Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Что для человека является сокровищем, тому он и отдает свою жизнь, поэтому Господь предупреждает: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут... ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:19–21). А сердце будет там, где самые дорогие люди, где духовный дом, семейный очаг, где Божия радость и благодать.
В этом доме много света и много цветов – нежных и прекрасных, как сама природа.
Матушка Александра Тарасикова: – Они дарят радость – красота всегда поднимает настроение, поэтому стараемся, чтобы нас везде окружали цветы.
Мы в гостях у клирика Алатырского храма в честь Иверской Иконы Божией Матери иерея Илии Тарасикова и его жены, матушки Александры. Они оба – коренные москвичи, но семнадцать лет назад, в сентябре 2006 года, открыли для себя Чувашию, добрый город Алатырь – теперь здесь все родное.
м. Александра: – Папа у меня военнослужащий, поэтому мы достаточно много поездили с родителями. И в Германии служили, и на Дальнем Востоке.
В родную и любимую Москву семья вернулась, когда младшая дочь Саша пошла в школу. Отец, Николай Владимирович Пожарников, продолжал служить, мама, Любовь Ивановна, работала главным бухгалтером на предприятии. Жили в Крылатском.
м. Александра: – Ездили в Кусково, Архангельское. У родителей было мало возможности куда-то с нами поехать, потому что были очень заняты, но совместные поездки очень памятны.
Музеи, театры, книги, любовь семьи, общение с близкими по духу людьми – такой была атмосфера, в которой Александра росла, взрослела, открывала для себя мир творчества, сама писала стихи и песни.
м. Александра: – Первое стихотворение я написала про осень. Прочту не полностью, первое четверостишье:
Золотая осень! Здравствуй!
Ты пришла к нам вновь.
Знаешь, осень, ты прекрасна,
Как сама любовь.
Сколько лет Вам было?
м. Александра: – Лет одиннадцать, наверное. И стихи, и музыка рождались сами, я даже не знаю как. Я могла делать уроки, или ложиться спать, или стоять у окна, наблюдать что-то красивое (снег идет, фонари за окном) – это все рождало строки.
Ее взросление пришлось на 90-е годы, и воцерковление тоже. В храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском первой пришла мама.
м. Александра: – Мама у нас человек с горячим сердцем. Когда она пришла к вере, как свечка горела. Конечно, мы от нее это почувствовали.
И муж это почувствовал, и дочери, которые крестились и стали воцерковляться вместе с мамой. Гуманитарий по природе, Александра искала вуз, где ей было бы интересно учиться после школы.
м. Александра: – Я выбрала университет печати и поступила на редакционно-издательский факультет.
С выбором вуза Александра не ошиблась. Училась с удовольствием, радостью, но в личной жизни как-то не складывалось. Впрочем, как она поняла позже, все было промыслительно.
м. Александра: – Пока мы учились в вузе, девочки успевали выйти замуж, развестись и снова выйти замуж. А я только после института встретила свою любовь.
Илья Тарасиков – из семьи московских инженеров, далеких от Церкви. Он же внутренне тянулся к вере с детства.
Иерей Илия Тарасиков: – Когда мне было шестнадцать лет, я был еще некрещеным – папа был против Крещения, когда я родился. В шестнадцать лет мне захотелось креститься. К сожалению, какая-то внутренняя боязнь, страх не позволили мне прийти на беседу к священнику (тогда уже были катехизаторские беседы перед Крещением). Я начал читать «Закон Божий», выучил Символ веры, «Отче наш».
Однако после Крещения в храм он пришел сознательно только спустя шесть лет. Окончил Московский авиационный институт, факультет экономики и менеджмента. На основе первого высшего образования прошел обучение по программе «мастер делового администрирования» в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Трудился в крупной нефтяной компании, но перед этим было еще одно место работы.
м. Александра: – Короткое время мы работали вместе в издательстве «Русской редакции» – это издательство компьютерной литературы. Так получилось, что он пришел, а я как раз увольнялась. Мы пересеклись буквально на один месяц – вместе поработали.
иер. Илия Тарасиков: – Я услышал ее голос, сидел боком к ее столу. У нее необыкновенный голос, он сразу произвел на меня неизгладимое впечатление.
м. Александра: – Мы до сих пор это вспоминаем. Он говорит, что сначала влюбился в мой голос, а я в его улыбку – у него необыкновенная улыбка.
Перед свадьбой они встречались и узнавали друг друга ровно год. Оба считают, что это помогло пройти период привыкания без особых проблем, но не только это помогло.
иер. Илия Тарасиков: – Когда человек приходит к вере, в нем происходят внутренние изменения. Призывающая благодать действует в человеке. Некоторые истины веры потрясают: бессмертие души, Царствие Небесное открыто для людей во Христе. Они просто переворачивают, ты впервые осознаешь, что это непосредственно относится к тебе.
м. Александра: – Я всегда чувствовала Божие присутствие. Я приходила в храм и молилась не просто перед иконой, а молилась Живому Богу. Я смотрела на икону и видела Господа, Божию Матерь.
До рождения первого ребенка ей казалось, что жизнь соткана только из радости. Они с мужем много молились, ездили по святым местам, и ничто не предвещало испытания, которое случилось сразу после появления на свет Серафима.
м. Александра: – Он родился со сложностями и попал сразу в реанимацию. Мне сделали кесарево сечение. Жизнь его висела на волоске.
Двадцать дней врачи боролись за жизнь малыша. Все это время за Серафима шла молитва. Молились все, кто знал эту семью: родные, друзья. Ребенок, названный в честь святого Серафима Саровского, сам проявил волю к жизни и пошел на поправку.
м. Александра: – Иконка Серафима Саровского стояла прямо в кювезе, в котором лежал Серафим. Мы все молились. Я считаю, что только батюшкиными молитвами он жив.
Через два года благополучно появился на свет второй сын, названный в честь преподобного Сергия Радонежского. Глава семьи в это время работал в крупной нефтяной компании. Работа приносила хороший доход, но была не по душе. Илья встал перед выбором: продолжать делать карьеру управленца или… Тогда духовник посоветовал съездить в Алатырь поговорить с отцом Иеронимом (Шурыгиным).
иер. Илия Тарасиков: – Мы с ним проговорили больше часа. Я рассказал о своем жизненном пути. Его слова: «Это не твой путь, на нем ты свернешь себе шею». После этого он сказал: «Твой путь – священство».
м. Александра: – Самое главное, что у меня в душе это сразу откликнулось. Я поняла, что, наверное, это наш путь. Несмотря на то, что жизнь была уже налажена (мы жили в Москве, хорошая работа, дети), почувствовали оба, что это наше.
27 сентября 2006 года в Введенском кафедральном соборе Чебоксар митрополит Варнава рукоположил отца Илию во диаконы, а вскоре, уже 15 октября, – в иереи. Отец Иероним не скрывал – придется трудно, после рукоположения отправят на приход, но это будут бытовые трудности.
иер. Илия Тарасиков: – На другой чаше весов лежало то, что твоя душа успокоится, она найдет свое место. Так и случилось.
м. Александра: – Благодаря этой благодати мы смогли пережить перемену нашей жизни – переезд, неудобства после московской квартиры, когда мы переехали в деревенский дом, достаточно старый. Конечно, благодать все покрывала, мы все ею жили.
Первый год отец Илия служил клириком Преображенского храма в селе Кудеиха Порецкого района Чувашии. Поселились в большом старом доме, где из удобств – только вода. Родители с трудом, но приняли решение детей. Помогали обустраиваться, взяли на себя заботу о маленьких внуках, а ровно через год последовал перевод. Молодого священника назначили настоятелем храма Рождества Христова в селе Никулино.
м. Александра: – Там не было клироса, не было певчих, и мне пришлось все самой изучать. Очень нам помогла учительница музыки. Она приезжала, и мы с ней пели.
иер. Илия Тарасиков: – Священник, особенно в начале своего служения, полностью погружен в это, настолько его это вдохновляет, воодушевляет… Это совершенно новый мир – постоянное общение с людьми, осознание своей необходимости. Конечно, были сложности. Маше пришлось больше это нести именно в моральном аспекте, хотя физически мы старались это разделять.
В Никулинском храме Тарасиковы служили около восьми лет, вкусили и полюбили сельскую жизнь, завели небольшое хозяйство. Матушка научилась доить козу, ухаживать за землей. В Никулино родилась дочь Варя.
м. Александра: – Когда это с тобой происходит, ты это хорошо помнишь. Когда уезжаешь, проходят годы. Говорят: «Что пройдет, то будет мило». Все эти сложности сейчас как-то легко вспоминаются.
У Бога все вовремя, и переезд в Алатырь тоже случился именно тогда, когда он был необходим.
м. Александра: – Здесь, конечно, больше возможностей для развития детей. Мне город Алатырь очень нравится. В то же время остались приятные воспоминания о деревне.
Ее дом, в прямом и переносном смысле, – ее сердце, а сердце воистину там, где главное сокровище. В деревне или в столице, в Никулино, в Алатыре. К тому же восемь лет назад скоропостижно ушел из жизни отец матушки Александры. Здесь, в Алатыре, место его захоронения. Память о нем тоже сокровенна, тоже навсегда в сердце.
Серафиму уже двадцать, он учится в Москве в Российском государственном социальном университете. Сергей в этом году стал студентом Национального исследовательского университета МЭИ. Варя учится в восьмом классе. Матушка Александра, по второму образованию учитель английского языка, чтобы больше времени уделять детям, из школы пока ушла, подумывает о частной практике. В их с отцом Илией семье все на своих местах, потому что на первом месте – Бог.
иер. Илия Тарасиков: – Страсти врачуются благодатью Божией, а не только тем, что мы им противимся, поэтому насколько мы ближе к Богу, настолько меньше действия в нас страстей. Насколько мы больше смиряемся и принимаем все, что посылает нам Господь, настолько больше благодати Он нам дает, а она врачует наши сердца.
м. Александра: – Мы вместе идем по этому пути. Я всегда считаю, что мое место рядом с батюшкой, чтобы быть ему поддержкой.
Вот нам два венца
До порога вечного,
На жизнь до конца,
До холода сердечного.
Вот нам две сумы
Да за плечи котомочки,
Ведь странники мы
До обрывной кромочки.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.