Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (1216) → Выбор прост: нет любви – нет жизни

Выбор прост: нет любви – нет жизни

№31 (1216) / 14 августа ‘23

Размышление

Либо ты служишь Тому, Кто любовь олицетворяет, либо становишься рабом мрака. Иуда выбрал мрак. Если мы никого не любим, не в состоянии принять чужую любовь, мы стоим на пути Иуды. Но всем предателям на все времена Христос дал лекарство от смерти на осине.

О зависти

Зависть – страшная страсть. Где зависть свила гнездо, там недалеко ненависть и предательство. Иуда предал Христа из зависти, он увидел, как Мария вытирает ноги Учителя своими волосами, и страшная, ослепительная зависть сожгла его сердце. Он смотрел, как Мария возливает на ноги Иисуса драгоценное миро, которое стоило целое состояние, и не понимал, как можно быть такой расточительной и безрассудной, ведь масло можно продать, раздать деньги, накормить голодных, а она просто вылила их на ноги Учителю, а потом отерла их своими волосами. И Учитель, вместо того чтобы ее остановить, промолчал.

Завистливое сердце не способно любить, понять чужую любовь, оно способно ненавидеть, гореть от неугасимого черного адского огня и в первую очередь требует уничтожить источник своего раздражения. Поэтому Иуде логично пришла мысль предать Христа, но легче ему от предательства не стало – стало хуже, Иуда ошибся в Христе, ошибся в себе, ошибся в священниках и своей вере. Он не ожидал, что Учителя так высоко оценят священники и старцы, он не ожидал того, что Иисуса казнят так жестоко. Наблюдая, как Мария изливала миро, купленное по цене дома, он подумал, что ему и самому пора заводить дом, в котором он успокоится; 30 сребреников – это хорошее начало для того, чтобы начать строить этот дом. А внимание священников, немного денег – это его утешит. Но священники не нашли в Иуде друга, его в нем видели только мерзавцы, а он нашел в них волков в овечьей шкуре, жаждущих растерзать Учителя. Иуду ужаснула сила их зла, его потрясло, что зло свило гнездо в Иерусалимском храме. Зачем жить, когда всюду торжествует подлость, глупость, зло? И он решил свести счеты с жизнью.

Выбор прост: нет любви – нет жизни. Либо ты служишь Тому, Кто эту любовь олицетворяет, либо становишься рабом мрака. Иуда выбрал мрак. Если мы никого не любим, не в состоянии принять чужую любовь, мы стоим на пути Иуды. Но всем предателям на все времена Христос дал лекарство от смерти на осине. Этот путь выбрал Петр, который тоже прошел путем разочарований, ошибок и тоже предавал любимого Учителя, а потом Воскресший Христос сидел с ним и трижды его спрашивал: любишь ли ты Меня? И когда уже в отчаянии от его неотступности Петр воскликнул от сердца «люблю, Господи», услышал спасительное в ответ: паси агнцев Моих. Петр стал тем камнем, на котором Господь основал Свою Церковь, и врата ада вовек ее не одолеют, потому что стоит она в любви Христовой, покорившей человеческое сердце.

Покрышка на счастье

В нашем дворе в углу детской площадки на клене висит старая покрышка от колеса, на которой любят качаться дети. Такое колесо могло висеть во дворе моих родителей и даже бабушки с дедушкой, оно универсальное, как тарзанка, чиж или банки из нашего детства, такое же привлекательное. Не знаю, есть ли такие развлечения у американских или европейских детей, но точно знаю, что народ, который может придумать увлекательную спортивную игру из двух палок и ямки в земле или покрышки с веревкой и первым отправить человека в космос, способен на многое.

Возле песочницы есть обычные качели, но они интересуют только малышей, а покрышка на куске старого пожарного шланга, привязанного к толстой ветке, совсем другое – на ней можно так раскачаться, что не каждому взрослому под силу, поэтому ребята по вечерам часто играют на колесе. Почти каждый день из соседнего двора приходит старушка лет 80 с палочкой, аккуратно ставит ее у дерева, а потом начинает делать с колесом упражнения – раскачивает в разные стороны, поворачивает, крутит. Занимается минут 20, на большее сил не хватает, потом отдыхает, восстанавливает дыхание, берет палочку, тихонько уходит. Занимается этим почти каждый день в любую погоду.

Это довольство малым, умение создавать нечто ценное из ничего изумляет иностранцев и почти не волнует местных. Никому в голову не придет возводить это в ранг высокого искусства и тому подобной чепухи. У тебя есть двор, есть старый клен во дворе и старая покрышка в гараже, так чего еще тебе для счастья надо? Только довольное сердце.

Святая идентичность

Писатель Алексей Иванов вывел образ святого праведного Симеона Верхотурского в романе «Тобол» и рассуждал о его почитании с точки зрения социума.

«Мне представляется, – писал Иванов, – что наиболее почитаемыми святыми в старину люди маркировали свою идентичность. Например, на уральских горных заводах самым почитаемым святым был Симеон Верхотурский, а у уральских крестьян – осваивавший земли Далмат Исетский, у уральских казаков самой почитаемой святыней была икона Богоматери «Табынская», а у добытчиков пушнины самым почитаемым святым был промышляющий охотой Василий Мангазейский. То есть каждый из этих святых нес в себе некую главную ценность, которая была наиболее важна именно для этих людей».

Почему уральские рабочие почитали Симеона Верхотурского больше всех святых? Он не совершал никаких особенных молитвенных подвигов, не основал монастырь, не проповедовал христианство инородцам и язычникам, он был простым и неизвестным портным, но старался не брать денег за свою работу. Сошьет кому-то шубу, но не пришьет последнюю пуговицу и говорит: «Я работу не доделал, не могу брать за нее деньги – это грех». И уходил. Он своей деятельностью явил идеал труда, а труд – это главная ценность именно для рабочих, не для крестьян, потому что в крестьянском мире труд не подлежит капитализации. Если три раза вспашешь поле, ты же не вырастишь на нем три урожая, урожай все равно будет всего один. Поэтому для крестьянина излишний труд был бессмысленным, не имеющим цены. А для рабочего, если в три раза больше руды выкопаешь, в три раза больше продукции произведешь. Для рабочего труд становился сверхценностью, поэтому главным у них стал святой, явивший идеал труда по Богу, – святой праведный Симеон Верхотурский.

Счастье

Помню, был обычный не самый теплый мартовский день, когда морозы уже сошли, тепло еще не наступило, был выходной, синоптики обещали потепление и солнце, поэтому мы с женой быстро собрались, посадили дочь в санки и отправились за город. Наша прогулка начиналась в лесу, а потом продолжилась на реке, где было накатано множество дорожек от снегоходов – по ним удобно ходить, а виды на реке такие, что дыхание перехватывает. Недаром святые называли природу нерукотворной иконой: смотришь и благоговеешь.

Но когда вместо тепла и солнца на реке дует пронзительный холодный ветер со снежной крупой, не до благоговения – скорей бы домой. А дома мы строили планы на следующие выходные, которые, конечно же, будут лучше этих. Но следующие выходные оказались заняты, и следующие тоже, а потом лед на реке взял и растаял. А теперь это все вдруг осталось где-то там, в прошлом, куда не добраться уже ни за какие деньги. Когда это понимаешь, становится не по себе, словно теряешь что-то очень хорошее и важное. Те обычные зимние дни, когда мы беспечно гуляли на реке, болтая обо всем на свете и радуясь, стали днями, которые уже никогда не повторятся. И каждое их мгновение тогда стало ценнее золота.

Как сказал преподобный Никодим Святогорец: «Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, что, если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь». Но у тебя есть рука жены и счастливые глаза дочки. Если смотреть на них как последний раз, время перестает утекать, как песок сквозь пальцы, а остается здесь и сейчас. Наверное, это и называется счастье, которое будет всегда с тобой, пока ты будешь с ним.

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/O-ZAVISTI–;
https://tv-soyuz.ru/POKRYSHKA-NA-SCHASTE–;
https://tv-soyuz.ru/SVYATAYA-IDENTICHNOST–;
https://tv-soyuz.ru/SCHASTE–

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс