Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (1219) → Протоиерей Владимир Волгин: Хотелось бы, чтобы та чистота, которая была у Иоакима и Анны, была присуща нам, христианам

Протоиерей Владимир Волгин: Хотелось бы, чтобы та чистота, которая была у Иоакима и Анны, была присуща нам, христианам

№34 (1219) / 4 сентября ‘23

Беседы с батюшкой

Протоиерей Владимир Волгин продолжает размышлять на очень серьезную, глубокую тему о Пресвятой Богородице.

– Мне хотелось бы остановиться на святости Пресвятой Богородицы. Она родилась от святых праведных родителей Иоакима и Анны. С трехлетнего возраста воспитывалась в храме Божием. Родители, по обетованию Богу, отдали Ее в храм Господень на воспитание, где Она пребывала до 14 лет. Безусловно, храм Господень воспитывал Ее в духовном смысле, но это, наверное, не осуществилось бы, если бы родители Пресвятой Богородицы не были праведными.

Живя в современном мире, мы часто удивляемся тому, что дали детям и свою любовь, и материальное благосостояние, и возможность учиться, открыв широкий путь в жизнь, а дети при всем при этом не соответствуют нравственным принципам и, несмотря на родительскую любовь, отходят от родителей, проявляют к ним непочтение, нелюбовь. Возникает вопрос: почему так?

Я уже упоминал, что в свое время, когда матушка была беременной, мы ездили к отцу Иоанну (Крестьянкину) за благословением. Ведь мы – дети советского времени, нас воспитывали неверующие родители. Безусловно, нам внушали нравственные принципы жизни, но они могли быть поддерживаемы либо внутренним состоянием души самого человека, либо наказанием родителей за отступление от этих нравственных норм. Мы не знали, как воспитывать детей в православной семье, и спросили об этом отца Иоанна. Отец Иоанн ответил очень просто, не витиевато: «Если не хотите, чтобы дети блудили, – не блудите; не хотите, чтобы курили, – не курите; не хотите, чтобы пили алкоголь, – не пейте. Авторитетом является ваша собственная жизнь».

Как все просто.

– Он сказал только об этих трех грехах, но этот перечень можно продолжать и дальше. Кстати, есть такие вещи, которые невидимы для детей, тем не менее, как вирус, они могут распространяться на их души и заражать их. Я бы добавил: если не хотите, чтобы дети в будущем применяли контрацепцию, то и сами не прибегайте к этому. Я как-то спросил отца Иоанна о контрацепции, и он сказал, что это убийство, тот же аборт, только на другом уровне. Мы с матушкой, по милости Божией, никогда не думали в этом направлении, тем не менее для нас очень важны были слова отца Иоанна.

В чем грех человеческий, связанный с контрацепцией? Мы читаем в Священном Писании Ветхого Завета в Книге Бытия, что Онан, когда входил к жене, не желая иметь детей, изливал семя на землю. Это было мерзко в очах Господа, и Господь умертвил Онана.

Задумываются ли молодые люди и их родители, насколько тяжек грех контрацепции? Господь умертвил Онана за этот грех. Слава Богу, нас не умерщвляет, а, может быть, и умерщвляет, сокращает годы нашей жизни. Если мы умираем не сейчас, сию минуту, то через короткое время можем предстать перед Господом на суд. Вот насколько это важно. Это не заповедь, тем не менее это стало заповедью с того времени, когда Моисей упомянул об этом в Книге Бытия.

Спектр грехов можно расширять. Мы ограничены десятью заповедями, которые даны были Богом через Моисея на горе Синай, ограничены Христовыми заповедями блаженств. Эти заповеди необходимо исполнять, чтобы стать крепким фундаментом для своих будущих детей.

Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна были праведными, то есть исполняли Закон Божий и все то, что было положено верующему иудею. Пресвятая Богородица рождена от святых родителей, которые долгое время Промыслом Божиим испытывали бесчадство. Почему они родили Пресвятую Богородицу, будучи уже в престарелых годах, можно только гадать. Но можно утверждать, что через зачатие в таких престарелых годах Анной Пресвятой Богородицы Господь творит чудо, и Ему абсолютно все доступно.

Кстати, Захария и Елисавета, родственники Пресвятой Богородицы, родители Иоанна Предтечи, тоже были бесплодны. Как мы знаем из Евангелия, Елисавета зачала тогда, когда женская природа уже не могла зачать. Это было вопреки природе, но действием и благословением Божиим.

И вот мы видим Пресвятую Богородицу, Которая украшена добродетелями праведных родителей – Иоакима и Анны. Потом эти добродетели были взращены и укреплены в Храме Господнем, где Богородица пребывала с трехлетнего возраста до 14 лет. То есть одиннадцать лет Она находилась в храме Божием, постоянно пребывая в молитве, чтении Священного Писания, рукоделии. Ангелы Господни являлись Ей во Святая святых, иногда приносили Ей пищу, и Пресвятая Богородица привыкла к этим явлениям.

Мы помним, Архангел Гавриил явился сначала Захарии, потом Пресвятой Богородице. Захарии он сообщил весть о будущем рождении сына – Иоанна Предтечи. Захария вострепетал, но усомнился в словах Архангела, за что был поражен в словоречии и стал глухим до того времени, пока не родился Иоанн Предтеча.

Пресвятая Богородица не испугалась явления Архангела. Она смутилась словам Архангела Гавриила, который сказал, что Она станет Матерью Бога, и спросила, как это может произойти. И услышала ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35). Она не усомнилась, потому что привыкла к таким явлениям и могла отличить духов злобы поднебесной от ангелов Божиих, которые являлись Ей...

Девицы, находившиеся на воспитании в храме, в 14 лет должны были выходить в мир и выходить замуж. Это же было предложено и Пресвятой Богородице, когда Ей исполнилось 14 лет, на что Она ответила, что дала Господу обет девства, целомудрия и не может выйти замуж. Первосвященник и священники недоумевали, как им поступить с Пресвятой Богородицей, они понимали, что не могут разрушить обет, который Она дала.

По преданию, первосвященник Захария собрал со всей страны праведных мужей, свободных от брака, которые были исполнителями Закона Божия, и сказал, чтобы все пришли со своими посохами. Посохи были положены во храме, и Захария молился о том, чтобы Господь явил Свою волю. Наутро Захария и священники обнаружили, что посох Иосифа, которому было более 80 лет, расцвел, а остальные посохи оставались в том же состоянии.

Первосвященник Захария дал благословение Иосифу жениться на Пресвятой Богородице. Иосиф (он происходил из царского рода, но был плотником, зарабатывал деньги своими трудами) поначалу отказывался и не хотел принять это благословение. На что Захария напомнил о ветхозаветных людях, отказавшихся от воли Божией: под ними разверзлась земля, они были поглощены землей. Иосиф был вразумлен этими словами и согласился на брак, сохраняя девство Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Богородица не убоялась и отправилась вместе с Иосифом в Назарет, где он проживал и где у него была мастерская древоделателя. Это была очень маленькая мастерская, примерно 12 метров, где он обрабатывал дерево – материал, необходимый для строительства.

Так проживали Пресвятая Богородица с Иосифом в молитве и трудах.

Мы знаем, что родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна были престарелыми и очень страдали от того, что не имели детей, хотя вели праведную жизнь. Почему они страдали? В Израиле считалось, что семья, не имеющая детей, чем-то особым согрешила перед Господом. Но мы читаем в Евангелии, что Иоаким и Анна были праведными: они соблюдали Закон Божий, жили по закону иудейскому, почитали все праздники, благотворили окружающим людям и многое другое делали. Можно сказать, что они жили как христиане. И при этом они не имели детей. Почему они страдали? Потому, что были в поношении у своих собратьев.

Несмотря на праведную жизнь.

– Но ведь человек может сокрыть какие-то грехи. Перед Богом – нет, а перед людьми можно сокрыть даже самые серьезные грехи. Праведная жизнь перед людьми – это, безусловно, велико, но при этом неизвестно, насколько она праведная. Но мы знаем, что у Иоакима и Анны была праведная жизнь. Повторюсь, они не отступали от Божия Закона, были милосердны и стремились к той любви, о которой Господь говорил на горе Синай Моисею: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего своего, как самого себя».

Иоаким и Анна были в поношении не только у своих собратьев и сестер, но и среди священнослужителей. Когда Иоаким принес жертву в храм, священник не захотел принимать его жертву, считая, что он грешник, потому что у него нет детей. Иоаким был очень расстроен. Можно себе представить: человек от искреннего сердца приносит что-то в храм, а священник, который распоряжается жертвами, отрицается от этой жертвы, скорее всего прилюдно.

С чем можно сравнить этот акт в Православии, если провести параллель? Может быть, с отказом в Причастии?

– Думаю, что можно сравнить с незаконным отказом в Причастии, когда священник не вникает в жизнь человека и на то, что человек высказывает, вдруг говорит: не причащайся столько-то времени (или: не причащайся сегодня). Безусловно, для того, кто старается вести жизнь во Христе, это пощечина, большое огорчение, смущение.

Я уже неоднократно рассказывал, как когда-то давно, в юности своей, был в Спасо-Преображенской пустыни. Старец архимандрит Таврион всегда устраивал службу очень рано, в 6 часов утра. Я всегда любил поспать, а тогда мой организм еще более нуждался в сне. Я проснулся в 7 часов и, как ошпаренный, побежал в храм. Прибежал, уже пели «Отче наш». А я хотел причаститься. Я понимал свое недостоинство, но очень хотел причаститься Святых Христовых Таин. Самое удивительное, что отец Таврион вышел и первым подозвал к Чаше меня. Он накрыл меня епитрахилью, прочитал разрешительную молитву и причастил меня первым. Мне не так важно было это первородство, мне важно было другое: несмотря ни на что, он меня причастил. Я принял Святые Христовы Таины, которых очень жаждал. Я думал, что сердце мое разорвется, если я не причащусь. Вот такая любовь...

Отец Иоанн отлучал только глубоко воцерковленных людей и только на сорок дней. Помню, я был еще юношей на его проповеди, и он говорил, что сейчас особые времена. Пусть не подумают зрители, что я хочу что-то ослабить в их духовной жизни; наоборот, я хочу поддержать их любовью старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Он говорил на проповеди, что раньше за такой-то грех Церковь отлучала на столько-то лет, а мы сейчас сразу допускаем человека к Причастию, радуясь тому, что он осознал свой грех. И мы знаем, что ответим перед Богом за то, что подпустили к Причастию такого человека, но сейчас особое время, когда люди отступили от Бога.

Я могу свидетельствовать, что чувствую и в себе то же самое: нет такого пылания духа, которое я хочу получить по благодати Духа Святого и которое привело бы меня к праведной жизни. Там споткнулся, там поскользнулся, там упал – и в результате жизнь оказывается далеко не праведной, отстоящей от христианской, о чем стыдно говорить. Но надеюсь на милосердие Божие и Его любовь. Надеюсь на то, что Господь вменит мне желаемое за действительное.

Иоаким и Анна не знали, в чем они согрешили. Праведного Иоакима гонят из храма Божия, он уходит в пустыню, где подвизается сорок дней.

Сорок – удивительное число: сорок дней постился Господь Иисус Христос; сорок дней длится Великий пост (к этим дням еще прибавляется Страстная неделя); сорок дней длится Рождественский пост. В общем, сорок – какое-то исключительное число. Наверное, это какая-то духовная полнота. Если человек правильно проводит эти сорок дней, то наверняка преисполняется благодатью Божией.

Потом Иоаким получил откровение идти к воротам в Иерусалиме, где он встретит Анну. Анна ангелом Божиим тоже направляется к этим воротам. И они встретились после разлуки. Они любили друг друга, и разлука – это тоже аскетический подвиг, не в плане телесного воздержания, а в плане душевного воздержания. Когда любишь человека, хочешь быть с ним вместе. И если вдруг по какой-то причине разлучаешься с ним, это очень тяжело, это относится к аскетическому подвигу.

Они встретились, и совершилось зачатие Пресвятой Богородицы. Эти чистые, целомудренные, праведные люди, будучи уже престарелыми, зачинают Пресвятую Богородицу.

Хотелось бы, чтобы та чистота, которая была у Иоакима и Анны, была присуща нам, христианам. Часто она нам не присуща. Мы вопрошаем: «Почему у нас такие дети? Мы их так любили…». Да потому, что мы ведем неправильный образ жизни, мы – не пример для них, мы в каком-то смысле дискредитируем веру в Господа нашего Иисуса Христа.

Долгожданный плод любви Иоакима и Анны – Пресвятая Богородица, Матерь Бога нашего, Которую знает весь мир, вне зависимости от вероисповедания. Вот такой плод выносила Анна, такую Деву они воспитали.

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

Через Нее радость была возвещена всей вселенной, потому что Она зачала Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Знаю семьи, которые вроде бы родили столько детей, сколько Господь им послал, но все равно происходят какие-то нестроения в семье, с детьми. Я удивляюсь – почему. Оказывается, потому, что кто-то отступает от заповедей Божиих либо напрямую, либо еще как-то. Основой для детей является нравственная христианская жизнь, к которой призван каждый христианин.

Иоаким и Анна были праведными, поэтому по особому благословению Божию, особому избранничеству Бога Пресвятой Богородицы совершилось то, что действительно является радостью для всей вселенной, потому что из Нее «возсия Солнце правды Христос Бог наш», основа нашего спасения и путь, ведущий в Царство Божие.

Отец Владимир, огромное спасибо!

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-protoiereem-Vladimirom-Volginym-5-8-2023;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-protoiereem-Vladimirom-Volginym-12-8-2023

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Самое главное в жизни – спасение души

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем чтении из послания к Коринфянам (2 Кор. 5:10–15) апостол Павел учит нас, что наш долг не себе угождать, а служить Господу и Спасителю. Это достаточно радикальные слова, ведь если мы проанализируем свою жизнь, свое целеполагание, поразмышляем, ради чего живем, зачем работаем, зарплату получаем, зачем строим дома, зачем обзаводимся семьей и так далее, то за многими, может быть, красивыми словами всегда будет обнаруживаться личная заинтересованность и желание человека. Человек хочет жить лучше, это его право, и этому посвящается большая часть нашего времени. Но мало кто готов пренебречь своими возможностями, правами, желаниями, устремлениями – часто весьма благородными – с тем чтобы время, здоровье, силы посвятить другим, а не самому себе.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Молитва – дыхание души

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс