Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (1223) → Иерей Вячеслав Масин: Семейная святость

Иерей Вячеслав Масин: Семейная святость

№38 (1223) / 3 октября ‘23

Беседы с батюшкой

Сегодня мы вспоминаем перенесение мощей святых Петра и Февронии. Чем нам так дороги эти святые?

– В Православной Церкви эти святые в первую очередь дороги тем, что являют нам пример семейной святости. Мы можем посмотреть на них и узнать, как поступать в семейной жизни, можем обратиться к ним за помощью.

Чему может научить пример их жизни?

– В их житии, в самом популярном сейчас изводе, есть пара характерных моментов, актуальных и в современной семейной жизни. К примеру, бояре говорили князю, что его супруга живет не совсем по их обычаям, что она простолюдинка и не подходит под их формат. Несмотря на это, князь к ней обращается. Они совместно прошли испытания и семейным бытом, и различием происхождения (князь и крестьянка), преодолевая особенности быта, традиций и того опыта, который они получили в своих семьях.

В современном мире, когда мы встречаем человека, воспитанного в совершенно других условиях, – это всегда большое испытание. Мало познакомиться и найти того, кто тебе нравится, важно еще совместно удержать эти отношения на высоте христианской добродетели, важно суметь их сохранить.

Семейное благо – это дар, который созидается трудом обоих, а не дается просто так. Часто в семьях жена жалуется, что муж с ней плохо обращается, не слушает, сам горделивый, авторитарный, а он жалуется, что жена сварлива, вечно командует, не слушается. Этот бытовой конфликт большинство семей переносят очень тяжело. Казалось бы, не какие-то внешние события сокрушают семейное благо, а простой быт.

Но между тем в житии есть еще интересный момент. Акцент не только на бытовом недопонимании, когда князю говорили, что супруга других традиций и собирает крошки со стола. Был момент, когда бояре еще больше навострились, сказали князю убрать жену со двора, и тогда они и дальше будут под его княжением, в его подчинении. Князь не пошел на это. Он не стал слушать своих врагов, покушавшихся на святыню брака, и сохранил семейное благо.

Современным христианам, особенно живущим в условиях городов, важно помнить, что нужно не только не слушать посторонних лиц и не вмешивать их в свой брак, но и самим быть внимательными к своему браку. Нужно понимать, что другой человек не прямо такой, как ты, что у него есть некоторые иные моменты по отношению к тебе. Он может иметь множество привычек, которых нет в тебе. И с этим надо смиряться, с этим надо работать. Это как раз та самая притирка в семейной жизни. Ее пример и являют нам святые Петр и Феврония.

Можно ли считать этих святых покровителями семьи, если мы знаем, что в конце жизни они приняли монашество?

– Можно и даже нужно. Если мы посмотрим на само принятие монашества, то лишний раз убедимся в том, насколько сознательны были эти святые в своей христианской жизни, в первую очередь семейной. Они понимали, что не так много им оставалось жить, и желали уединиться, чтобы помолиться Богу и лишний раз подготовить свою душу к встрече с вечностью. Для них, как для людей княжеского служения (находящихся у власти), в то время это был единственный шанс, чтобы удалиться от всякой суеты, отойти от всех подальше, чтобы не страдать от фальши, а присоединиться к Богу в глубоком молчании и молитве.

Монашество не самое главное, за что их прославила Церковь. В первую очередь их прославили за семейную жизнь, за то, как они несли ее крест. А монашество лишний раз подчеркивает глубокую сознательность их христианской жизни и уважение к тем заповедям, что оставил нам Господь.

Чему могут научиться у святых Петра и Февронии современные молодые люди?

– В первую очередь это, конечно же, взаимоотношения друг с другом. Современный мир сложный благодаря глобализации и многим процессам, влияющим на нас и на наше общество. Раньше в деревне все друг про друга все знали, не было тайны. Покойный профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин говорил, что ключевая разница между городом и деревней в этой тайне. Ты можешь годами жить на лестничной площадке с соседями и ничего не знать о них. В деревне нет таких тайн.

В условиях города многие сталкиваются с тем, что очень легко уйти от человека, забыть о нем в каких-то заботах, прикрыться работой, занятостью, какими-то послушаниями и удалиться от христианской добродетели брака.

Помимо этого, наше современное общество приносит много вызовов. Святость брака многие оспаривают. К сожалению, бывает, что даже в церковной среде брак не выдерживает бытовой суеты и процессов, которые на него влияют. Кинематограф и реклама на телевидении, в метро, автобусах и троллейбусах все время побуждают к страстной жизни. Я бы даже сказал, к похотливой. Святость брака в современном обществе все больше отходит на задний план. Люди все чаще начинают относиться к этому скептически.

Современным молодым людям, взирая на пример святых, в первую очередь поминаемых ныне Петра и Февронии, нужно понимать, что, несмотря на всю суету жизни, у нас есть примеры, на которые можно равняться и действительно добиться святости. Есть люди, прошедшие через это, они смогли на высоте пронести те обеты друг другу, что даются в самом начале взаимоотношений.

Вопрос от телезрительницы Елизаветы из Гомеля: «Как воспитать детей в Законе Божием, в православном духе, чтобы в семье всегда сохранялись мир, тишина и покой?»

– Самый главный ответ состоит в следующем: чтобы правильно воспитать детей, нужно в первую очередь самим быть христианами. Невозможно кому-то передать дар веры, не имея его в себе самом.

Часто верующие жалуются, что водили ребенка в храм с самого детства, а в подростковом возрасте он ушел. Значит, все-таки что-то не совсем правильно бывает и в нашей церковной жизни. Мы не смогли правильно показать Евангельскую жизнь маленькому человеку. Дети видят фальшь лучше, чем взрослые. Они чувствуют ее нутром. И чтобы научить другого добродетелям и христианской жизни, нужно самому быть христианином. Как сказано в Евангелии: не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14). Можно сколько угодно говорить о Христе, но, если ты сам неверующий, это лишь бутафория.

У нас мало святых, которые были семейными людьми. Почему?

– Святость быта, святость семейной жизни часто не на виду. Монахи и преподобные в силу их полноценной включенности в церковную жизнь чаще попадали в поле зрения простых людей. Но это не значит, что в нашей Церкви слишком мало святых, бывших семейными людьми. Их достаточно. Но в силу того, что Церковь всегда призывает к максимальному приближению к идеалу, то преподобные и монашествующие как выразители этого самого идеала, насколько это возможно в земной жизни, всегда привлекали большее внимание, чем семейные люди.

Здесь накладывается и психологический момент. Когда речь идет о семейной жизни, большинству людей это более или менее знакомо. А монашество более сакрально, более тайное и требует некоей элитарной культуры, когда человек вхож в ограду монастыря. Все сокровенное всегда интереснее, чем то, что на виду.

И, наверное, все знают и другие примеры семейных святых. Это преподобные Кирилл и Мария Радонежские, воспитавшие замечательного светильника земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Это и Император Николай II и его супруга Александра Феодоровна. Они тоже явили высокий идеал семейной жизни.

Есть ли в семейной жизни аскеза и насколько она необходима для святости?

– Мне кажется, вся семейная жизнь – сплошная аскеза. С самого дня вступления в брак человек сталкивается с пучиной бытия, ее должен преодолевать. Также нужно работать над своими недостатками. В любых других условиях у человека есть время скрыться. А в семье нет.

Вот ты был на работе, в храме, потом пришел домой, и вроде бы время отдохнуть, но нет – здесь время труда. Дом перестает быть полноценным местом отдыха. Дом становится местом делания. Это мини-монастырь, где нужно внимание к ближним. Ты весь день на работе, они тебя не видели, где ты был, чем занимался. Они хотят провести с тобой время, а ты уже устал, и надо себя преодолевать, чтобы показать, что родные тебе небезразличны. Довольно часто это дается большим подвигом. Аскетизм как раз в этом и проявляется.

Также это смирение перед волей другого. Преподобный Паисий Святогорец сказал очень хорошую вещь: кто больше понимает в браке, тот больше смиряется. Меня эта фраза всегда вдохновляет. Кто любит, всегда будет стремиться сохранить любовь, даже иногда в ущерб своим собственным интересам. Это и есть христианская аскеза в браке.

В чем заключается святость обычного семейного человека? Чем она отличается от монашеской святости?

– В монашеской жизни есть все условия для того, чтобы спастись. Там сама жизнь вдохновляет. Ты все время в монастыре. Все время идут богослужения. Вся твоя культура сакральна. Везде символы церковной жизни. А в быту ты часто сокрушаешься о какой-то действительности. Например, поругался с соседями в подъезде или еще что-то. Сохранять высокий нарратив христианской жизни в этой суете – подвиг. Получается, монашествующие избирают наиболее удобный путь для спасения: удалиться ото всех подальше, чтобы не страдать от фальши и жить с Богом, посвятить Ему всю свою жизнь.

В семье, даже по апостольскому слову, ты вынужден служить не только Богу, но и семье. Это не значит, что есть противоречие в служении и Богу, и семье. Но ты не можешь всецело посвятить время мысли, одиночеству, которое устремляет тебя к богообщению. Ты скорее, как Марфа, которая печется о многом. То есть тебе нужно проявить деятельную любовь в делах.

И это опять же не значит, что в монастыре этого нет. Но в монашеской жизни больше условий, позволяющих быть святым. В семейной жизни их тоже много, но женатый человек сталкивается с секулярным миром. Он должен в светскости, в обществе сохранять веру в Бога, стремиться воплотить христианские идеалы, общаться с людьми, помня о том, что он христианин, которому оставлено Евангелие. Верующие должны следовать Писанию и не забывать о нем в круговороте событий. В этом, как мне кажется, отличительная черта семейной святости.

В нашей Церкви много разных ликов святых. Но мы понимаем: Един Свят, един Господь Иисус Христос. А мы все люди. Несть человек, иже жив будет, и не согрешит. У нас есть какие-то свои заблуждения, грехи, мы можем их и не замечать, а иногда сознательно игнорировать. Но в то же время это не значит, что спасение открыто только для определенного класса людей. Оно открыто для всех. Господь дал Евангелие для всех.

Должны ли мы в поиске личной святости подражать святым на примере Петра и Февронии, Кирилла и Марии и других или нужно искать свой собственный путь?

– Мы все индивидуальности. У нас есть свои характерные черты. Даже близнецы – казалось бы, одинаково выглядят, но все-таки разные личности.

Почему так много ликов святых? Един Свят, един Господь Иисус Христос. Несть человек, иже жив будет, и не согрешит. Есть моменты, когда мы согрешаем, заблуждаемся. Но почему Церковь прославляет того или иного человека? Так Она показывает нам пример. В любом деле, когда человек начинает учиться, например, плотницкому мастерству, нужно сначала не только почитать теорию (в нашем случае Евангелие), но и увидеть реальный пример, как это сделать. Таким образом, Церковь показывает нам примеры конкретных людей, воплотивших Евангелие в своей жизни. Может, не совсем дословно, но у них это получилось.

И, естественно, Церковь на то и поставляет нам примеры конкретных святых, устанавливает дни их памяти, чтобы мы стремились в своей жизни подражать им. Но в первую очередь мы должны явить в своей жизни Евангелие и подражать Иисусу Христу. А святые – это тот пример, к которому мы должны обращаться, чтобы понять, как реализовать Писание в своей жизни. Человек действительно должен взирать на этот пример.

Как молодым людям создать семью? На что опираться?

– Это сложный вопрос. Если человек не имеет четких установок, убеждений в жизни и, самое главное в нашем случае, веры, то создать семью в современных условиях нашего глобального мира достаточно сложно. Есть много вещей, которые вносят некие компромиссы в нашу жизнь.

Как создать семью? Молиться, чтобы Господь дал того, кто будет по сердцу. Молиться, чтобы его не пропустить. Часто люди ищут каких-то второстепенных критериев в браке, чтобы умел делать то-то или имел что-то материальное. Но мы как верующие люди понимаем, что самое главное – родство душ. В нынешние времена нужно соизмерять, верующий ли это человек, сможете ли вы с ним взаимодействовать. Конечно, есть примеры, когда верующий и неверующий знакомятся и создают крепкие семьи, но это опять же требует притирки, компромисса. Это всегда тяжело.

Я советую искать свою вторую половину в Церкви, среди людей, которые, как и вы, дорожат Евангелием и своей верой. И благо, в нашей современной Церкви есть много средств для реализации этого. Например, обращение к святым. Если кого-то смущает чрезмерное обращение к святым и к Богу, то есть конкретные форумы православной молодежи, православные клубы. В наш век есть очень много разных площадок, где молодые люди могут познакомиться.

Многие священники говорят, что если это твой человек, то ты не сможешь пройти мимо. Однако часто люди не очень способны видеть волю Божию. Как не упустить момент истины? Как понять, что это тот, с кем нужно создать семью?

– Надо просто решиться. Можно сколько угодно рассуждать о семье и браке, о выборе семейной жизни или монашества, но пока ты не начнешь действовать, все это очень условно. Чтобы не пропустить своего человека, нужно, когда чувствуешь, что он тебе нравится, с ним пообщаться. И всегда нужно помнить о том, что есть критерии Евангелия. Не стоит допускать лишнего во взаимоотношениях. А в определенный момент, когда есть какие-то сомнения, – решиться. Просто решиться. Господь часто в Евангелии говорит: Не бойся, только веруй!

Во всем нужно знать меру, чтобы не впадать в крайности. А может ли быть мера любви? Возможна ли безграничная любовь человека к человеку?

– Мы такие примеры знаем. Они воспеты в литературе. Есть примеры святых, память которых мы сегодня совершаем. Здесь все сугубо индивидуально. Нельзя создать универсальную формулу. У каждого есть какие-то свои моменты, именно они делают человека самим собой. Любовь может проявляться по-разному. Совершенство в любви зависит в первую очередь от нас. Как мы будем обращаться к Богу, как будем расставлять приоритеты. И на самом деле не всегда стоит требовать от другого человека того, что не можешь дать сам. Иногда кто-то требует любви, жалуется, что его обманывают или совсем не любят. Тут все сталкивается с индивидуальностью другого. Может, этот человек именно так проявляет любовь. Если дорожите им, нужно уметь его понять. Тем более если вы уже состоите в браке. Тут надо работать, в чем-то идти на компромисс. Опять же вспомним формулу преподобного Паисия: кто больше понимает, тот больше смиряется и больше проявляет любовь.

Вопрос от телезрительницы Евгении: «Батюшка, нужно ли молиться о создании семьи или Господь Сам все пошлет в Свое время? Если да, то кому и как?»

– Люди обращаются к разным святым. Сегодня мы посоветуем обратиться к святым и благоверным Петру и Февронии, помолиться им о том, чтобы Господь открыл сердце для встречи с тем, кто нужен именно вам, чтобы помог не пропустить его. А когда встретите, нужно обязательно откликнуться на этот призыв.

Как понять, что это именно тот человек?

– Все нужно соизмерять Евангелием. Оно всегда для нас авторитет. Можно сколько угодно говорить, что в человеке что-то не нравится, но если он соблюдает заповеди и старается жить по-христиански, то это уже повод воспринять его серьезно.

В чем ценность таинства Венчания?

– Господь в этом таинстве посылает нам помощь на супружескую жизнь, на общение друг с другом, на воспитание детей.

Вопрос от телезрителя: «В браке шесть лет. Муж просит подождать с детьми. Что делать?»

– Нужно договариваться. Как верующие мы понимаем, что дети – это дар Божий. Нужно найти подход к мужу, начать с ним более глубокую, серьезную беседу на эту тему. Пока вы не сможете с ним договориться, любые советы извне не принесут должной помощи.

Следующий вопрос: «Мне 35 лет, не могу найти спутника жизни, очень хочу выйти замуж. Что мне делать?»

– Наверное, я смешно отвечу: ходите по православным клубам, балам, в наши молодежные собрания. Сейчас чего только нет в Православной Церкви! Есть православные турклубы, разные интересные проекты. Можно найти человека по сердцу.

А, может, есть какие-то проблемы в человеке, раз он не может так долго найти себе пару?

– Конечно, бывает и проблема в человеке. Но, с другой стороны, есть много примеров, когда люди достаточно много лет жили одни и потом решаются на брак. Может быть, вся их жизнь до брака и была подготовкой к этому браку. Может, как раз человек и шлифовался для достойной встречи своего супруга или супруги.

Давайте подведем итоги беседы и поздравим наших дорогих телезрителей с праздником благоверных князей Петра и Февронии.

– Помните всегда, что в нашей христианской жизни мерило – это Священное Писание и Благая Весть Господа нашего Иисуса Христа. А примеры святых, которых прославляет Церковь, – это как раз ориентир по исполнению Евангелия. И если мы хотим уподобиться святым, то должны взирать на их пример, обращаться к ним в молитве. Я думаю, они нам помогут исполнить те заповеди, что даны нам Господом.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс