Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (1226) → Епископ Скопинский и Шацкий Питирим: Чтоб не погасла лампада...

Епископ Скопинский и Шацкий Питирим: Чтоб не погасла лампада...

№41 (1226) / 1 ноября ‘23

Архипастырь

8 октября Православная Церковь празднует преставление преподобного Сергия Радонежского. В Троице-Сергиевой лавре прошли праздничные торжества, которые возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Вы тоже присутствовали. Поговорим сегодня о преподобном Сергии, его духовном подвиге и молитвенном заступничестве. Часто рассуждая о Сергии Радонежском, христиане даже не произносят его имени, просто говорят «преподобный». Что означает это слово?

– «Преподобный» – подобный Богу в превосходной степени. У всех нас стоит задача стать богоподобными. Образ Божий – это данность, а богоподобие – заданность. Мы все должны стать подобными Богу, но мало кто из нас становится преподобным, то есть совершенным по образу Божию. Святые люди подобны Богу в превосходной степени. И, конечно, авва Сергий даже из преподобных самый преподобный для нас и нашей Православной Церкви, и не только Русской.

Давайте напомним нашим телезрителям, кто такой преподобный Сергий и какое он имеет для нас значение.

– Первое его житие весьма подробно описано Епифанием Премудрым. Сокращенный вариант этого жития написал Пахомий Серб.

Сергий Радонежский преподобный от утробы матери. В Православной Церкви есть несколько святых, избранных Богом еще до рождения: Иоанн Предтеча, святитель Николай, наш святитель Петр Московский. С ними были связаны особые Божии знамения. Так было и с преподобным Сергием. Было такое явное чудо, когда он из утробы матери трижды возгласил в церкви. А когда родился, младенец постился по средам и пятницам – отказывался от материнского молока.

Было сразу видно, что ребенок необыкновенный. С детства происходили чудеса. Ему трудно давалась учеба, но потом, когда он пас овец, ему явился схимник, и чудесным образом Сергию была дарована грамота.

Удивительно, что у него не было духовных учителей. Обычно путь подвижника начинается с того, что кто-то на него повлиял или он был в послушании у кого-то. У преподобного Сергия не было учителей. Его, как и Иоанна Крестителя, вел и воспитывал Сам Бог. Еще будучи совсем молодым отроком, он уже был духовный, стоял выше тех учителей, которые были на то время.

А время было очень суровое, страшное – два века ордынского ига. И хотя у нас были и подвижники, и молитвенники, все равно любое иноземное иго очень духовно разорительно. На Руси разорялись монастыри, обители, уничтожались монахи, не было нормального строя монашеской жизни. Тогда не было общежительных монастырей. Хотя наше монашество начиналось преподобными Антонием и Феодосием Печерскими именно как общежительное. Преподобный Антоний был на Афоне и вел общежительный устав. Потом это все утратили, и монастыри стали особножительными. Даже родители аввы Сергия – преподобные Кирилл и Мария – жили в таком монастыре. Хотьков монастырь был и женский, и мужской. Там у каждого была своя келья, не было общего устава, имущества. В таком монастыре трудно достичь совершенства.

Преподобный Сергий хотел уединиться в монастыре, будучи совсем юношей, но родители уговорили его упокоить их старость. В преклонном возрасте они постриглись в схиму и были похоронены в Хотьковском монастыре. Преподобный Сергий основывает свою обитель – уходит в радонежскую пустыню со старшим братом Стефаном. Не один. Тоже разумно, так как одному было бы и страшно, и, может быть, большая опасность была не столько внешняя, от бесов, сколько внутренняя, от гордыни, потому что легко можно превознестись. А когда вдвоем, такой опасности нет.

Потом старший брат не выдерживает, и преподобный Сергий остается один, борется с бесами. Когда человек остается один на один с Богом, то ему мешают бесы. Обычно людям приходят искушения через других людей, а тут уже от бесов. Это страшные испытания. Он еще совсем юный, но тем не менее у него есть такое мужество. Все время приходит на ум сравнение с Иоанном Предтечей. Потому что тот с отрочества был в пустыне.

Со временем вокруг Сергия собирается братия. Возвращается и Стефан. У преподобного Сергия были исключительное смирение и кротость. Известен случай: когда монастырь стал обустраиваться, брат Стефан возгордился, разгневался и сказал, что это он здесь все начинал. Хотя он, конечно, и начинал, но потом сбежал, смалодушествовал. Преподобный Сергий очень расстроился, даже заплакал и покинул обитель, ушел в Киржач.

Потом братия опомнилась, стали просить его вернуться. Авва Сергий вернулся, помирился со всеми. Обычно Стефана осуждают, но его тоже можно понять – очень сложно жить рядом со святым человеком. А преподобный Сергий уже от утробы матери святой. На святого нападают бесы. Но так как они были не в силах победить преподобного Сергия, то переключались на его окружение, в первую очередь на брата. А простому человеку выдержать это очень трудно. А Стефан еще и старший брат – бесам было за что зацепиться. Из этого выросло такое сильное искушение.

Преподобный, конечно, не враждовал с братом, просто смиренно ушел, не стал доказывать свою правоту, как обычно бывает у нас. Ушел и показал пример всем нам, как нужно себя вести.

Его значение для всей Руси огромно. Обитель, которую он основал, стала центром притяжения всех духовных сил. Все души, жаждущие подвига, страждущие от грехов, стали притекать к преподобному Сергию.

Поначалу в обители было 12 человек. Это идеальное число для спасения. Когда людей всего 12, ими можно управлять, все единодушны, не останется брата, который бы сбежал. Может быть, и убегали, но оставалось одно постоянное число – 12. А когда монастырь разрастается, уже сложнее спастись, уже нет идеальной симфонии, он уже не так похож на хорошо настроенный музыкальный инструмент.

Но тем не менее спасать нужно было всех, и преподобный Сергий даже сам строил кельи своим братьям. Он показывал пример во всем: одевался хуже всех, ел самую скудную пищу. Есть история с заплесневелыми хлебами, ими расплатился один человек, на которого работал преподобный Сергий, чтобы заработать средства для монастыря.

При жизни Сергия Радонежского монастырь всегда терпел нужду. Авва Сергий не застал времени процветания. Может быть, так и было нужно. Он закладывал фундамент на все будущие времена.

Ему являлась Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Она обещала, что не оставит эту обитель до скончания века. Также ему было видение птиц, и голос сказал, что иноков в этой обители будет так же много, как птиц. Все, кто принимал постриг у его раки, родились, воспитались, сформировались под крылом преподобного Сергия. И на нас лежит огромная ответственность, иногда даже страшно бывает, ведь такая пропасть между житием преподобного Сергия и нашей греховной жизнью...

Сергий Радонежский очень милостивый. Он молится за всех нас. В Троице-Сергиевой лавре есть предание, что авва Сергий не оставляет того, кто однажды побывал там, помолился и приложился к его раке. И не только самого человека, но весь его род. Очень важно прибегать в обитель преподобного, прикладываться к мощам, молиться и просить заступничества.

В чем значение преподобного Сергия для Русской Церкви?

– Он олицетворял наши самые русские черты. Иностранцы все время недоумевают, никак не могут понять, кто такие русские. Так вот, русский в абсолютной степени – это Сергий Радонежский. Это его кротость, незлобивость, незаметность. Он не оставил никаких трудов, высказываний или поучений. Но в то же время остался потрясающий пример. Не просто же так его называют игуменом земли Русской. Именно к нему прилепилось это звание. Он выражает собой всю суть русского характера, загадочность русской души, потаенную, как и наша природа. Она неброская, но незабываемая, притягательная и очень красивая. Мало увидеть, нужно всмотреться.

Незаметна и в то же время красива русская природа. Такая же душа была у преподобного Сергия. Ничего в нем нет кричащего, вызывающего, помпезного. Скромность, нищета, кротость. В чем Господь сказал подражать Ему? Яко кроток есмь и смирен сердцем. Авва Сергий преподобен, с чего мы и начали разговор. Он именно кроток и смирен сердцем. Это выражение богоподобия. И в то же время это русская черта. Наш народ действительно кроткий и смиренный.

В чем значение преподобного Сергия для нашей гражданской истории, для нашего государства?

– Самое важное светское деяние, которое произошло при его жизни, – это Куликовская битва. Преподобный Сергий вел себя очень нестандартно, нарушая все правила, обычаи и представления о Церкви. Нам сейчас тоже говорят, что Церковь не должна вмешиваться в дела государства, не должна призывать к войне, участвовать в ней и так далее. А преподобный Сергий не просто благословляет Дмитрия Донского на битву, но еще посылает участвовать в бою двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Это беспрецедентный случай. Это мог себе позволить только очень духовный человек, который твердо знает волю Божию и четко представляет, что делает, и берет на себя полную ответственность за это.

Это была битва не только войск Мамая с объединенным войском Дмитрия Донского и других князей (кроме князя Рязанского). В первую очередь это была духовная победа (военная тоже, но войска у нас не осталось). Русские поверили в себя, воспряли духом. Можно сказать, с этого времени начинается Московское царство. Русские князья сплотились.

И все это заслуга преподобного Сергия. Он же сам и мирил князей. Это тоже очень важно. Ходил пешком, проявлял свою властность, даже накладывал интердикт: закрою все церкви. И ведь он не митрополит Московский. Тогда им был святитель Алексий. Но какая духовная власть была у преподобного Сергия, что он позволял себе такое! Кроткий, смиренный монах, которого не было видно, слышно, вдруг заявляет, что закроет церкви. Удивительно. Он хотел это сделать в Нижнем Новгороде. Такая власть. Когда нужно, он ее проявляет, являет богоподобие уже со властью.

Но власть он не любил. Он говорил: «Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню». Не хотел начальствовать, а пришлось быть игуменом. И не просто игуменом своей Троицкой обители, а всей земли Русской. Эта его черта характера наиболее мне близка. Не хочешь начальствовать, а нужно. Не желаешь начальствовать, но Господь призывает тебя на это служение, на какую-то должность, когда нужно проявлять власть. Но власть не деспотическую...

Во времена преподобного Сергия наше государство погибало. Как говорил Василий Осипович Ключевский, робость уже настолько проникла в русское сознание, душу и сердце, что это грозило стать национальной чертой. Матери пугали детей злым татарином.

В чем значение Куликовской битвы? Наконец русские перестали быть робкими, перестали бояться. Если бы этого не произошло, нас бы победила Орда, которая к тому времени была мусульманская. Насадили бы ислам, и мы были бы одним из исламских государств, как, например, в Средней Азии. История пошла бы совершенно по-другому. Не было бы великой, могучей православной Руси, Третьего Рима. Вот в чем огромное значение преподобного Сергия. Он стоит в центре всего этого. Он ключевая фигура в истории нашего Отечества.

Вы упомянули нашего историка Василия Ключевского. В свое время он говорил, что Россию ждут тяжелые времена, когда погаснет лампада над гробом Сергия Радонежского. Как мы можем понимать эти слова?

– Можно понимать и как пророчество, потому что спустя несколько лет эта лампада погасла – закрыли Троице-Сергиеву лавру, началось страшное безбожное время. А загорелась лампадка только после Великой Отечественной войны. Должны были произойти две страшные войны: первая, когда рухнула Российская империя, и вторая, когда чуть не рухнуло наше государство. И благодаря сплоченности всего советского народа, всех республик была одержана победа. Все внесли свою лепту в этот подвиг, и лампада загорелась. Но государство еще долгое время оставалось атеистическим. Не было того возрождения, которое мы видим после 1000-летия Крещения Руси.

Было ровно 70 лет Вавилонского пленения. В 1917 году совершилась революция, в 1918 году расстреляли царскую семью, а в 1988 году, когда прошло 70 лет, Церковь получает свободу. Советский Союз образовался в 1922 году, а распался в 1992. Ровно 70 лет. Удивительные даты.

Сейчас у нас 40 лет хождения по пустыне. Еще 40 лет будем ходить. Наши современники святые отцы говорят, что это время малой свободы, когда на поверхности будет и хорошее, и плохое. В нашем греховном, падшем мире хорошее настолько быстро заглушается плохим, злаки настолько быстро забиваются плевелами, что нужна гигантская духовная работа, в первую очередь наша. Что Гос- подь сказал ангелам, которые предложили выдернуть плевелы, извлечь их и оставить только злаки? Оставить все до жатвы, чтобы вместе с плевелами не вырвать и злаки. Собственно, это характеристика именно нашего времени, того, что происходит сейчас.

Где корни народной любви к преподобному? Чем она определяется?

– Тем, что преподобный помогает. Известна поговорка: «К пустому колодцу за водой не ходят». Люди приходят к преподобному, молятся, прикладываются к мощам и убеждаются в том, что он помогает, решает даже житейские, бытовые проблемы или просто вселяет мир в душу.

У меня был личный опыт. Я родился в Загорске. В Троице-Сергиеву лавру мы мальчишками бегали каждый день. Для меня преподобный Сергий был доступной святыней, не как преподобный Серафим, к которому надо ехать с особым благоговением. Мне казалось, что преподобный Сергий меня не слышит, что ему не до меня, потому что издалека приехало много всяких других, а я тут все время. Такое наивное детское ощущение.

Но это, конечно, совершенно не так. Преподобный Сергий имеет особое попечение о своих земляках. В своей жизни я много раз убеждался в том, что он молится за меня. Перед ним мне бывает особенно стыдно, когда не соответствуешь тому житию, которое он нам оставил, не можешь ему подражать. Мы с вами слабые и немощные. Мы как монахи последних времен, про которых говорят, что они летят, потом падают, снова летят – и так перелетают эту реку. Это чувствуешь по своему опыту. Перед преподобным бывает стыдно. Каждый раз, когда прикладываешься к мощам, просишь прощения и благословения на дальнейшее совершение своего монашеского архипастырского пути. Та любовь, которую мы испытываем к Сергию Радонежскому, – это маленький ручеек по сравнению с тем океаном, который сам преподобный являет по отношению к нам. И, конечно, это никого не может оставить равнодушным.

Какова наша мера ответственности за то, чтобы эта лампада не погасла?

– Мы должны подражать его житию. Мы должны быть ответственными и перед Богом, но нам это трудно, потому что между нами и Господом слишком большая пропасть. А преподобный Сергий нам ближе. Вот его мощи, вот его житие. Хотя вроде он жил достаточно далеко от нашего времени, но тем не менее все равно близок нам по характеру. Он наш родной русский святой. Поэтому нам легко его понять.

И для него мы очень близки, потому что мы его сродники. Если он игумен земли Русской, значит, мы все находимся под его попечением, под его покровом, в первую очередь молитвенным.

Мы должны сохранять то, что он нам заповедал, следовать тому примеру, который нам оставил. Этот пример всегда должен быть перед нашими глазами. Да, может, мы и не можем войти в ту меру, не можем уйти в лес, в пустыню или еще куда. Да этого и не надо. Нужно выбрать хотя бы что-то одно. Например, смирение. Не отвечать злом на зло. И в этом ему подражать. Таким образом мы как бы будем подливать масла в лампаду, которая горит у мощей преподобного Сергия.

Прошу Вас дать наставление нашим дорогим телезрителям и поздравить их с праздником преподобного Сергия Радонежского.

– Я призываю обязательно приехать в Троице-Сергиеву лавру, любыми способами добраться, чтобы помолиться у мощей преподобного Сергия, и он вас во всю жизнь не забудет. А тех, кто был там много раз, мне даже не надо призывать, они будут ходить и ходить к этому источнику живой воды, к этому колодцу, который питает нас своими спасительными водами и благодатью.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Господь отвечает на нашу веру, на нашу молитву и на нашу любовь к Нему и к людям»

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой Владыка наместник! Отцы, братья и сестры!Мы сегодня собрались для того, чтобы в очередной раз прославить игумена земли Русской – преподобного и богоносного отца нашего Сергия.

 
Беседы о вечном

Священник Олег Герасимов: О притчах Спасителя

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс