Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (1220) → Матушка Ирина Шамрицкая: Дорога к свету

Матушка Ирина Шамрицкая: Дорога к свету

№35 (1220) / 11 сентября ‘23

Вторая половина

В поисках смысла жизни приходится проходить разные пути, как будто бредешь через незнакомый лес, и, если свернешь с проложенной дороги, бурелом и скрытые под ним ухабы заставят вернуться обратно. Вернуться один раз, другой, вернуться, чтобы однажды понять, кем и для чего проложена эта дорога, и, уже не сворачивая, идти по ней вперед, к свету.

Сегодня мы в селе Козловка Порецкого района Республики Чувашия. Одно из тех сел на карте России, где дворы наперечет, где односельчане живут как одна большая семья и где центром села является храм. В Козловке – храм во имя Богоявления Господня. У захоронения в церковной ограде настоятель Богоявленского храма протоиерей Георгий Шамрицкий и его жена, матушка Ирина, впервые помолились почти 27 лет назад. Тогда они приехали в Козловку с указом Правящего архиерея принимать приход, узнали, что это могила почитаемого здесь схимонаха Меркурия. К нему при жизни стекались верующие, спасенные его молитвами от болезни и отчаяния. И сейчас, уверен отец Георгий, его Небесное покровительство оберегает приход и помогает в служении. В конце 90-х и в городах-то было нелегко, что говорить о дальнем чувашском селе... Отец Георгий привез жену и двух дочек в абсолютно неблагоустроенный дом.

Протоиерей Георгий Шамрицкий: – Первые годы только Господь покрывал благодатью, но было нелегко.

Матушка Ирина Шамрицкая: – Мы вместе – мне нигде не тяжело. Хотя вроде физически очень тяжело. У нас воды не было рядом, приходилось ходить за полкилометра к колодцу. С водой, конечно, очень тяжело. Но зато мы все вместе.

Со временем, благодаря умелым рукам батюшки, в доме появились: водопровод, горячая вода, канализация, отопление. Наладилась жизнь, о которой отец Георгий мечтал с юности.

м. Ирина: – У него есть два друга, и он мечтал уехать в какую-нибудь заброшенную деревню, там построить дом на три семьи, чтобы жили вместе.

прот. Георгий Шамрицкий: – Такие были мечты, я их не пытался реализовать, как-то мы говорили об этом с друзьями, мечтали.

В результате не сам он реализовал такие мечты о жизни в деревне. Так, видимо, управил Господь. Батюшка с матушкой – из Ленинградской области, даже появились на свет в одном роддоме в Красном Селе. Ирина была единственным ребенком в своей семье.

м. Ирина: – Когда еще замужем не была, говорила: «У меня будет не один ребенок».

Родители работали, большую часть времени девочка проводила с бабушкой. Летом – обязательные поездки на юг, которые для маленькой Ирины были испытанием, – пляжный отдых не для нее.

м. Ирина: – Я ходила на курсы кройки и шитья, вязания, в танцевальный кружок – тянуло ко всему. Я люблю что-нибудь делать, праздность не люблю.

После школы – радиоаппаратостроительный техникум. После его окончания Ирина работала конструктором во Всесоюзном научно-исследовательском институте – нынешней Научно-производственной организации «Экран». Место работы было там же, в Красном Селе.

м. Ирина: – Когда выбирала профессию, мне не хотелось уезжать из дома, а по распределению куда-то нужно было уезжать. Мне очень не хотелось, я человек стеснительный, робкий – боялась, что будет дальше. А здесь по распределению я осталась дома.

В Красном Селе слесарем механосборочных работ трудился Георгий Шамрицкий. Он получил профессиональное образование, отслужил в армии, вернулся к работе. Все было хорошо в его жизни, если бы не один вопрос, который периодически возникал: для чего он живет? Пытался найти ответы в разных духовных учениях, пока не познакомился с Православием.

прот. Георгий Шамрицкий: – Не то чтобы я испугался вечных мук, в которые я тогда еще не верил, не то чтобы искал Небесного Царства, в которое тоже не верил. Просто мне понравилась осмысленность даже земной жизни.

С Ириной они встретились в компании общих друзей. Девушке было девятнадцать. Конечно, ее привлек молодой, общительный человек.

м. Ирина: – Разговаривал со всеми весело, шутил, располагал к себе. Я ему не понравилась первый раз, когда увидел, потом начали встречаться, разговаривать.

прот. Георгий Шамрицкий: – Я бы не сказал, что она не понравилась, наоборот, она меня заинтересовала, мне понравилось с ней общаться.

Книголюб и театрал Георгий заранее выбирал фильмы и спектакли, которые требовали осмысления. После просмотров молодые люди обменивались мнениями, и юная Ирина все больше удивляла нетривиальной оценкой сложных произведений, а Георгий покорял ее. В общем, им было вместе легко и интересно.

м. Ирина: – В ноябре мы познакомились, в мае он сделал предложение, в июле была свадьба.

Первые десять лет их семья была среднестатистической, жили, воспитывали первую дочь.

м. Ирина: – Моя бабушка была верующая, она все время спрашивала: «Когда вы будете крестить правнучку?» Мы говорим: «Скоро, скоро». Насте было год и девять месяцев, говорит: «Давайте крестить». Вместе с дочерью принял Крещение ее папа – его не крестили в детстве, как маму. Но после Крещения супруги начали посещать храм вместе – сначала вдвоем, потом втроем, потом вчетвером, когда появилась на свет вторая дочь. Спустя время поняли, что духовно готовы к Венчанию.

м. Ирина: – Встретили отца Владимира Цветкова. Сначала батюшка попросился в духовные чада, потом я. Он говорит: «Будешь слушаться?» Я говорю: «Постараюсь».

Духовник помог заглянуть в себя, увидеть то, что не дает сердцу покоя (свои грехи), и указал путь к исправлению – Исповедь.

м. Ирина: – Когда он только принял в духовные чада, говорит: «Нужна генеральная Исповедь – с самого детства». Сказал взять тетрадочку и все вспомнить, что было. Я с какого возраста могла вспомнить, начала все проступки записывать.

Исповедь была долгой и трудной, но после нее с души словно камень упал. Ирина осознала и прочувствовала, как Исповедь избавляет от груза, в том числе и от детского греха.

м. Ирина: – Мои комплексы, мне кажется, с детства: я несмелая, боюсь высказать свое мнение, боюсь обидеть человека. Если он засел так глубоко, что я помню его уже в зрелом возрасте, то, мне кажется, это грех. Когда человек может осознавать, что это грех, то это грех.

Жизнь в Церкви внутренне меняет, говорит матушка Ирина, меняет незаметно, но необратимо. Теперь, разговаривая с любым человеком, она словно предстоит пред Господом – Его она не может и не хочет обидеть.

м. Ирина: – Я стараюсь как-то сказать человеку, если нужно сказать, – мягко, но таить в себе не буду.

Первый раз Георгию Шамрицкому предложил принять священство батюшка, который их венчал. Вскоре последовало предложение от другого священника – молодой человек отвечал отказом.

прот. Георгий Шамрицкий: – Я не хотел пополнять ряды плохих священников, а хотелось просто быть хорошим мирянином.

Но настал день, когда духовник, отец Владимир Цветков, сказал: «Мне нужен священник, поступай в семинарию». Тогда Георгию стало понятно, что путь священства – это не его воля, а Божия.

м. Ирина: – Как я могу пойти против Господа, если духовный отец сказал, что ему нужен священник? Значит, он как-то увидел, что тот может быть священником. Я только помощник.

Георгий поступил на вечернее отделение Санкт-Петербургской духовной семинарии. Они с женой много паломничали, ездили за благословением к отцу Иоанну (Крестьянкину), отцу Николаю Гурьянову.

прот. Георгий Шамрицкий: – Я знал, что неподалеку здесь Алатырь, отец Иероним, и много моих знакомых уехали тоже в этот монастырь.

«Переезжай сюда», – сказал при встрече отец Иероним и благословил на рукоположение.

м. Ирина: – Он еще только зашел домой, я говорю: «Ну что, переезжаем?» Он был испуганный, что ли… Говорит: «Откуда ты знаешь?» – «У тебя на лице написано, что тебя туда позвали». – «Да».

Рукополагал отца Георгия в священство Владыка Варнава и после иерейской хиротонии направил его, уроженца Ленинградской области, в село Козловка, почти в двухстах километрах от Чебоксар.

м. Ирина: – Когда мы сюда приехали, я говорю: «Батюшка, твоя мечта сбылась. Ты живешь в заброшенной деревне, далеко от города».

Матушка Ирина, горожанка, никогда не предполагала, что жизнь сделает настолько крутой поворот, но теперь она благодарна Богу за него. Жизнь в селе, в доме, как говорится, с прозрачными стенами – это лучшая духовная наука.

м. Ирина: – Наш духовник, отец Владимир Цветков, говорил, что в семейной жизни сделать дело – это одна восьмая, а сохранить мир в семье – это семь восьмых. У меня засело в голове, что моя обязанность – сохранить мир. Батюшка, например, начнет за что-нибудь ругать, я говорю: «Правильно ругаешь, правильно». Он начинает смеяться.

прот. Георгий Шамрицкий: – Она еще не так говорит. Когда начинаю ворчать, она говорит: «Умных – к умным, а меня к тебе».

м. Ирина: – Мы в надежных руках. Смотрю на куриц – они с петушком кучкой ходят. Только если петуха убрать, то они все врассыпную, кто куда. Если какая-то опасность, то петушок дает знак голосом, и все курицы убегают за ним в сарай.

Их хозяйство начиналось с одной козочки. Надо же было учиться жить на селе.

м. Ирина: – Первый раз я доила козу ровно два часа, потому что мне сказали, что надо выдаивать ее до конца...

Потом им пожертвовали телочку и корову. После этого началась самая настоящая сельская жизнь: подъем в пять утра, молитва, уборка, дойка, завтрак. Потом утро плавно переходит в день.

м. Ирина: – Молоко надо переработать, потом всю посуду перемыть, приготовить что-то на обед. Когда появилась корова, на козу уходило ровно пять минут.

Потом в хозяйстве появились пчелы – тоже благословили завести. Завели, характер у них оказался еще тот... С пчелами разговор чисто мужской, а все остальное отец Георгий и матушка Ирина по-прежнему делают вместе.

прот. Георгий Шамрицкий: – Если богослужение – только вместе, если какие-то дела по хозяйству – только вместе. Тут даже не она меня дополняет, а друг друга дополняем, делаем общее дело.

м. Ирина: – Красота во всем. Вечером вроде дела переделала (конечно, их все не переделаешь, но в основном) – выхожу на улицу, смотрю на закат, не могу налюбоваться. Я почти каждый вечер фотографирую закаты. Все очень красиво – откровение Творца. Гляди на каждую травинку и увидишь Творца. Это все нерукотворное.

Записала:
Людмила Кедысь

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс