Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (1222) → «Забота о ближнем – естественная духовная потребность»

«Забота о ближнем – естественная духовная потребность»

№37 (1222) / 1 октября ‘23

Размышление

Эрих Фромм писал: «Именно недостаток любви к себе порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не ободряет, тот находится в постоянной тревоге, а эгоист просто вынужден заниматься собой, постоянно доказывая самому себе и окружающим, что он не хуже остальных».

Альбом со старыми фотографиями

Какое-то время назад мне передали большой альбом со старыми фотографиями моего родного Покровского собора в Камышлове. В нем была бесценная история возрождения нашего храма от самых первых служб, первых крестных ходов до портрета настоятеля и первых прихожан. Альбом у меня все время был дома под рукой, а потом пропал. Спрашиваю настоятеля: «Может, у Вас?» Он разводит руками. Домашние тоже ничего не знали. Как в воду альбом канул, словно его и не было. Я даже молился, чтобы Господь и Пресвятая Богородица помогли найти, – ничего не нашел.

Как-то раз собирался на вечерню. В это время звонит старый друг: «В храм я тебя отвезу, не переживай, только по дороге на дачу ко мне заедем буквально на пять минут». Приехали мы к нему на дачу и вместо пяти минут пробыли там полтора часа. Сначала он огурцы и помидоры собирал, потом хрен копал, потом стал банки для солений повсюду искать, все перерыл – банок нигде нет. Через полчаса вдруг вспоминает, что они у него где-то на чердаке, надо лезть наверх, лестницу ставить. Пока мы с ним банки с чердака доставали, служба в храме давно закончилась. «Вот, – думаю, – из-за своей лени, вместо того чтобы в храме побывать, теперь на чужой даче застрял».

В это время мой друг в проеме чердака показывается со знакомым до боли альбомом в руках: «Это случайно не твое?» От неожиданности я только молча киваю в ответ. Он говорит: «Если бы мы сегодня за банками с тобой не приехали, твой альбом еще бы лет сто у нас на чердаке пролежал». Как оказалось, однажды я у них альбом дома оставил, семья потом из квартиры вещи забирала, и альбом вместе с остальными вещами захватили на дачу. Потом, как водится, об этом все дружно позабыли, а когда стали готовиться к юбилею нашего храма, построенного в честь победы в Отечественной войне 1812 года, которому будет в этом году 200 лет, альбом и нашелся.

В монастырской лавке

Эту историю мне рассказал знакомый священник. В монастырской лавке за прилавком сидит монах, входит молодая девушка, осматривает иконы и спрашивает: «Батюшка, у вас все иконы святые?» «Все», – отвечает монах. – «Мне нужна икона богини красоты». Монах спокойно осматривает иконы за спиной и восклицает: «Вот она! Пожалуйста!» Протягивает девушке какую-то икону. Та смотрит радостно, говорит: «Ой, какая красивая!» Расплачивается; счастливая, уходит. Те, кто при этом был в лавке, подходят и спрашивают, что за икону он подал девушке. «Конечно, ту, что ей нужно. „Прибавление ума” называется».

Не принято

Сейчас в храмах не принято замечания делать – многие настоятели строго-настрого это запрещают, потому что человек может обидеться и уйти. А этого допустить никак нельзя: как мы потом без него тут будем? Что с того, что он пьяный и хамит, а священник у него вообще вызывает дикий смех. Разве это повод выставлять его на улицу? Может, ему не на пиво надо, а душа по Богу тоскует, просто он еще этого не знает, а мы сразу осуждать. Увидел, например, девушку в юбке, которая заканчивается раньше, чем начинаются ноги, чтобы за неподобающий вид замечание ей сделать, так, наоборот, порадуйся, что Господь ее такими красивыми ногами наградил, которыми она теперь пришла храм Божий украсить.

А бойкому мальчику, который на подсвечник залез или у киота вместо лампады решил покачаться, не выговаривай, а похвали за хорошую физическую подготовку. Жаль, наш отец Сергий, настоятель, хотя и образованный (у него сын сам уже настоятель), ничего в церковной толерантности не понимает. На Литургии как-то раз в воскресенье выходит он с Чашей, одна наша прихожанка с двумя сыновьями к Причастию пошли. Младшего хотела первым причастить, а старший как закричит: «Нет, первым пойду!», ногами затопал, на пол упал, кроссовки с себя скинул и орет на весь храм. Мама кинулась было его утешать – кроссовки подобрала, на колени встала, чтобы надеть, а отец Сергий смотрит на это поверх очков и говорит: «Вы зачем это делаете? Не надо ничего на него надевать, отойдите, пожалуйста».

А мальчику строго говорит: «Ты чего тут цирк устроил? У нас тут не цирк, а дом Божий, поэтому валяться немедленно прекращай, приведи себя в порядок». После этих слов мальчик кататься по полу и орать прекратил, встал, кроссовки надел, взгляд кроткий – просто чудо, а не мальчик. Потом к Причастию спокойно пошел безо всяких фокусов и ко Кресту вперед не лез, как обычно, а других ребятишек вперед себя пропустил. Вот сейчас сидим гадаем, придет он в следующее воскресенье или не придет. Все-таки замечание же сделали.

Как правильно полюбить себя

Есть такое страшное слово для православных – эгоизм, его часто путают с любовью человека к себе. Праведная, богоугодная любовь к себе означает полюбить не испорченное кривое зеркало, каким ты стал, набравшись разных грехов, а каким тебя создал Бог – светлым, радостным и чистым. Эта любовь не может мириться с грехами, а неустанно расчищает в тебе первообраз, стараясь вернуть его к оригиналу.

Духовная жизнь наша в том и состоит, чтобы на месте самовлюбленного и гордого человечка, зацикленного на себе, открыть Человека с большой буквы, преображенного светом любви Христовой. Для него забота о ближнем – естественная духовная потребность. Плоды же неправильного к себе отношения видно невооруженным глазом – такой человек вечно недоволен собой, все ему не нравится, все в себе раздражает, по любому ничтожному поводу он делает трагедию, у всех просит прощения, даже когда не виноват, на Исповеди льет крокодиловы слезы, называя себя худшим из людей.

Это на самом деле карикатура на настоящих подвижников. Их смиренное «хуже всех» вырастало из опытно познаваемой любви Божией, в которой их несовершенство растворялось без остатка, а болезненное недовольство собой говорит только об отсутствии любви, основывается на самолюбии и гордыне. Находиться рядом с таким подвижником невыносимо, от его кислой физиономии реально мухи дохнут. По плодам их узнаете их. Эрих Фромм писал: «Именно недостаток любви к себе порождает эгоизм. Кто себя не любит, кто себя не ободряет, тот находится в постоянной тревоге, а эгоист просто вынужден заниматься собой, постоянно доказывая самому себе и окружающим, что он не хуже остальных».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/ALBOM-SO-STARYMI-FOTOGRAFIYAMI;
https://tv-soyuz.ru/V-MONASTYRSKOY-LAVKE–;
https://tv-soyuz.ru/ZAMECHANIE-V-HRAME;
https://tv-soyuz.ru/KAK-PRAVILNO-POLYUBIT-SEBYA-–

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс