Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1220) → Архимандрит Савва (Мажуко): В эпицентре суеты

Архимандрит Савва (Мажуко): В эпицентре суеты

№35 (1220) / 11 сентября ‘23

Свет невечерний

Наш главный учебник, с которым мы не расстаемся, – молитвослов. Я так считаю. Его невозможно выучить. Это как справочник по древнегреческой грамматике: кажется, что уже разбираешься в структуре предложений и понимаешь синтаксис, но все равно под рукой нужно держать или Соболевского, или Смита, или других интересных классических авторов. Без учебников нам никак нельзя. Молитвослов – это наш учебник жизни.

Среди молитв, что мы читаем утром, есть одна, которую мне приходится перечитывать по нескольку раз. Почему-то я считаю ее важной. Я заметил, что в разные периоды моей жизни я делаю остановку на каких-то отдельных молитвах, и сейчас в моей жизни такой период, когда мне приходится по утрам по нескольку раз перечитывать одну и ту же короткую молитву, которая хорошо всем известна: «К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим».

Надо сказать, что утренние молитвы дают правильную тональность дня, правильный старт, если хотите. Мы должны правильно начать день, чтобы он прошел в своем естественном ритме. Не случайно говорят, что человек встал не с той ноги. Ему нужно «перепроснуться». Может быть, в этом есть смысл. Когда человек просыпается с хмурой физиономией и встает не в ту сторону (бывают такие случаи, когда он просыпается и встает не в ту сторону, где тапки, а в ту сторону, где стена; просыпается – и со всего размаху в стену), это говорит о том, что ему нужно перепроснуться. Многие отчаянные лентяи, которые глушат будильник и переводят его на 5–15 минут, чтобы еще чуть-чуть поспать, может быть, что-то понимают в жизни, понимают, что нужно правильно проснуться.

Утренние молитвы говорят о том, что мы не просто проснулись, а на дела Божии подвизаемся Его милосердием. То есть Господь Своим великим человеколюбием дает нам еще один день, и каждое дело, которое мы делаем, – дело Божие. Что это значит? Это не значит, что мы будем ходить читать молитвы или проповедовать Евангелие. Нет-нет. Вся жизнь христианина – это дело Божие. Всякое дело, сделанное качественно и с достоинством, – дело Божие. Готовите ли вы завтрак, или убираете за котом, или выгуливаете собаку, или умываете своих малышей – все, что вы ни делаете, должно быть сделано качественно и с достоинством. Тогда это будет дело Божие, как дело, совершенное перед Лицом Божиим.

«На дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе (дальше идут прошения молитвы, которые, мне кажется, очень важны): помози ми на всякое время, во всякой вещи». Это понятно. Мы все время просим: «Господи, помоги». Потому что не знаешь, как завертит эта жизнь, куда унесет вихрь суеты, как только ступишь за порог собственного дома, что произойдет, что случится. Наблюдая жизнь вокруг, мы видим, что иногда этот вихрь заносит людей очень-очень далеко. Поэтому мы начинаем день с просьбы: «Господи, присмотри за мной, пожалуйста, потому что меня может унести». Чаще всего человек сам куда-то несется, потому что склонен увлекаться, легко поддаваться суете. И об этом следующее прошение: «И избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения».

Что это за мирская злая вещь? Это то, что работает по закону века сего. Это то, о чем говорил апостол Павел, призывая не сообразовываться с веком сим. Апостол Иоанн Богослов говорил, что все, что в этом мире, – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (см. 1 Ин. 2:16). То есть зависть, сребролюбие, корысть и много других вещей как будто бы дергают нас за какие-то нити и вынуждают поступать не так, как мы на самом деле хотим, и не так, как правильно поступать, а так, как требуют страсти. И подчиниться этим страстям гораздо проще.

Например, тебя увлекла зависть или сбила какая-то мысль, которая является чужим, заемным желанием. Все побежали покупать эти кроссовки; все побежали записываться на модные курсы. Например, сейчас все занимаются йогой. Или у всех должен быть психотерапевт. Или непременно нужно поставить скобки на зубы, чтобы их выровнять. И мы начинаем суетиться, бегать, изводить близких, друзей, детей. Хотя в какой-то момент откровенности и тишины мы понимаем, что это заемные желания, они не наши, и мы тратим свою жизнь, свое время и силы не на то, что хотим на самом деле. Просто дернулась ниточка – и мы побежали.

Император Марк Аврелий, великий философ, в «Размышлениях» для себя вывел важнейший девиз жизни: «Не дергайся». На славянском языке этот девиз звучит как «избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения». Потому что суета, поспешение, дергание на самом деле противоестественны. Именно поэтому в молитве мы и говорим, что это диавольское поспешение. То есть нам это не нужно, это не наше желание, не наша суета, не наша сказка. Это как если бы Золушка оказалась в сказке о мертвой царевне. Или вместо Золушки в этой сказке оказался бы волк из сказки про Красную шапочку, который съел бы королевича Елисея, а тот не успел бы поцеловать царевну...

Мы попадаем в вихрь диавольского поспешения, бесконечного дергания, но в какой-то момент честности и тишины понимаем, что это не наша сказка. «Зачем я покупаю эти сапоги? Что я делаю в этой очереди?» Так бывает иногда с некоторыми хозяйками: «Все берут, все стоят, значит, надо тоже брать, тоже занять место».

Когда я бываю в Москве, ловлю себя на том, что хотя у меня нет особенных деловых вопросов, я никуда не тороплюсь, но, попадая в общий ритм людей, которые бегут в метро, бегут по улице, я тоже куда-то бегу. Куда я бегу? Зачем бегу?..

Хорошо себе напоминать о девизе Марка Аврелия: «Не дергайся». Может быть, это диавольское поспешение. «Господи, избави меня от этого диавольского поспешения».

Дальше в молитве говорится: «И спаси мя, и введи в Царство Твое вечное». Вот наша конечная цель, мы должны ее видеть и осознавать. Мы не здешние люди, хотя мы и тратим себя на обычные житейские вопросы, наша стратегическая задача гораздо дальше, чем карьера, успех в этом мире и спокойная жизнь.

Молитва заканчивается традиционным славословием: «Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель». То есть если какое-то добро приходит в нашу жизнь, оно от Господа. «О Тебе же все упование мое». То есть: «Только на Тебя, Господи, надеюсь. Потому что на себя положиться невозможно. Сейчас выйду за дверь – и понеслось. Господи, только на Тебя надеюсь, спаси меня от диавольского поспешения». «И Тебе славу возсылаю ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Какая чудесная молитва! Она достойна того, чтобы к ней возвращаться несколько раз за день и перечитывать во время утренних молитв.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс