Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (1211) → «Когда в душе нет Бога, там появляется пустота»

«Когда в душе нет Бога, там появляется пустота»

№26 (1211) / 3 июля ‘23

Размышление

Люди часто смешивают два совершенно разных чувства: телесное и духовное. Животный страх – это природное чувство, данное нам Богом для самосохранения, а страх Божий – духовное чувство, не имеющее ничего общего с животным страхом. В основе Божия страха любовь и благоговение к Богу... Не делать грех, чтобы не расстраивать Бога, и есть страх Божий. Без этого спасительного чувства любовь к Богу невозможна.

Про голосование за памятник на Лубянке

Голосование за возвращение памятника на Лубянской площади Феликсу Дзержинскому или святому благоверному Александру Невскому многими православными было воспринято как кощунственная провокация. Сама идея выбирать между почитаемым в народе святым и террористом-большевиком, создателем и руководителем репрессивного государственного аппарата, повинного в уничтожении целых сословий (в первую очередь священства как класса), выглядела как насмешка над здравым смыслом, элементарной душевной нечистоплотностью. Да еще в год 800-летия святого!

2021 год был объявлен нашей Церковью годом святого благоверного Александра Невского. Что бы кто ни говорил про архитектурную доминанту Лубянской площади, но мы выбирали не памятник, а идею, символ, близкий нашему духу и нашему мировосприятию. Некоторые даже говорили, что памятник может стать вектором, определяющим развитие будущего страны, то, какой символ она выберет. Голосование показало, что для кого-то Дзержинский вовсе не кровавый палач, а символ порядка, сильного, справедливого государства. А свержение его памятника для многих стало символом разрушения страны.

Святой благоверный князь Александр Невский, чье княжение началось с победы над тевтонскими рыцарями на Чудском озере, в годы разорения и смуты был мудрым правителем, заложившим основы Русского государства, талантливым полководцем, мужественным воином и блестящим дипломатом, умевшим договариваться с Востоком и Западом. Но прославлен он Церковью не за свои таланты, а за то, что смысл своей жизни видел в служении Богу и вверенному ему народу. Идея служения не ради выгоды или власти, а ради высшего идеала, олицетворенного во Христе, близка многим современным людям. Как мы знаем, голосование остановили. Но, как известно, свято место пусто не бывает, особенно когда это место в твоем сердце.

Селфи в снегу

Когда в конце февраля в Центральной России выпал снег, многие запаниковали. Вся лента в соцсетях была в фотографиях: машины, тротуары завалены снегом. Караул! Засыпало! Снег выпал...

Вспоминаю детство: дом моего прадеда Андрея стоял на самом краю деревни, прямо за огородом начиналось поле, продуваемое со всех сторон ветрами. Зимой эти ветра наду-вали столько снега, что с той стороны, где был огород, дом заметало по самую крышу. Мой отчим, художник, однажды так его и нарисовал на картине: с одной стороны – люди и жизнь, с другой – белое безмолвие, торжество природной стихии.

Бабушка Катя нам с братом рассказывала, что в деревне была только одна начальная школа с тремя классами. Чтобы дальше учиться, нужно было ходить в город. И они, дети в возрасте от семи до двенадцати лет, ходили зимой и летом, при любой погоде, пешком. Старшие брали младших за руку и шли: в метель, в мороз, в дождь – восемь километров в одну сторону, а потом обратно. Так каждый день. Нашей бабушке тогда было девять лет. Она радовалась, что учится в школе, старалась не пропускать занятия.

Интересно, что бы она сказала, прочитав у нас про сугробы? Решила бы, что шутим или что у нас украли лопаты. Ведь если выпал снег, нужно просто взять лопаты и его убрать, а не делать селфи на фоне сугробов. Дед Витя сделал мне первую лопату, когда мне было шесть лет. Я ходил с ним убирать наш общий двор от снега. Тогда никому в голову не приходило убирать только за себя, про соседей забывать. Тогда все было общее. Радость и горе. И снег. Из снега мы с ребятами делали горку, в сугробах копали лабиринты, потом всем двором играли. Домой невозможно было загнать. Утром встанешь, еще темно, а за окном уже скрип лопаты. Кто-то вышел и, пока все спят, убирает снег у подъезда. Слушаешь – хорошо на душе: вечный круговорот жизни, вечная победа человека над обстоятельствами.

Дух праздности и уныния

Святые считали невинную для нас праздность корнем всех грехов, главной болезнью, отравляющей душу человека. Лень и пассивность всего нашего существа, что заставляют забыть о самых насущных делах, прежде всего о своем спасении, постоянно убеждают нас в невозможности что-либо изменить в своей жизни. Ты знаешь, что нужно что-то делать, трудиться над собой, работать, заботиться о семье, а вместо этого лежишь и смотришь в потолок и говоришь себе: а зачем? Этим циничным «зачем?» в течение всей жизни мы впустую растрачиваем все данные нам духовные силы.

Слово «праздность» – не синоним невинному слову «безделье», как мы привыкли его понимать, оно происходит от куда более страшного понятия пустоты, а пустота противоположна полноте, как тьма свету. Именно так понимается ад – место отсутствия бытия, место, где нет Бога. Когда в душе нет Бога, там появляется пустота, из нее рождается уныние. Святые отцы считали уныние величайшей опасностью для человеческой души. Находясь в его власти, человек перестает видеть вокруг себя хорошее, для него все в жизни сводится к отрицанию и пессимизму.

Уныние – это дьявольская власть над человеком. Дьявол лжец, клеветник и обольститель, он лжет человеку о Боге и мире, наполняя его жизнь тьмой и отрицанием. Уныние – это самоубийство для души, и, впав в уныние, человек теряет возможность видеть свет и стремиться к нему. Поэтому мы молимся: дух праздности, уныния не даждь ми. И наоборот: дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви даруй нам.

Как это – бояться Бога

Неделя о Страшном Суде. Некоторые современные верующие по этому поводу задаются вопросом: «А почему мы вообще должны бояться Бога, ведь Господь заповедовал любовь? Зачем вообще эти низкие чувства, унижающие достоинство современного человека? Мы ведь в церковь не из-за страхов пришли – страхов нам и в жизни хватает, а тут раз – опять… Что это вообще такое?»

Люди часто смешивают два совершенно разных чувства: телесное и духовное. Животный страх – это природное чувство, данное нам Богом для самосохранения, а страх Божий – духовное чувство, не имеющее ничего общего с животным страхом. В основе Божия страха любовь и благоговение к Богу. В детстве я боялся сбегать с уроков не из-за страха наказания, а потому, что мама расстроится, когда ее в школу вызовут… Не делать грех, чтобы не расстраивать Бога, и есть страх Божий. Без этого спасительного чувства любовь к Богу невозможна.

Преподобный Исаак Сирин прямо говорит, что как невозможно переплыть море без корабля, так никто не может без страха Божия достигнуть любви. Страх Божий не появляется в душе сам собой от сырости, это плод покаянной молитвы и внимания к себе. В известной молитве святителя Иоанна Златоуста на каждый час мы просим: «Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое». Когда этот корень посеется в душе, прорастет и окрепнет, человек становится способным любить Бога всем своим существом. «Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою» – так молимся мы вместе со святителем Иоанном.

А про Страшный Суд, на котором мы все предстанем пред Господом, замечательно сказал святитель Феофан Затворник: у Бога одна забота – миловать и миловать, и на Страшном Суде Он будет искать, за что человека оправдать, а не в чем его осудить. Архимандрит Софроний (Сахаров) выразился еще конкретнее: «Господь на Страшном Суде скажет, что каждый малый человек – это Он Сам».

Такие дела.

Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/PRO-GOLOSOVANIE-ZA-PAMYATNIK-NA;
https://tv-soyuz.ru/peredachi/selfi-v-snegu;
https://tv-soyuz.ru/DUH-PRAZDNOSTI-I-UNYNIYA–;
https://tv-soyuz.ru/KAK-ETO--BOYATSYA-BOGA–

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс