Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Тема нашего эфира – необходима ли Православная вера в современном обществе?
Сложно говорить о том, что Православная христианская вера столь распространена, что можно успокоиться и почивать на лаврах. Положение Церкви в обществе тяжелое (наверное, правильное слово), или все-таки это не так? Разобраться с сегодняшними проблемами очень сложно: у нас очень много разных групп, много увлеченных всяческими околодуховными практиками, но мы не видим, чтобы в храмах было столько людей, что невозможно вместить. Наше общество способно в условиях каких-то испытаний стать более верующим, православным, христианским?
– Церковь Христова редко пребывала в мире. Мы знаем, что с первых веков христианства Церковь была гонима. Она прошла много испытаний. Не всегда быть христианином было почетно, даже выгодно. Мы знаем, например, в землях, где было турецкое владычество, чтобы быть христианином, было необходимо платить большие налоги. Тем не менее христианская вера на земле была, есть и будет. Если не будет христианской веры, не будет смысла существования в этом мире, не будет тех людей, которые соединяются здесь с Господом. Господь приостановит бытие этого мира, и настанет время Страшного Суда. Это естественный финал мира. Господь об этом говорил.
Мы не знаем, когда это будет, но зато знаем: пока земля плодоносит, пока в наших городах, странах есть люди, ищущие Бога и находящие Его, в этом мире есть смысл – в нем есть соль. В нем есть то, что наполняет этот мир самым главным. Чем главным? Давайте подумаем. Дело в том, что христианская вера никогда не была массовой. Даже когда в 90-х годах множество людей пришли в храмы (священники тогда не успевали крестить, ежедневно приходили сотни людей), – все равно это не помогло нашему Отечеству стать полностью православным. Но при этом вера никогда не оскудевала. Даже когда были самые страшные гонения: 1937-й год, хрущевские гонения, – вера Христова не исчезала.
Я говорю это к тому, что не зависит желание человека быть с Богом от внешних воздействий. Если он хочет быть с Богом, то будет с Ним всегда. А если у него нет такого желания, то ничего не выйдет. Как у многих сейчас бывает целая проблема: приводят наши прихожане своих детей в воскресную школу, проходит какое-то время, и они говорят, что сын или дочь, которых они водили в храм, воскресную школу, выросли и пошли своей дорогой. Почему? Да потому, что вера в Бога всегда строго индивидуальна. Это надо понимать. Невозможно сделать православной целую страну, но можно сделать, чтобы в этой стране жили православные люди, которые верят в Бога и стремятся к Нему всем сердцем. Невозможно православной сделать школу, но в эту школу вполне можно найти доброго законоучителя, который бы мог вести там «Закон Божий» из своего личного сердечного опыта, потому что наша Православная вера – не некая совокупность знаний, а совокупность личного сердечного опыта, а его можно успешно передавать только в том случае, если ты сам в этой духовной сфере живешь.
Хотелось бы еще добавить по этому вопросу: конечно, мы с вами хотели бы, чтобы наша страна вновь стала православной, чтобы та самая главная закваска, что и создала великую Россию, вновь заквасила все общество, которое сейчас, как вы правильно сказали, шатается и зачастую имеет огромное количество всяких псевдорелигиозных и иных учений, смущающих умы наших граждан, отвлекающих их от того, чтобы прийти к Богу. Нам бы всем этого хотелось, мы об этом просим Бога, но сделать это не может даже Всемогущий Господь, потому что прийти к Богу может только свободная и любящая личность. Научить человека любить Бога, наверное, невозможно, но можно показать пример, как это делается. Причем этот пример показывается собственной духовной жизнью.
Невозможно заставить кого-то молиться. Можно заставить человека прийти в церковь, прочитать что-то по молитвослову, но мы прекрасно понимаем, что это не будет молитвой. Потому что молитва – это сердечное и умное обращение к Богу свободной личности. Если этого нет, то внешними факторами мы этого не достигнем, поэтому переживать излишне не стоит. Духовное движение к Богу нашего общества только тогда бывает успешным, когда находится должное количество людей, которые становятся «светлячками» – героями, примером для других.
Что бы могло сделать наше государство? Как мы могли посодействовать тому, чтобы наше общество больше узнало о Христе и прониклось христианскими ценностями? Наверное, самый простой, естественный способ: чтобы в кино, на телевидении, в книгах существовало как можно больше добрых, христианских героев, достойных сынов своей Церкви и своего Отечества. Ведь на кого человек равняется, по тому пути и идет. Где герои нации, туда нация будет потихоньку идти.
Вопрос телезрителя: «Меня смущает название темы. Насколько я знаю, мы исповедуем веру в Христа, а Православие – это одна из конфессий. Объясните, чем по существу отличается Православная вера от католической»?
– Спасибо большое за ваш замечательный вопрос. Действительно, в этом мире существует огромное количество конфессий, которые называются христианскими. Почему мы называемся православными? Потому, что Православная Церковь в рамках своего опытного богообщения (я об этом сказал в первой части передачи) базируется на тех людях, которые имели личный опыт общения с Богом. За счет этого свою веру укрепляют.
Религия происходит от латинского слова religare, т.е. «связываю» – эту связь с Богом православные люди, наши святые сохранили неповрежденной. Потому что Писание – одно, но на основании Священного Писания возникает огромное количество всяких толкований, ничего общего с правдой Божией не имеющих. Потому что человек может искать даже в словах Священного Писания не то, что хочет Бог, а то, что хочет его грешная страстная натура. В Святой Единой Апостольской Церкви (с древних времен так получалось) кто-то уходил в раскол, кто-то отпадал от этого единства, от традиции правильного понимания и истинного богообщения.
Православная Церковь в этом плане на законных основаниях претендует на то, что Православная вера является истинным богообщением, мы опытно знаем, что наша Церковь во все времена и сегодня плодоносит святыми угодниками Божиими, в своей жизни достигшими единения с Богом. Это единение явное, оно проявляется в той любви народа, людей, прибегающих к заступничеству этих угодников, в тех чудесах, что совершаются при обращении к ним, в той живой, опытной вере, которая не заканчивается смертью человека. Это не просто отвлеченные идеи, а та живая связь, остающаяся неповрежденной в нашей Церкви во все времена.
Это не значит, что у нас нет грешных людей. Православная Церковь не может быть абсолютизирована, потому что в Церкви всегда существует богочеловеческий союз. Все, что там святого и доброго, – от Господа; и не все, что туда приносит человек, является добрым и святым, очень многое из этого – страстное, никчемное, повреждающее связь с Богом. Самый простой пример – в Евангелии. Фарисеи, книжники прекрасно знали Священное Писание Ветхого Завета, знали о пришествии Христовом все – все знамения, времена; тем не менее они не захотели принять Христа, не захотели слышать, не захотели видеть даже самые ясные знамения и чудеса, которые Христос сотворил.
Таким образом, человек, даже используя Священное Писание, может оставаться далеким от Бога. Священное Писание мало принять как Слово Божие, его еще нужно правильно понимать и правильно им жить. А эта традиция у нас хранится в Церкви, свято соблюдается. В этом отношении мы имеем великое сокровище, за которое с нас Господь и спросит, потому что тот, кто знал волю Господина своего и не исполнял ее, как мы знаем по Евангелию, биен будет много (Лк. 12:47). Наша живая Православная вера, неповрежденный наш союз с Господом Иисусом Христом – не только великий дар, но и великая ответственность.
Мы всегда будем стремиться к Богу, всегда будем идти к Нему. Но в Православной вере есть те механизмы, то наследие святых отцов, что помогают нам на этой дороге не уклониться в сторону, не впасть ни в ересь, ни в прелесть…Наша Православная вера претендует отнюдь не на праведность людей, приходящих в Православную Церковь; она претендует на неповрежденность апостольского учения, оно в нашей Церкви сохранилось. Живой опыт святых, которые составляют, можно сказать, костяк нашей Церкви, ее побеждающую часть, дает каждому человеку возможность соединиться со Христом истинно.
Вы произнесли одно из очень важных условий христианского мироощущения – свободная личность. В «Святограде» оказывается очень серьезная помощь людям, страдающим от нарко– и алкозависимости. И в данном случае можно говорить о несвободной личности. Но речь не только о тех, кому вы помогаете. Мы видим, как много несвободы в нашем обществе. Когда мы говорим о свободной личности, как это можно понять именно в контексте несвободы общества, людей, не свободных от своих привычек и страстей?
– В Священном Писании мы имеем подтверждение, что всякий, кто творит грех, становится рабом греха. Только свободный человек может прийти к Богу, и это законное следствие. Пока кто-то творит грех, он находится в рабстве греха. По мере освобождения от греха у него появляется возможность общаться с Богом. Только тот, кто освобождается от греха, идет к Богу и соединяется с Ним.
Любая несвобода связана с существующими в обществе греховными привычками. Вы привели самый грубый, самый яркий и понятный пример. Действительно, мы работаем с людьми, находящимися в состоянии зависимости. Они бы и рады выйти из этого состояния, бросить алкоголь и наркотики, но у них не получается. Получается это только тогда, когда они признают собственное бессилие и обращаются к Богу.
Точно так же и во всех остальных сферах. Человеку может казаться, что он свободен и делает то, что хочет. Но пусть курильщик попробует не курить – он сразу почувствует, какая это степень несвободы. Или пусть обжора попробует перестать угождать своему чреву. Или то, что актуально для каждого современного человека: попробуйте отложить на несколько дней все гаджеты, побыть в тишине и посмотрите, как будет на это реагировать ваше сердце. Насколько вы готовы не читать хотя бы новостей, а возложить все свое упование на Господа? Скажите: «Господи, как знаешь, так и управь это дело. Сделай все так, чтобы было по воле Твоей святой, чтобы и Отечество наше спасалось, и люди, которые в нем». Попробуйте на несколько дней доверить свою жизнь Богу. Уверяю вас, это будет очень важный и интересный опыт, он даст вам возможность понять, насколько вы привязаны к этому миру и насколько мир имеет на вас влияние.
В Православной Церкви, например, есть замечательная практика паломничеств: можно поехать в монастырь трудничать. Монастырь – место тишины, где можно собраться, помолиться. Это нужно абсолютно всем.
Ведь, по сути, современный человек лишает себя очень многих естественных радостей, доступных нашим предкам. Бесконечная суета не дает возможности остановиться, задуматься, прочувствовать Бога, прочувствовать друг друга. Это очень важный момент. Давно ли мы собирались для того, чтобы несколько часов пообщаться, спросить у ближнего, как он живет, чем живет, что интересное за это время узнал, как поживают его родственники и знакомые? Мы это теряем. А это очень много дает.
В каждом человеке есть частица Бога, и один из способов богопознания – общаясь друг с другом, относиться друг к другу как к образу и подобию Божию, стараясь в этом образе и подобии увидеть свет. Господь сияет через каждого из нас. Этот важный и серьезный опыт мог бы сплотить наше общество и дать ему определенную христианскую закваску. Как сказал пророк Давид, с преподобным преподобен будешь, а с нечестивым развратишься. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1:1). И далее говорит: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе (Пс. 132:1).
То есть единомысленные люди, в сердце своем имеющие Бога, действительно являются закваской этого мира и теми друзьями, о которых пословица говорит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Если приобрести таких добрых друзей, то пойдешь вперед, к Богу. Это важный момент и рецепт для современных людей, как мы могли бы поступать, если хотим, чтобы наше общество стало более православным.
Вопрос телезрителя из Подмосковья: «На сегодняшний день, к сожалению, основная масса детей школьного возраста в храм не идет. И наши священники тоже не приходят в школы, чтобы постараться привить нашим детям православное христианское мировоззрение, морально-нравственные нормы. К сожалению, пагубное влияние имеют на детей омерзительные телепередачи и интернет. Наверное, работа с детьми в школах представляется на сегодняшний день самой главной и актуальной, ведь дети – наше будущее».
– Что я могу сказать из собственного священнического опыта на этот счет? В нашем городе, слава Богу, нам удавалось приходить в школы. Есть в Санкт-Петербурге замечательный православный молодежный клуб «Встреча», который уже много лет организует миссионерский проект «Наши приоритеты в современном мире». Мы с ними сотрудничали и провели вместе больше десятка конференций в нашем городе. У нас есть такой опыт, когда православная молодежь приходит в школу, ученики 9–11 классов снимаются в субботу с уроков и занимаются тем, что пытаются рассмотреть вопросы, с кем они построят свою жизнь в дальнейшем, как надо относиться к родителям, как относиться к здоровью, к спорту, какую профессию выбрать. Это, конечно, замечательно, когда ученики проводят целый день на таких конференциях. Но это один день в году. А все остальные дни они проводят в своих семьях.
Есть такие стихи, может быть, немножко несуразно звучащие на русском языке:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему...
Церковь Христова начинается с малой Церкви – с семьи. Школа – замечательное место, куда можно прийти, если есть талантливые батюшки, талантливые миссионеры, и общаться с молодежью. Но Православие, как я уже сказал, начинается с личного, домашнего примера. Если родители не поступают по-христиански, то даже если бы все школьные уроки были посвящены христианству, это ничего не даст, потому что ребенок, приходя домой, видит совершенно другой уклад жизни. Вера не доказуется, она показуется собственным примером.
Повторюсь, мы приходили в школы. И это великое благо, когда в школы пускают священников; надо памятник поставить тем директорам, которые на это идут. Потому что сейчас система образования перегружена большим количеством всяких инструкций, нормативов, огромное количество рисков, директор, учитель отвечают абсолютно за все. Не дай Бог кто-то напишет жалобу. При этом они идут навстречу, открывают свои двери священникам. Но в эти открытые двери мало зайти, нужно еще зайти в двери сердца человеческого, а это уже высший пилотаж в духовной сфере.
Как показывает моя священническая практика, лучше всего получается, когда ты имеешь перед глазами искренне верующего, искренне доброго человека. Это может быть бабушка или соседка Мария Ивановна, но она не просто в церковь ходит, а потом с постной физиономией рассказывает, что все кругом грешники, делают неправильно, а она одна спасется. Нет! Это должен быть человек с добрым христианским сердцем, он всех жалеет и всех любит.
Если мы хотим, чтобы наше общество действительно стало православным, нужно начинать с себя, с того, что происходит в наших храмах. Потому что зачастую люди, которые ходят в храмы, тоже очень немного знают о Христе. Они знают о том, как надо ставить свечи, какие каноны прочитать ко Святому Причащению, как готовиться к Исповеди, как правильно сформулировать, что «согрешил делом, словом, помышлением». При этом живого опыта веры и общения с Богом такие люди не имеют. Почему это происходит – очень сложный вопрос.
Тайна общения души с Богом – это всегда что-то индивидуальное, можно даже сказать, интимное. Это самое великое таинство, когда сердце человеческое к Богу обращается. Иногда это происходит на последнем издыхании. Бывает, позовут напутствовать умирающего, а его душа так раскрывается! А тот, кто много лет ходил в храм, до такой глубины и не прочувствовал, насколько его любит Бог и как много Бог был в его жизни.
Можно об этом говорить много часов, учить детей, вводить предметы, но самое главное – наш пример. Давайте мы, кто сейчас смотрит телеканал «Союз», сегодня, читая вечернее правило, попросим Бога: «Господи, какой Ты есть, откройся мне. Научи, как мне Тебя познавать, как жить. Исправь те ошибки, которые я в жизни делаю. Если я иду не туда и что-то делаю неправильно, помоги мне исправиться».
Нам нужно учиться доверять Богу и слышать Его. Это, с одной стороны, момент личного богообщения, но, с другой стороны, это и есть сердцевина нашей веры. Наша вера имеет очень богатый опыт. Наша Православная вера имеет очень глубокие символы. Мы имеем корень, соединяющий нас с Церковью Христовой через апостолов. Но путь ко Христу человек может пройти только сам, и искать Бога он должен сам.
О вере можно говорить очень просто. Самое главное – искренность. Что нужно для того, чтобы понять, что жить без христианской веры невозможно?
– Нужно попросить об этом Бога. Господь сказал: просите, и дастся вам. Надо в простоте сердца обратиться и сказать: «Господи, покажи мне, как поступать, как действовать, как познать Тебя, как научиться любить ближних». Без такого искреннего и простого обращения ничего не получится.
Можно строить огромное количество всяких проектов, можно их очень грамотно описывать, очень красиво показывать в СМИ. Но если Бога не попросить, Бог и не приблизится. Бог – сознательно любящая Личность, и Он ждет от нас такого же сознательного и любящего обращения. Пока мы не попросим Бога, Он не приблизится к нам.
Спасибо! Благословите наших телезрителей.
– Господи, благослови нас познать Тебя, найти Тебя в этой жизни, наполнив Тобою наши сердца.
Записали:
Людмила Кедысь
и Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.