Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (1206) → Архимандрит Савва (Мажуко): Если бы не было дьявола...

Архимандрит Савва (Мажуко): Если бы не было дьявола...

№21 (1206) / 1 июня ‘23

Свет невечерний

Наше монашество, как известно, зародилось в Египте. В IV веке первые монастыри, конечно, выглядели совсем по-другому, чем современные твердыни Православия с нарядными соборами, основательными крепостными стенами и праздничными хорами. Тогда была очень скромная и скудная жизнь. Но рабы Божии уже тогда рассмотрели в этих первых подвижниках великих молитвенников, соль земли, без которой невозможно этому миру устоять, сохраниться.

Уже в древности простые христиане совершали приношения в египетские монастыри, в знаменитый скит – место, которое стало известным египетским монастырем, подарившим само слово «скит» русскому языку.

«Скит» в переводе с древнеегипетского означает «взвешивание сердца». Это место, где когда-то находился храм богини Маат – богини справедливости, перьями которой взвешивали сердца усопших на предмет их справедливости, служения правде и истине.

На месте этого опустевшего храма в древности расположились первые монахи, жившие очень скудно, скромно. Они были настоящие постники и молитвенники. И египтяне из окрестных деревень совершали приношения в этот скит.

В Древнем патерике, одной из самых известных книг о египетских подвижниках, есть замечательная история о том, как в скит было принесено вино (бочонок вина). В скиту жили постники, подвижники, очень осторожные люди. А тут вино. Как быть? Но мужчины есть мужчины, даже если они одеты в монашескую одежду, и, конечно же, они собрались торжественно пробовать вино. Один из братьев спрашивает у преподобного аввы Сисоя: «Что, если я выпью один стакан вина?» Он ему говорит: «Неплохо, брат. Почему бы не выпить один стакан вина?» Послушник говорит: «Авва, а если я второй стакан выпью?» Старец говорит: «Ну что ж, и второй стакан на здоровье». Послушник говорит: «А если я еще третий стакан захочу выпить?» И тут авва Сисой сказал замечательные слова, очень важные для любого поколения христиан: «Если бы не было дьявола, сын мой, то можно было бы и третий».

Если бы не было дьявола... Очень полезно каждому поколению христиан перечитывать эти сокровища духовных наставлений. Совершенно простые истории из патериков. От некоторых старцев остались только небольшие фразы, очень краткие наставления. Но вот эта фраза «Если бы не было дьявола» стоит, пожалуй, целого шкафа книг о духовной жизни.

И для нашего христианского поколения эта фраза очень актуальна. Мы сейчас живем в эпоху неслыханного христианского благополучия. Все мы хорошо одеты, чаще всего принимаем пищу не один раз в день, у нас есть горячая вода. Путешествуем, живем в тепле, в комфорте, о котором не мечтали даже вельможи – современники египетских подвижников. Сейчас комфорт доступен каждому рядовому горожанину.

И на фоне этого благополучия появляется некоторый соблазн мыслить христианство как некую идею, оправдывающую буржуазный стиль жизни. Находятся такие проповедники, которые говорят, что это же религия радости, это Пасхальная вера. И апостол Павел нас призывает к радости. Тогда что же вы налагаете посты? Зачем строгие правила? Надо все пробовать, надо резвиться, потому что мы – чада Божии, мы спасены. Мол, давайте закроем все монашеские книги под ключ и будем просто веселиться и радоваться...

И в этой ситуации очень хорошо бы расслышать то, что когда-то сказал преподобный Сисой. Резвиться – это хорошо, жить благополучно – тоже. Кто же против? И пробовать все. Почему бы не попробовать? Почему бы не пожить вот так? Почему бы не поэкспериментировать в этой области? Если бы не было дьявола...

Но мы видим на примере собственной жизни или жизни тех, кто рядом с нами, иное. Например, человек готовился к Пасхе, внимательно постился, вслушивался в чтение Писания во время службы, готовился к Исповеди, Причастию. Встретил Пасху. Сходил в гости к одному другу, второму. Через несколько недель приходит в храм со слезами на глазах, бросается на колени перед Евангелием и говорит священнику: «Батюшка, я не помню, как начался этот запой. Я не помню, как оказался у этой женщины и почему моя жена неделю искала меня по городу. Не помню, как это произошло. Все пролетело настолько быстро...».

Дело в том, что исповедание такого буржуазного христианства, которое на все закрывает глаза, все позволяет, все благословляет, исходит из забвения о том, что мир, к сожалению, пропитан злом, что существует дьявол. Идею буржуазного комфортного существования поддерживают и транслируют чаще всего глупые люди, а их немало. Но это нормально, в любом обществе они есть. И такая простая формула буржуазного христианства очень хорошо ложится на ум и сердце людей не просто глупых, но и распущенных. Это самая опасная смесь – когда глупость совмещается с распущенностью. Глупость – это необязательно какое-то невежество. Глупым может быть и человек с докторской степенью.

И вот глупость, буржуазная близорукость смешивается с разрешением себе всего (а это одна из формул разговения). Когда ты себе разрешаешь распущенность и в речи, и в пище, и в языке, и самое главное – в мыслях, начинается такой ералаш в голове, что даже если у тебя самого нет сил грешить как следует, ты способен заразить немало людей слабых, которым только дай толчок, повод, чтобы они покатились под откос. Соблазнить малых сих. Это именно то, что делают некоторые современные проповедники (и священники, и миряне): своей глупостью и распущенностью соблазняют малых сих, забывая, что можно было бы и резвиться, если бы не было дьявола.

Мы живем в мире соблазнов. Поэтому каждому из нас требуются строгие правила, какие-то внутренние сдерживающие силы, некоторая бдительность, трезвение. Только очень хорошие люди могут обходиться без строгих правил.

Евангелие нам напоминает, что мир лежит во зле. Это не надо забывать. Хотя наша буржуазная жизнь, наше благополучие, наше мирное существование, в общем-то, способны убаюкать даже человека умного. «Ну, бросил жену, детей, сошелся с другой. И ничего такого, всем хорошо. И ничего страшного тут нет. А Евангелие и все ваши святоотеческие тексты как-то устарели, надо их пересмотреть...».

Законы духовной жизни универсальны для любого поколения. Наставления египетских старцев и вечное Святое Евангелие останутся навсегда актуальными в этом мире, где каждому человеку нужно быть крайне осторожным и в своих речах, и в мыслях, и в поступках.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс