Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Сегодня мы не случайно вспоминаем эти вечные слова апостола Павла, потому что встречаемся с семьей, которая всей своей долгой жизнью подтверждает их.
В Никольском храме поселка Ибреси в Чувашии протоиерей Петр Иванов служит настоятелем с 2000 года. До этого было несколько приходов в разных районах республики. Его жена, матушка Елизавета, всегда проявляла послушание мужу и была рядом.
Протоиерей Петр Иванов: – Владыка нам благословил: «Живите на приходе». Везде дома были – не хоромы, но мы сами с матушкой все обустраивали по своему желанию и радовались.
Матушка Елизавета Иванова: – Куда батюшка, туда и семья. Конечно, с вещами тяжеловато, но мы были молодые – ничего, можно потерпеть.
Они вместе 45 лет, и 44 из них – батюшка и матушка. Все эти годы они обращаются друг к другу: «милый», «милая».
м. Елизавета: – В храме мы зовем друг друга «батюшка», «матушка», а дома «милая», «милый». У нас и на телефонах записано «милый», «милая». Это очень приятно.
Матушка Елизавета родилась в Ибресинском районе. Мама была из верующей семьи, отец же начал посещать храм, причащаться, когда пришло горе, – он овдовел, а дети осиротели. Лизе, младшей из семи братьев и сестер, было всего десять.
м. Елизавета: – Без мамы очень тяжело. Не дай Бог никому остаться в такое время. Тогда в школе издевались, монашкой называли – верующих девчат всегда называли монашками. Мне в храме было хорошо. Но матери не было, обижали. В храм мы ходили пешком – от нашей деревни семь километров. В храме хорошо, как будто я говорю с матерью.
Когда Лиза училась в 7-м классе, семья переехала в Кирю – там девочка доучивалась в школе и продолжала ходить в храм.
м. Елизавета: – Я поступила в медицинское училище, а сестра мне сказала: «Я тебя не вытяну, надо идти работать». В Кире я начала работать почтальоном.
Потом в Чебоксарах окончила курсы телеграфисток и отправилась в Алатырь работать по специальности. По возможности ездила в село Порецкое, в храм, где трудилась в то время ее старшая сестра и где жила и служила удивительно светлая священническая семья – отец Владимир и матушка Алевтина Ильины. Матушка Алевтина как-то попросила Лизу приехать помочь ей в храме.
м. Елизавета: – Я приезжаю, она мне говорит: «Давай, Лиза, на клирос встань». Я на клирос встала, там стоит молодой незнакомый парень и на меня поглядывает.
После этой службы прошло три недели, и снова звонок от матушки Алевтины: «Лизонька, почему ты не приезжаешь?»
м. Елизавета: – Я спрашиваю: «В чем дело?» Она говорит: «Петя третью неделю приезжает, чтобы с тобой поговорить». Говорю: «Я ничего не знаю». «Давай, – говорит, – быстрее приезжай».
прот. Петр Иванов: – Назвали Петром родители, потому что родился 22 июня, на Петров день крестили.
Отец Петр начал приходить в храм в раннем детстве, вместе с родителями. Шесть километров до ближайшей церкви – разве это расстояние для шустрого паренька?
прот. Петр Иванов: – Хрущевские времена. Конечно, сперва я не знал. Отец говорит: «Сынок, нас вызвали, хотят вас от нас забрать в детдом, потому что мы вас водим в храм. Если тебе хочется, иди один». После этого я сам ходил в храм – в субботу после школы: летом – пешком, зимой – на лыжах, там ночевали, утром на службу. Тогда я почувствовал, что есть потребность быть в храме.
Храм, где его душа радовалась всему, стоял в селе Малое Чурашево и был освящен в честь Владимирской Иконы Божией Матери. В школе Петра тоже дразнили, но мальчишка проявлял твердый характер и не изменял храму. Не случайно, видимо, ему дали имя Петр.
прот. Петр Иванов: – Тем более батюшка начал приглашать в алтарь: «Кадило зажги, туда принеси». Так я потихоньку начал прислуживать батюшке.
После школы молодой человек отслужил в армии, начал работать на производстве и продолжал помогать батюшке в храме. Там его и приметил глава Чувашской епархии.
прот. Петр Иванов: – Владыка Варнава хотел меня в священники, а монахом я не хотел. Он говорит: «Тогда женись». Позвал Владыка и говорит: «Выбери себе невесту. Я тебя не заставляю, как тебе по душе». Господь все управил. Как говорится: «Невеста готовится». С моей матушкой так и исполнилось.
С Елизаветой они дружили всего три месяца, потом Венчание и скромный праздник в кругу семьи. Через год, 23 сентября 1978 года, Владыка Варнава рукоположил отца Петра в диаконы, а через неделю, 30 сентября, – в иереи.
м. Елизавета: – Конечно, матушке надо быть терпеливой, ласковой, приветливой, гостеприимной, любящей – не только с батюшкой, но и со всеми приходскими людьми.
Юная матушка Елизавета готовить совсем не умела, а надо было принимать гостей, не подводить своего батюшку. В любом доме, где бы они с отцом Петром ни бывали, всегда узнавала у хозяюшек массу новых рецептов, а дома готовила, готовила, пока не научилась.
м. Елизавета: – К священникам ездили, это пожилые люди были. Порецкая матушка многому меня научила: я старалась смотреть, как она готовила, как была приветлива, – хотелось ей подражать. У них бывало много гостей.
Матушка Алевтина научила не только готовить. Мягкая, смиренная, любящая, она для Елизаветы стала образцом жены священника.
м. Елизавета: – Смотрю, она читает батюшке молитвенное правило. Я начала ей подражать. Когда муж стал священником, я говорю: «Батюшка, ты посиди, устанешь, я тебе правило почитаю». Утренние молитвы тоже, я говорю: «Ты посиди, устанешь на службе». Все равно надо быть и терпеливой, стараться не грубить.
прот. Петр Иванов: – Все по-Божию не получается, грешим, конечно. Но когда человек стремится к Богу, Господь Сам руководит.
м. Елизавета: – Я всегда думала: «Зачем человека обзывать – хоть священника, хоть мужа своего, хоть других?» Когда приятно говоришь, с любовью – у тебя нервы целые и у других нервы целые. А обидишь человека, он начнет грубить, нервы испортятся, настроение – обида получается. Зачем обижать?
Они служили в нескольких приходах родной Чувашии. Переводили туда, где их присутствие по Божией воле было необходимо.
м. Елизавета: – В Батыревском районе мы служили в Туруново. Тогда было совсем мало приходов. Из Ульяновска, из Куйбышевской области много людей приезжало. Батюшка крестил по 50–60 детей, венчал по 30 пар. Он был молодой, в силах, народу было очень много. В первую неделю поста причащается по 300–400 человек.
Батюшка приходит после службы, покушает и идет на Исповедь – до трех, до двух часов исповедует. Ребенка положу спать – сама иду смотреть. Мы жили в церковной ограде. Смотрю: много людей. Я сама не ложилась. Он где-то три-четыре часа поспит и опять уходит на службу – рано уходил, когда народу много было.
Несмотря на такие трудности, матушка Елизавета вспоминает время в Туруново с благодарностью – люди поддерживали, молились, их молитва давала силы. На каждую воскресную службу прихожане стекались из многих соседних сел и городов.
м. Елизавета: – Спать негде было, они прямо в храме спали на полу. Иной раз батюшка говорит: «Иду утром, а они говорят: „Батюшка идет, вставайте”. Я через кого-то переступил и дошел». Все равно он бодрым был.
Искушений в тот период тоже хватало. Люди, далекие от Церкви, с большим трудом освобождались от советских стереотипов о жизни священников. А лукавый немедленно таких подлавливал и толкал к разным поступкам.
м. Елизавета: – Кидали камнем в окно, разбивали (не здесь, конечно). Было такое время. Один раз еще на первом приходе мы отправились причащать – пошли пешком. Я ребенка оставила с работницей церкви. Идем обратно, из магазина выходят пьяные и на батюшку нападают. Я между ними стою, как ограда, говорю: «Уходите, ребята, не надо». Они говорят: «Давай бороду». Я кричу, зову на помощь, не хотят уходить. С Божией помощью спасались. Были такие времена.
прот. Петр Иванов: – Она как львица – несмотря ни на что, надо защищать батюшку.
м. Елизавета: – Страшно было, но думала, что на женщину не нападут. Страшно, но молитвы читали «Отче наш», «Живый в помощи» – и ничего не было.
Конечно, недовольных батюшкой хватало. Отец Петр всегда в своем служении как кремень – «это можно», «это нельзя».
прот. Петр Иванов: – Я на службе строгий – сразу говорю. Не хочу, чтобы где попало в храме шлялись, чтобы здесь был базар. Останавливаю службу, выхожу из алтаря и говорю: «Вы что, на базар пришли? Не в ту дверь зашли, дальше идите. Раз пришли в храм помолиться, значит, «отложим всякое житейское попечение». На каждой Литургии это поют.
Исповедь у батюшки только в субботу вечером. В воскресенье исключение больным, немощным, детям. Женщинам с ярким маникюром и макияжем в храме, будьте уверены, достанется.
м. Елизавета: – Иной раз говорю: «Батюшка, давай не будешь». – «Нет, я должен. Если не скажу, Господь с меня спросит».
Матушка Елизавета – словно отражение и продолжение своего батюшки. За 45 лет семейной жизни, говорит, бывало всякое, но любое «всякое» заканчивалось словами: «Милый, дорогой, прости».
прот. Петр Иванов: – Я в храме учу женщин: «Мужей своих зовите „милые”». В ответ: «Батюшка, ты не знаешь». Я говорю: «Да, я не знаю. 40 лет прожил с матушкой – ничего не знаю». «Милый, дорогой». Куда-то надо ехать, кого-то надо пригласить, что-то надо сделать: «Милый, дорогой, можно я тебя попрошу». Я говорю: «А что надо?» – «Мне хочется вот туда съездить. Давай съездим, милый». Как не съездишь?!
Сын Леонид и дочь Наталья выросли при храме, с раннего детства видели отношения родителей, учились у них и любить, и прощать, и смиряться, и молиться.
м. Елизавета: – Мы вместе начинали готовить, когда они дома: «Давай, мама, вот это будем готовить. Папа вот это любит, давай папе это сделаем». Пироги любит батюшка, сладости – стараемся для него.
Сейчас в алтаре дедушке помогают внуки Даниил и Алексей – дети Леонида. А внучка Елизавета вместе с мамой Натальей так красиво поют на клиросе! Матушка Елизавета считает себя не просто счастливым, а очень счастливым человеком – дети, внуки, муж-священник. Все живут под Божиим крылом.
прот. Петр Иванов: – Как говорит пророк Давид: пою Богу моему дондеже есмь. Она так и говорит: «Пока жива, буду петь Богу. Господи, дай мне здоровья, чтобы я в храме пела».
м. Елизавета: – Молюсь, чтобы у детей, у внуков тоже жизнь, как у нас, счастливой была, чтобы перед Богом встать, отвечать перед Ним – нам только это остается, чтобы Господь нас миловал, простил наши грехи.
У них одна жизнь, одна дорога и одна любовь – та, которая долготерпелива и милосердна, которая не ропщет, не завидует, не ищет своего, которая все покрывает и всегда в любом проявлении благословенна.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.