Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Хотелось бы поговорить на тему общения с инославными. Мы живем в многоконфессиональной стране, много и неверующих. Возникают споры, противоречия. Какое у нас должно быть правильное взаимодействие, чтобы не нарушать нормы и при этом не быть предателем своей веры?
– По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Это главный закон общения с любым человеком. Но мы чаще его используем при взаимодействии с людьми посторонними, а дома почему-то не любим использовать. Получается, что дома у нас другая заповедь исполняется (точнее, это не совсем заповедь, а грустная констатация факта): враги человеку – домашние его. На окружающих мы действуем благотворно, ведем себя благочестиво, а дома – домашние тираны.
Все очень просто: действовать здравомысленно, аккуратно, с любовью, благочестиво, с уважением. Апостол Петр пишет: если спросят тебя о вере твоей, об уповании, дай ответ с кротостью, смирением, любовью. Не нужно навязывать свои идеи, обесценивать религиозные чувства оппонента или собеседника разными унизительными выражениями: мол, ты не понимаешь, все у вас не так, ты ошибаешься...
При этом сами ничего объяснить не можем.
– Мы и свою веру не можем защитить, и чужую отвергаем без каких-либо аргументов. Есть то, о чем говорить вообще не стоит: о женщинах, политиках, религии. Если хочешь сохранить дружественные отношения, не говори об этом.
Например, тебя спрашивают: «Расскажи о своей вере. Почему вы считаете, что Христос – Бог? Мы считаем, что Он пророк. Где Он об этом говорит?» Они думают, что Христос нигде не говорит о Себе как о Боге. И мы можем взять Священное Писание и показать цитаты прямые, косвенные. Мы так верим потому, что так написано в Священном Писании. И это не просто кем-то написанная книга, она дана Богом. Главное, не переубедить человека сменить веру, а защитить свою, обосновать, объяснить, почему мы так веруем. Собственно, и вся задача.
Главное, чтобы не было миссионерского зуда: сейчас все поверят, сейчас всем расскажу, что они ошибаются. Поменьше эмоций и побольше здравого смысла. Чем больше эмоционального контекста в словах, тем меньше верят. Потому что человек срывается на эмоции, на крик тогда, когда пропадают аргументы. Это легко считывается. Чем спокойнее ты объясняешь, тем лучше это воспринимается. И чем меньше слов, тем лучше.
И, если не спрашивают, не нужно лезть.
– Иногда к нам лезут со своими убеждениями, чаще всего с гороскопами, рекомендациями каких-нибудь нумерологов или чем-то подобным в эзотерическом духе. Тогда надо поставить на место, объяснить, чем отличается астрономия от астрологии, почему мы не верим во все это, почему гороскопы – это удаление от Бога. Об этом поговорить можно, чтобы человек дальше не грузил своей эзотерикой.
Есть песня, которая расходилась в социальных сетях, где такие слова: «Мы русские, мы верим в гороскопы». Вот так за всех сказано. А мы разве в них верим?
– Астрологов больше, чем священников. Их популярность больше, чем священников. Подписчиков в социальных сетях у них больше, чем у всех. Чем тяжелее обстоятельства в стране или в личной жизни, тем больше желание узнать, чем же все это закончится. Поскольку никто из адекватных людей это не говорит, некоторые идут к неадекватным людям, обещающим за его же деньги рассказать, что будет. Они, конечно, говорят, что все будет хорошо, только денежки неси, подписывайся на их канал, где самые правильные гороскопы.
Знаю немало таких людей, кто ошибочно высчитывал свой знак Зодиака, годами считал, что они, например, Овен (и все у них совпадало), а потом они узнавали, что, оказывается, у них другой знак. На самом деле гороскоп написан так, чтобы любой, независимо от своего знака Зодиака, мог прочитать что-то для себя, что ему нравится. Там психологи работают, все это очень легко. Но человек все равно от Бога отдаляется, потому что решил проникнуть в тайны мироздания через черный ход. Богу это не угодно...
Это нарушение заповеди «не сотвори себе кумира»?
– Это хуже, но в том же духе. Ведь кумиры – не какие-то поп-звезды. Кумир – это конкретный идол, конкретное божество. По сути, ты веришь в другого бога. Когда кто-то создавал гороскоп, он считал, что за этим стоят конкретные божества...
Вселенная. Часто говорят: «Вселенная тебе поможет».
– Древние считали, что на каждой звезде живет какой-нибудь бог и что, когда душа идет от Солнца и вселяется в младенца, она проходит мимо разных планет, которые не столько планеты, сколько места обитания каких-то богов – и эти боги наделяют душу какими-то своими качествами. И астролог должен был определить, какие планеты выстроились максимально близко по отношению к Солнцу в тот момент, когда душа спускалась с Небес в младенца, и какими же качествами ребенок будет наделен.
С точки зрения древних греков, астрология вполне религиозна. Но мы религию древних греков перенесли в музеи, а гороскопы оставили: мол, древние ведь в них верили... Я уже молчу о том, что нет никакого предсуществования душ, а то кто-нибудь подумает, что батюшка несет оригеновскую ересь. Поэтому никаких гороскопов быть не может, никакие божества души детей ничем не наделяют, все это обман. Кстати, нумерология тоже к этому относится.
А это что такое? Магия чисел?
– Вера в то, что если ты знаешь точное время, когда родился (часы, минуты, секунды), то по этим данным можно определить, какими качествами ты наделен, какое будущее у тебя будет. Это тоже связано с древними языческими религиями.
Есть такой анекдот. Сын звонит маме: «Мама, скажи, пожалуйста, точное время, во сколько я родился». Мама говорит: «Сынуля, прекращай общаться с этой девушкой, беги от нее». Не сам же сын такое придумал. Если девушка спрашивает об этом, значит, ее ум заражен этими идеями.
Современные христиане подвержены различным философиям. Это псевдохристианство, гуманизм, какие-то либеральные идеи и так далее. В то же время решением церковного суда какой-то клирик может быть осужден по апостольскому правилу такому-то, по правилам такого-то Собора. Так это же когда было: III, IV, V, VI век! Вроде бы мы шагаем вперед, цифровизация, но у нас и свечки в храме горят, когда есть электричество. То есть все равно посыл идет в первые века. Почему так происходит? Почему так важно хранить то, что было в период становления христианства?
– Мир так устроен. Когда мы открываем учебник, например, по математике или биологии, то видим, что первые страницы посвящены открытиям людей, живших очень давно, до Рождества Христова. Юриспруденция начинается с изучения римского права; студенты учат латынь, основы, истоки. Нам кажется, что мир развивается к лучшему. Ничего подобного. Может быть, технологически развивается к лучшему, но не духовно, не интеллектуально, не физически.
Получается, мы такие же первобытные люди?
– Если бы!.. Сейчас слаб человек и душевно, и духовно. У нас нет стойкости в уме. Человек может верить в совершенно противоположные вещи, которые между собой никак не коррелируют, противоречат друг другу. Сознание древних людей, или людей Средних веков, или даже живших сто лет назад было намного целостнее. Люди были крепки, были какие-то устои, где-то были рыцарские законы, где-то – церковные. Общество было намного здоровее. Да, не было видеокамер, гаджетов, ездили из Москвы в Кострому не по навигатору, тем не менее добирались, а по дороге могли молиться, общаться.
Преподобный Сергий пешком ходил в Москву и Нижний Новгород.
– Люди были крепкими, мощными. Все хорошее, что у нас есть, основано на открытиях и исследованиях прошлого. Да, у нас были научно-технологические взрывы в XVIII, XIX, XX, XXI веках, но мы видим: чем больше человек открывает что-то в физике, химии, тем больше угроз несет это человечеству. Нам уже необходимо не столько открывать какие-то законы, сколько закрывать...
Искусственный интеллект, например. Ваше мнение об этом?
– Посмотрим. Пока он в зачаточном состоянии, ему позволяют писать короткие тексты, делать какие-то странные видео, как будто сон наяву, рисовать картинки шестью-семью пальцами на руках. Понятно, что дальше его будут обучать. Но я сомневаюсь, что он несет угрозу каждому из нас. За каждым искусственным интеллектом сидят конкретные люди, которые где-то его ограничивают, где-то используют на максимуме. Да, будущее за теми корпорациями, теми государствами, которые смогут его обуздать и применять на максимум возможностей, обу- чать, программировать...
Даже сейчас по тому, как он создает тексты, как отвечает на вопросы, мы видим, что за ним стоят люди с конкретным мировоззрением. Такой среднестатистический американский программист с несколько расшатанными религиозно-философскими убеждениями, не всегда коррелирующими с христианскими убеждениями и идеями.
Наверное, еще и с нездоровой психикой.
– Ну, может быть, и со здоровой, но, как бы то ни было, в любом случае это инструмент. Человечество всегда боится чего-то нового. Когда-то люди боялись колеса, затем телефонов, компьютеров, а сейчас это прочно вошло в нашу жизнь и каждый пользуется этими благами цивилизации.
Но мы видим, что появляются новые болезни, зависимости. Сейчас непросто отучить ребенка от гаджетозависимости, но это больше исключения, это болезни на здоровом теле человечества, которое пользуется этими средствами достаточно благоразумно. Нельзя все отменять и запрещать, потому что в некоторых случаях это может привести к беде.
У нас и на железных дорогах бывают аварии, когда кто-то идет по железнодорожному полотну в наушниках. Разве из-за этого нужно отменять поезда? Бывает, что и самолеты падают. Теперь не летать, что ли?
Мы понимаем, что от любой технологии может быть вред, но вернуться в пещеры и бегать с деревянным молотком, гоняясь за мамонтами и тушканчиками, наверное, все-таки не вариант. Нужно эту лошадку благоразумно держать в узде и направлять ее туда, куда нам надо. Поэтому сейчас для всех нас важнее всего научиться этим пользоваться.
Мы видим, что часто люди верят в теории заговоров, в мистические истории. Они говорят, что ко всему этому нас якобы готовит американский кинематограф и что возможно восстание машин, что это якобы спланированная акция и так далее.
– Об этом писали еще в XIX веке.
Да. Мы понимаем, что все это попускается Богом, но в то же время это может вызывать панику. И здесь самое время Церкви сказать свое слово. По нашему мнению, мы всегда будем актуальными, потому что душа человека во все времена одинакова. Как Вы считаете, что делать с этими людьми? Мы ведь помним, как разводили панику с ИНН, еще с чем-то. И вообще, много чего происходит в этом мире.
– Человеку с тонкой душевной организацией, с неустойчивой психикой очень тяжело осознавать, что некоторые вещи никем и никак не контролируются, это еще больше сводит его с ума. Если нет веры, то крыша отъезжает очень быстро. Но если вера есть, ты понимаешь, что все-таки за всем стоит Бог. Если это произошло, если Бог попустил это, значит, какой-то смысл в этом есть.
И пусть ты не понимаешь смысла всего происходящего здесь и сейчас, но в стратегической перспективе вся боль, все неудачи и страдания, которые ты сейчас претерпеваешь, принесут пользу и тебе, и обществу, и стране, и Церкви, и жизнь станет легче.
А если ты вне Бога, то не можешь не верить в какую-нибудь теорию заговора: «Неужели мир движется хаотично? Неужели наш мир зависит от людей, которые буквально вчера сидели за задней партой, учиться не хотели и только и стреляли бумажками в учеников, а теперь управляют огромными государствами, корпорациями и влияют на жизнь каждого человека? Неужели все в воле случая? Нет, здесь точно должны быть какие-то надмирные правительства, которые все это решают и прогнозируют и у которых все расписано на триста лет наперед». И тогда сразу становится спокойно. Значит, нет никаких случайностей...
Даже если допустить, что есть какие-то мировые правительства, умнейшие аналитики, где же здесь Бог?
– Боженька ожесточил сердце фараона, и он не отпускал израильтян, чтобы те увидели силу Бога, Который может все. Я уже молчу про Потоп, про многие интересные вещи из Ветхого Завета, которые могут реализоваться на наших глазах когда угодно. Хочешь рассмешить Бога – расскажи Ему о своих планах.
Можно посмотреть на историю нашей страны, и, казалось бы, уже все, нас быть не должно. Но мы есть.
– Да, мне кажется, что существование Бога вполне доказывается существованием России, если хорошенько окунуться в историю и посмотреть, как мы появились и как сохраняем жизнь.
Кстати, многие, кто сейчас воюет, так и говорят: если бы не Бог, то вообще ничего бы не было. И этим людям мы верим.
– Да. И удивительно, что против России всегда боролись те, кого мы превозносили выше всех. Достаточно почитать «Войну и мир» Льва Толстого. В то время дворяне практически не говорили по-русски.
Но ведь люди, придерживающиеся либеральных взглядов, какие-то анархисты, может быть, те же гуманисты при этом могут быть прихожанами одной церкви.
– До поры до времени, пока Церковь не наступит на больную мозоль и не скажет, что весь этот гуманизм – зло. Если начать говорить, что гуманистическая психология – это абсолютное зло, которое ставит человека во главу угла, то тут же начинается: «Да что Вы понимаете? Вы психологические университеты окончили?» И так далее. То есть попробуй только как-то задеть священную корову гуманистической психологии, и тебя просто съедят эти терпеливые, спокойные, медитирующие люди.
Высокообразованные, цивилизованные и так далее.
– Да. Они образованные и цивилизованные только до тех пор, пока ты не скажешь, что в их психологии, в частности, в теории одного из столпов-основателей психологии знаменитого Карла Роджерса, с точки зрения христианства не все правильно. Попробуй только скажи, что не все здесь правильно.
Мы как раз возвращаемся к целостному образу. То есть, получается, человек сам себя разъедает, раздваивает?
– Апостол и евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит: знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! То есть, как мы видим, Богу более приятен убежденный атеист или даже религиозный фанатик, чем тот, кто говорит: «Может быть, Бог есть, а, может быть, и нет. Все религии ведут к одному Богу, все они равны. Сейчас помолюсь, помедитирую, а затем съезжу на Бали». Здесь, с одной стороны, присутствует как бы религиозная всеядность, а с другой стороны – этот пресловутый агностицизм.
Можем ли мы сказать, что христианство – это философия жизни?
– В наших теологических университетах есть предмет христианская философия, потому что в рамках каждого мировоззрения все-таки есть о чем поговорить.
Напомню, что, согласно нашему Православному вероучению, мы обязаны не только мыслить как христиане, жить по заповедям и придерживаться этого учения, но еще должны участвовать в церковных таинствах – исповедоваться, причащаться.
– Да, и это самое главное. Если из христианства убрать Христа, останется христианская философия, а для нас это неприемлемо.
В общем, можно долго продолжать эту тему... И какой вывод мы можем сделать?
– Вывод такой, что говорить с такими, показывать глубину Православия все равно нужно, но для этого ты должен знать Православие и жить по его канонам. Поэтому я тоже огорчаюсь, когда общаюсь с каким-то человеком, а он все равно вне Церкви, вне Христа.
Здесь все-таки есть некоторая тайна. Не зря же апостол Павел говорит, что вера – это дар Божий. Помолимся же о том, чтобы этот дар был дан как можно большему количеству людей. И от нас это тоже зависит.
И еще нужно любить людей, невзирая на то, кто они.
– Хотя бы не ненавидеть, и это уже, между прочим, проявление любви.
Будем стараться.
Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.