Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (1213) → Архимандрит Савва (Мажуко): Упрек матери

Архимандрит Савва (Мажуко): Упрек матери

№28 (1213) / 18 июля ‘23

Свет невечерний

Самая первая духовная книга, которую я прочитал в своей жизни, – Древний патерик. У нас в Никольском храме, куда я начал ходить школьником, на колокольне дневала и ночевала старушка – Мария Лаврентьевна. Я с ней подружился. Она почему-то испытала ко мне большое доверие и дала почитать (тогда мне было 14 лет) свою самую любимую книгу, у которой не было ни начала, ни конца. Тогда духовные книги было совершенно невозможно найти, и люди ценили как величайшее сокровище те обрывки дореволюционных изданий, которые им удавалось найти, переплести, сделав какую-то обложку из обоев. И у этой книжки как раз была обложка из синих советских обоев. У книги не было ни начала, ни конца. Только потом я узнал, что это был Древний патерик.

Древний патерик – это сказания о жизни египетских отцов. Этот сборник появился в Египте, он существует в разных редакциях и известен у нас по переводу с древнегреческого языка. Египетские отцы очень редко писали и мало говорили, потому что это были настоящие мужчины, настоящие богатыри духа, которые если и говорили, то каждое их слово, каждая фраза имеют такой вес, что перевешивают целые шкафы богословских книг и текстов.

Древний патерик – это как раз собрание таких изречений, подобранных с величайшей бережливостью учениками египетских старцев, говоривших на коптском языке, потомков древних египтян, построивших пирамиды. Это был, пожалуй, первый воцерковленный народ в истории христианства. Этот же народ дал первых монахов-подвижников, они, собственно, и определили путь монашества. Ведь то монашество, которое существует в разных странах, – не что иное, как ветвь, лоза, что питается от корня того самого египетского монашества, родившегося вместе с преподобным Антонием Великим, коптом, коренным египтянином, и его учениками.

В Древнем патерике вы не найдете цельных житий святых. Это, скорее, сборник, где изречения старцев расположены тематически. Один из рассказов, который я прочитал тогда, в 14 лет, меня поразил, и я его перечитываю почти каждый год. Поразил потому, что так уж я привык читать книги – относя все к себе. Я хорошо помню, какой религиозный энтузиазм меня обуял в 14 лет: я взялся и поститься, и молиться, и вставать в четыре часа утра до школы, чтобы прочитать Евангелие или Псалтирь. И у меня были конфликты с родителями по этому поводу. До сих пор помню, как обижалась мама: она сварит суп с мясом, а я ей говорю: «Сегодня постный день». Своей неразумной ревностью я, конечно, страшно всех изводил, это было что-то невероятное.

В этом же возрасте, одержимый своим религиозным фанатизмом (наверное, так правильно назвать), я читал в Древнем патерике, сидя на колокольне рядом со старушкой Марией Лаврентьевной, историю о подвижнике, который тоже «сражался» с мамой. Меня так захватила эта история, что я потом много дней ходил под впечатлением.

Жил один молодой человек (такой же, как я, или, может быть, старше), дело было более чем полторы тысячи лет назад в Египте. Он тоже начал воцерковляться, тоже услышал о монахах из рассказов странников или, может быть, посещал монастырь. Он узнал, что есть в пустыне такие оазисы, где живут великие подвижники. Они постятся, некоторые старцы даже неделями не едят, постоянно находятся в молитве, в молчании, творят величайшие чудеса.

Конечно же, этот парнишка тоже захотел пойти в монастырь. Но мама есть мама, она сказала, мол, я тебе пойду!.. Этот египетский паренек говорил то же, что и я своей маме через многие сотни лет: «Я хочу уйти в монастырь, чтобы спасти свою душу». «Я хочу спасти свою душу», – повторял тогда этот мальчик.

Видимо, его мама была не в силах его удерживать – он сбежал в монастырь, стал монахом, ревностно взялся за свое спасение. Но, как это обычно бывает со всеми (в том числе и со мной), в какой-то момент он нагулялся, как говорят у нас в Белоруссии. Нагулялся в монашество и стал проводить жизнь беспечную. Все стало как-то комфортно, он уже все узнал, со всеми перезнакомился, все книжки прочитал, все свечки поставил, на всех службах побывал. Все стало очень понятно, обыденно, заняло свои естественные ниши в жизни.

Обычное искушение (не только для монахов, для меня в том числе): его со всех сторон стала обволакивать беспечность, жизнь комфортная, предсказуемая, простая. Его сердце, как говорили в те времена, заросло жиром благополучия. Он стал беспечным монахом, каких было множество. Таких знает церковная история, и еще будет знать. Так уж устроен человек.

И вдруг он узнает, что его мама, оставшаяся в миру, умерла. Он даже не был на ее похоронах, потому что они рассорились. Через какое-то время и сам этот беспечный монах заболел очень серьезной болезнью. Болезнь была такой сильной, что он был при смерти и даже несколько дней находился без сознания. Братья уже готовились его хоронить, но он внезапно очнулся, выздоровел и рыдал несколько дней после того, как пришел в себя. Рыдал и, когда выздоровел, стал абсолютно здоровым человеком.

Братья стали спрашивать, что случилось, почему он так переменился. И он им рассказал, что, когда сильно болел, случилось так, что дух его был восхищен, и он оказался перед Престолом Божиим, попал на Суд. Среди осужденных была его мама. Она вдруг повернулась к нему и сказала: «Как? И ты здесь? Ты же хотел спасти свою душу. И ты здесь?» И тут он услышал, как Господь говорит ангелу: «Вы взяли не того. В соседней пустыне, в соседнем монастыре есть монах с таким же именем. Вы перепутали. Верните этого назад, он умрет через несколько лет».

Братья, услышав этот рассказ, послали послушника узнать, что произошло в соседней пустыне. Действительно, там умер монах с таким же именем, такого же возраста, скончался в то же самое время, когда этот монах лежал без сознания.

Выздоровевший инок стал подвижником: закрылся в келье, сидел на хлебе и воде, днем и ночью молился и плакал. Многие приходили к нему за наставлением, ведь редко такое случается, чтобы человек пережил свою собственную смерть. И он говорил всем только одно слово: «Если я не смог перенести упрек от матери, как я перенесу упрек от Господа?»

Какие это тяжелые слова... Я думаю, эта история про египетского монаха касается каждого из нас, кому Господь открылся однажды, взял за руку, повел за Собой. Ведь мы пришли в Церковь не для того, чтобы ее осчастливить или сделать лучше. Мы оказались в храме потому, что Господь нас подобрал на распутьях и в злачных местах этого мира. Подобрал, привел, пожалел. И очень важно, чтобы мы оправдали Его доверие.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс