Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1206) → Архимандрит Александр (Глоба): Святыни должны быть в Церкви

Архимандрит Александр (Глоба): Святыни должны быть в Церкви

№21 (1206) / 1 июня ‘23

Беседы с батюшкой

Первая новость, которую хотелось бы обсудить, – икона «Троица» руки Андрея Рублева возвращается Русской Церкви и будет год находиться в Храме Христа Спасителя, а потом вернется на свое историческое место, в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. Как Вы относитесь к этому решению?

– Абсолютно положительно. Это долгожданное событие. Я думаю, сейчас очень много благодарственных молитв и молитв-прошений проистекает из уст верующих, чтобы такие великие святыни, которые находятся в охраняемой зоне Государственного музея, были доступны простым верующим. Многие не могут по тем или иным причинам прийти в музей и насладиться духовной красотой этих произведений. Для нас это святыни. Святые иконы были написаны святыми людьми для того, чтобы каждый человек, взирая на образ святых, изображенных на этих иконах, стремился к святости.

Икона «Троица» – особенная икона, особенный образ, особенный стиль, если хотите, особенный бренд русской иконописи. Эта икона узнаваемая и понимаемая. Абсолютно понятен тот замысел, который Андрей Рублев пытался вложить в свое духовное произведение. Каждый человек, взирая на икону, как бы вливается в святость пространства и, обращаясь к образу со своим прошением, благодарением, молитвенным созерцанием, получает от Бога Троицы просимое.

Очень хорошо, что икона в течение года будет находиться в Храме Христа Спасителя. Он открыт каждый день и туда можно прийти людям, приехавшим в Москву из разных уголков мира, чтобы помолиться, воочию увидеть образ и получить духовный отклик от молитвы, что возможно только в действующем храме. Потому что в музее мы не можем поставить свечу, приложиться к иконе, выразить свое молитвенное поклонение образу. Кто-то постесняется, кто-то сочтет это неуместным.

А здесь полнейшая гармония: икона, образ православной святыни, находится в православном соборе, где можно помолиться, совершить молебен, просто постоять и получить благодать, исходящую от образа, чтобы потом поделиться ею с родными и близкими людьми, которые тоже нуждаются в теплом отношении и желают получить частичку любви. Эту частичку любви можно получить от образа, когда находишься рядом с ним.

Мы знаем, что, когда человек находится у великой святыни, он преображается, меняется ход его мыслей, стиль мышления, психологическая картина. Находясь рядом с такими великими святынями, он получает только добро, преображается духовно и даже внешне. Страдающий какими-то пороками, грехами, приходя к святыне, открываясь перед Богом, перед святостью образа, получает воздействие благодати Духа Святого на своего внутреннего человека, свои мысли, свое сердце и уходит преображенным, измененным. И если раньше люди замечали, что некто говорил плохие слова и совершал плохие поступки, то потом видят в нем большие изменения.

Это нельзя не связать с тем, что человек, приходя к святыне, получает воспитательное педагогическое действие духовных потенциалов, связанных с православным образом, особенно с таким, который прошел через века и несет на себе отпечатки лет. Все это пришло в современную историю из далекого прошлого, и это дает нам право считаться людьми счастливыми.

Мы должны радоваться и быть духовно возвышенными, когда будем приходить к этому образу молиться, прикладываться, поклоняться. Призываю людей оставить свои домашние заботы и прийти в храм Божий, помолиться у этого святого образа.

Когда образ прибудет на свое место в Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где почивают мощи нашего великого подвижника – преподобного Сергия Радонежского, хочется, чтобы и туда текла людская река, чтобы люди могли приложиться, поклониться этой жемчужине. Ведь икону когда-то изъяли греховным образом, сняли с нее ризы (икона была украшена богатыми ризами с каменьями). Мы сейчас не будем давать оценку тому историческому периоду, но констатируем тот факт, что жемчужина нашего духовного возрождения приближается к нам и мы можем с ней соприкоснуться.

Еще одна новость: серебряная рака от мощей святого благоверного князя Александра Невского возвращается из Эрмитажа на свое место, в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. И это великая радость. Лавра будет хранить особенную святыню – мощи Александра Невского, и люди, посещая святыню, будут видеть сопричастие к той великой лавре, которая была до революции и в которой совершались особенные службы, молебны, молебствия, и ощущать свою духовность.

Сейчас для нас это особенно важно. Мы должны ощущать поднятие духовности. Очень много вещей, происходящих в нашем мире, в нашем сознании, связаны с миром греховным. Мы должны стремиться ко спасению, стремиться соединиться со Христом, приобщиться к Царствию Небесному. А все эти передачи, политические движения направлены на разрушение человеческой личности, человеческой души, человеческого сердца.

И такие моменты, которые связаны с возвращением святынь, с подъемом православного духа, очень важны для нашего государства, особенно в этих непростых условиях. Поэтому остается только радоваться, благодарить Бога и просить у Него милости, поддержки, защиты и благословений, чтобы наши потомки тоже созревали в Православной вере и были ее исповедниками.

К нашей предыдущей теме я хотел добавить: символично, что возвращение святынь происходит в год столетия кампании по изъятию церковных ценностей. Мы видим, как церковные ценности, в первую очередь духовные, возвращаются Церкви.

– Эти ценности имеют особое, первостепенное значение. Я уверен, что в конце концов многие иконы, которые хранятся в музеях, обретут свое место в иконостасах церквей, где им положено быть, и перед ними будет совершаться служба Божия. И каждая духовная вещь займет свое место в Церкви, чтобы выполнять свою функцию.

Было бы странно, если бы, допустим, хирургический инструментарий находился в музее, а людей лечили заклинаниями. Примерно то же самое происходит, когда наши святыни находятся в музеях, где им невозможно поклониться. Например, на Украине мощи начинают называть экспонатами, пытаются не допускать людей к ним, промывают им мозги до такой степени, чтобы перепуталось их сознание, выбивают фундамент веры из-под ног.

Все должно быть на своем месте – святыни должны быть в Церкви. Памятниками церковной архитектуры должны заниматься церковные люди, и мы знаем, что очень многие положили свои жизни на их изучение. Святыни не должны лежать мертвым грузом, как, например, латинский язык, который сейчас находится в мертвом, что ли, состоянии и которым пользуются лишь в определенных науках.

Памятники архитектуры должны служить людям, народу Божию, государству, укреплению принципов любви, взаимодоверия, нашего отношения к Богу. Они должны служить именно тем целям, для которых и были созданы. Церкви строились для того, чтобы в них совершалась служба Божия, и она должна там совершаться. Можно и нужно строить различные здания, музеи, но в церкви, где находится алтарь Божий, должна совершаться служба Божия.

Я думаю, что и государственные мужи созреют к определенному моменту, и станет нормой совершение службы Божией во всех храмах, даже в тех, которые пока находятся в плачевном состоянии, а таких храмов в каждой епархии немало. Придет время, когда все эти храмы будут восстановлены и в них снова будет твориться Божия служба.

Вы очень правильно, метко подметили, что все это совершается именно через сто лет после изъятия церковных ценностей. Здесь нужно вспомнить Святейшего Патриарха Тихона, который не запрещал помогать государству за счет церковных ценностей. Но все было перевернуто с ног на голову. Ленину не понравилось одобрение этой инициативы Патриархом Тихоном, он ожидал совсем другой его реакции.

Когда Ленин узнал о том, что Церковь отдает свои ценности, включая священнические кресты и митры (за исключением икон, евхаристических сосудов – всего того, что связано с Литургией), церковнослужителей обвинили в том, что они якобы все это прятали, присваивали себе. Церковь объявили виновницей в назревавшем тогда голоде и финансовых проблемах в стране. Все было сделано для того, чтобы большое количество священников было убито.

Совсем недавно Святейший Патриарх Кирилл совершил богослужение на Бутовском полигоне. Он отметил великую роль Церкви, священников, погибших за веру, за русское Православие. Слава Богу, память о наших новомучениках, исповедниках живет, служба Божия творится. Эта память должна оставаться в сердцах людей, чтобы не повторились ошибки, совершенные почти сто лет назад.

Но сейчас мы видим, что на Украине происходят ужасные явления – государство преследует каноническую Церковь, оно дало отмашку на то, чтобы забирали храмы, унижали, заключали под домашний арест архиереев, кто-то из них осужден за то, что говорит правду Божию. Происходит какой-то сюрреализм – представители раскольнических группировок говорят о канонической Церкви Христовой страшные вещи, и все это сходит им с рук.

Нам нужно молить Господа, чтобы все это прекратилось. Господь может победить это зло Своей любовью через молитвы верных Церкви, всех, кто считает главным духовным центром Русскую Православную Церковь и ее Предстоятеля – Святейшего Патриарха Кирилла.

Нам нужно не отрываться от Матери Церкви, быть всегда на одной молитвенной волне, чтобы мы могли молиться Богу, просить Его о том, чтобы та дрянь, которая засела в умах наших братьев на Украине, вышла, чтобы закончилась травля Церкви, чтобы дух любви вселился в умы и сердца людей.

Здесь прослеживается некий символизм. Сто лет назад в Советском государстве, на всей территории Советского Союза проходила кампания по изъятию церковных ценностей, а сейчас мы видим, что в России духовные ценности возвращают Церкви. Но на Украине, наоборот, ценности отбирают.

– Представьте себе, как храм собирал святыни. Я как священник знаю, что все собиралось по крупицам. А сейчас храмы захватывают со всеми их святынями, собранными батюшками, приходами. Святые мощи, церковная утварь с драгоценностями – все это забирается, разворовывается. А на псевдослужбах в раскольнических храмах людей нет. В лучшем случае придут три человека, которым все равно.

Православные люди, чтобы помолиться, собираются на квартирах у священников. Они жертвуют какие-то приношения – цепочку, колечко, что-то еще, чтобы потом, к примеру, сделать ризу на икону, украсить святыню. В украинских же храмах все выносится, разворовывается. А потом можно увидеть, что на торговых площадках в Европе продаются святыни из храмов Украинской Православной Церкви, которые разворовали эти духовные уроды, и они на этом зарабатывают деньги.

Например, частицы мощей какого-нибудь Киево-Печерского святого.

– Конечно. На месте украденных икон они потом повесят напечатанные на дешевой бумаге постеры, а святыню, прошедшую через века, заберут и продадут. Главное – чтобы они ее не уничтожили. Кто бывал на заграничных антикварных площадках, видел, что там до сих пор находится очень много дореволюционных русских церковных святынь – Евангелий, Чаш, кадил. Сейчас возникла вторая такая волна. То, что удалось вернуть, сохранить, снова идет на эти площадки. Конечно, мы будем все это искать, выкупать, будем пытаться сохранить свое наследие, но вакханалия продолжается.

Украинская Церковь богата и святыми, и святынями. В России нужные выводы сделаны, уроки столетия изучены, и некоторые святыни возвращены обратно в Церковь.

– Да. Хорошо, что глава государства у нас православный богомудрый человек, а наш Святейший Патриарх умеет найти с ним общий язык, защитить и сохранить Церковь. Это большое дело. Вспомните, как Предстоятель Украинской Церкви пришел под окна к президенту, а тот не нашел ничего более умного, как включить воздушную тревогу, и архиереи, которым уже по 70–80 лет, многие из них и ходят-то с трудом, ожидали два часа, что он к ним выйдет.

Когда Зеленский хотел стать президентом, он навестил их, а, став президентом, он приезжал и принимал от них поздравления. Когда же его поддержка потребовалась Церкви, он, как последний трус, избавился от старцев таким гнусным образом. Конечно, это не придало ему авторитета.

Даже враги Церкви увидели, что если он так поступил с архиереями Православной Церкви, то так же поступит и с ними. Когда этим раскольникам придется бежать, дай Бог, чтобы они в образе какой-нибудь куртизанки скрылись на просторах Европы. Может быть, Европа примет их. А вообще, это была очень некрасивая ситуация. Она вызывает лишь боль и желание помолиться, чтобы Господь вразумил этих людей, и чтобы все-таки человеческая ненависть и злоба были уничтожены духом любви и милосердия.

У президента Украины нет духа любви. А если нет духа любви, то и духа государственника у него тоже нет. Подпиливают ножки стула, на котором сидят, только глупые люди, которых Господь обделил разумом и мудростью. А ведь именно о даре мудрости просил Господа царь Соломон. Поэтому будем молиться, ждать и надеяться на то, что Господь приведет всех нас в разум истины и к духу любви.

Вопрос от телезрителя: «Когда человек делает тебе что-то нехорошее, как научиться желать ему хорошего?»

– Прежде всего здесь нужно определиться, для чего ты хочешь этому научиться: чтобы самому быть хорошим и казаться хорошим окружающим людям или ты это делаешь ради Бога. Мы должны все доброе делать ради Бога – учить, прощать людей, помогать людям, чтобы Господь видел в нас людей, стремящихся к Царству Небесному.

Но иногда бывает очень трудно простить кого-то, разрешить тот или иной спор, и здесь самое главное – не держать зла, отпустить эту ситуацию. Даже если человек тебя не прощает, нужно его простить и отпустить, чтобы Господь Сам Своим благодатным действием выровнял все неровности, шероховатости в отношениях. Господь обязательно это сделает.

Нужно молиться за обижающих, оскорбляющих нас. Мы не должны зацикливаться на обиде, ведь обида разрушает нас изнутри, у нас ничего не получается, и жизнь наша становится какой-то пресной. Мы должны научиться прибавлять соль в нашу жизнь – соль Христовой любви, научиться Христову отношению к нашим близким, жизни ради Царства Небесного.

Для этого нам нужно будет чем-то поступиться, потому что очень часто бывает, что наша гордыня требует от нас определенных действий. И вот, чтобы избавиться от гордыни, приходится даже менять парадигму, образ наших мыслей, меняться нам самим, чтобы изменить неправильное отношение к той ситуации, которая породила в нашем сердце негативное отношение к другому человеку.

Мы должны видеть в нем образ Божий, поэтому нам нужно избавляться от вещей, которые отделяют нас от Бога, от любви Христовой, и делать все это ради Бога. Но это совсем не означает, что если человек допустил какое-то нарушение закона по отношению к другому – побил, оскорбил его, что-то еще, то мы как христиане можем его простить. Это не означает, что можно нарушать дух закона, который удерживает людей в определенном настроении, чтобы не допускалось распутства, произвола, вакханалии.

Каждый должен отвечать за свои деяния, должен подчиниться, покориться закону, даже если не хочет этого делать. Для такого случая у закона есть меч, который может заставить человека это сделать, чтобы он не стал источником опасного воздействия на других, чтобы не делился с окружающими своими негативными эмоциями, действиями, не менял существующую реальность так, как бы ему хотелось.

Есть государство-гарант, есть закон. Он гарантирует безопасность, гарантирует, что человек может жить без страха, без боли, без каких-то ограничений, поэтому мы должны придерживаться гражданских норм, которые нужны опять-таки для нашей же пользы.

Можно ли сказать, что есть Закон Божий и есть закон человеческий? В принципе, все мы призваны жить по Закону Божию, который наиболее полно охватывает все стороны человеческой жизни. Но если люди не могут жить по Закону Божию, для этого и существует закон человеческий, он создает эти рамки. Не так ли?

– Так и есть. Когда евреи шли через Синайскую пустыню, такого законодательства еще не было, и Моисей дал людям законодательство и от Бога, и от себя, чтобы соблюдались правила общественного поведения, чтобы люди были людьми, а не темным, непросвещенным скотом, чтобы человеческая жизнь ценилась высоко, чтобы человек не был объектом продажи, наживы.

В этом обществе устанавливались определенные взаимоотношения, и Бог хотел, чтобы в Его богоизбранном обществе все события происходили по определенным правилам. Об этом мы читаем на страницах Священного Писания Ветхого Завета.

В завершение прошу Вас слов напутствия нашим телезрителям.

– Я хотел бы пожелать всем доброго здравия, духовного и телесного. Пусть Божие благословение, покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святителя Николая Чудотворца, святой великомученицы Ирины пребывают со всеми нами. И хотелось бы всем пожелать посильного участия в жизни телеканала «Союз». Спаси вас Господь!

Христос Воскресе!

– Воистину Воскресе!

Записали:
Нина Кирсанова
и Людмила Белицкая

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс