приходу?

– Мы условно делим нашу деятельность, молодежное служение, на две части. Первая часть для молодежи еще нецерковной, которая только ищет путь к храму, и молодежи, которая уже нашла себя в храме, уже встретилась со Христом и ей необходимо утвердиться, закрепиться в храме. Ваш вопрос больше направлен сейчас на тех ребят, кто уже внутри Церкви. Ведь, приглашая молодого человека в храм, мы приглашаем его ко Христу. Мы приглашаем его на службу, приглашаем войти с нами в единое литургическое, евхаристическое пространство, стать с нами братьями и сес- трами у единой Чаши Господа Иисуса Христа.

Но что должен делать, какое служение должен нести, какую роль должен играть молодой человек в храме? Иногда он думает, что исповедовался, причастился, и это конечная цель, можно на этом успокоиться. Нельзя. Молодой человек может стать основой церковной общины, может и должен стать одним из тех, кто вместе со священником, возможно, в приходском совете или собрании, заботится о своем храме, принимает активное участие в жизни прихода. И для этого внутри церкви настоятель может создать для молодых ребят очень неплохое пространство (или место служения). Можно называть это разными терминами. Например, в своем храме я выделил на данном этапе несколько видов служения. Конечно, всем хорошо знакомо, что молодые люди, благочестивые юноши могут помогать священнику в алтаре пономарить – выходить со свечой, подавать кадило, заботиться о чистоте и благолепии храма. Другие ребята (или те же самые) могут, например, читать или петь на клиросе. Молодые могут заботиться о чистоте храма: о подсвечниках, подготовке храма к празднику, об украшении цветами или смене лампадок и т.д.

Но что еще мы можем предложить молодым людям в храме? Многое. На нашем приходе есть люди с ограниченными возможностями, которым нужна помощь. И молодые люди с готовностью помогают таким людям во время богослужений. Часто бывает, что кто-то первый раз приходит в храм и не знает чего-то. Таких людей, как правило, видно. И мы готовим молодых ребят для того, чтобы они несли такое миссионерское служение. Чтобы знали, как правильно подойти, как спросить, предложить помощь так, чтобы это было, с одной стороны, ненавязчиво, а, с другой стороны, с любовью. И это тоже важная часть служения молодого человека внутри прихода.

В современном мире не последнюю роль играет и информационная составляющая. Это и социальные сети, сайт прихода, социальные сети храма – одно большое информационное служение. Чтобы фотограф с фотоаппаратом не шел туда, куда не нужно, не мешал остальным совершать молитву, умел правильно написать о празднике – чтобы это было и не скучно, но в рамках христианской традиции.

Нельзя забывать о социальном служении. При нашем храме Святителя Николая в Покровском совместно с «Мосволонтером» работает большой филиал гуманитарного склада, куда стекается помощь для жителей. Например, последний раз мы отвезли в Горловку 10 тонн гуманитарной помощи, канцелярских товаров. Акция называлась «Соберем ребенка в школу». Это уже не первая акция, и наши добровольцы принимают в этом активное участие.

Я уже не говорю о том, что мы кормим людей на вокзалах, собираем помощь для ветеранов, которые когда-то были активными прихожанами храма, но сейчас по возрасту или по болезни не могут приходить. И очень важно, чтобы молодые люди, нынешние прихожане, помнили о тех, кто буквально год, два, пять лет назад были в храме, но сейчас не могут приходить. Важно навестить их, принести им продуктовые наборы, да и просто поговорить.

Я, пожалуй, остановлюсь на служении на приходе, но как много можно выделить степеней (или ступеней) служения православного молодого человека в храме! Он должен видеть и понимать свою ценность и значимость для прихода, для общины, он должен стать частью этой общины. Это то, что касается молодых ребят внутри храма.

Но в Москве почти три миллиона молодых ребят, и многие из них еще не нашли своей дороги. И для этого в нашем Молодежном отделе существуют так называемые мосты, которые мы как бы перекидываем, например, из вуза или из какого-то другого пространства в храм. Идя по нему, молодой человек или участник наших проектов может попасть в церковное пространство, где его будут встречать ребята, которые его ждут, и о которых мы говорили несколькими минутами ранее.

Мы знаем, что в человеке неотъемлемо присутствует религиозное сознание, это часть его души, часть всей его жизни. Но наша страна проживала такие времена, когда религиозное сознание людей всячески пытались стереть, удалить.

Сейчас мы еще не изжили эти последствия советского времени, и многие молодые люди считают, что Бог, Церковь, религия – это пережитки прошлого, некие предрассудки, которые на самом деле в жизни не нужны. Сталкивались ли Вы с таким восприятием Бога, Церкви, общаясь с нецерковной аудиторией, нецерковной молодежью?

– Мне кажется, это связано не только и не столько с советской властью. Если человек поверхностно, потребительски относится ко всему, удовлетворяя свои базовые потребности в еде, комфорте, сне, путешествиях, то зачем ему еще о чем-то рассуждать? Но как только он начинает читать книги, размышлять о жизни, о вечном (а ведь вся русская литература основана на этих размышлениях, и невозможно читать Достоевского, Чехова или Гоголя и не думать о вечных вопросах), он сразу же задается вопросом: «Зачем я живу, для чего я родился в этот мир, какова цель моей жизни? Может быть, все же есть какой-то замысел в том, что я родился?»

И вот с таких экзистенциальных вопросов, касающихся его жизни, человек и начинает свой настоящий путь. Если он способен к размышлению, а не ограничивается поверхностным отношением к жизни, он уже ищет ответы на свои вопросы, а раз ищет, то, может быть, найдет и наш мост, который мы построили.

Возможно, переключая каналы телевизора, кто-то случайно услышит наш разговор, и для таких людей я сейчас скажу: «Друзья, зайдите в храм, спросите у священника о молодежной организации на вашем приходе. Может быть, это именно то место, где вы найдете ответы на все свои вопросы. А мы, в свою очередь, постараемся услышать вас, понять и дать вразумительные ответы на все вопросы, которые вас беспокоят и волнуют».

Вот молодой человек приходит на приход. Скажите, как он может узнать, чем он может быть полезен приходу, в чем может найти себе применение, и есть ли в нем потребность? Как ему найти себя в этом пространстве, куда ему обратиться?

– Здесь есть два пути. Я открыт для всех, все мои контакты есть в открытом доступе, и я стараюсь отвечать на все задаваемые мне вопросы. То есть любой может мне написать, и я могу что-то подсказать, сориентировать человека по месту его жительства о том, как он может принять участие в проектах, которые мы организуем.

Второй вариант – мы просим всех ответственных помощников в наших викариатствах (то есть в префектурах, если, может быть, кто-то не совсем понимает, что такое викариатство), чтобы в каждом храме на информационном стенде крупными буквами было написано, кто на этом приходе отвечает за молодежное служение, кому можно позвонить, задать интересующий вопрос.

Мы просим, чтобы на этом стенде были все ссылки или QR-коды на информационные ресурсы, чтобы молодежные организации, особенно крупные, имели свои социальные сети, где бы они могли говорить о себе. Причем это нужно не столько для рекламы (в данной ситуации реклама не нужна), сколько для того, чтобы люди имели возможность найти всю интересующую их информацию.

Скажите, каким Вы воспринимаете молодого человека, который приходит в церковь? Понятно, что он – часть паствы. Но какие подходы Вы будете использовать по отношению к нему, как будете с ним общаться?

– Знаете, молодые ребята все разные, но я не могу сказать, что молодой человек чем-то сильно отличается от взрослого. И в более старшем возрасте люди беспокоятся и о любви, и о своем месте в этом мире, и о той же работе, потому что и для них это актуально.

Многое в жизни меняется, и бывает неразделенная любовь или проблемы в личной жизни. И поэтому в первую очередь мы стараемся услышать то, с чем пришел молодой человек, и в зависимости от его духовного, интеллектуального состояния выстраиваем наш с ним диалог. Каждый молодой человек – это индивидуальность, личность, и здесь не может быть шаблона в подходе к общению с ним. Это всегда совершенно уникальный, новый, ни на что не похожий разговор, максимально откровенный, честный и открытый.

Вот сейчас нас слышат простые прихожане. Что же им важно запомнить и что им нужно сказать молодым людям, только-только пришедшим в храм, когда они к ним обратятся?

– Пожалуй, я не буду здесь приводить какие-то философские размышления, я приведу пример из собственной жизни. Мне был 21 год, и меня, студента второго курса семинарии, пригласили в один из отдаленных подмосковных районов в качестве вожатого для детей.

Я приехал к совершенно незнакомым мне людям и, выйдя из машины, увидел широко улыбающуюся женщину, идущую мне навстречу с распростертыми руками. Она подошла ко мне и воскликнула: «Кирилл, здравствуй! Наконец-то ты приехал!» Слегка опешив, я спросил у нее: «Погодите, разве мы знакомы?» И она мне ответила: «Нет, мы не знакомы, но мы тебе так рады!»

С тех пор прошло двадцать с лишним лет, эта женщина уже отошла в мир иной, но я до сих пор ее помню. Это не было театральной игрой, это было ее состояние души. В один миг я словно оказался в своей родной семье. Мне кажется, если мы хотя бы немного приблизимся к такой неподдельной радости при встрече с людьми, это будет очень-очень здорово.

Записали:
Ольга Смирнова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс