Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В народных сказках для двух любящих людей, как правило, бывает финал похожий: поженились, жили долго и счастливо. Между тем, именно после свадьбы начинается жизнь реальная, не сказочная. И в ней обязательно должны быть периоды разные – счастливые и драматичные, и кризисные тоже должны быть, ведь кризис – это момент истины: что ты выбираешь – опасность или возможность.
Москва, начало октября. Время, наполненное особой красотой. Мягкое свечение тающей зелени листвы и воздух, словно настоянный на медовых травах. Осень постепенно вступает в свои права.
Матушка Елена Конюхова: – Я поняла, что каждое лето я перегорала к сентябрю, потому что мне очень нравилось лето, я вкладывалась в поездки с детьми, в музеи. В основном я одна их вожу, потому что муж работает на трех работах. Мы все время куда-то ездим. Сейчас, в сентябре, все ушли в школы, садики. У меня полдня каждый день свободный – я гуляю, бегаю, и этого заряда мне хватает на вторые полдня.
Матушка Елена Конюхова – мама четверых детей, жена иерея Николая Конюхова. Этот молодой по возрасту священник в пресвитерском сане уже десять лет. Его хорошо знают зрители телеканалов «Союз» и «Спас». Он преподает в православной школе искусств, но прежде всего несет свое служение в церкви.
Иерей Николай Конюхов: – Наш приход называется приходом храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, но мы сейчас находимся в Введенском храме, потому что собор Живоначальной Троицы стоит напротив. Это как уменьшенная копия, но если говорить правильно, то это был зимний храм, а тот – летний.
Священник Николай Конюхов сам сын священника. Его отец, протоиерей Павел Конюхов, продолжает служить в Знаменском храме в Переяславской слободе Москвы – храме детства отца Николая. Там он начал помогать отцу в алтаре, там мальчиком ощутил всю святость этого места.
иер. Николай Конюхов: – Мне дали маленький стихарик. Я, конечно, был преисполнен гордости, что могу ходить здесь со свечой, как священники ходят с облачением. Детская вера у меня была такая, что я часто разговаривал с Богом, со слезами рассказывал Ему какие-то свои проблемы, не очень вроде серьезные, но для ребенка все серьезно.
Для ребенка действительно серьезно все, и часто опыт, полученный в детстве, становится вектором дальнейшего жизненного пути и зеркалом глубоких детских проблем, с которыми по силам справиться только взрослому духовно человеку.
м. Елена: – Я родилась в Саратовской области, там жила до 12 лет, потом уехала в Дивеевский монастырь, год училась на дистанционном обучении, прожила год в скиту, потому что решила, что мой путь монашеский. В школе был буллинг. Я понимала, что в социуме никак не котируюсь – не могла построить отношения с одноклассниками. У нас было сильное разделение на богатых и бедных, мы были во второй группе. Учителя улавливали, кого не любят дети, и тоже туда «стреляли».
Дивеево укрывало благодатью, спасало тишиной. Настал день, когда родители приняли решение переехать туда совсем. Лена пошла в монастырскую школу.
м. Елена: – После всех этих травм я там духовно лечилась, успокаивалась у мощей преподобного Серафима Саровского. Потом ушла в монастырский скит, потому что хотелось там пожить.
Год послушания в скиту был полезен многим. Девушка поняла, что в монастырь нельзя уходить для того, чтобы убежать от чего-то, скрыться, поэтому десятый класс она оканчивала в обычной школе в Дивеево.
м. Елена: – Тут социум такой, дети дерзкие… Конечно, это был непростой год.
За этот год проигрались и первые разочарования в личной жизни, и внутренние борения между «хочу» и «надо», и даже отторжение от Церкви.
м. Елена: – Причем это не потому, что кто-то был виноват, просто так развивалось. Из травмы по буллингу надо было выйти, полечиться немножко в духовной лечебнице, потом что-то свое выстраивать и решать. Теперь могу смело сказать, что подростки, которые не хотят в церковь, должны выстроить свое, почувствовать в этом потребность, увидеть в родителях, как это хорошо, понять, зачем тебе туда возвращаться.
Это Елена поняла спустя время, когда вышла из своего внутреннего кризиса и положила его итог в копилку жизненного опыта. А тогда, вспоминает, было тяжело. После семья переехала в Москву. Одиннадцатый класс Елене предстояло учиться в православной школе, но как?
м. Елена: – Я помню, иду по Арбату и внутренне плачу от того, что у меня пропала вера. Я иду и говорю: «Господи, сделай что-нибудь, я Тебя не слышу, у меня все закрыто. Если Ты есть – дай мне знак».
На Арбате в тот день снимали очередной выпуск программы «Битвы экстрасенсов». Именитый герой должен был определить, в какой из множества коробочек спрятано кольцо.
м. Елена: – Я только подошла, снимаю кольцо, крещу его, даю им. Они у меня его сразу берут. Положили кольцо в какую-то коробочку, привели экстрасенса, он рукой водит, водит. Мне шестнадцать лет, я смотрю на это все и внутри читаю «Богородице Дево, радуйся». Он стал раздражаться, говорит: «Я не могу почувствовать, у меня тепло уходит». Мне отдают кольцо, и взгляд бесовский в глаза пробирает насквозь. Берешь кольцо, идешь и понимаешь, что никто ничего не понял. А тебя трясет, и ты понял силу Бога.
иер. Николай Конюхов: – Вера стоит на двух столпах – это знание и опыт. Нужны и знание (нужно читать Священное Писание, изучать наследие святых отцов, погружаться в предмет), и опыт (ты нарабатываешь опыт молитвы, Исповеди, ошибок, сомнений, кризиса, преодоления кризиса). Из этого всего кристаллизуется более серьезная, взрослая, осознанная вера.
Когда они встретились, Николай учился на первом курсе Сретенской духовной семинарии, а Елена в одиннадцатом классе школы, которую он недавно окончил.
иер. Николай Конюхов: – Потом как в сказке – мы встретились на балу. У нас в школе был Рождественский бал. Я ее пригласил на танец.
Его подкупили красота, искренность, какая-то детская непосредственность Елены. А ее – мудрость и внутренняя, не по годам, сила Николая. Полтора года их знакомства и встреч вместили и романтику высшего накала, и нестыковки, и ссоры. Они даже расставались, чтобы встретиться вновь и уже навсегда.
иер. Николай Конюхов: – Благодаря этому, когда преодолели кризис, поняли, что отношения – это здорово, но сложно.
По первому образованию Елена – медсестра. Эти знания незаменимы, но для гармоничной семейной жизни их недостаточно, ведь строить семью восемнадцатилетняя Елена начала с грузом детских проблем, которые давали о себе знать самым непредсказуемым образом.
Чтобы отсечь караван обид, мешающих движению вперед, надо сначала захотеть избавиться от них. Видя чистое намерение, Господь обязательно подскажет. Для матушки Елены выходом стало изучение психологии. Сейчас она получает высшее образование по специальности семейного психолога.
м. Елена: – Мне нравится психология, в центре которой, на вершине, стоит Бог. Она очень хорошо переплетается с христианством. Там нет никаких конфликтов. Мы же не можем от всех закрыться или считать, что те, кто не по-твоему живет, – все токсичны. С этим не буду, с другим, потому что мне тут некомфортно, – это не про христианство. Наша цель – взрастить любовь. Любовь меняет вообще все.
Избавление от обид, диалог с внутренним ребенком, принятие себя как Божия создания – это кропотливый труд души, нужна недюжинная духовная сила, чтобы решиться на него, но именно он открывает новый взгляд на привычные вещи, выводит из лабиринтов взаимоотношений, помогает воспитывать собственных детей свободными в Боге.
м. Елена: – Божию Матерь родили, воспитали до трех лет, для Нее было предназначение. Родители не сказали: «Это наше единственное чадо, мы хотим на ней все реализовать. Наша единственная хорошенькая девочка, она должна продолжать наш род, так мы хотим». Было предназначение. Какой тут эгоизм? Отдали. Мы рожаем, обеспечиваем их и отправляем в дальнейшую жизнь на земле, чтобы они дальше могли другим людям служить и быть при этом счастливы. Благодарность они не всегда приносят родителям, но мне кажется, что чем больше свободы, тем больше благодарности.
иер. Николай Конюхов: – Когда люди понимают свободу как вседозволенность, это неправильно, а когда мы говорим про свободу ребенка, у нас есть свои какие-то представления. Допустим, у меня не получилось что-то, я не стал художником, хотя пытался рисовать, а дочь обязана стать художницей. У меня было такое по поводу дочки – у нее хороший музыкальный слух, я хотел, чтобы она по этой стезе пошла, но потом понял, что она должна сама это выбрать, захотеть.
м. Елена: – Сейчас она занимается уже третий год в коллективе, который сама выбрала, – народными танцами. Вокально-хореографический ансамбль.
Насте одиннадцать, Андрею – девять, он увлечен шахматами, тоже путем проб и ошибок этот вид спорта выбрал сам. Восьмилетняя Катя хорошо поет, но еще в поиске своего увлечения. Четырехлетняя Дуня пока ничем не занимается – растет.
иер. Николай Конюхов: – Дерево может расти в любую сторону, его немножко окультуривают, подрезают, какую-то оградку ставят… Так и все равно красные флажки нужно ставить ребенку, сказать: «Знаешь, вот это неприемлемо. Девочек бить нельзя, нужно уметь выслушивать. Почему ты все время только сам говоришь? Послушай другого человека».
Послушать, услышать друг друга – этому дети могут научиться только у счастливых и любящих друг друга родителей.
иер. Николай Конюхов: – Супружеские отношения – это базовые отношения. Если у супругов все хорошо, то дети это чувствуют, атмосфера в семье другая.
Но даже у счастливых и любящих мужа и жены кризисы в семейной жизни неизбежны. Отец Николай и матушка Елена за двенадцать лет пережили несколько и теперь уверены – они необходимы.
м. Елена: – Для этого нужно понять, что ты не во всем идеален, что делаешь не так, особенно когда не справляешься. На взводе – все выложишь, не справишься с эмоциями, но потом мы просто проговариваем: «Если я на взводе, мне плохо сейчас. Просто обними меня».
Или обнять, или пригласить на свидание – да, да, именно на свидание, чтобы (спасибо бабушками и дедушкам) побыть вдвоем.
м. Елена: – Мы можем на одном самокате кататься, можем в ресторане посидеть, в театр пойти.
иер. Николай Конюхов: – Когда дети чувствуют, что мама с папой перестали любить друг друга, что у них ушла нежность из отношений, – больше всего страдают именно они. Поэтому любите своих детей – ходите на свидание.
м. Елена: – Свобода там, где ты знаешь, как себе помочь, как восполниться, перезапустить отношения. Это возможно, если ты над этим трудишься, хочешь этого. По-китайски кризис обозначает два иероглифа – возможность и опасность. Что ты выбираешь?
Они оба выбирают возможность, духовный труд и движение вперед по пути, который уготовал для них Господь.
иер. Николай Конюхов: – Помню, как-то служу, благословляю, говорю какие-то возгласы и тут поворачиваюсь и вижу в конце храма матушку в платочке – у меня сердце защемило радостью, ощущение чего-то родного, и мне так хорошо стало… Говорю: «Господи, спасибо Тебе».
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.