Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1204) → Владимир Анатольевич Глазунов: Поэзия – все то, что рвется в небо

Владимир Анатольевич Глазунов: Поэзия – все то, что рвется в небо

№19 (1204) / 15 мая ‘23

Творчество

Окончание. Начало в №18 (1203) 2023 г.

Именно такой пронзительной лирикой наполнен новый моноспектакль Владимира Глазунова «Асадов. Слепой поэт, который видел сердцем». Это история о драматичной судьбе поэта сквозь призму исторических и литературных событий. О том, что помогло выстоять, быть бесстрашным и честным в самых трагических обстоятельствах жизни. И конечно, он – о героическом подвиге поэта во время Великой Отечественной войны. О травме головы, несовместимой с жизнью, о многочисленных поклонницах и предательстве любимой, о фантастической популярности и неприятии коллег, о ранней потере отца и смене фамилии. О детстве в Туркменистане и о последних днях в Одинцово под Москвой. Погружаясь в мир поэзии, Владимир Глазунов порой делает и для себя потрясающие открытия.

В.А. Глазунов: – Во-первых, поэзия меня самого вдохновляет на творчество, поэтому это безусловное открытие. Несмотря на то, что стихи я писал только в юности, когда пора влюбленности и обязательно рифмуются какие-то строки, сейчас я вновь потихоньку возвращаюсь к этому и начинаю понимать, что самому мне тоже хочется складывать слова в рифмы и писать стихи. Вот, пожалуй, это одно из открытий, которое я сделал, когда начал читать стихи.

Второе – это момент воздействия поэзии на аудиторию. Я вижу своих зрителей, слышу тех, кто выходит после поэтических моноспектаклей, и понимаю, что они выходят видоизмененными. Кто-то признается в том, что я помогаю им справиться с какими-то жизненными ситуациями, некоторые подходят и говорят, что они хотели уже разводиться, будучи 30 лет в браке, и благодаря одному стихотворению, а есть такое стихотворение Натальи Задорожной, оно называется «Он хлопнул дверью», – они остались вместе.

Кто-то говорит: «Вы спасли мне жизнь», кто-то еще каким-то образом выражает свои эмоции, и для меня это такая тонкая и очень красивая мера воздействия на широкую аудиторию, возможность донести до нее то, что сам чувствуешь и хочешь передать. И порой это чувствуют и зрители в зале. Но, быть может, эти эмоции где-то глубоко скрыты, их стесняются выразить. Но когда ты находишься в темноте зала, вжимаешься в кресло и слушаешь пронизывающие, до боли знакомые тебе строки, объясняющие твои чувства, ты понимаешь, что внутренние скорлупки твоей души приоткрываются в этот момент.

И мужчины очень часто говорят, что не ожидали, какое это воздействие на них произведет, они говорят, что я прорвал их броню. Они приходят в такой броне, в железобетоне на поэтический вечер, а выходят другими людьми. Женщины часто говорят, что они жалеют, что мужа не привели на эти поэтические моноспектакли, поскольку и мужчине важно было бы сидеть рядом и слушать то, что говорится со сцены.

У человека есть жена.
Он недоволен ей.
Ему как будто бы нужна
получше, поумней.
Но если Бога нет внутри
и в сердце пустота,
Хоть всех вокруг перебери:
не та, не та, не та.

У человека есть страна.
Он недоволен ей.
Ему как будто бы нужна
получше, посильней.
Но если Бога нет внутри,
и в сердце пустота,
Все страны мира обойди:
не та, не та, не та.

У человека есть судьба.
Он недоволен ей:
Потери и за жизнь борьба,
не все как у людей.
Но если Бога нет внутри
и в сердце пустота,
Все судьбы мира рассмотри:
не та, не та, не та.

Но если Божии семена
взошли и расцвели,
По нраву жизнь, друзья,
страна и все края земли,
И прекращается борьба,
хоть сотни лет живи,
Не воспрепятствует судьба
течению любви.

(Ярослав Климанов).

Как обеднел бы наш мир, не будь в нем поэзии. Вы только представьте нашу жизнь без Пушкина, Есенина, Цветаевой и современных авторов. Многие утверждают, что без стихов современный человек вполне спокойно может обойтись. Почему не все понимают и принимают поэзию? Наверное, это происходит по той же причине, по какой классическая музыка остается чуждой иным людям. Возможно, они не научились еще глубоко мыслить и тонко чувствовать, не могут понять ее красоту и величие.

Между тем, поэзия – особый словесный жанр, она позволяет нам по-новому смотреть на мир. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает духовно. Она помогает нам быть добрее, решительнее, нежнее, сильнее.

В.А. Глазунов:

А воздух жаркий, и липкий,
и так его мало.
Пропустите, говорит,
пропустите, я Его мама,
но ее, конечно,
не пропускают,
ад хохочет, трясется,
и зубы скалит,
торжествует.
А она говорит: дайте мне
хоть руку Его неживую,
подержать за ручку,
как в детстве,
я же мама, куда мне деться.
Вот она стоит, смерть
перед ней, в глаза
ей смеется,
Пасть у смерти вонючая,
зрачки-колодцы,
Смерть идет по земле,
истирает гранит и крошит,
А она отвечает:
Маленький мой, хороший,
Ты уж там, где ты есть,
победи, пожалуйста,
эту дрянь.
Ты вот ради этого,
пожалуйста, встань,
Открывай глаза свои,
неживые, незрячие.
И плачет, сильно-пресильно
плачет.
Он войдет в ее дом
через три дня.
Мама, – скажет, – мама,
послушай, это и правда я,
Не плачь, родная, слушай,
что тебе говорят:
Мама, я спустился в ад,
и я победил ад,
Мама, я сделал все,
как ты мне сказала.
Смерть, где твое жало?

Это невероятное по своей силе стихотворение написала наша современница Анна Долгарева. Писать стихи – несомненный дар. Этому нельзя научиться. Но и читать эти проникновенные строки тоже талант. Если ты проникся стихотворением, то оно стало и твоим тоже, ты сможешь донести его суть и смысл.

«Тот, кто воспроизводит стихотворение, отчасти является его соавтором, и эти стихи уже становятся родными», – говорит талантливый чтец стихов Владимир Глазунов. Вот уже несколько лет он открывает людям современную поэзию. Причем делает это, как никто другой.

Ахматова, Есенин, Бродский, Асадов, Рождественский в его исполнении звучат просто великолепно. Однако, кроме классиков русской поэзии, на поэтических моноспектаклях Владимир читает стихи и современных авторов.

В.А. Глазунов: – Удается открывать новые имена. Я уже говорил, что присылают огромное количество стихов. И поэтому новые имена, конечно, возникают. Я уже говорил о Галине Заренковой, Ире Самариной, Ирине Астаховой, Монике Котовой. Могу вспомнить Наталью Задорожную, Эля Твита, Юлию Вихореву (поэт из Нижнего Новгорода).

Огромное количество новых, ярких, красивых имен можно назвать сегодня. Конечно, они работают самостоятельно как поэты, кто-то из них выступает со своими стихами публично. Но когда они входят в мой моноспектакль, я начинаю знакомиться глубоко с их творчеством, погружаюсь в их поэзию и понимаю, что они могут взаимодополнять друг друга, взаимовытекать друг из друга.

Хотя очень часто зрители, приходя на мои выступления, говорят: «А как же поэты Серебряного века? Неужели они не будут звучать сегодня? Или знаменитые поэты-шестидесятники: Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина, Римма Казакова…». Я их тоже нежно люблю. Поэтому в этот большой поэтический серпантин, в эту большую поэтическую моноисторию входят и эти стихи тоже, как и стихи Цветаевой, безусловно, глубоко мною любимой. Тут и новое, и старое – все перемешивается, как правило, во что-то единое.

Я сам порой, когда читаю стихи, то замечаю, что какая-то дрожь пошла в том месте, где я раньше этого не чувствовал. То есть я для себя порой открываю какие-то новые вещи в известном мне стихотворении. Такое тоже бывает.

Мандельштам считал, что между двумя грамотными людьми, один из которых понимает, а другой не понимает поэзию, пропасть больше, чем между грамотным и неграмотным. Легче, говорил он, провести в России электрификацию, чем научить читать Пушкина.

Поэзия вмещает в себя молитву, пророчества, признание в любви, восторг, рыдания – в общем, все то, что рвется в небо.

В.А. Глазунов: – Я уже не раз говорил, что стихи для меня – это тоже музыка. Музыка стиха важна. Смысл – да, безусловно. Вообще, для русского уха, даже если ты песню какую-то слушаешь (а песня – это, как правило, музыка и текст), всегда был главным смысл. Поэтому неслучайно очень часто, особенно в советскую пору, мы слушали песни на стихи выдающихся поэтов. Потому что там главным был глубокий смысл.

Сегодня, когда эти песни звучат, мало кто верит, что это, например, написал Роберт Рождественский:

Как много лет во мне
любовь спала.
Мне это слово ни о чем
не говорило.
Любовь таилась в глубине,
она ждала —
И вот проснулась и глаза
свои открыла!

Глубокие стихи Роберта Рождественского легли в основу песни. Или:

Не думай о секундах свысока.
Наступит время,
сам поймешь, наверное, -
свистят они,
как пули у виска,
мгновения...

Это тоже Роберт Рождественский когда-то написал эти строки, они в дальнейшем стали песней. То есть, мне кажется, для нас все-таки первичен всегда смысл, то, о чем стих, содержание, глубина, и, конечно, духовность, которая находится внутри каждого смысла каждого стихотворения.

Сегодня Владимира Глазунова называют одним из лучших чтецов России, золотым голосом поэзии. И это неслучайно. Владимир обладает невероятным даром очаровывать каждого зрителя, затрагивать тонкие струны души каждого сидящего в зале. Его проникновенное исполнение стихов еще никого не оставило равнодушным. Многие отмечают необыкновенную магию голоса Владимира.

В.А. Глазунов: – Для того, чтобы доносить поэтическое слово, безусловно, голос важен. Хотя я встречал людей, которые блистательно читают со сцены, но именно со своей индивидуальностью. Я бы не сказал, что у них какой-то особенный поставленный голос. Мне сложно об этом говорить. Я никаким образом не работаю над голосом, это то, что дано Богом, природой, дано свыше. И если он помогает донести до зрителей ту суть, которая заложена в литературном произведении, в стихотворении, то это здорово, мне кажется.

А так, чтобы специально, когда голос как инструмент… Хорошо, когда голос работает не единично, когда его дополняет правильная интонация, верные логические ударения, паузы, и когда ты доносишь стихотворение как рассказ, которым тебе лично хочется с кем-то поделиться, не уходя в какие-то такие интонации, завышенные дали, как делают многие известные актеры. И когда тебе просто удается своим голосом достучаться или договориться со слушателем, это здорово.

Мир поэзии таинственен. Способность человека сопереживать – несомненно, одно из главных условий, необходимых для понимания поэзии читателям. Эмоционально неразвитый человек просто не способен постичь чувства, выраженные автором. Для таких людей стихи и вправду остаются чем-то странным и непонятным.

Всем известны и такие примеры: одно и то же стихотворение у кого-то вызывает восторг и воодушевление, а кого-то оставляет совершенно равнодушным. Решающую роль здесь играет то, насколько близким оказывается прочитанное жизненному опыту и душевному состоянию человека в данный момент. Если эта близость существенна, происходит эмоциональный резонанс.

В.А. Глазунов:

В одной семье жил Кот
двенадцать лет.
Он был спокойным
и хозяев слушал,
Но, круто изменился
вдруг сюжет,
Кот, в одночасье, стал
совсем не нужен.

В семье родился маленький
сынок,
Конечно, это радость,
прямо скажем...
Но, вдруг пришел с Котом
разлуки срок,
Он был в машину
вечером посажен.

«Мне жаль, но все ж
подальше отвези», –
Едва не плача, женщина
сказала.
Но холод в ее голосе сквозил,
Хоть Кот не уловил
его сначала.

Мелькали полуночные огни,
Бежали километры,
километры...
И Кот оставлен был,
а с ним одни
Просторы и порывистые
ветры.

Машина, хлопнув дверью,
унеслась,
А он глазел вокруг,
не понимая,
Что ниточка сейчас
оборвалась
И он совсем недалеко
от края.

И Кот пустился смело
в дальний путь,
Он шел упорно к цели,
точно зная,
Не должен он с дороги
той свернуть.
Что где-то ждет семья его
родная.

Кот шел четыре месяца
домой,
Он голодал, он мерз,
с котами дрался.
Но, наконец, усталый,
чуть живой
Он до крыльца заветного
добрался.

И, хоть уже совсем
не стало сил,
Мяукнул Кот, охрипший,
тише мыши.
Он тихо в дом пустить
его просил,
Хозяин этот слабый
писк услышал.

Он дверь открыл и тут же
обомлел,
Жену зовет: «Смотри,
кто здесь за дверью!»
А Кот в глаза им преданно
смотрел
И сам себе от радости
не верил.

Жена сказала: «Как же он
дошел?
Он мне вчера как раз
во сне приснился!»
Ну, а Коту вдруг
стало хорошо
И он к ногам хозяйки
прислонился.

«Ну, что поделать?», –
муж ответил ей.
«Пускай живет, раз так,
ведь он вернулся»,
А Кот уткнулся в коврик
у дверей,
Закрыл глаза. И больше
не проснулся.

(Татьяна Авдеева).

Такие стихотворения призывают каждого из нас остановить стремительный по жизненной дороге бег. Жизнь многих современных людей похожа на длительное авторалли с короткими остановками. Учеба, работа, достижения, командировки, воспитание детей и прочие бытовые заботы захлестывают с головой. В этой повседневной гонке мы зачастую забываем о самих себе и о самом главном – для чего мы все это делаем.

Открыв поэтический сборник, внимательный читатель скоро почувствует, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось, и это запечатленное мгновение, ставшее таким ценным для поэта, побуждает читателя обратить взгляд на собственную жизнь.

В.А. Глазунов: – Стихи – отдельный вид искусства, он требует особого внимания и особого общественного признания. Мне очень хочется, чтобы стихов звучало как можно больше с экранов телевизоров. Я не впервые в гостях у любимого мною телеканала «Союз», мы встречались в Екатеринбурге, встречались в Москве, и я понимаю, что этот канал не равнодушен к чему-то высокому, духовному, светлому, чем, безусловно, является поэзия, и что, безусловно, приподнимает нас над миром.

Да, стихи в состоянии приподнять и унести куда-то далеко, когда ты погружаешься в поэзию, когда читаешь одно стихотворение за другим или влюбляешься в какого-то автора – ты отстраняешься от мира на какое-то время. И это безусловно так. Поэтому поэзия, как мне кажется, требует какого-то более широкого признания, должны создаваться поэтические телевизионные каналы или программы, поэтическое радио должно быть обязательно, потому что есть люди, актеры или чтецы, которые действительно наделены талантом исполнительства, талантом чтеца, и они должны доносить эту музыку души, коей является поэзия. И тогда мы все будем приподниматься, а главное – образовываться. Быть может, снова станем самой интересующейся или читающей страной, которой были когда-то.

У многих людей отношение к поэзии все еще определяется подходом, усвоенным в школе. Мы учили стихи, чтобы тренировать память, ответить на уроке, написать сочинение, сдать экзамен. Школьный подход надолго отбил охоту читать стихи у немалого числа людей. И те, кто осмелились заново открыть для себя поэзию в зрелом возрасте, поражаются, насколько близкой она оказывается, если читаешь для души и чувствуешь стихи сердцем.

В.А. Глазунов: – Это такое мое служение, потому что, как правило, стихи, которые я доношу до зрителя, пропитаны светом и духовностью. Какой-то момент очищения всегда приходит. Есть такое пастырское служение, но на ниве поэзии, когда ты пытаешься дотронуться до душ, сердец, до разума человека и донести ему простые и понятные человеческие вещи, которые порой мы отодвигаем почему-то на второй, на третий план. И ты находишься на своей трибуне, и делаешь людей, как мне кажется, чище и светлее. Очень часто люди признаются, что, к сожалению, они зря нанесли макияж, накрасились перед моими моноспектаклями, потому что все это приходится смывать вместе со слезами. Мужчины тоже плачут. Так что это такое служение во имя чего-то доброго, светлого, духовного, как мне кажется. Это важно для меня. Миссия это, или нет – но очень хотелось бы верить, что все не зря.

Спасибо вам большое, друзья мои, за то, что вы так чувствуете стихи, за то, что любите поэзию, за то, что умеете слушать и слышать. Это очень важные вещи. И я всегда благодарю свою большую аудиторию, которая приходит в зал, называю их абсолютно избранной аудиторией, таким «ограниченным тиражом». Раньше в Советском Союзе были издания, которые массово не выпускались, а выпускались ограниченным тиражом. И вот моя публика – такая же. Не та, что любит попсу, а та, что любит смысл, любит глубину, не боится погрузиться в какие-то такие, быть может, давно забытые, но необходимые душе и сердцу вещи. И я думаю, что мы вместе, на протяжении тех лет, которые нам Бог отмерит, будем превращать слово в искусство. Потому что в поэзии простое слово вдруг становится высоким искусством.

Записали:
Елена Кузоро
и Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Literaturnyy-kvartal-Vladimir-Glazunov;
https://tv-soyuz.ru/Literaturnyy-kvartal-Vladimir-Glazunov-Chast-2

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс