Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем». Эти слова святого Блаженного Августина пережили тысячелетия и остаются маяком на жизненном пути для тех, кто всем сердцем любит Господа и служит Ему. Все в жизни произойдет вовремя, все устроится лучшим образом, уйдут сомнения, внутренние борения, если на первом месте будет Бог.
Мы в храме во имя Святителя Тихона, Патриарха Московского. В Казани, столице Татарстанской митрополии, эта церковь – примета того времени, когда Православная вера выходила из-под многолетнего запрета. Свято-Тихоновский храм возвели двадцать пять лет назад, в 1998 году. В 2015 году приход возглавил протоиерей Владимир Самойленко, благочинный первого церковного округа Казани, ректор Казанской духовной семинарии.
Протоиерей Владимир Самойленко: – Мы знаем, что Господь нашу жизнь очень премудро устрояет.
Для отца Владимира эти слова – опыт его пресвитерского служения, его жизни, по которой тридцать лет и три года рядом с ним идет его жена, матушка Татьяна. Они оба – южане: отец Владимир – из Краснодарского края, матушка Татьяна – из Ставропольского.
Матушка Татьяна Самойленко: – Ставропольский край, юг, город Ставрополь: тепло, хорошо. Раньше были снежные зимы, теперь их все меньше и меньше, практически не стало. Но лето всегда хорошее: фрукты, ягоды.
Татьяна с сестрой росли в дружной и любящей семье, где сложились свои традиции.
м. Татьяна: – Детские воспоминания: папин папа всегда на Пасху ходил освящать куличи, яйца. Он был участником войны, был ранен и считался пропавшим без вести. Бабушка всегда молилась святителю Николаю Чудотворцу и говорила: «Только Николай Чудотворец вернул мне моего мужа».
Вернулся с тросточкой, с раненой рукой и с верой в Бога.
м. Татьяна: – Почему-то бабушка с дедушкой говорили: «Если кто чихнет за разговением, будет счастливым человеком». И мы с сестрой всегда старались чихнуть специально. Не помню, чихнули мы случайно или нет, но мы счастливые.
Татьяна училась в школе, занималась большим теннисом, даже получила звание кандидата в мастера спорта.
м. Татьяна: – Это индивидуальный вид спорта, где все зависит от тебя, насколько ты проявляешь характер, силу, волю.
После окончания школы поступила в пединститут. Выбрала этот вуз потому, что он находился вдали от трех военных училищ.
м. Татьяна: – Я ходила очень далеко, потому что думала: «Там военные; не дай Бог влюблюсь в кого-то – придется уехать из родного Ставрополя».
Родители матушки Татьяны работали в строительной организации. Правда, мама после серьезной травмы в профессию уже не вернулась. В то время в епархии искали повара для Владыки Антония. Предложили маме – она согласилась.
м. Татьяна: – Был праздник, и мама попросила меня прийти помочь ей. Там было много гостей. Я – студентка в брюках – прибежала помочь маме готовить. Там меня увидел батюшка – и все.
прот. Владимир Самойленко: – Я из священнической семьи, папа был священником. Так получилось, что все сыновья наших родителей стали священниками, а все дочери, мои сестры, стали супругами священников.
И его жизненный путь был предопределен. Когда они с Татьяной познакомились, молодой человек служил иподиаконом у Владыки Антония.
м. Татьяна: – Лучезарный, улыбающийся, игривый – хорош.
С иподиаконом Владимиром больше общалась мама Татьяны, она и решила пригласить его на свой день рождения.
м. Татьяна: – У нас с мамой день рождения в один день – 28 июля. И в этот день рождения он мне сделал предложение, причем с таким условием, что нужно было ответить «да» или «нет» до 13 августа.
прот. Владимир Самойленко: – Я действовал быстро и решительно. Сердце екнуло, я понял – вот моя избранница.
Перед тем как благословить своего иподиакона на учебу в Ленинградской духовной семинарии, Владыка Анастасий предложил ему подумать о монашестве.
прот. Владимир Самойленко: – Конечно, я не был склонен к монашеству, особых мыслей по этому поводу не было. Я стал действовать решительно, сказал: «Татьяна, если ты не согласишься, я уйду в монастырь». Она, видно, испугалась.
м. Татьяна: – Влюбилась, конечно.
Перед отъездом Владимира на учебу в семинарию молодые люди обручились, а следующим летом обвенчались. Через несколько месяцев после Венчания митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон рукоположил отца Владимира во диаконы, еще примерно через год – в пресвитеры.
м. Татьяна: – Когда батюшку водили по алтарю, а потом прозвучал возглас «Аксиос», это было волнительно. Изменился образ жизни: службы, молитвенное правило, посты, соблюдение всех правил. Раньше у нас этого не было.
Когда утихли эмоции от событий и перемен, когда семейная жизнь начала входить в свою колею, девятнадцатилетняя матушка Татьяна стала постепенно открывать для себя мир Церкви, в который ввел ее муж-священник. Ввел без принуждения, с терпением и любовью.
м. Татьяна: – Мне было сложно соблюдать посты – я мясоед. Первое время было очень тяжело к этому привыкать. И к молитвенному правилу тоже было тяжело привыкать, и к Причастию. С этого надо было начинать православную жизнь.
Правила (утренние и вечерние), богослужения, церковные праздники – все это было внове.
м. Татьяна: – Семейные традиции были такие: если выходишь замуж, нужно быть с мужем рядом, в одной упряжке, смотреть в одну сторону. Я перенесла это в свою семью и поняла, что традиция хорошая, интересная, надежная. Под таким покровом ходить рядом – это хорошо.
Все-таки не напрасно говорят: «Захочешь рассмешить Господа, расскажи Ему о своих планах». Татьяна не хотела выходить замуж за военного, чтобы не уезжать из Ставрополя от родителей. Однако в ее жизни все произошло с точностью до наоборот.
м. Татьяна: – Во все приходы, где мы были, батюшку направляли; мы никуда не просились. Батюшка – воин Христов: куда направили, туда и идет. Он никогда не будет проситься куда-то.
Первый приход, куда направили отца Владимира, был в селе Сухая Буйвола Ставропольского края. Второй, Александро-Невский, недалеко – в городе с символичным названием Благодарный.
прот. Владимир Самойленко: – На приходе практически не было инфраструктуры, не было даже воды. Когда мы туда приехали, не было бытовых условий.
м. Татьяна: – За водой нужно было спускаться двести метров с горки от храма. Вода ледяная. Печка газовая. Щели между плинтусом и стеной шириной в руку...
прот. Владимир Самойленко: – Первое, что я сделал, – провел воду. Мы поставили колонку. И это уже была радость, достижение: всю жизнь не было воды в храме, а тут вода появилась.
м. Татьяна: – В следующий раз приехали на приход – кран уже был на территории храма. В следующем храме уже был телефон, можно было позвонить маме.
Потом рядом с Александро-Невским храмом построили церковный дом, крестильню, воскресную школу. В те годы, в конце 90-х, много строили и восстанавливали.
прот. Владимир Самойленко: – Мне помогал мой покойный тесть. Когда у меня возникали какие-то строительные вопросы, он мне все объяснял, рассказывал, как работает плита, как арматура лежит. И потом я говорил строителям, что напуск надо сделать по СНиП, не менее семи сантиметров. Они на меня смотрели с удивлением, мол, откуда я такое знаю.
м. Татьяна: – Я преподавала в воскресной школе, пела, насколько это было возможно. Потом с детьми это делать было непросто, мне не с кем было их оставлять, приходилось в основном заниматься детьми. И я всегда занималась цветами.
Первая дочь Ксения у отца Владимира и матушки Татьяны родилась в Ставрополе. Сын Арсений – в Благодарном, дочь Алевтина – во Владикавказе. В Северную Осетию-Аланию отца Владимира перевели из Ставропольской епархии.
м. Татьяна: – Туда никто не хотел ехать, потому что была война с Ингушетией. Как раз был период после обострения, затишье. Отправили батюшку как молодого благочинного.
Ставропольскую и Владикавказскую епархию тогда возглавлял Владыка Феофан. По его благословению отцу Владимиру предстояло возвести во Владикавказе кафедральный собор Великомученика Георгия Победоносца. Это сегодня его называют визитной карточкой столицы Северной Осетии, а на момент приезда туда семьи Самойленко был лишь заложен храмовый фундамент. Только с Божией помощью, вспоминает сейчас отец Владимир, стало возможным изыскать средства на строительство, погасить долги по зарплате, возвести купола, кресты. Помогало руководство республики, а также меценаты и просто неравнодушные люди. Первое богослужение в храме стало праздником для православных.
прот. Владимир Самойленко: – Было всенародное воодушевление. Я даже такого не ожидал. И собор был полон людей, и территория вокруг собора тоже. Было очень радостно! И я, и многие мои помощники из духовенства понимали, что труды не напрасны.
м. Татьяна: – Там очень хорошие люди, хорошая земля. Там очень красиво, хлебосольно. Осетины такие верующие! Очень много хороших впечатлений, эмоций, воспоминаний об Осетии не только у нас с батюшкой, но и у наших детей.
После Владикавказа – Челябинская и Златоустовская митрополия, Симбирская и Новоспасская, с 2015 года – Казанская и Татарстанская. Служили вместе с Владыкой Феофаном: куда он, туда и они. Матушка Татьяна начала трудиться в епархиальной бухгалтерии кассиром. Будучи гуманитарием, она освоила совершенно новую для себя сферу.
м. Татьяна: – Я уже привыкла. Наоборот, интересно – узнаешь что-то новое: программки обновляются, в компьютере сидишь. Все очень интересно.
Владыка Феофан почил в 2020 году. Уже новый митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл в 2021 году назначил протоиерея Владимира Самойленко ректором Казанской духовной семинарии.
м. Татьяна: – Я старалась создать все для того, чтобы он, как мог, проявил себя.
Уют в доме, атмосфера любви – это очень важно. Несмотря на неизбежные для всех семейные трудности, матушка Татьяна старается разрешать их максимально быстро, без давления и обидных ссор. Не менее важно, чтобы муж-священник знал и ощущал, что его всегда поддерживают.
м. Татьяна: – Если нужно было храм красить, вместе красили полы. Если нужно копать, сажать – опять вместе. Он всегда хорошо выстраивал отношения и с администрацией, и с военными. Когда человек общается с людьми, он меньше бывает дома. Я никогда не противилась его общению и выстраиванию личных отношений, контактов, которые потом плюсом выходили для прихода.
Годы жизни в церковной среде, конечно, изменили матушку Татьяну. Прежде всего научили полагаться на Божию волю, следовать ей, научили на первое место ставить Бога.
Годы жизни в церковной среде, конечно, изменили матушку Татьяну. Прежде всего научили полагаться на Божию волю, следовать ей, научили на первое место ставить Бога.
м. Татьяна: – Молишься утром – и чувствуешь, что тебя слышат. Хочется счастья для своих детей, чтобы сердце материнское успокоилось. Значит, молитву надо усилить.
прот. Владимир Самойленко: – Всякое, конечно, бывает. Нельзя сказать, что только ясное небо и солнышко светит. И какие-то тучки бывают (не без этого). Но все это быстро проходит, ветерочек разгоняет тучки – и опять солнышко.
м. Татьяна: – Мы можем разговаривать на любые темы. Можем просто помолчать – это тоже интересно, потому что наговоримся оба за целый день, и хочется просто уютно посидеть, попить чайку, прижавшись к плечику.
Записала:
Людмила Кедысь
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.