Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (1230) → Иерей Геннадий Шкиль: Храните веру!

Иерей Геннадий Шкиль: Храните веру!

№45 (1230) / 1 декабря ‘23

Беседы с батюшкой

В Вашем Telegram-канале я увидел, как какая-то женщина танцует в Трапезном храме Киево-Печерской лавры. Ужасное зрелище. Я, как и многие паломники, был в этом храме. Что же все-таки произошло? Ради этого забирали лавру? Может ли это быть концом света? Какое-то безу- мие XXI века, когда говорят о свободе вероисповедания, забирают лавры и начинается такое кощунство. Это делают специально?

– Есть Торжество Православия, а это торжество сатанизма. Слуги дьявола постепенно вытесняют Церковь Христову с Украины. Это праздник их торжества. Та женщина, которая называет себя ведьмой (или что-то в этом роде), совершает в Трапезном храме чуть ли не какой-то свой ритуал. Ну, не ритуал, но торжество.

Церковь мешает нынешнему обществу, оно больше настроено на волны, которые посылает князь мира сего. И именно потому такая сильная атака идет на Православную Церковь, где-то кого-то подминают, как подмяли под себя одного из известных патриархов.

А где-то Церковь стоит, как айсберг, посреди бушующего океана и пытается все-таки его успокоить. Однако это не нужно миру. Мы видим ценности, которые предлагаются с той стороны. И это не ценности, а обесценивание всего человеческого. И, соответственно, потихонечку находятся слабые места, когда можно отколоть какой-то кусочек от этого айсберга, попытаться его утопить и так далее. В данный момент кусочек, который пытаются отколоть от общей Церкви и уничтожить, – Украина. Ни к чему хорошему это не приведет.

Как Вы это проживаете? Что чувствуете? Еще два года назад все было по-другому.

– Да не было по-другому два года назад. Это началось с четырнадцатого года. Я еще тогда говорил о том, что к этому идет. Я это понимал, несмотря на то что у нас есть такие люди, которые называются феофановцами. Они думают, что еще можно вырулить, что-то исправить, войти в хоть какую-то симфонию с властью. Нет. Так не получится, потому что дело не в киевской власти, а совсем в другом. Глобальный сатанизм, имеющий влияние на многих сильных мира сего, а они продвигают его в этот мир, поставил себе цель если не уничтожить Церковь, то, по крайней мере, сделать так, чтобы она пропагандировала удобные ему вещи. То есть чтобы она прекратила быть Церковью Христовой, а была придатком князя мира сего.

Конкретно на этой территории?

– В данный момент на этой территории. Если мы посмотрим на историю, то очень многие события военного или революционного характера происходили там, где сильна религия. То есть в мусульманских странах, защищающих семейные, традиционные ценности, или в Югославии, Грузии, Украине, то есть в странах, где сильна Православная вера.

Причем веками.

– Да, веками. Князь мира сего пытается этот айсберг расколоть, чтобы в конце концов осталась одна Русская Православная Церковь. Тогда с ней будет легче бороться. Он надеется на это. Вот так. Эта была не просто пляска, это реальное проявление сути происходящего в Украине.

Абсолютно пустой Трапезный храм. Хотя в нем всегда были люди, даже когда не было службы: кто-то молился, кто-то ставил свечки. А сейчас пустой храм, и посреди него танцует ведьма. Это финал, к которому киевский режим ведет всю Украину.

Сейчас на этой земле некий апокалипсис происходит.

– Да, в некоторой степени можно так сказать.

Это не пропаганда и не слова. Но ведь страдают простые люди. Я знаю женщину, она сейчас живет на Украине и спрашивает меня, в какой ей храм ходить. А я не знаю, говорю ей, что в тот, где поминают Патриарха. Она говорит, что нигде не поминают. Как быть? Многие люди не погружаются в тонкие богословские вопросы, но в то же самое время у них есть некие точки, которым они обязательно следуют. Это поминание Патриарха, поминание блаженнейшего Онуфрия. Если это есть, все нормально.

– Мне тоже задают такие вопросы и в стримах, и лично. Поскольку я все-таки законопослушный священник, то отвечаю таким образом: пока Синод не назвал происходящее с Украинской Православной Церковью расколом, все таинства там действительны. Даже в самом Киеве есть храмы, где поминают Патриарха. Есть сведения, что и во Львове, и на Западной Украине остаются храмы, которые...

...хранят верность.

– Да. Если уж так принципиально, то можно найти храмы, где поминают. Но если они далеко, то исповедоваться и причащаться можно в храмах Украинской Православной Церкви. Так сказал Патриарх.

У людей должна быть ответственность.

– Если люди будут молиться и будут верными Церкви, Христу, если мы будем терпеть… Претерпевший же до конца спасется.

Но я здесь придерживаюсь немножко другой линии. Как историк могу сказать, что историю творят все-таки люди...

Вот ополчение в Нижнем Новгороде: три дня все постились, даже младенцы.

– При всем моем глубоком уважении к митрополиту Онуфрию я думаю, если бы он сказал, что завтра все выходят на акцию протеста, то вышли бы сотни тысяч людей. Даже больше, чем на Всеукраинский крестный ход.

Скажу такой пример. Я ездил на Почаевский крестный ход. Мне он очень нравился. На таких крестных ходах, когда идет много людей, можно почувствовать Церковь изнутри. Но на крестный ход в Киеве на празднование Крещения Руси я не ездил. Но когда с Почаева из Святогорской лавры пошли две колонны, и их начали встречать угрозами, пикетами, я сказал: «Ну нет, я дома сидеть не буду». Сначала с одним крестным ходом прошел, вернулся домой, послужил Литургию в воскресенье и пошел с другим крестным ходом. То есть это, наоборот, мотивирует людей. Но не для того, чтобы принять мученическую смерть или что-то такое. Если люди этого не боятся, то они будут согласны пойти. Но для этого нужен тот, кто позовет. Увы, пока в Украине этого нет. Поэтому простые люди могут сделать только одно – молиться. Молиться и просить Господа.

Это единственное, что мы можем сделать?

– На данный момент на Украине, думаю, да. Если бы действительно вышли сотни тысяч людей, тогда киевская власть ничего не смогла бы сделать. А поодиночке их ломают. Мы знаем и случай с Яном Таксюром, и с другими, кого задерживают: Владыка Ионафан (Елецких), который меня рукополагал, Владыка Феодосий (Снигирев).

Владыка Ионафан сейчас в заключении?

– Да.

И не домашний арест.

– По-моему, в заключении, точно сейчас не скажу.

Но он же старенький совсем.

– Понимаете, ведьма танцует в Трапезном храме, какое может быть сочувствие к пожилым людям, к сану митрополита? Причем обвинения по надуманным, подкинутым листовкам. Это только за то, что он делает, как и Владыка Феодосий, то, что должен делать: обличает раскол.

Есть замечательный фильм «Анатомия раскола», там обо всем этом рассказывается.

– Да. А остальные молчат, но я уверен, что если бы такой человек, как митрополит Онуфрий, сказал бы: «Начнем сопротивляться власти, потому что она уже перешла все красные линии», – то, как в Черногории, это было бы массово.

Я правильно понимаю, что совсем недавно запретили Украинскую Церковь?

– Вчера было первое чтение законопроекта, но тенденция такая, что запретят.

А как это будет выглядеть? Вот советская власть отделила Церковь от государства, были какие-то декреты, изъятие церковных ценностей, много всего, целый пакет. Но Церковь как-то существовала, кого-то сажали, кого-то выпускали. А что сейчас будет с Церковью?

– С юридической точки зрения это нонсенс, потому что такой организации, как Украинская Православная Церковь, не существует. Это двенадцать тысяч приходов, каждый из которых зарегистрирован как отдельная юридическая организация. Я настоятель такого прихода.

А почему так?

– Я не знаю, почему так, но каждый регистрировался отдельно. У нас орган управления в Киеве – митрополия, и она зарегистрирована отдельно как Киевская митрополия. Поэтому невозможно запретить Украинскую Православную Церковь с юридической точки зрения.

Потому что ее как бы не существует?

– Да. И это в правовом государстве. Для того чтобы закрыть Церковь, надо возбудить двенадцать с чем-то тысяч исков, которые докажут причастие к Русской Православной Церкви...

Процесс затянется...

– Нет, мне кажется, здесь совсем другая история.

Это получается уже какой-то символ, показать всему миру или кому-то...

– Показать своим хозяевам, это одно. Здесь символ для тех, кто этого ждет. То есть сейчас на местах уже никто разбираться не будет. Сейчас во всех газетах, во всех средствах массовой информации будут заголовки: «Запретили Украинскую Православную Церковь!» И в сельских советах председатели пойдут забирать храмы, скажут: «Вы уже вне закона, вас запретили». И попробуй что-то доказать. Это не правовое государство, невозможно вызвать полицию или что-то еще. Никто не будет на твоей стороне. Даже если приедет какой-то адекватный полицейский, ему скажут: «Ты что? Они вне закона, их запретили. Ты чего сюда приехал? Ты что, не подчиняешься законам Украины?» И наваляют ему. Выгонят людей из храма, те соберутся дома молиться, так они придут и будут рушить дома, будут все крушить, потому что те будто бы вне закона.

На священников воздействуют и физически.

– Практически это призыв к физической расправе, к физическому уничтожению Церкви. Теперь они будут действовать как бы с точки зрения закона. Сейчас на Западе поднимаются правозащитные организации, которые начнут все эти процессы, скажут, что так нельзя делать. Но те ответят, что запретили Украинскую Православную Церковь. Впереди нас еще ожидает процесс, когда каждый приход будет по отдельности это доказывать. Но простые люди в эти тонкости вникать не будут, они будут просто крушить, ломать.

Так и было, так и есть.

– Но теперь они будут делать это с криками: «Вы вне закона! Вы не подчиняетесь законам Украины? Вас запретили!» А доказать что-то толпе было и раньше невозможно, а теперь уж, как говорится, их руки полностью развязаны.

Какая у нас короткая историческая память... Я интересовался тем, что было в 1991 году в западных областях, когда униаты захватывали храмы. Это были первые весточки.

– Да, униаты начали первые.

Они же забегали в храмы и рвали антиминсы. Обряд один и тот же, один и тот же уклад, одно и тоже богослужение, святыни тоже. Но ведь в антиминсе мощи мучеников, и это попиралось. Это невероятно. И это было 30 лет назад. Как быстро все забыли.

– Да, сейчас то же самое. Идут мужики с болгаркой...

Страшно. Вспоминаешь девяностые... Казалось бы, атеистическое государство, вроде все под контролем. Как быстро все это случилось. Почему так происходит? Как так быстро мы забываем? Как Бог это попускает? Нельзя же все сваливать на дьявола и сатанизм. Мы же тоже несем ответственность. У нас есть воля.

– Вчера была встреча участников Международного фестиваля «Вера и слово». Перед нами выступал Святейший Патриарх, и ему задали вопрос по поводу чтения литературы. Он очень глубоко об этом сказал, что тот, кто читает литературное произведение, является соавтором писателя. И это соавторство возникает не без последствий. Человек, читая литературу, учится мыслить, анализировать, создавать в себе какие-то ассоциации...

Учится всесторонне развиваться и даже грамотно писать.

– А сейчас людям навязывается клиповое мышление. Какие клипы будешь прокручивать перед людьми, ту информацию они и будут воспринимать. Спрашивают: теперь россияне с украинцами будут все время врагами?

Мне кажется, нет.

– Я говорю: нет. Сейчас украинцам в голову вложили такую кашицу... Они ее глотают, и мыслить не нужно. Зачем? Все уже готово.

Это же проблемы не только умственного развития человека. Мы говорим еще о духовных проблемах. Получается, что душа и тело находятся в совершенно разваленном состоянии.

– Все равно, как бы там ни было, у большинства людей на первом плане материальное.

Деньги?

– Вообще материальный мир. Когда материальный мир вступает в противоречие с духовностью (ведь «душа человека по природе своей христианка»), заглушается голос совести. Здесь все понятно, а что такое там, когда-то, какой-то рай и Царство Божие? «Из телевизора или интернета мне подсовывают вот это…». Да ты разберись сначала, кто и что, подумай, просто включи свой мозг. Но человек привык пользоваться этой кашицей.

А когда в головы людям будет поступать нормальная информация, то, думаю, очень быстро люди перестроятся и поймут, где истина.

Человек более тянется к материальному, и этим умело пользуются… Ведь никто особо не возмутился тем, что ведьма плясала в Трапезном храме.

Может, она не ведьма, просто кликуша.

– Факт в том, что это осквернение святыни. Все говорили, что надо забрать святыню у Московского Патриархата и отдать Украинской Церкви. Ну, кому вы отдали? Видите, что творится? Если ликуют сатанинские силы, то вы сделали абсолютно не то, пошли не в ту сторону. Потому что сатанинские силы всегда злобствуют, если православные поступают правильно. А если они делают ошибки, происходит такое ликование.

У нас же особое отношение к святыням, мы даже боимся поговорить в храме, сделать лишнее движение. А тут получается, все можно.

– Никто особо не возмущается. Когда молилась девушка возле лавры, а вокруг плясали, разве возмутилось украинское общество? Нет, все нормально.

В истории была Византийская империя, многие другие христианские святыни, и даже сейчас в Газе разрушен древний православный храм...

– Пятого века.

И Господь это попускает, происходят такие исторические эпизоды. Даже в православном Крыму есть храмы, от которых остался только фундамент. Раннехристианские святыни. И надо еще доказать, что это был храм. По каким-то свидетельствам, хроникам это все как-то находится. Такое ведь за что-то дается. Я склонен обвинять не только украинский народ. Мне кажется, и на нас лежит огромная ответственность за это, поэтому мы сейчас об этом и говорим. Как все-таки правильно к этому относиться? Пропаганда твердит, что все виноваты. А мы-то что? А наше участие какое?

– Вы знаете, не хотелось бы углубляться в тему политического характера.

Давайте попытаемся без политики, духовные причины. Семь миллионов абортов в год – причина?

– Да. Полупустые храмы. И на Украине, кстати, я вообще поражался: началась СВО, они стали еще более пустыми.

Особое отношение к смерти на украинской стороне. Мы обычно, когда человек умирает, прощаемся с ним, хороним его, говорим какие-то речи, вспоминаем о нем и как православные люди надеемся, что в будущей жизни с ним встретимся. Как-то это все достаточно размеренно и спокойно проходит, несмотря на большое горе. А там какое-то странное отношение к смерти. Когда они хоронят своих солдат, появляются какие-то ритуалы, песни, какая-то вселенская скорбь. Это тоже проявление сатанизма или каких-то скрытых смыслов смерти? Такое ощущение, что им всем нужно там умереть.

– Это вообще новодел. Такое никогда не было традицией на Украине. Я сам от этого в недоумении. Но скорее всего это проявления неоязычества, оно широко развито на Украине из-за таких организаций, как «Азов» и прочие.

У нас тоже этим балуются.

– Да, но они у нас не являются героями.

Слава Богу.

– Это есть везде, и эти движения подымаются, потому что там все очень просто.

А если еще добавить перчика в их ритуалы, то это вообще очень круто, с точки зрения современного человека. Сатана умеет привлекать людей, давно знает, за какие струнки их задевать.

Этого всего не было. На Украине всегда хранили традиционные обряды. Я вообще не люблю отпевание, честно говоря, потому что несоответствие этого события тому, что происходит вокруг, у меня всегда вызывает диссонанс. Священники даже служат в белых одеждах на отпевании, потому что произошло эпохальное событие: человек прекратил мучения в этой жизни. Он был прикован к своему телу, ублажал его, а сейчас его душа предстала пред Господом.

И какая радость, когда мы знаем, что человек ушел после Исповеди и Причастия.

– А вокруг все рыдают, потому что он умер. Я в таких случаях всегда говорю: вы жалеете не его, а себя, потому что вы теперь не будете с ним общаться. Наши слезы во время отпевания именно такого характера.

Сегодняшний разговор был достаточно интересный и полезный, потому что все, что происходит на Украине, может быть и здесь. И в этом будем виноваты мы, если будем неправильно жить, не слушаться священников, будем абсолютно равнодушно относиться к богослужению, Священному Писанию и таинствам. Все это может прийти в наш дом. Далеко ходить не надо. Уже набат звучит, и не знаешь, как объяснить эту ситуацию. Дай Бог, чтобы все было хорошо.

Записали:
Алена Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс