Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1219) → Священник Николай Катан: Нужно знать истинный смысл Крещения!

Священник Николай Катан: Нужно знать истинный смысл Крещения!

№34 (1219) / 4 сентября ‘23

Беседы с батюшкой

Сегодня поговорим на очень важную тему: об оглашении, Крещении, катехизации и в том числе о внутренней миссии. Совсем недавно возобновились беседы перед Крещением. Это было отмечено даже на высшем церковном уровне. Каждый, кто хочет креститься сам либо крестит маленьких детей, приглашается на беседу. Что это за беседы? Почему они так важны?

– Многие пугаются, когда произносишь слово «собеседование» или «беседа», думают, что это какой-то экзамен, который нужно обязательно сдать для того, чтобы стать крестным, подтвердить свое звание. На самом деле это больше разговор и знакомство. Многие из тех, кто становится крестными, не так часто переступают порог храма. Священник должен хотя бы увидеть этого человека, пообщаться с ним.

И даже если это прихожанин, часто ходит в храм, священнику важно услышать от него, во что он верит, что для него Крещение. Это беседа верующих людей с целью спасения души и следования за Христом для того, чтобы познакомиться, пообщаться и немного больше узнать друг о друге, рассказать о своем опыте веры.

Если человек совсем мало ходил в храм, для меня как для священника это очередной миссионерский момент. Я имею возможность пообщаться с ним, рассказать ему что-то новое, поменять взгляд на Церковь, на таинство, на то, как стоит верить и зачем вообще ходить в храм. Мы иногда начинаем с азов, с простых вещей. Эти беседы, в первую очередь, – не столько экзамен (никто оценки ставить не будет), сколько разговор священника и человека, который хочет приблизиться к этому таинству, чтобы лучше понимать, куда двигаться.

Классический случай, когда люди приходят крестить ребенка, потому что так попросила бабушка или просто так надо. Эти люди приходят в церковь просто исполнить обряд, абсолютно не понимая его сути. Часто ли сталкиваетесь с этим?

– Очень часто. Задаешь первый вопрос: «Что вас привело?» И доводится слышать разные ответы: кто-то говорит, чтобы ребенок не болел (люди часто признаются в такой цели); или с ним что-то не произошло, или что так положено.

Поэтому наша задача как священников донести в первую очередь истинный смысл Крещения, для чего оно совершается. На такие ответы можно задать следующий вопрос: «А если ребенок болеет и после Крещения не исцелится, получается, зря крестились?» Нужно показать истинный смысл, чтобы человек, имея ложные представления, потом не разочаровался в Церкви, в Боге, в своем пути.

Людей после беседы мы направляем помолиться дома или в храме перед иконами, потому что живое общение с Богом, живое направление к Нему является первоочередным. Чтобы человек пошел не к батюшке и не в свечную лавку узнать, что нужно сделать, чтобы покрестить ребенка... В первую очередь его нужно направить к Богу. Одним из первых моментов, которые мы стараемся совершить после беседы, – это молитва, чтобы человек, может быть, впервые в своей жизни осознал себя перед Богом, что он молится живому Богу, Который слышит его. И он хочет помочь крестнику быть на этом пути.

Вопрос от телезрительницы Валентины из Йошкар-Олы: «Святые отцы пишут, что если нарушить одну заповедь, то уже не спасешься. Но ведь нет идеальных людей, как Господь Иисус Христос. Даже уныние находит: вроде стараешься все соблюсти, жить по правилам, по-христиански, ползем к Нему, как можем, но все равно что-то и нарушишь. Как нам быть в этом случае?»

– Это то, о чем мы постоянно говорим. По крайней мере, я со своими прихожанами. Ответ заключается в следующем: если мы нарушаем заповеди, это не означает, что мы не спасемся. В Писании сказано немножко по-другому: если нарушил даже одну из заповедей, то нарушил весь закон. И нас это наталкивает на мысль: «А как быть? Как спасаться?» Получается, мы нарушители закона.

Но если мы будем внимательно читать Писание и применять его в своей жизни, то поймем, что большую часть тех заповедей, что оставил нам Господь, мы не исполняем. Если идти дальше и посмотреть на опыт тех людей, которые своей жизнью исполнили Евангелие и которых мы называем святыми, то они показывают нам, что спасение проистекает не из того, что ты такой правильный, на доске почета, все исполнил, а в первую очередь из милости Божией. То есть это как дар, подарок человеку.

Как бы мы ни хотели, мы не сможем исполнить все заповеди. Это касается и нашей темы в том числе. Крещение помогает в том, что мы называем первородным грехом или повреждением. Человек заражен грехом и поврежден им. Иногда ты можешь даже, допустим, помочь кому-то в каком-то деле, но потом замечаешь за собой, что в этом уже есть какая-то часть гордыни: «Как хорошо! Можно об этом в соцсетях рассказать, выложить в интернете, что у меня так получилось». Осознавая это, ты понимаешь, что уже испортил свое доброе дело тем, что возгордился. И ты притекаешь к Богу, признаешься Ему: «Господи, вот такой я, у меня ничего не получается».

Мы приходим к очень необычной вещи для далеких от христианства людей: оказывается, мы спасаемся тем, что недостойны, тем, что признаем это, каемся перед Богом и говорим: «Господи, я спасаюсь только Твоей любовью, только Твоим снисхождением ко мне. Как бы я ни старался, у меня никогда ничего не получится».

Я бы вам советовал не зацикливаться на том, сколько вы сегодня исполнили заповедей, а сколько нарушили. Не подсчитывать это, а настроить свой ум и жизнь на правильное понимание покаяния. Тогда вся жизнь будет покаянием. Ребенок говорит своему отцу: «Папа, прости меня, но у меня пока это не получается. Я очень сильно хочу, но без тебя мне не справиться. Помоги, спаси меня, прости». Если у нас будет такое настроение, то мы будем близки к правильному христианскому подходу и даже, думаю, к спасению своей души.

Тот, кто согрешил и понял это, может тут же впасть в уныние. Знание того, что это грех, иногда повергает человека в другую крайность.

– Это часть некоторого заблуждения о себе, мол, я могу быть чистеньким, правильным, а сегодня, оказывается, одно пятнышко появилось на мне. Если посмотреть на себя честно, искренне, без лишнего самобичевания, взглянуть на себя критически, то каждый день мы делаем очень много греха. Одно дело, если это простой, небольшой грех: стоит не корить себя, а тут же покаяться перед Богом, мысленно преклонить свою голову перед Господом и попросить прощения.

Получается, это то, о чем мы говорили: о молитве, разговоре с Богом?

– Совершенно верно.

Я знаю случаи, когда священники отказывали в Крещении: «В этом нет никакого смысла, Вы просто элементарно не понимаете, что происходит, и даже не хотите этого узнать». Люди уходили и потом через какое-то время возвращались, потому что действительно о чем-то начинали задумываться.

– Это очень непростой выбор, даже недавно в общении с батюшками такой вопрос возник, когда к священнику пришли в храм креститься, но откровенно сказали, что ходить не будут. И батюшка, пообщавшись с ними, пишет нам в группу: «Отцы, вопрос: как бы вы поступили – крестить или не крестить?» Потому что люди честно заявляют, что ходить не будут, нужно просто исполнить, как они говорят, «обряд», и чтобы на этом все закончилось. И это, конечно, большой вопрос для каждого священника: как поступить в этой ситуации? Может быть, в идеале, несколько раз встретиться, если они захотят, с этими людьми, но перед тем, как отказывать в Крещении, нужно очень серьезно задуматься, а лучше – помолиться.

Мы знаем одного из самых актуальных священников нашего времени – отца Иоанна (Крестьянкина). Мы знаем, что к нему люди приезжали с вопросами, и он иногда не сразу отвечал, говорил: «Давайте мы два-три дня помолимся, и потом я постараюсь ответить на ваш вопрос». Он потом встречался с ними и говорил то, что Господь ему открывал. Я думаю, что мы, конечно, не настолько духоносные люди, но помолиться и попросить у Бога ответа на этот вопрос, чтобы Он Сам как-то устроил эту ситуацию, я думаю, стоит. Когда ты не знаешь, как поступить, лучше начать с молитвы. Просто вручить все в руки Божии. Уже несколько раз такое замечал: ситуация сама решается – люди сами звонят, сами пишут и принимают решения. Ты потом просто возводишь свои духовные очи к небу, благодаришь Господа, что все разрешилась, когда ты не знал, как поступить.

Был как-то такой вопрос, покрестили младенчика (кажется, четырех лет), и батюшка сказал: «Вы завтра придите, пожалуйста, причастите его». – «А он заболел… И теперь ему 34 года, мы, кажется, что-то пропустили, что-то нарушили». А батюшка говорит: «А теперь нужно причаститься». Это уже может быть шоком своего рода – надо куда-то идти опять.

– Такой случай может для нас, священников, служить неким миссионерским подходом, что человек не просто покрестился, а ты его просишь на следующий день или в течение недели прийти еще раз для того, чтобы не просто его покрестил и отпустил, а чтобы он еще раз пришел в храм. Может, он, если у него не было такого желания жить церковной жизнью, придя в следующий раз, подумает: какая хорошая традиция… Ведь ничего не стоит прийти в воскресенье, мы просим даже к концу службы с детьми приходить, потому что очень тяжело с младенцами отстоять всю службу. Он посмотрит – ничего сложного нет, пришли, помолились и ребенка причастили. Может быть, это для них станет очередным шагом на пути к Господу.

Вопрос телезрителя: «Батюшка, есть ли смысл крестить ребенка, если его родители формально крещеные (не имеют понятия, что такое крещальный обет, в чем заключается смысл христианства) и их друзья, которых берут в качестве крестных, такие же? Может быть, есть смысл подождать, когда ребенок сам осмысленно, осознанно примет это?»

– Можно еще раз повторить то, о чем мы говорили. С подобными ситуациями священник сталкивается очень часто. Давайте умозрительно возьмем определенный храм, там служит определенный батюшка. К нему приходят люди с таким вопросом, он общается, понимает, что эти люди, конечно, далеки от Господа, от Церкви. И что ему делать? Быть строгим, требовательным? Оттолкнуть их? Или как раз это миссионерский момент, когда ты можешь встретиться с человеком?!

Одно дело, когда ты к нему обращаешься, а тут люди приходят к тебе, и они заведомо готовы услышать то, о чем ты говоришь. Если я обращусь, они, скорее всего, внутренне закроются от меня, и из уважения к сану, к священству они согласятся в чем-то со мной, не будут спорить, но будут продолжать относиться к этому всему так же, как и относились. Или, наоборот, отнесутся как к какому-то навязыванию. А тут они приходят сами, и я думаю, что у священника тут стоит задача не оценивать их по шкале «православности», а больше постараться в этот момент с ними поговорить, объяснить им, что Православие – это не только обязанности. Люди думают, что если быть православным, христианином, то нужно сразу от многого отказаться, сразу представляют себе много сложностей – пост, долгие молитвы, какие-то стояния, батюшка что-то им рассказывает на Исповеди... То есть они видят христианство как некое самоограничение. «Вот буду я стареньким, приду, упаду на колени, заплачу перед Боженькой, Он мне простит…». Нужно раскрыть по-другому им глаза на христианство – через разговор, общение, их присутствие (потому что многие заходят в храм за долгие годы впервые). И потом многие уходят из храма воодушевленные: «Так хорошо нам стало, мы пообщались». Ведь истории тех людей, которые приходили к Богу, увенчаются тем, что они пришли в храм, почувствовали себя как дома, почувствовали Божию благодать сами, а не просто по рассказам. Господь коснулся их сердца, и они отозвались.

Это возможность для людей обратиться к Богу, это лучше, нежели оценка. Мы и так знаем, как они живут и как веруют. И что тут утверждать в очередной раз? Можно сказать: «Вы – неверующие, вы недостойны, придете, когда будете готовы». Будет ли это правильным подходом, я очень сильно сомневаюсь. И ждать, пока ребенок подрастет, если он в семье не видел веры? Очень мало шансов для того, что он вообще обратится к Господу.

Но все-таки крестного как правильно выбрать? Есть ли какой-то общий рецепт?

– В первую очередь человек должен быть крещеный и хоть как-то верующий. То есть он должен не отрицать существование Господа и верить в Иисуса Христа. Как он верит, это уже второй вопрос, но то, что он признает, что Иисус Христос – это его Бог, это в первую очередь. Если он неверующий, не верит в Иисуса Христа, он никак не может стать крестным, хотя мы даже не будем ему нравственных оценок давать.

Второе (немножко широко отвечу на этот вопрос): современный крестный – это не крестный, который был лет сто назад, когда люди жили в маленьких селениях, где человек знал, что вот мой дом, это моя семья, отец живет на краю села, да другом краю села, допустим, мой крестный... Крестные выполняют на самом деле свою миссию в воспитании и в христианстве, а сейчас, даже если мы живем в одном городе, то видимся очень редко. Поэтому крестный (как я его называю) – невидимый ангел-хранитель, тот, кому ты в любой момент можешь позвонить, кто никогда не будет тебе завидовать, но всегда будет радоваться твоим успехам, вне зависимости от того, как складываются твои отношения с родителями, даже если ты уже год-два не разговаривал с ними, ты знаешь, что в любой момент можешь набрать номер крестного, позвонить ему и рассказать свою ситуацию. И он, как друг семьи, как искренне переживающий за тебя, даст совет или взгляд на твою жизненную ситуацию.

Современный крестный также – это (в идеале) пример того, как можно жить в современном мире, быть современным человеком и в то же время верующим. Маленький человек после того, как его крестили, вырос, он смотрит на крестного и говорит: «Я примерно понимаю, как быть современным и в то же время верующим человеком. Я вижу пример перед глазами». Это то, что я бы посоветовал; если есть такой человек в окружении, его стоит выбирать. Но часто такого не бывает, поэтому не зря для крестного ведутся беседы, чтобы наставить, где-то подправить, подсказать, как правильно. По крайней мере, это должен быть друг семьи, тот, с кем можно разделить эту радость.

Для каждого христианина момент крещения ребенка – это радость, переполняющая твое сердце, особенно у родителей, которые вспоминают сразу Крещение своих детей. Радостью ты хочешь поделиться только со своими близкими, поэтому крестный должен быть тем, с кем ты хочешь поделиться этой радостью.

Младенчик только родился – он же святой, безгрешный ангелочек. Мы приходим в храм, старшенький причащается, а младшенького еще не крестили, и чувствуешь какую-то неполноценность всего в этой ситуации. Ты его покрестил, потом причащаешь, он с самого маленького возраста уже причащается без проблем, для него это нормально. Это в идеале, конечно, к этому нужно стремиться. И мы здесь собираемся, общаемся, чтобы поделиться своим опытом, чтобы это все можно было систематизировать.

– Я сейчас вспомнил притчу из Евангелия, когда Господь говорит, что Царство Небесное подобно жемчужине. И вот он нашел эту драгоценную жемчужину, все продает, покупает ее и созывает всех друзей, чтобы поделиться этой радостью. И мы, когда приходим в храм, причащаемся, чувствуем, что нас переполняет в сердце радость от Причастия, от того, что мы с Господом, а наш ребенок обделен как будто этой радостью. И мы хотим его тоже покрестить, чтобы он тоже был вместе с нами в этой радости. Такой пример.

Да, это правда. Это ответ на вопрос, почему крестим в младенчестве.

– Один из моментов.

Вы написали книгу «Таинство Крещения». Беседа для тех, кто готовится принять таинство Крещения. Я добавлю от себя, что порой еще и для тех, кто уже принял Крещение. Бывает, возникает много проблем, вопросов у людей, поэтому такую книгу полезно читать и тем, кто крещен, – обновлять свои знания и переходить от ступеньки к ступеньке.

– Меня сподвиг личный опыт ведения бесед с людьми. Я в один момент почувствовал, что есть что сказать, есть такой порыв сердца, хочется некоторую информацию донести, но в то же время зачастую беседы проходят в одну встречу. При всем желании рассказать все сразу невозможно. Либо ты все расскажешь, человек же должен еще это все принять, обдумать и как-то осознать. Если ты ему все расскажешь, он просто потеряется в этой информации. Поэтому хотелось максимально свою мысль сконцентрировать и выдать ее в такой небольшой книжке. Первая часть книги рассказывает как раз о том, во что мы верим, – о Православии как о вере. А вторая часть книги – практические моменты. То есть что такое крестильная рубашка, зачем мы носим крестик, какие бывают крестики. Люди спрашивают вплоть до того, должен быть деревянный крестик или он должен быть из какого-то металла.

А есть ответ на вопрос: погружать надо или обливать?

– Есть даже и эта тема.

Это частый вопрос. Сейчас отвечать не будем – в книжке прочитаете.

– Часть книги рассказывает о том, как подготовиться к таинству Крещения, вторая часть книги рассказывает практические моменты, что нужно иметь при себе. Во время беседы люди спрашивают, а потом стесняются переспросить. А в книгу можно заглянуть как в пособие для того, чтобы быть готовым.

Даже тем, кто считает, что все знает, иногда полезно возвращаться к азам. Если вас кто-то попросит быть крестными, все знания придется обновлять. Я по себе сужу, я учился в семинарии, но из-за того, что я не священнослужитель, все равно что-то забывается, и иногда приходится в книгах, интернете искать ответы на вопросы. Если забывается, всегда нужно обновлять. Нужно жить этим все-таки, тогда все будет хорошо.

Записали:
Анна Вострокнутова
и Елена Чурина

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс