Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Церковь со всем ее человеческим несовершенством надо любить, потому что без нее нет спасения. Это не церковные власти придумали, это нам заповедал Спаситель Христос, Который нашу Святую Церковь основал.
На День отца
В нашей стране появился новый государственный праздник – День отца. Это замечательно, что такой праздник появился. Хороший повод, чтобы поздравить своих пап, духовных отцов и вообще тех мужчин, которые помогли возрасти нам в жизни. Это очень важно – помнить, кто объяснил тебе, что хорошо, а что плохо, помог преодолевать первые трудности и смотреть жизни без страха в глаза.
В Евангелии мы читаем родословную Господа нашего Иисуса Христа, она ведется по отцовской линии: Авраам был отцом Исаака, Исаак был отцом Иакова, Иаков был отцом Иуды и братьев его и так далее. Издревле на Руси род шел от отца к сыну, отец всегда был главным примером в жизни детей. Вот как вспоминал о своем отце преподобный Силуан Афонский: «Однажды мы шли мимо нашего поля, я сказал отцу: „Смотри, у нас воруют снопы”. А он в ответ: „Сынок, Господь уродил нам хлеба – нам хватит, а кто ворует – стало быть, у него нужда есть”».
В семье воспитанием детей занимаются оба родителя, но у каждого в этом свое место. Мать всегда любит своих детей, какими бы они ни были, что бы с ними ни происходило, отцовская любовь более строгая, более трезвая, более требовательная. В нашей стране из-за войны, а потом и перестройки, социальных катаклизмов огромное количество детей выросло в неполных семьях без отца. Я тоже вырос в такой семье. Слава Богу, сейчас семья у меня есть. День отца – это не повод уехать с друзьями на рыбалку, а, в первую очередь, напоминание об ответственности за свою семью и своих детей, для которых каждый из нас, мужчин, хотел бы быть добрым авторитетом и примером.
Никогда не поздно
Иногда слышу от людей, которые не ходят в храм, хотя вроде и крещеные, такие слова: «Вот если бы раньше, когда я был молодым, меня в храм привели, научили, то, конечно, стал бы жить по вере, в таинствах участвовать, на службы ходить и вообще… А сейчас поздно в жизни что-то менять». Вздыхают и руками разводят. Конечно, это все от нашего маловерия и закоснелости в грехах. Бог нас терпеливо ждет всю нашу жизнь и готов принять в общение в любое время, лишь бы мы были готовы. Как мы знаем, званых много, а мало избранных, и последние часто становятся первыми.
По этому поводу расскажу историю. Когда я был в Пафнутьев-Боровском монастыре, там у послушника Георгия, с которым мы разбирали старинные книги монастырской библиотеки, случилась радость – его дядя и тетя приняли решение повенчаться. Дяде исполнилось 92 года, тете – 89. Простые советские ученые, всю жизнь отдавшие науке, 63 года в счастливом браке. В прошлом году дядя принял Крещение, стал причащаться и молиться, а жена, как оказалось, внучка священника (даже фото деда в рясе в семейном альбоме сохранилось). Теперь вот они решили повенчаться, чтобы по смерти вместе прийти ко Христу. И это очень хорошо – вместе со Христом.
О критике Церкви
В наше время появилось много любителей критиковать Церковь. Иногда заслуженно и справедливо, ничего плохого в критике Церкви нет. Но часто вместо положительного эффекта критика приводит к прямо противоположному результату. Задумался: почему так происходит? Было бы крайне опрометчиво считать Церковь непогрешимой, о церковных проблемах писали еще апостолы. Церковь состоит из людей, а людям, как мы знаем, свойственно ошибаться и заблуждаться. Но в чем отличие критики апостолов, которая служила на благо Церкви, и нашей, от которой чаще разброд и шатание? Думаю, в том, что они любили Церковь всем сердцем, буквально как мать родную, жизни без Церкви не представляли и часто полагали за Церковь свою душу.
Проблема современных критиков даже не в том, что многие из них о жизни Церкви имеют самое смутное, далекое от реальности представление, а в том, что часто они элементарно ее не любят. На самом деле это очень страшно, если ты Церковь не любишь. Не любишь сыновней искренней любовью, а смотришь холодным и циничным рассудочным взором как на некий институт или организацию, где что-то надо по твоему разумению поправить – и тогда она заработает как часы. Нет, не заработает. Потому что под внешней формой храмов, монастырей, церковных институтов есть гораздо более важная форма, когда все мы (и грешники, и праведники) составляем Церковь – единое Тело Христово, единый духовный организм, который управляется и дышит не нашими человеческими усилиями, а Духом Святым.
А главное действие Духа – это любовь. Любовь ко всякому человеку как к брату, несмотря на его явные или неявные грехи. Не потому, что он идеальный, а потому, что он брат мой во Христе. И Церковь со всем ее человеческим несовершенством надо любить, потому что без нее нет спасения. Это не церковные власти придумали, это нам заповедал Спаситель Христос, Который нашу Святую Церковь основал. А если забыть об этом и с холодным, бесчувственным сердцем со скальпелем полезть к ее Телу, можно просто оказаться извергнутым из Церкви вон, как чужеродный организм. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». И об этом никогда забывать не стоит.
Послушник Александр ушел
В Боровском монастыре спросил у братии, где мой друг, послушник Александр, с которым мы жили в одной келье на святом источнике Преподобного Пафнутия на Высоком? Отцы вздохнули и сказали, что послушника Александра больше нет. Он заболел ковидом одним из первых. Большой и добрый, доверчивый как ребенок. Истории про масонов, что заражают православных через прививки, которыми с начала пандемии так любили пугать доверчивых верующих, так на него подействовали, что, когда он почувствовал себя плохо, ничего никому не сказал, а закрылся в келье и стал молиться. Через несколько дней, видя, что он не ходит на послушания и в трапезную, сосед почуял неладное, зашел к нему, глянул и обомлел: «Брат, да на тебе лица нет!»
Послушника Александра увезли на скорой в Калугу с температурой больше сорока. Там в реанимации он впал в кому, пролежал в забытьи несколько дней. Потом неожиданно пришел в себя и попросил телефон. Позвонил наместнику монастыря, Владыке Иосифу, попросил у него и у братии прощения. После этого снова впал в кому и в сознание уже не приходил. Когда мы виделись с ним в последний раз, два года назад, он собирался на своем стареньком «Москвиче», о котором я писал в книжке, к Александру Свирскому и в Александро-Невскую лавру. Звал меня в Грузию. Я был с беременной женой, поэтому ничего не сказал, а просто обнял его.
Монастырь закрыли на карантин, и его похоронили на кладбище на окраине Боровска. Чтобы машину с закрытым гробом и братией можно было выпустить из монастыря, пришлось брать у властей специальное разрешение. У меня осталась его иконка преподобного Серафима Саровского с земелькой из Дивеево и серый пуловер, который как-то зимой, когда мы с ним жили в келье на Высоком, он мне подарил. Буду носить и за него молиться.
Такие дела.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Na-Den-otca–;
https://tv-soyuz.ru/Nikogda-ne-pozdno-–;
https://tv-soyuz.ru/O-kritike-Cerkvi–;
https://tv-soyuz.ru/Poslushnik-Aleksandr-ushel–
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.